Программа дополнительного образования "Умелые ручки"
материал (младшая группа) на тему

Программа рассчитана на младший дошкольный возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа кружка Умелые ручки""34.05 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства  на личность, благодаря которому у них формируется художественные чувства и вкус.

Эстетическое воспитание – сложный и длительный процесс, дети получают художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности,  среди которых большое место занимает рисование, лепка,  аппликация. Уже с раннего возраста у ребёнка должно развиваться чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой  и гармонично развитой личности.

Формирование творческой, целостной  личности - это одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как говорил  В. А . Сухомлинский  «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами : чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, реальной жизни.

Художественно-творческая деятельность интересна, увлекательна для детей  т.к. есть возможность передать свои  впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка пластилина, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления. Занятия направлены на развитие у детей творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее  и продуктивнее станет деятельность его воображения. А творческая личность – это достояние всего общества!

Направленность программы: образовательная область «Художественное творчество».

Актуальность программы: нетрадиционные материалы раскрепощают ребенка, дают ему уверенность в успехе работы.

Цель программы:

-Развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребёнке через необычные и новые для ребёнка формы работы.

Задачи программы:

Обучающие:

-Формировать умение следовать устным инструкциям.

-Знакомить с различным многообразием художественных материалов, их свойствами и приёмами работы с ними.

-Создавать условия для развития ребёнка как личности, мастера ,художника.

-Знакомство со способами аппликации из различных материалов, техникой моделирования, создание мозайки на пластилиновой основе.

Развивающие:

-Развивать внимание, память, образное мышление, логическое и пространственное воображение.

-Развивать у детей способность работать точными движениями пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

-Всестороннее  интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными  приёмами лепки, аппликации, художественного конструирования.

Воспитательные:

-Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца.

-Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

-Воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.

- Воспитание у детей эстетического отношения к действительности.

Принципы реализации программы:

-Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.

-Принцип доступности.

-Принцип наглядности.

-Принцип целенаправленности и последовательности.

-Принцип личностно-ориентированного общения.

Срок   реализации:

Программа рассчитана на 1 год (младший дошкольный возраст).  Для успешного освоения программы, численность детей на занятии составляет 7-8 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 15 мин.

Ожидаемый результат:

К концу года реализации программы дети будут знать:

-о разнообразии материалов, из которых можно делать поделки;

-о свойствах и качествах различных материалов;

-о способах соединения частей между собой;

-о технической безопасности во время работы с ножницами, клеем.

Дети будут уметь:

-С помощью средств выразительности и различных материалов создавать индивидуальные работы.

- Анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей.

Формы подведения итогов реализации программы:

- Составление альбомов лучших работ.

- Проведение выставок детских работ.

- Участие в конкурсах и тематических выставках.

Работа с родителями:

Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями художественного творчества.

II. Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название блоков

Количество занятий

1

Теория

1

2

Аппликация из природного материала

12

3

Техника обрывной аппликации

6

4

Аппликация из ниток и ткани

4

5

Лепка

8

6

Моделирование из бусин

2

7

Конструирование из бумаги

3

Итого

36

III. Содержание дополнительной образовательной программы

1.Теория (1 занятие).

Повторение правил по технике безопасности (пользования ножницами, клеем).

2. Аппликация из природного материала (12 занятий).

Теория: показать разнообразие природного материала, его свойств и использование их в работе.

Практика: создание изображений из сухих листьев, веточек, шишек.

3. Техника обрывной аппликации (6 занятий).

Теория: знакомство с техникой обрывной аппликации.

Практика: выполнение сюжетной аппликации из скатанных комочков салфетки.

4. Аппликация из ниток и ткани (4 занятия).

Теория: особенности работы по данному виду творчества.

Практика: мелко нарезанными нитями передавать эффект «пушистой шерстки».

5. Лепка (8 занятий).

Теория: закреплять методы работы с пластилином (отделять от большого куска пластилина мелкие кусочки, расплющивать их, крепить детали на пластилиновую основу).

Практика: создание барельефов и мозаики на пластилиновой основе.

6. Моделирование из бусин (2 занятия).

Теория: особенности материала и работы с ним.

Практика: нанизывание бусин на нитку.

7. Конструирование из бумаги (3 занятия).

Теория: использование в работе ножниц, клея.

Практика: развивать конструктивные способности, создавая композицию.

IV. Методическое обеспечение программы

Настоящая программа является дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана развивать у детей умение не только репродуктивным путем осваивать различные приемы и техники, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Программа разработана с учетом тематического плана основной программы, в результате чего у детей совершенствуются и закрепляются знания, полученные на занятиях в группе. Темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным. Данная программа построена на основе образовательной области «Художественной творчество. Аппликация. Рисование. Лепка» и интегрируется с образовательными областями «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Социализация», «Здоровье» основной программы ДОУ.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  • Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
  • Принцип творчества, развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
  • Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
  • Индивидульно-личностного подхода: учета индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
  • Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития;
  • Принцип системности, последовательности;
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление упирается на восприятии и представлении:
  • Связь обучения с жизнью. Изображение должно упираться на впечатление полученное ребенком от действительности.

