Программа дополнительного образования"Умелые ручки"
рабочая программа (средняя группа) на тему

Панькина Оксана Ивановна

Программа для детей от 4 до 5 лет "Умелые ручки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_umelye_ruchki.docx58.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА      

на заседании педагогического совета

МБДОУ «Детский сад № 2 « Ручеек»

от 28.08.2016 г. протокол №  УТВЕРЖДЕНА

приказом МБДОУ «Детский сад № 2 «Ручеек»                                                  

 от 31.08. 2016 г. №

Заведующий МБДОУ « Детский сад № 2 « Ручеек»                                                                  

_____________Т. А. Зайцева

 

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 2 «РУЧЕЕК»

НА  2016-2017   УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                                                                                                                                                                                                                                                  Воспитатель: Панькина О. И.

2016 г.

Содержание

  1.  Пояснительная записка

1.1.  Цель программы

1.2 . Задачи программы

1.3.  Предполагаемые результаты

  1. Общие сведения о программе

2.1.  Структура занятий

2.2.  Формы работы с детьми

2.3.  Методы работы

2.4.  Развивающая среда

2.5.  Основные принципы программы                                                         2.6.  Технологии обучения

3.Виды деятельности                                                                                                          4. Календарно-тематическое планирование

5.  Педагогическая диагностика

6.  Программно-методическое обеспечение

1.Пояснительная записка

Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии. Предлагаемая программа «Умелые ручки », предназначена для реализации работы по каждому разделу, составленному с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения. Детское творчество успешно развивается в тех условиях,  когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический.                                                                                         « От простого  -  к сложному» - девиз данной программы.                                 Обучение проводится два раза в неделю, с детьми средних групп.   На занятиях кружка «Умелые ручки» осуществляется индивидуальный подход,  построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание. В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, цветной бумаги, соленого теста. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация деятельности позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:               - желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;                           - желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.                        Работа кружка «Умелые ручки» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами.                         Выделяются  четыре раздела:

1.     Работа с бумагой и картоном.

2.     Работа с бросовым материалом.

3.     Работа с пластилином.

4.     Работа с природным материалом.

5.     Работа с соленым тестом

6.     Работа с красками в технике нетрадиционного рисования.                        Основным условием реализации программы кружка  является творческое отношение к работе самого педагога. Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе кружка.

1.1 Цель

Развитие художественно – творческих способностей детей с 4-5 лет. Совершенствование практических умений и навыков детей в работе с нестандартными материалами и оборудованием, их свободное применение в играх и творческой деятельности

1.2 Задачи

1.    Развитие у детей воображения, памяти, мышления, мелкой моторики рук, стремления к самостоятельности.                                                                                       2.   Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.                           3.   Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая  их творческие способности.                                                                                         4.   Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.                                                                                      5.   Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.                                                          6.   Формировать художественный вкус.                                                                         7.   Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности.                                                          

1.3 Предполагаемый результат

В процессе освоения программы  дети научаться создавать самостоятельно поделки.                                                                                          Смогут использовать разную технику выполнения в работе с разнообразным материалом.                                                                                         Будут знать разновидности материалов.                                                 Научатся  чувствовать гармонию цвета, создавать композиции.

2.Общие сведения о программе

Направленность программы - социально-педагогическая

Вид программы - развивающая

Период обучения- один учебный год

Возраст детей – 4 -5 лет

Количество занятий: в неделю -2; в год- 64 занятия

Продолжительность каждого занятия- 20 минут

2.1.Структура занятия

        Приветствие

        Пальчиковая гимнастика

        Развивающие игры, упражнения

        Индивидуальная деятельность детей

        Подвижная игра

        Завершение занятия

2.2.Формы работы с детьми

        Беседа

        Ситуативный разговор

        Игра

        Рассказ

        Чтение

        Интегративная деятельность

        Проблемная ситуация

2.3. Методы работы с детьми

      Игровой

      Наглядный

      Практический

2.4.  Развивающая среда

      Пластилин

      Соленое тесто

      Крупа

      Крышки от майонезных банок

      Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов

      Яйца  «Киндер - сюрприз»

      Сухие листья

      Коряги, шишки, жёлуди, мох

      Семена растений

      Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон

      Вата

      Скорлупа яиц

      Перья

      Фольга

      Клей, краски

      Клеёнка для  аппликации

      Клей- Карандаш

      Линейка

      Набор стеков и доска для лепки

      Кисточки для клея и красок.  

