Проект «Сюжетно-ролевая игра»
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Воронцова Оксана Игоревна

Проект «Сюжетно-ролевая игра».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект «Сюжетно-ролевая игра»73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Сюжетно-ролевая игра»

в старшей группе  «Детского сада «Березка»

ГБОУ школы №933

воспитатель Воронцова О.И.

  Актуальность проблемы. Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его деятельности. Интересные игры создают бодрое настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребности в активной деятельности. Учеными было отмечено, что даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, если он лишен увлекательной игры.

   Особое место в развитии детей дошкольного возраста занимают игры, которые создаются самими детьми, – их называют творческими или сюжетно-ролевыми. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль.  В сюжетно-ролевой игре у детей развивается умение общаться со сверстниками и взрослыми, согласовывать свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями. Игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру в дошкольном возрасте невозможно заменить какой-либо другой деятельностью. Если ребенок не играет, значит у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это в свою очередь, ведет к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. Лишившись игры, ребенок не приобретает независимости, осознанности, ответственности, внутренней свободы. У большинства не развиты воображение, творческая инициатива, самостоятельность.

 Исходя из этого я поставила перед собой

Цель проекта:

Развитие сюжетно-ролевой игры, как основной деятельности детей.

   Задачи: 

1. Учить выполнять игровые действия в соответствие с общим замыслом игры, подбирать предметы и атрибуты для игры.

2. Развивать умение детей самостоятельно создавать игровой замысел.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Вид проекта: познавательный, игровой.

Участники: Дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.

Сроки реализации: в течении года (сентябрь –август 2013г.)

Предполагаемый результат:

• Расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий;
• Формирование  навыков самостоятельной организации игры, распределении ролей, творческого развития сюжета игры;
• Умение воспитанников организованно играть небольшими группами, включаться в игру и выходить из неё.

Реализация проекта

I этап  - подготовительный

  1. Задачи:  Вызвать желание играть на темы наблюдений из окружающей жизни или литературных произведений.   Учить передавать в игре действия и взаимоотношения людей (ролевое поведение). Знакомить с правилами предупреждения конфликтов. Обогащать содержание игры через ознакомление с трудом взрослых. Учить создавать и изменять по мере необходимости окружающую среду. Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.  

Методы:

- Организация предметно – развивающей среды для игр.

- Внесение вариативного материала в игровую среду и знакомство детей со способами  его использования.

- Систематическое наблюдение за окружающей действительностью.

- Рассказы о людях труда. Встречи. Экскурсии.

- Дидактическая игра  «Кому что нужно для работы».

- Показ презентаций «Люди разных профессий» с беседой об увиденном.

- Рассматривание  иллюстраций, отражающих трудовые действия, взаимоотношения, настроение людей.

- Разыгрывание сцен. Уроки культуры.

- Чтение художественной литературы.

- Знакомство с правилами предупреждения конфликтов.

- Беседы о любимых играх. Наблюдение за играми сверстников.

- Совместное изготовление игрушек для сюжетных игр

II этап – обучение игре

Задачи: Учить детей планировать игру,  преобразовывать сказки, выполнять различные роли, новые сюжето-сложения (например Баба-Яга – добрая). Учить использовать в игре различные средства выразительности для передачи игрового образа (речь, интонация, мимика). Учить располагать игрушки в соответствии с замыслом игры и убирать на место после игры.

 Развивать воображение, мышление, речь, чувство юмора. Развивать качества организатора, убеждение в том, что каждый ребенок может выполнить главную и второстепенную роль. Воспитывать дисциплинированность. умение взаимодействовать со сверстниками, не нарушая хода игры.

Методы:

- Драматизации литературных произведений.

- Участие детей в деятельности взрослых.

 - Совместная игра воспитателя и ребенка (обучение ролевому диалогу, ролевому взаимодействию).

- Выставка игрушек, картин на тему сюжетной игры.

