Главные вкладки

    Представление педагогического опыта. Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп:«Театрализованная деятельность – как метод преодоления речевых нарушений».
    методическая разработка по логопедии на тему

    Полянина Елена Ивановна

    Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников.

    Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы  (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon seminar.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп.

    Учитель – логопед: Полянина Е.И. декабрь 2014г

    «Театрализованная деятельность – как метод преодоления речевых нарушений».

    Цель:  Повысить компетентность  педагогов  как  театральная игровая  деятельность помогает развитию речи детей.

    Оборудование: карточки  и кубики с артикуляционной гимнастикой, карточки с заданиями по интонации, скороговорки разной сложности, атрибуты пальчикового театра и головные уборы, презентация по теме: «Театрализованная деятельность – как метод преодоления речевых нарушений».

    Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников.

    Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы  (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

    Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей: разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостной, теневой, пальчиковый и др.); обогащение театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминология); изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

             Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях  детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений.  Главной целью  является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

    Исходя из основной цели, можно выделить  следующие задачи:

     - развитие речи детей и коррекция ее нарушений;

     - развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы;

     - обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;

     - развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;

     - развитие эстетических способностей.

    Цель коррекционной работы логопеда – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи  можно использовать речевые игры и упражнения, направленные на:

    - развитие дыхание и свободы речевого аппарата,

    -умение владеть правильной артикуляцией,

    -четкой дикцией,

    -разнообразной интонацией,

    -логикой.

    -игры со словом, развивающие связную речь, 

    -творческую фантазию,

    -умение сочинять небольшие рассказы и сказки,

    -подбирать простейшие рифмы. На своих занятиях можно использовать различные виды театра – для фланелеграфа или ковролина,  настольный театр, теневой,  плоскостной,  пальчиковый.  би-ба-бо, картинки и игрушки. В этих играх дети могут создать сценки, вести  роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудность в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки оказывают активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка.

    На логопедических занятиях можно широко использовать театрализованные игры, объединенные одной темой.

    Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    1. Игра является основой деятельности детей дошкольного возраста.

    2. Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.

     3. Игра играет особую роль в психическом развитии (развивает внимание, память).  Является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости, профилактики агрессии, страхов у детей с отклонением в развитии.

    Все участники  семинара занимают места за 2 столами.

    ЗАДАНИЕ №1 «Разминка».

    Перед вами лежат картинки с артикуляционной гимнастикой. Вспомните, как называются упражнения и придумайте небольшую артикуляцонную сказку  с этими упражнениями.

    Например, по ТЕМЕ: « ТРАНСПОРТ»

    Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (облизать губы и под губами); блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбка). Он осматривал его, то с одной стороны, то с другой (часики), то сверху, то снизу (качели). После этого язычок решил покататься. На улице ярко светило солнышко, и время от времени язычок закрывал то один глазок, то другой (подмигивание). Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Язычок проезжал мимо глубокого пруда ( чашечка), мимо стройных берез (грибок).  Дорога поворачивала то вправо, то влево (часики). Язычок быстро крутил педали (вращать языком по губам). Скоро наступил вечер. Язычку было пора домой, он очень устал и не заметил, как сначала закрылся один глазок, потом другой и он уснул.

    ЗАДАНИЕ №2  «Пальчиковый игротренинг»

    Вспомните пальчиковую игру с движениями и проведите ее с  педагогами.

    Например

    "Теремок"

    На поляне теремок,
    (Соединить ладони "домиком".)
    Дверь закрыта на замок,
    (Сомкнуть пальцы в "замок".)
    Из трубы идёт дымок.
    (Сомкнуть пальцы в "колечки".)
    Вокруг терема забор,
    (Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)
    Чтобы не забрался вор.
    (Пощёлкать пальцами.)
    Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
    (Кулачком постучать по ладони.)
    Открывайте, я ваш друг!
    (Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)


    ЗАДАНИЕ №3  «ПОКАЖИ-УЗНАЙ»

    Жесты, поза движения. (ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 Команды)
    «Отгадай, кто я, что я делаю»
    - Сесть, как королева;
    как побитая собака;
    как подсудимый на скамью, 
    как провинившейся малыш;
    как пчелка на цветок.