2.5. Основные принципы программы:

        Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.  

        Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.

        Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.  

        Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.  

        Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

        Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

        Принцип  научности - заключается, в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина).

2.6. Технология обучения:

Эффективность занятий достигается через использование современных образовательных технологий.

В работе используются следующие технологии:

        здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление позвоночника, шеи, мышц глаз, мелкой моторики пальцев)

        проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);

        технологии личностно-ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию);

        ИКТ

                                             Виды деятельности:

Раздел  1.        «Работа с бумагой и картоном».                                                                                        

     Работа в технике «Оригами».                                                                        Работа с мятой бумагой. Технология  изготовления игрушек из бумаги.                     Бумагопластика и  художественное макетирование комнатных растений.        Изготовление объёмных картинок.                                                                Работа с бумагой в нетрадиционной технике.                                         Задачи обучения:

1.     Совершенствовать навыки работы с бумагой: сгибать лист в 3-4 раза, в разных направлениях; выполнять работу по типу «Оригами».

2.     Учить работать по шаблону и готовой выкройке, изготавливать игрушки-самоделки .

3.     Выполнять картины по типу «мозаика» из бумаги с использованием природного материала ( яичной скорлупы, семян подсолнечника).

4.     Учить делать объёмные игрушки- самоделки, в основании которых лежат объёмные геометрические фигуры (конус, цилиндр, параллелограмм).

5.     Учить делать элементарные подвесные  вращающиеся конструкции из лёгких фактур бумаги, на круге плотного картона или пластмассовом кольце.

6.     Учить выполнять коллективную работу, используя в работе мягкий картон, цветную бумагу, бросовый материал, шаблоны .

Раздел 2. « Работа с природным и бросовым материалом»

Задачи обучения:

1. Учить детей делать аппликацию, используя в работе сухие засушенные листья различных деревьев и различных цветовых оттенков.

2. Учить делать игрушки- самоделки из природного материала ( скорлупы грецкого ореха, каштанов, ягод рябины, семян подсолнечника и бросового материала  ( пенопласта, различных коробок, обрывков шнуров), используя в качестве дополнительного материала пластилин, глину, клей ПВА.

3. Учить выполнять коллективные работы (с использованием бросового и природного материала, цветной бумаги) по сказкам и стихотворениям, рассказам.

 Раздел 3. «Работа с пластилином».

 Задачи обучения:

       1.Совершенствовать навыки и умения детей в лепке сложных  по форме  и     строению предметов комбинированным, скульптурным способами, употребляя при этом стеки, штампы, материалы для укрепления  идеальных, вытянутых форм.

       2. Учить создавать сложные лепные композиции; использовать в лепке разнообразные приёмы: выполнение декоративных  налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание  деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.

Раздел 4. «Нетрадиционная техника рисования»

 «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);

монотипия;

рисование свечой;

рисование по мокрой бумаге;

рисование путем разбрызгивание краски;

оттиски штампов различных видов;

 «точечный рисунок»;

граттаж;

кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);

рисование жесткой кистью (тычок);

рисование на полиэтиленовой пленке.

Задачи обучения:

1. Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

2  Развивать мелкую моторику рук;

3. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

4. Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.

5. Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;

6. Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.

Раздел 5. «Тестопластика» 

Задачи обучения:

1. Обогащать и расширять художественный опыт дошкольников.

2. Формировать способность к изобразительной деятельности

воображение и творчество.

3. Развивать мелкую моторику пальцев.

