Сотрудничество с родителями в процессе исследовательской деятельности детей
консультация на тему

Леонтьева Алсу Ракибовна

 

Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Но добиться эффективных результатов в развитии ребёнка можно только в сотрудничестве с родителями воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сотрудничество с родителями в процессе исследовательской деятельности детей

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников  представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

Потребность  ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе  возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.  

        Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

Может быть, мы, взрослые  – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

 Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать всё и вся.

 3адача взрослых – педагогов и родителей – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.  

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, на которых пытаемся объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что  не надо делать за ребёнка его работу. Объясняем, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей, провели анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовали консультационный день для родителей на тему «Экспериментальная деятельность дома». Так же разработали буклеты и памятки  для родителей:  «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию»,  «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой воспитатели предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Испарение воды» или «Волшебный лёд».

Результатом этой работы служат интересные рассказы детей  и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки,

Воспитателями совместно с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, созданы мультимедийные обучающие презентации «Песок и вода», «Огнедышащие горы - Вулканы», «Подводный мир», и т.д.  На собрании родителям дан очень важный совет: не торопитесь давать ребенку готовые ответы, предоставьте ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок сразу сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите даже после того, как вы убедитесь, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить, задавайте ему наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.

Педагоги привлекают родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Но добиться эффективных результатов в развитии ребёнка можно только в сотрудничестве с родителями воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность Игровые технологии в организации сотрудничества с родителями в процессе художественной деятельности детей в ДОУ

Возрастание роли семейного и общественного воспитания в новых со- циально-экономических условиях привело к необходимости активного вклю- чения родителей в единое образовательное пространство, к ...

Памятка для родителей "Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей"

Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей...

Памятка для родителей "Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций"

Памятка для родителей "Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций"...

Развитие познавательных интересов в процессе исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

. Ребёнок познаёт окружающий мир через исследовательскую деятельность и в этой деятельности у него развиваются познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь. В процессе позн...

Мастер-класс для педагогов «Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей

Мастер-класс для педагогов«Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей...

Из опыта – работы: «Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей раннего возраста»

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...