- Беседа: Во что хотите играть? Кто кем будет? Что нужно для игры? Что будете делать?

- Театр воспитателя (сама играет так, чтобы детям захотелось), показ ролевого поведения.

- Игры-занятия с игрушкой

- Режиссерская игра

- Беседа после игры (самоанализ)

III этап – самостоятельная игра

Задачи: Вызвать интерес к самостоятельной игре (поощрительная оценка).

Развитие самосознания: самооценка с точки зрения идеала игры и с точки зрения взаимоотношений с товарищами. Подводить детей к прогнозированию дальнейшего развития игры.  Формировать умение словесно обозначать игровую роль. Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу.

Методы:

- Советы.

- Помощь.

- Беседы до и после игры.

Методические приемы, используемые в игре.

Сюжетно-ролевая игра “МАГАЗИН”.

Игровые ситуации:

“Продавец отпускает товар” (во всех магазинах)

“Работа кассира” (берёт деньги, выдаёт чеки)

“В магазин привезли товар” (грузчик, товаровед …)

“Покупатель пришёл в магазин” (выбирает, просит показать, платит деньги, благодарит)

“Ждём гостей” (посещение “Гастронома”, “Булочной”, “Кулинарии”)

“У нас День рождения” (посещение магазина “Подарки”, “Книги”, “Косметика”, “Ткани”)

“В «Кулинарии» готовят обеды, торты, варят пельмени” (работают кондитеры, повара)

“Купим новую мебель” (со строителями) – грузчик, продавец, сборка мебели.

“Работает магазин заказов”

“Реклама нового товара”

Подготовка к сюжету

Целевые прогулки к разным магазинам: “Гастроном”, “Хозяйственные товары”, “Булочная”, “Универсам”, “Обувь”, “Ткани”, “Книги”, “Спорт - товары”, “Подарки”.

Экскурсии в магазин с целью знакомства и наблюдения за трудом продавца, кассира, за поведением покупателей.

Рассматривание картины “Продавец” из серии “Кем быть?”, рассматривание иллюстраций о труде продавца.

Чтение произведений на эту тему.

Беседа с детьми “Моя мама - продавец”.

Проигрывание действий продавца, покупателя.

Оформление сюжета:

Изготовление атрибутов с детьми и родителями: касса, витрина, чеки, деньги, корзинки, сумки.

Подбор “товаров” (в зависимости от вида магазина), их изготовление.

Сбор коробок, баночек, флажков, книжек, игрушек и др. с помощью родителей.

Определение места хранения атрибутов для развёртывания игры.

Сюжетно-ролевая игра “Больница”.

Игровые ситуации:

“На приёме у врача - специалиста” (окулиста, хирург, рентгенолог, лор, невропатолог, логопед)

“Посещение физиопроцедур”

“Посещение врача-массажиста”

“Скорая помощь приехала к больному”

“Готовим лекарства для больных”

“В аптеке готовят лекарства, выдают их через кассу по рецептам”

Подготовка к сюжету:

Целевая прогулка к зданию больницы, поликлиники, наблюдение за работой врача и медсестры в детском саду.

Экскурсия в медкабинет.

Рассматривание картины “Врач” из серии “Кем быть?”, беседа по ней.

Сбор и рассматривание иллюстраций о работе врача, медсестры. Проигрывание необходимых игровых действий с детьми.

Рассматривание и беседа об игрушках “Доктора Айболит”, набора “Айболит”, машин “Скорая помощь” и другое.

Чтение детям Чуковского “Айболит” и других произведений о работе врача с беседой.

Рассматривание предметов, инструментов, необходимых в работе врачей, беседа о них.

Дидактическая игра “Кому что нужно”.

Экскурсия в аптеку. Наблюдение за трудом фармацевта, кассира.

Рисование “Я у врача”

Оформление сюжета:

Выделение места для игры и хранение атрибутов.

Подбор мебели: столик, кушетка, ростомер, подбор необходимых игрушек или предметов заместителей (фонендоскоп, шпатель, градусник и др.).