                               3.Календарно-тематическое планирование

Месяц

 Неделя

Тема занятия:

Программное содержание

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1-я

2-я

 

 3-я

   

 4-я

1-я

2-я

3-я

4-я

1-я

   

2-я

3-я

4-я

1-я

2-я

3-я

4-я

1-я

2-я

3-я

4-я

1-я

2-я

3-я

4-я

1-я

2-я

3-я

4-я

1-я

2-я

3-я

4-я

Знакомство с искусством оригами

Превращения квадратика

Модель

«Флажок»

Базовая форма

«Книжка»

      Модель «Дом»

Базовая форма

         «Дверь»

Модель

открытка

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования

«Веселый горох»

«Ягодки и яблоки на тарелке»

«Собираем урожай»

«Приглашаем снегирей»

Работа с пластилином

«В лесу родилась елочка»

«Украсим ёжику шубу»

 

«Неваляшка»

«Железная дорога»

Работа с бумагой в нетрадиционной технике.

«Снеговик»

«Гирлянда»

«Фонарик»

«Зайка беленький»

Работа с природным материалом

«Жираф»

«Лесовик»

«Гусеница»

«Кораблик на волнах»

Работа с соленым тестом

«Подсолнух»

«Подсолнух»

«Цветы для мамы»

Угощение «Пирожки»

Объёмная поделка «Удав»

«Подставка под яйцо»

 

«Пасхальное  яйцо»

«Верба»

«Одуванчик»

«Весенние цветы»

«Ромашка»

«Цветок»

Познакомить детей с искусством оригами.

Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется).

Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон.

Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.

Оборудование: Бумага для оригами

-Картон

-Гофрированная   бумага

-Газета

-Салфетка

- Тарелка с водой

(образцы бумаги подготовлены на каждого ребенка)                                 Лист бумаги формата A4

Ножницы

Знакомство с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру.

Развивать творческое воображение и фантазию.

Оборудование: 

-коктельная трубочка

-квадратный лист бумаги (можно разных цветов)

Клей

Знакомство с основной базовой формой «книжка».

Повторить основные элементы складывания.

Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

Превращение квадратика в дом.

Оборудование:

-Бумага для оригами (цветная)

-Клей

-Заготовки окон, дверей

Познакомить с базовой формой «дверь».

Отработка основного элемента складывания – загнуть   край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам.

Складывания домика (занятие № 3), складывание двери, приклеивание двери на домик.

Оборудование: 

-Бумага для оригами

-Фотография ребенка

-Клей

-Цветные карандаши для надписи

Познакомить детей с техникой «пальчиковая живопись».

 Учить детей набирать краску на палец.  

Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование:

-Лист бумаги

-Краски

-Салфетки

-Тарелки для красок

Познакомить детей с техникой «отпечаток». Учить, ритмично наносить отпечатки половинки яблока на лист бумаги.

Оборудование:

-Лист бумаги

-Тарелки для красок

-Краски

-Салфетки

-Кисточка для красок

-Подставка для кисточки

-Половинка яблока

Познакомить детей с техникой рисования «печать от руки».

 Учить ребят наносить краску на часть ладони и оставлять отпечаток на бумаге.

Оборудование:

- Лист бумаги

-Тарелки для красок

-Краски

-Салфетки

-Кисточка для красок

-Подставка для кисточки

Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой

 Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке рябины.

Оборудование:

- Лист бумаги

-Тарелки для красок

-Краски

-Салфетки

-Карандаш

Учить детей лепить елочку модульным способом, воспитывать у детей любовь к окружающей природе, передавать красоту елочки, добиваться выразительной формы.                             Оборудование:                                           -Пластилин                                                                                           - Набор стеков и доска для лепки            

Учить раскрашивать пластилином шубку ёжику. Приклеивать колючки (гречневую крупу) на клей. Оборудование:                                         - Клеёнка для  аппликации                             - Клей- Карандаш                                           - Пластилин                                                - Набор стеков и доска для лепки           - Кисточки для клея                                   -Гречневая крупа

