Программа дополнительного образования "Умелые ручки"
материал (младшая группа) на тему
Программа рассчитана на младший дошкольный возраст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.05 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка.
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у них формируется художественные чувства и вкус.
Эстетическое воспитание – сложный и длительный процесс, дети получают художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация. Уже с раннего возраста у ребёнка должно развиваться чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой и гармонично развитой личности.
Формирование творческой, целостной личности - это одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как говорил В. А . Сухомлинский «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами : чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, реальной жизни.
Художественно-творческая деятельность интересна, увлекательна для детей т.к. есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка пластилина, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления. Занятия направлены на развитие у детей творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения. А творческая личность – это достояние всего общества!
Направленность программы: образовательная область «Художественное творчество».
Актуальность программы: нетрадиционные материалы раскрепощают ребенка, дают ему уверенность в успехе работы.
Цель программы:
-Развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребёнке через необычные и новые для ребёнка формы работы.
Задачи программы:
Обучающие:
-Формировать умение следовать устным инструкциям.
-Знакомить с различным многообразием художественных материалов, их свойствами и приёмами работы с ними.
-Создавать условия для развития ребёнка как личности, мастера ,художника.
-Знакомство со способами аппликации из различных материалов, техникой моделирования, создание мозайки на пластилиновой основе.
Развивающие:
-Развивать внимание, память, образное мышление, логическое и пространственное воображение.
-Развивать у детей способность работать точными движениями пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
-Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приёмами лепки, аппликации, художественного конструирования.
Воспитательные:
-Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца.
-Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
-Воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
- Воспитание у детей эстетического отношения к действительности.
Принципы реализации программы:
-Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
-Принцип доступности.
-Принцип наглядности.
-Принцип целенаправленности и последовательности.
-Принцип личностно-ориентированного общения.
Срок реализации:
Программа рассчитана на 1 год (младший дошкольный возраст). Для успешного освоения программы, численность детей на занятии составляет 7-8 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 15 мин.
Ожидаемый результат:
К концу года реализации программы дети будут знать:
-о разнообразии материалов, из которых можно делать поделки;
-о свойствах и качествах различных материалов;
-о способах соединения частей между собой;
-о технической безопасности во время работы с ножницами, клеем.
Дети будут уметь:
-С помощью средств выразительности и различных материалов создавать индивидуальные работы.
- Анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Составление альбомов лучших работ.
- Проведение выставок детских работ.
- Участие в конкурсах и тематических выставках.
Работа с родителями:
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями художественного творчества.
II. Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название блоков | Количество занятий |
1 | Теория | 1 |
2 | Аппликация из природного материала | 12 |
3 | Техника обрывной аппликации | 6 |
4 | Аппликация из ниток и ткани | 4 |
5 | Лепка | 8 |
6 | Моделирование из бусин | 2 |
7 | Конструирование из бумаги | 3 |
Итого | 36 |
III. Содержание дополнительной образовательной программы
1.Теория (1 занятие).
Повторение правил по технике безопасности (пользования ножницами, клеем).
2. Аппликация из природного материала (12 занятий).
Теория: показать разнообразие природного материала, его свойств и использование их в работе.
Практика: создание изображений из сухих листьев, веточек, шишек.
3. Техника обрывной аппликации (6 занятий).
Теория: знакомство с техникой обрывной аппликации.
Практика: выполнение сюжетной аппликации из скатанных комочков салфетки.
4. Аппликация из ниток и ткани (4 занятия).
Теория: особенности работы по данному виду творчества.
Практика: мелко нарезанными нитями передавать эффект «пушистой шерстки».
5. Лепка (8 занятий).
Теория: закреплять методы работы с пластилином (отделять от большого куска пластилина мелкие кусочки, расплющивать их, крепить детали на пластилиновую основу).
Практика: создание барельефов и мозаики на пластилиновой основе.
6. Моделирование из бусин (2 занятия).
Теория: особенности материала и работы с ним.
Практика: нанизывание бусин на нитку.
7. Конструирование из бумаги (3 занятия).
Теория: использование в работе ножниц, клея.
Практика: развивать конструктивные способности, создавая композицию.
IV. Методическое обеспечение программы
Настоящая программа является дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана развивать у детей умение не только репродуктивным путем осваивать различные приемы и техники, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
Программа разработана с учетом тематического плана основной программы, в результате чего у детей совершенствуются и закрепляются знания, полученные на занятиях в группе. Темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным. Данная программа построена на основе образовательной области «Художественной творчество. Аппликация. Рисование. Лепка» и интегрируется с образовательными областями «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Социализация», «Здоровье» основной программы ДОУ.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
- Принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
- Принцип творчества, развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
- Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
- Индивидульно-личностного подхода: учета индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
- Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития;
- Принцип системности, последовательности;
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление упирается на восприятии и представлении:
- Связь обучения с жизнью. Изображение должно упираться на впечатление полученное ребенком от действительности.