Изготовление атрибутов к игре в месте с родителями: аптечки, кассы, витрины для лекарства, таблеток, таблиц, приборов, рецептов, штампов и др., сшить халаты и косынки и другое.

Сюжетно-ролевая игра “Почта”.

Игровые ситуации:

“Пишем и отправляем письмо товарищу бабушке”

“Отправляем посылку (телеграмму)”

“Почтальон принёс газеты, журналы, открытки к празднику”

“Платим за телефон”

“Принимаем посылки и телеграммы”

“Сотовая связь”

Подготовка к сюжету:

Целевая прогулка к зданию почты, почтовому ящику.

Экскурсия на почту, на телеграф.

Наблюдение за трудом приёмщика посылок, телеграмм.

Беседы с детьми о труде почтальона.

Рассматривание картины “Почтальон” из серии “Кем быть?”, беседа по ней.

Чтение С. Я. Маршака “Почта”.

Занятие: “Составление письма своему товарищу”.

Дидактическая игра “Кому что нужно для работы?”.

Проигрывание действий: отправить письмо больному товарищу; отправить посылку в детский дом, заплатить за квартиру.

Выписать газеты и журналы.

Сбор и чтение детям книг о почте, труде почтальона.

Оформление сюжета:

Выбрать место для игры, место хранения атрибутов к игре.

Изготовление атрибутов вместе с детьми и родителями: почтовый ящик, посылка, бандероли, сумка почтальона, фуражка, конверты, открытки, телеграммы, газеты, журналы.

Сюжетно-ролевая игра “Пароход”.

Игровые ситуации:

“Строительство парохода” (из кубиков и стульев)

“Покупаем билеты для поездки на пароходе”

“Капитан и матросы ведут пароход по курсу”

“Едем на пароходе” (пение песен, рассматривание окрестностей, связь с играми “Семья”, “Магазины”, “Парикмахерская”, “Больница”, “Медпункт”)

“Медосмотр команды”

“Тренировки моряков”

“Врач следит за здоровьем команды”

“Изучение морского дна, наблюдение растение, животных, рыб”

“Зелёная стоянка” (хороводы, игры на зелёной поляне, сбор ягод и грибов)

Подготовка к сюжету:

Экскурсия на реку: посмотреть на катера, лодки.

Рассматривание иллюстраций разных речных и морских судов, беседа о них. Рассматривание одежды моряков.

Просмотр слайдов, картин.

Беседы с детьми, проигрывание действий капитана, радиста, штурмана, матросов.

Беседа о правилах поведения пассажиров на теплоходе.

Пение песен о моряках, заучивание стихов.

Рисование парохода, моряков.

Оформление сюжета:

Подготовка строительного материала для теплохода, изготовление флажков, мачты.

Вместе с родителями изготовить атрибуты: бескозырки, фуражки, матросские воротнички, бинокль, наушники для радиста, кассу, деньги, билеты и другое.

Атрибуты переносные, определить место их хранения.

Сюжетно-ролевая игра “Семья”.

Игровые ситуации:

“Мама и папа работают, дети идут в детский сад, в школу”

“Мама готовит, гладит бельё …”

“Папа ремонтирует кран, хлопает ковёр, работает в огороде”

“Дедушка и бабушка приехали в гости”

“Отмечаем день рождения(дочки, сына, мамы, папы, бабушки)”

“Украшаем ёлку. Празднуем Новый год”

“Поход в зоопарк, цирк”

“Папа уезжает в командировку”

“Мама заболела”

“Весёлые игры вечером в семье”

“Приглашаем (по телефону) гостей. Принимаем гостей”

“Идём семьёй в детский парк”

“Убираем квартиру к празднику”

“Поход в лес за ягодами, грибами”

“играем с папой, дедушкой в шашки, домино и другое”

Подготовка к сюжету:

Беседы с детьми о семье (состав семьи, обязанности членов семьи, склонности, увлечения, занятия вместе с детьми).