                 Формы работы:

  • Индивидуальная;
  • Групповая;
  • Коллективно-творческая;

Основной вид занятий – практический.

Используются следующие методы и приемы:

  • Информационно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец, показ взрослого);
  • Репродуктивный – это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма (прием – повтора);
  • Эвристический – метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно;
  • Исследовательский – направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии, творчества;

Методы проведения занятия: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки. Каждое занятие программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение заданий. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа – информации или беседы. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию мышления, наблюдательности, внимания, воображения.

В процессе работы постоянно напоминается детям о соблюдении правил гигиены и техники безопасности.

IV.I. Требования к условиям реализации программы

1.Материально-технические условия реализации программы:

  • Бумага;
  • Бумажные салфетки;
  • Ножницы;
  • Вата;
  • Природный материал (шишки, сухие листья, веточки, семена, скорлупа грецкого ореха)
  • Крупы;
  • Текстильный материал;
  • Клей;
  • Спички;
  • Коробки;
  • Пластилин;
  • Тесто;
  • Гуашь;
  • Цветные карандаши;
  • Фломастеры.

2. Способы работы:

  • Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги;
  • Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций;
  • Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение;
  • Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток;
  • Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение;
  • Скрепление различных деталей;
  • Скатывание ниток в клубок;
  • Нанизывание различных предметов;
  • Моделирование из природного материала: скорлупыгрецкого ореха., семечек, гороха, веточек, камешков.
  • Комбинирование природных материалов с различными другими материалами;
  • Конструирование из коробок с элементами аппликации;
  • Лепка предметов из теста;
  • Выкладывание мозаики на пластилиновой основе;
  • Барельеф;
  • Печатание штампами на пластилиновой основе.

V.Литература

V.I. Литература для педагогов

1. Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.9, ст.14, п.5

2. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Письмо МО РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844.

3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (от 23.11.2009 г.);

4. Сан Пин 2.4.1.1249-03;

5. Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. Изд.: Лист, 1998. - 192с.

6.Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различным материалом. М: Пед.общ.России, 2002. - 147с.

7.Ерёменко Н.И. Конструирование из подсобных материалов. Изд.: Корифей, 2011.-96 с.

8. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М.  Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Изд.: Сфера, 2006. - 128 с;

9.Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. - 256 с.

10. Немешаева Е. Зернышко к зёрнышку. М.: Айрис-Пресс, 2010. - 48 с.

11.Прудова В., Лежнева Л. Игрушки из природных материалов. СПб.: Валери СПД, 1998. - 96 с.

12.Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольников Бумажная пластика. Изд.: Педагогическое общество России, 2007. - 64 с.

13.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Владос, 2008. - 160 с.

V.II. Литература для родителей

1. Баранова Е.В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. М.: Мозаика-Синтез, 2009 – 72 с.  

2. Вохринцева С. Аппликация в детском саду и дома 3. 4-5 лет. Изд.: Страна Фантазий, 2003. - 12с.

3. Давыдова Т. Лепим из пластилина и соленого теста. Изд.: Стрекоза-Пресс, 2005. - 12 с.  

4.  Соломенникова О.А. Радость творчества. М.: Мозаика – Синтез, 2007. -127 с.

5. Синицына Е. Умные занятия. Популярное пособие для родителей, гувернеров, воспитателей. Изд.: Лист, 1999.-222 с.

5. Янушко Е. А.  Геометрическая аппликация: Художественный альбом для занятий с детьми 3-5 лет. Изд.: Мозаика-Синтез, 2008.- 18 с.

6.Энциклопедия обучения и развития дошкольника. Изд.: Нева, Олма - Пресс, 2000. - 352 с.

7. 50 идей как занять ребенка дома. Энциклопедия интеллекта. Изд.: Олма – Пресс. 2000. --120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования в ДОУ . Бисероплетение. «Умелые ручки».

Образовательнаядвухгодичная программа программа по бисероплетению с детьми старшего дошкольного возрастасоставлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

В нашем детском саду МАОУ СОШ 5 "Детский сад № 12" дети младшей группы занимаются в кружке по тестопластике "Умелые ручки". Цель этой программы - развитие творческих  способностей ребенка по...

Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество»)

Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество») Старший дошкольный возраст С.Благодатное, Петровский район Ставропольского краяПояснительная ...

Программа дополнительного образования "Умелые ручки"

Методологической основой предполагаемой программы является концепция общего художественно образования, разработанная под редакцией  народного художника России Б.М.Неменского  - Н.А.Горяева «...

Программа дополнительного образования для детей 5-6 лет «Волшебные ручки»

       Цель  программы — создание условий для развития творческих способностей детей через дальнейшее формирование знаний, техни­ческих умений и навыков в...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Чудо ручки, чудо штучки» (рабочая программа)

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные реш...