Учить создавать композиции способом печатания. Подбирать крышки по размеру для создания образа Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа. Оборудование:                                             - Клеёнка для  аппликации                          -Пластилин                                                  - Набор стеков и доска для лепки            - Крышки разной величины

Учить закреплять спички на основе из пластилина, создавать композицию. Развивать воображение, творчество.           Оборудование:                                        - Клеёнка для  аппликации                          -Пластилин                                                  - Набор стеков и доска для лепки      -Спички           

Учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями.                            Оборудование:                                             - Бумага                                            -Вата                                                          -Клей-Карандаш                                        -Шаблон «Снеговик»                              -Салфетки

Учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать. Закреплять умение пользоваться ножницами.      Оборудование:                                          -Полоски цветной бумаги                                           -Клей-Карандаш                                         -Салфетки                                                     -Ножницы

Учить приёму работы с ножницами, выполнять аппликацию на картоне в форме цилиндра. Развивать воображение, творческую фантазию.                               Оборудование:                                          -Цветная бумага                                           -Клей-Карандаш                                         -Салфетки                                                     -Ножницы

Учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять изображение при помощи фломастеров необходимыми деталями. Оборудование:                                          -Бумага                                           -Клей-Карандаш                                         -Салфетки                                                     -Ножницы                                                 -Шаблон «Зайка»                                  -Фломастеры

Учить наклеивать крупу на шаблон, приучать к аккуратности                                Оборудование:                                           -Клей-Карандаш                                         -Салфетки                                                     -Крупа

Учить моделированию из еловых шишек. Развивать умение скреплять детали с помощью пластилина, создавать похожий образ, развивать воображение. Оборудование:                                          - Пластилин                                               -Стек, доска для лепки                                                 - Шишки                                                    - Салфетки

Учить выполнять поделку из природного материала (каштанов) ,использовать пластилин, бусины. Оборудование:                                          - Пластилин                                               -Стек, доска для лепки                                                 -Каштаны                                                   -Бусинки                                                 - Салфетки

Учить создавать композицию из тюля, бумаги, ракушки, развивать фантазию. Оборудование:                                          - Тюль                                                               -Бумага                                                             -Ракушки                                                          -Клей-Карандаш                                         - Салфетки                                                 -Ножницы

Учить работать с тестом, отламывать небольшими кусочками и расплющивать на картоне, сделать фон, продолжать учить детей скатывать и сплющивать шарик (для серединки подсолнуха, работать ладонями и пальцами, для создания необходимой формы (листья, лепестки); вырабатывать умения работать стеком, прорабатывая детали. Оборудование:                                          -Соленое тесто                                               -Стек, доска для лепки                           -Картон                                                                                                    - Салфетки

Продолжать учить детей, смешивать на палитре новые цвета и раскрашивать тесто красками. Учить доводить начатое дело до конца. Оборудование:                                          - Палитра                                               -Кисточка, подставка для кисточки                                                                -Краски                                                    - Салфетки

Учить детей на картонной основе при помощи цветного теста сделать фон, заполнять круглый формат, закрепив на нем цветок. Оборудование:                                          - Картон                                               -Стек, доска для лепки                                                 -Соленое тесто                                                   - Салфетки

Учить раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать, соединять концы, прижимая их друг к другу.

Учить выкладывать  зигзаг из цветного соленого теста                   Оборудование:                                          - Картон                                               -Стек, доска для лепки                                                 -Соленое тесто                                                   - Салфетки

Развивать фантазию, умение самостоятельно работать по образцу. Продолжать учить лепить основную форму предмета кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, использовать стек для проработки деталей для украшения.                                   Оборудование:                                          - Пластилин                                         -Стек, доска для лепки                                                       - Салфетки

Учить наклеивать на шаблон семена риса, пластилин, создавать свой узор. Оборудование:                                          -Шаблон « Яйцо»                                              -Стек, доска для лепки                                                 -Пластилин,рис                                                -Клей-Карандаш                                              - Салфетки

Учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое восприятие.                               Оборудование:                                          -Шаблон « Верба»                                              - Семена тыквы                                                -Клей-Карандаш                                              - Салфетки

                                                          Учить располагать ватные палочки на пластилиновом шаре, развивать воображение Оборудование:                                          - Пластилин                                                -Стек, доска для лепки                                                 -Ватные палочки                                               - Салфетки

Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники. Продолжать учить детей подбирать цветовую гамму. Развивать творческое мышление и воображение.                         Оборудование:                                               -Лист бумаги                                                -Краски                                                          -Салфетки                                                    -Тарелки для красок 

 Продолжать учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать чувство композиции, воображение, творчество.                                                            Оборудование:                                                                -Шаблон « Ромашка»                                              - Семена тыквы                                                                -Клей-Карандаш                                                               - Салфетки

Учить складывать цветок из белого прямоугольника путём складывания (оригами), выполнять аппликацию, дополнять сюжет.      Оборудование:                                          -Бумага                                                       -Клей-Карандаш ,салфетки 

4.Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика творческого развития поводится  с детьми два раза в год: в сентябре и в мае.

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по творческому развитию «Умелые ручки».

                                                                                                                         Уровни развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Ф.И.ребенка

Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами

Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, схемами

                              Итог

Конструирование в технике оригами

Называет геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал)

Различать боковые формы оригами

Делает треугольник

Делает квадрат

Делает горку

Балл

Уровень

Итого:

Ф.И.ребенка

Техника работы с материалами

Предметное и сюжетное изображение

Итог

Нетрадиционная техника рисования

Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты

Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержание сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине.  Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается  качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество.

Балл

Уровень

Итого:

Ф.И.ребенка

Техника работы с материалом

Предметное и сюжетное изображение

Итог

Работа с пластилином и соленым тестом

Освоил навыки и умения в лепке сложных  по форме  и строению предметов комбинированным, скульптурным способами

Умеет изображать  более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности

Балл

Уровень

Итого:

Ф.И.ребенка

Техника работы с материалом

Предметное и сюжетное изображение

Итог

Работа с природным и бросовым  материалом

Называет несколько видов природного и бросового материалы

Создает разнообразные художественные образы

Балл

Уровень

Итого:

Используемая  литература:

  1.  «Детское рукоделие.  Художественный труд в детском саду и семье"         Пантелеева  Л.В.

2.  « Объёмные картинки».  Салагаева Л.М.

3.     « Детский дизайн . Поделки из бросового материала».  Давыдова Г.Н.

4.     «Оригами для старших дошкольников».   Соколова С.В.

5.     «Детский дизайн . Пластилинография».  Давыдова Г.Н.

6.     «Детское творческое  конструирование». Парамонова Л.А.

7.        З.А.Богатеева. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992. – 208с.

8.        Мусеинко Н.А. Оригами в детском саду. М., 2005г.

9.        Т.Б.Сержантова. Оригами Базовые формы, 2012г.

10.        Ольга Сухаревская. Оригами для самых маленьких, 2012г.

11.        Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду.                                                                                                                                                                     12.        Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.

13. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

14. Комарова Т.С.  Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.

15.        Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.

16.        Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.

17.        Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 87.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество»)

Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество») Старший дошкольный возраст С.Благодатное, Петровский район Ставропольского краяПояснительная ...

Программа дополнительного образования "Умелые ручки"

Методологической основой предполагаемой программы является концепция общего художественно образования, разработанная под редакцией  народного художника России Б.М.Неменского  - Н.А.Горяева «...

Программа дополнительного образования "Умелые ручки"

Программа рассчитана на младший дошкольный возраст...

Рабочая программа дополнительного образования «Умелые ручки»

Настоящая программа представляет курс по развитию творческих способностей посредством продуктивной деятельности....

Программа дополнительного образования "Умелые ручки".

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условия...