Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством развития логического мышления
материал по математике (подготовительная группа) по теме

План работы по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu_firsova_v.n.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию.

Воспитатель: Фирсова Валентина Николаевна

МАДОУ ДСКВ-Югорка

Тема: «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством развития логического мышления».

Цель, задачи:

1. Развитие логического мышления каждого ребенка, представления о математических понятиях (кодирование и декодирование информации);

2. Формирование умения самостоятельно решать учебные и практические задачи;

3. Развитие познавательных интересов, мыслительных операций;

4. Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию.

5. Развитие речевой деятельности.

Тема самообразования

Период работы

над темой

Выступления

Открытые занятия

Работа в группе

Методические

пособия, игры

Знакомство с палочками Кюизенера

2016-2017г.

Родительский всеобуч «Что такое логические игры? Их значение в развитии детей с ОВЗ»

Игра «Аппликация из палочек Кюизенера»

- Знакомство детей цветом и размером объектов, с математическими представлениями.

- Игры с палочками, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку).

З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва, 1990г.,

набор «Палочки Кюизенера»

Использование блоков Дьенеша в совместной работе с детьми (старший возраст)

-2017г.

Родительский всеобуч «Использование блоков Дьенеша для развития логики ребенка с ОВЗ»

Игра «Построй дорожку» (цвет, форма)

  - Актуализация умения детей распознавать геометрические фигур и выделить их из множества фигур разной формы.

-Решение простейших логических задач на разбиение по свойствам.

- Закрепление умения понимать символы, обозначающие цвет,

форму, размер и толщину предметов.

Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г., Е.А.Носова «Логика и математика для дошкольников»-Санкт-Петербург, 2004г.

Набор «Блоки Дьенеша»,

Игры по одному и двум свойствам (цвет и размер, цвет и форма, форма и размер): «Найди клад», «Угадай-ка», «Построй дорожку»

Использование блоков Дьенеша в совместной работе с детьми (старший возраст)

2016-2017г.

Семинар-практикум для педагогов «Математика - это интересно!»

Открытое занятие для родителей «Игра как средство всестороннего развития.»

- Выявление и абстрагирование свойств предметов

- Сравнение предметов по одному, двум, трем свойствам, классификация предметов

З.А.Михайлова «Математика – это интересно»-Санкт-Петербург, 2002г.

Набор «Блоки Дьенеша»,

Игры по  двум и трем свойствам (форма, цвет и размер, цвет и форма, форма и размер): «Засели домики», «Чудесный мешочек», «Необычные фигуры»

Формирование способности решать математические, интеллектуальные задачи через развивающие игры

2018г.-2019г.

Обмен опытом работы по обучению математике на тему «Математическое развитие в играх дошкольников с ОВЗ».

Родительское собрание «Игра-логика».

- Развивать умение разбивать множество на классы по совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или», умение с помощью этих операций строить правильные высказывания

 В. Волина «Веселая математика» - Москва, 1999г.

Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» - Санкт-Петербург, 2002г.

                                           

Вывод:

Каждый ребёнок дошкольного возраста – это маленький гений, неудержимо стремящийся к познанию мира в игре. Всё зависит от игр, в которые малыш имеет возможность играть.

Дошкольный возраст гораздо более важен для развития творческих талантов, чем период обучения в школе.

Работая в детском саду воспитателем, я столкнулась со следующей проблемой: овладение элементарными математическими понятиями требует от ребёнка с ОВЗ высокого уровня развития процессов логического мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации и сравнения), гибкость мыслительных процессов, математической памяти, - все эти способности слабо развиты у детей, посещающих логопедические группы.

С какими трудностями я столкнулась в своей практике:

  • несовершенство анализа и синтеза не позволяет воспринимать математическое задание полностью;
  • не умение связать части в единое целое;
  • не умение устанавливать связи и зависимости;
  • снижена способность к обобщению;
  • узость восприятия: дети выхватывают отдельные части в объекте, затрудняются в установлении связей между ними.

У детей с ОВЗ наблюдается небольшая задержка развития логического мышления, иногда дети устанавливают сходство и различие между предметами и явлениями окружающего по несущественным признакам; классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуационных связей; не сформированы многие обобщающие понятия.

Задержка развития логического мышления сочетается у детей с ОНР с низким уровнем сформированности познавательных интересов. Этой группе детей характерным является органический психо-синдром, который проявляется в замедлении психических процессов, плохой переключаемости интеллектуальной деятельности, повышенной раздражительности с чертами однообразия, повышенной истощаемости.