Формы работы:
- Индивидуальная;
- Групповая;
- Коллективно-творческая;
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы и приемы:
- Информационно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, образец, показ взрослого);
- Репродуктивный – это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма (прием – повтора);
- Эвристический – метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно;
- Исследовательский – направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии, творчества;
Методы проведения занятия: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки. Каждое занятие программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение заданий. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа – информации или беседы. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию мышления, наблюдательности, внимания, воображения.
В процессе работы постоянно напоминается детям о соблюдении правил гигиены и техники безопасности.
IV.I. Требования к условиям реализации программы
1.Материально-технические условия реализации программы:
- Бумага;
- Бумажные салфетки;
- Ножницы;
- Вата;
- Природный материал (шишки, сухие листья, веточки, семена, скорлупа грецкого ореха)
- Крупы;
- Текстильный материал;
- Клей;
- Спички;
- Коробки;
- Пластилин;
- Тесто;
- Гуашь;
- Цветные карандаши;
- Фломастеры.
2. Способы работы:
- Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги;
- Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций;
- Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение;
- Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток;
- Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение;
- Скрепление различных деталей;
- Скатывание ниток в клубок;
- Нанизывание различных предметов;
- Моделирование из природного материала: скорлупыгрецкого ореха., семечек, гороха, веточек, камешков.
- Комбинирование природных материалов с различными другими материалами;
- Конструирование из коробок с элементами аппликации;
- Лепка предметов из теста;
- Выкладывание мозаики на пластилиновой основе;
- Барельеф;
- Печатание штампами на пластилиновой основе.
V.Литература
V.I. Литература для педагогов
1. Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.9, ст.14, п.5
2. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Письмо МО РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844.
3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (от 23.11.2009 г.);
4. Сан Пин 2.4.1.1249-03;
5. Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. Изд.: Лист, 1998. - 192с.
6.Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различным материалом. М: Пед.общ.России, 2002. - 147с.
7.Ерёменко Н.И. Конструирование из подсобных материалов. Изд.: Корифей, 2011.-96 с.
8. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Изд.: Сфера, 2006. - 128 с;
9.Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. - 256 с.
10. Немешаева Е. Зернышко к зёрнышку. М.: Айрис-Пресс, 2010. - 48 с.
11.Прудова В., Лежнева Л. Игрушки из природных материалов. СПб.: Валери СПД, 1998. - 96 с.
12.Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольников Бумажная пластика. Изд.: Педагогическое общество России, 2007. - 64 с.
13.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Владос, 2008. - 160 с.
V.II. Литература для родителей
1. Баранова Е.В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. М.: Мозаика-Синтез, 2009 – 72 с.
2. Вохринцева С. Аппликация в детском саду и дома 3. 4-5 лет. Изд.: Страна Фантазий, 2003. - 12с.
3. Давыдова Т. Лепим из пластилина и соленого теста. Изд.: Стрекоза-Пресс, 2005. - 12 с.
4. Соломенникова О.А. Радость творчества. М.: Мозаика – Синтез, 2007. -127 с.
5. Синицына Е. Умные занятия. Популярное пособие для родителей, гувернеров, воспитателей. Изд.: Лист, 1999.-222 с.
5. Янушко Е. А. Геометрическая аппликация: Художественный альбом для занятий с детьми 3-5 лет. Изд.: Мозаика-Синтез, 2008.- 18 с.
6.Энциклопедия обучения и развития дошкольника. Изд.: Нева, Олма - Пресс, 2000. - 352 с.
7. 50 идей как занять ребенка дома. Энциклопедия интеллекта. Изд.: Олма – Пресс. 2000. --120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования в ДОУ . Бисероплетение. «Умелые ручки».
Образовательнаядвухгодичная программа программа по бисероплетению с детьми старшего дошкольного возрастасоставлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/13/picture-202482-1360725820.jpg)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
В нашем детском саду МАОУ СОШ 5 "Детский сад № 12" дети младшей группы занимаются в кружке по тестопластике "Умелые ручки". Цель этой программы - развитие творческих способностей ребенка по...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/22/picture-283308-1377125735.jpg)
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество»)
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество») Старший дошкольный возраст С.Благодатное, Петровский район Ставропольского краяПояснительная ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/04/picture-333900-1383571966.jpg)
Программа дополнительного образования "Умелые ручки"
Методологической основой предполагаемой программы является концепция общего художественно образования, разработанная под редакцией народного художника России Б.М.Неменского - Н.А.Горяева «...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/03/picture-435383-1399103389.jpg)
Программа дополнительного образования для детей 5-6 лет «Волшебные ручки»
Цель программы — создание условий для развития творческих способностей детей через дальнейшее формирование знаний, технических умений и навыков в...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/06/picture-1078831-1541523623.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Чудо ручки, чудо штучки» (рабочая программа)
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные реш...