    Изобрази! ( (ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 Команды)
    - вдеть нитку в иголку,
    - пришить пуговицу,
    - подбросить и поймать мяч,
    - наколоть дров,
    - обстругать доску,
    - заточить карандаш,
    - остричь ногти,

    ЗАДАНИЕ №4  « Я ДРУЖУ С ИНТОНАЦИЕЙ»

    1. Представьте, что я мама-медведица, а ты одна из медвежат. Медвежата проголодались и просят есть. Можно ласково попросить: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Взрослый изображает варианты интонаций.) Теперь ласково попроси у меня, ной, сердито требуй, приказывай... Ты сейчас говорил с разными интонациями. Как ты думаешь, какая интонация понравится маме-медведице? Изобрази ее еще раз.

    1. Рано утром мастер-кузнец вынес на базар продавать целую кипу пик. Бодро и весело зазывает он покупателей: «Купи кипу пик!». Представь, что ты этот веселый кузнец... День клонится к вечеру. Жарко. А пики никто не покупает. Устал кузнец, из последних сил жалобно уговаривает: «Купи кипу пик». Изобрази усталого кузнеца... Славный богатырь Добрыня достал кошелек. Обрадовался кузнец, радостно закричал: «Купи кипу пик». Изобрази радостного кузнеца.

    Исполните песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят»: сначала голосом Козы, потом волка.

    Козлятушки, ребятушки,

    Отопритеся, отворитеся,

    Ваша мать пришла,

    Молочка принесла..

    Прочитайте следующие стихи: удивительно, насмешливо, недоумевая:

    Кумушка, послушай!

    Вправду, кроме шуток,

    Открывают школу

    Для утят малюток.

    ЗАДАНИЕ № 5  «СКОРОГОВОРКИ Н А РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ»

    Произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро.

    УТРОМ, ПРИСЕВ НА ЗЕЛЕНОМ ПРИГОРКЕ,

     УЧАТ СОРОКИ СКОРОГОВОРКИ.

    ЖУК, НАД ЛУЖЕЮ ЖУЖЖА,

    ЖДАЛ ДО УЖИНА УЖА.

    В ПЕРЕЛЕСКЕ ПЕРЕПЕЛ

    ПЕРЕПЕЛКУ ПЕРЕПЕЛ.

    ЗАДАНИЕ № 6  « ПРИДУМАЙ СКАЗКУ»

    Перед вами  2 коробки: 1 коробка (фрак, бант, юбка, шарф ит.д.), 2 коробка (персонажи сказок - пальчиковый театр) придумайте сказку и обыграйте  ее.

    Рефлексия от педагогов.

    И закончить наш семинар - практикум  хочется словами Л.С. Выготского: «Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие для дошкольников по логоритмике. Логоритмика- один из методов преодоления речевых нарушений.

    Логоритмика -это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.Работая с детьми, имеющими...

    Буклет для родителей " Театрализация - как метод преодоления речевых нарушений".

    В последнее время значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Сложившаяся ситуация побуждает педагогов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализир...

    Логопедическая ритмика как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста путём интеграции

    В последнее время идет тенденция к увеличению количества детей с недостатками речевого развития, которое осложняется нарушением психомоторного развития, проявляющееся в нестабильности психоэмоциональн...

    Театрализованная деятельность, как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ.

    Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников....

    Музыкально – координационные игры как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

    Статья на тему "Музыкально-координационные игры как метод преодоления речевых нарушений у детей"...

    Театрализованная деятельность как метод преодоления речевых нарушений

    Практический материал к семинару-практикуму для воспитателей в рамках проведения недели "Аукцион педагогических идей"...

    Консультация для воспитателей «Применение Су-Джок терапии как средство коррекции речевых нарушений у детей»

    Консультация для воспитателей «Применение Су-Джок терапии как средство коррекции речевых нарушений у детей»«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В. А. Сухомлинский....