Однако дети, пользуясь оказываемой им помощью могут перенести способы решения на аналогичные задачи.

У детей с отклонениями в развитии в той или иной степени нарушена речевая деятельность. Речевые нарушения у разных категорий детей проявляются в многообразных формах, по-разному поддаются педагогическому воздействию, что обусловлено различными первичными нарушениями. В этой связи особую актуальность приобретает изучение взаимосвязи речи и моторного компонента в условиях нарушенного развития.

Аналитический обзор литературных данных показывает, что существует онтогенетическая взаимосвязь развития мелкой моторики и речи, и что движение руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» - говорил В.А.Сухомлинский.

Исследователями учёных института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. М.М.Кольцова подчёркивает, что влияние импульсации мышц руки наиболее ощутимо в детском возрасте, когда идёт формирование речевой моторной области. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и является, по мнению М.М.Кольцовой «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» (1973, с 130)

Указывая на важность изучения и совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном коррекционном обучении Л.С.Выготский  (1983г.) писал, что, будучи относительно самостоятельной, не зависимо от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера даёт богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта.

В своей работе по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша,Палочек К. учитываю особенности мыслительной деятельности с ОНР (замедленное развитие локомоторных функций, отставание двигательной сферы), а также коррекционную направленность работы.

Для логопедической работы можно использовать любые виды игр, применяемых в детском саду.

Проведение дидактических игр должно считаться с индивидуальными особенностями детей, слабым давать более лёгкие задания, сильным – более трудные, робких - подбадривать, бойких – подзадоривать, слишком резвых – притормаживать. При подборе этих игр надо учитывать элементы занимательности, интерес к её содержанию («душу» игры, как указывала Н.К.Крупская) и ясность цели. Игры полезны лишь тогда, когда доставляют радость, удовольствие.

«Игра без активной деятельности – всегда плохая игра» - нельзя забывать и этих слов А.С.Макаренко.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако не многие из них дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительных умений на протяжении всего дошкольного возраста. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.

В моей работе блоки Дьенеша с их ориентацией на индивидуальный подход, занимают не последнее место.

Начиная работу по блокам Дьенеша,  выявляю на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш.

Ориентируясь на примерный уровень развития ребёнка, предлагаю игру «Выложи дорожку» (по двум свойствам – цвет и форма). Если не справляется, предлагаю более (по одному свойству). Самостоятельное и успешное решение – ступенька, от которой начинаем движение вперёд.

Предоставляю возможность самостоятельно знакомиться с логическими блоками. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства геометрических фигур, ввожу понятие «КОД» - графическое изображение данного свойства. Это в дальнейшей работе позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.

Работа с детьми логопедической группы в 2015 – 2016 гг. внесла значительные коррективы в мой план развития логического мышления. Т.к. у детей этого набора значительно ниже уровень развития. Причин этому много: во-первых, наследственность – много детей с неблагополучных семей, неполных семей; во-вторых, современная занятость родителей, которым порой не до занятий со своим ребёнком.

Разработанное мною диагностирование уровня развития логического мышления, помогает мне отслеживать путь развития каждого ребёнка в начале моей работы и перед выпуском в школьную жизнь.

Упражнения с геометрическими фигурами подобраны так, чтобы ребёнок учился опознавать их по цвету, размеру, толщине, в разном пространственном положении.

Нахождение взаимосвязей, обобщения, вполне доступные детям, поднимают их умственное развитие на новый уровень развития. У детей развивается внимание, наблюдательность, речь, мышление и его компоненты (анализ, синтез, обобщение и конкретизация в их единстве). Всё это готовит детей к усвоению научных понятий в школе.

Связь количественных представлений с представлениями геометрических фигур создаёт основу для общего математического развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

МБОУ «Начальная школа - детский сад №44»              Экспериментальная деятельность,как средство развития познавательной ак...

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить:-развитие у ребенка предметных знаний, умений и навыков;-формирование универсальных компетентно...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии»

Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающей ему адаптиро...

Презентация по познавательному развитию "Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи. Логические блоки являются отличными помощниками на...

"Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством использования компьютерных дидактических игр"

Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.   Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни челове...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной ак...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством интерактивных технологий

Развитие функциональной граммотности у детей старшего дошкольного возраста через применения социоигровых технологий....