Семья как основной источник развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
консультация на тему

Сагитова Элина Ралифовна

Статья о том как важно развивать познавательную активность ребенка именно в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок большую часть суток проводит в семье. Поэтому именно семья служит основным средством и источником воспитания.

Познавательное развитие играет важную роль в становлении личности ребенка. Познавательное развитие- постепенный процесс. А семья в этом процессе выступает начальной ступенькой, от которой зависит успешность познавательного развития ребенка.

Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объекту.

У взрослых и детей отношение к постигаемому складывается по-разному.

У взрослых людей информация первична, а отношение к ней вторично.

Взрослые людей высказать, определить отношение к чему-либо только при наличии о нем знаний, представлений, опыта. Например: «Как я могу выразить своё отношение к автору и его книге, если я не читала ее?»

У маленьких детей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, отношение первично, а информация вторична.

Вот почему необходимо создавать у детей положительное отношение к тем сведениям, которые мы хотим им передать, атмосферу обшей привлекательности, являющейся фундаментом, на который легко накладываются знания.

Родители, при организации любой деятельности ребенка, должны опираться на то, во время этой деятельности ребенок должен искать решение на поставленные задания различными способами, и каждое его решение должно высоко оцениваться. Только в этом случае ребенок сможет сам выбрать вариант решения и произвести оценку, на сколько было это решение удачным или нет.

Родителям необходимо организовать настолько интересную совместную деятельность со своим ребенком, чтобы установить наиболее продуктивный контакт с ним, что дает возможность выбрать новые формы совместных действий.

Для более быстрого и совершенного познавательного развития ребенка дома, необходимо создать ему определенную развивающую среду, которая будет способствовать этому процессу, такую как:

  • Запаситесь различного рода детскими энциклопедиями, плакатами, азбуками, пазлами
  • Ребенку также необходимы различного рода настольно-печатные игры: лото, домино, «ходилки»
  • У ребенка в свободном доступе должны быть чистые листы бумаги, картон, фломастеры, карандаши, краски..
  • Необходимо выделить место для занятий ребенку, по типу школьного уголка

Различного рода эксперименты и опыты способствуют познавательному развитию ребенка, а если это будет происходить с участием всех членов семьи, то это еще и способствует ее сплочению, что также положительно влияет на развитие ребенка.

Ниже представлены несколько вариантов несложных, но в тоже время интересных экспериментов, которые можно провести дома с ребенком.

  • Создание мыльных пузырей

Конечно можно купить готовые пузыри в магазине, но можно представить в каком восторге будет ребенок, если сам приложит усилия и у него на глазах появятся мыльные пузыри. А для этого нужно совсем не много- два стакана воды и стакан средства для мытья посуды; а если добавить в эту смесь ложку сахара, то пузыри будут прочнее.

  • Лизун своими руками

Для создания своего лизуна потребуется смешать воду с клеем, тщательно перемешать и после добавить крахмал( все в одинаковой пропорции). И перемешать получившуюся массу. Все, лизун готов.

Лавовая лампа

Банку заполняем на 2/3 водой и добавляем 1/3 растительного масла. Затем добавляем краситель, для зрелищности эксперимента и ложку соли. Все, наша лампа готова.

Восторг и море позитивных эмоций доставят детям эксперименты, а также будут способствовать познавательному развития, а родители в это время позволят себе разделить с детьми радость первых открытий.

Играйте, экспериментируйте, проводите больше времени со своими детьми, ведь в наше время, в век высоких технологий мы стали забывать,что такое живое общение.

Личная радуга

Нужны: Емкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.

Опыт: В емкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появиться радуга.

Объяснение: Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части — в виде радуги.

Выращиваем кристалы

Нужны: Соль, вода, проволока.

Опыт: Чтобы получить кристаллы, нужно приготовить перенасыщенный раствор соли — такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется. При этом нужно поддерживать раствор теплым. Чтобы процесс шел лучше, желательно, чтобы вода была дистиллированная. Когда раствор будет готов, его надо перелить в новую емкость, чтобы избавиться от мусора, который всегда есть в соли. Далее в раствор можно опустить проволочку с маленькой петелькой на конце. Поставить банку в теплое место, чтобы жидкость остывала медленнее. Через несколько дней на проволочке вырастут красивые соляные кристаллы. Если наловчиться, можно выращивать довольно крупные кристаллы или узорные поделки на скрученной проволоке.

Вот несколько игр, с помощью которых родители могут развивать познавательную активность своего ребенка.

«В магазине зеркал»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти; создание положительного эмоционального фона; формирование чувства уверенности, умения подчиняться требованиям другого человека.

Описание: взрослый (а затем ребёнок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.

«Слушай хлопки»

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание: движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: 1 хлопок – принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны); 2 хлопка - позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки врозь, руки между ногами на полу); 3 хлопка – возобновить ходьбу.

«Мамины помощники»

Цель: развитие словесной памяти.

Оборудование: предметные картинки из настольных игр.

Описание: Мама дает детям поручения – запомнить и принести то, что нужно для дома. Ребенок выбирает нужные картинки, показывает детям и, проверяют правильность.

«Дотронься до…»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, закрепление знаний об эталонах цвета.

Описание: выбирают ведущего. Ведущий кричит: «Дотронься до… (и называет какой-нибудь цвет)», - а затем дети должны как можно быстрее найти в одежде друг друга этот цвет и дотронуться до него. Тот, кто не успел, становится ведущим. Взрослый следит, чтобы все дети принимали участие в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

МБОУ «Начальная школа - детский сад №44»              Экспериментальная деятельность,как средство развития познавательной ак...

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить:-развитие у ребенка предметных знаний, умений и навыков;-формирование универсальных компетентно...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира на протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности реб...

"Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности". Статья в журнал "Обруч"

Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого ро...

Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят  познавательный интерес к окружа...

Презентация по познавательному развитию "Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи. Логические блоки являются отличными помощниками на...