Рассматривание семейных альбомов, фотографий.

Беседы с детьми о бабушках, папе, маме, братьях, сёстрах, дедушке.

Рассматривание иллюстраций, картин о семье.

Рисование на темы “Моя мама”, “Моя семья”, “Наш праздник”.

Пение песен о мам, папе, бабушке.

Оформление сюжета:

Выделение места для игры (кухонная комната, кухня).

Сбор необходимых атрибутов, изготовление их: мебель, посуда, предметы домашнего обихода, кукольная одежда и другое. Изготовление их с привлечением родителей. Сбор разных игрушек, зверят.

Подбор кукол для показа кукольного театра.

Сюжетно-ролевая игра “Детский сад”.

Игровые ситуации:

“Воспитатель утром принимает детей в группу”

“Делаем утреннюю гимнастику”

“Завтрак”

“Воспитатель проводит занятие – готовимся в школу”

“В детском саду работают люди разных профессий: заведующая, медсестра, повар, няня, прачка, сторож, дворник”

“Праздник в детском саду”

“Врач осматривает детей (измеряет рост, вес)”

“Построим новый детский сад, о каком мечтаем”

“Трудимся вместе с родителями (в группе, на участке)”

Подготовка к сюжету:

Чтение произведений о жизни детей в детском саду.

Прогулка вокруг детского сада.

Пение песен о детском саде.

Экскурсия по детскому саду (знакомство с трудом заведующей, медсестры, поваров, прачки и другое).

Беседа о труде воспитателя.

Наблюдение за трудом воспитателя, прачки, повара.

Проигрывание игровых действий, воспитателя и детей, диалогов.

Рисование на тему “Я в детском саду”. Конструирование “Построим детский сад”.

Оформление сюжета:

Выделение места для игры (для проигрывания разных ситуаций).

Подготовка необходимых атрибутов: посуды, кровати, постельных принадлежностей, “продуктов” из расчёта на группу в 5-6 человек.

Сюжетно-ролевая игра “Библиотека”.

Игровые ситуации:

“Запись в библиотеку, общение с библиотекарем”

“Читаем и рассматриваем книги в читальном зале”

“Посещение библиотеки со своими “детьми”

“Библиотекарь выдаёт книги на дом”

“Создаём библиотеку на “корабле”

“Мастерская по ремонту книг”

Подготовка к сюжету:

Экскурсии в библиотеку наблюдение за трудом библиотекаря.

Выставки книг.

Беседы о людях создающих книги.

Игры путешествия по художественным произведениям.

Музыкально литературные утренники и викторины.

Встречи с писателями.

Подбор книг для “книгохранилища”.

Изготовление читательских билетов и абонементов на каждую книгу.

Оформление стенда “Любимые книги”.

Беседы о бережном отношении к книгам.

Беседа о труде библиотекаря.

Беседы о любимых книгах.

Изготовление книжек-малышек.

Ремонт книг.

Оформление сюжета:

Выделение места для игры.

Подготовка необходимых атрибутов: книги, читательские билеты, абонементы.

Подготовить материал для ремонта книг.

 Формы работы с родителями

- Консультации на тему: «Игра в жизни ребенка младшего возраста», «Растем играя», «Роль сюжетных игр в познавательном развитии ребенка»

Заключительный этап проекта

Оформление паспорта проекта, подведение итогов.

Результаты реализации проекта в группе

   Анализируя  результаты работы, с уверенностью можно сказать: сюжетно-ролевой игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В совместной игре  дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, воображение, происходит становление самооценки и самосознания. В сюжетно – ролевой игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициатива, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Развивается речь детей, ребенок учится мыслить, творить, т.е. в игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».

Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Создание основы самостоятельной игровой деятел...

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой». часть 2

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное ...

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой». часть 2

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное ...

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой». часть 3

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное ...

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой». часть 4

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное ...

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой». часть 5

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное ...