Семинар - практикум для родителей "Место игры в воспитании и обучении ребенка - дошкольника"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Исаева Юлия Борисовна

Цель данного семинара-  практикума - знакомство родителей с особенностями игровой деятельности детей в младшем дошкольном возрасте, расширение знаний родителей о роли игровой деятельности в воспитании и обучении детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_praktikum_igra.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ  ДЕТСКИЙ САД №19 «ЗВЁЗДОЧКА»

Конспект

семинара-практикума

 для родителей

на тему:

«Место игры в воспитании и обучении

ребёнка -дошкольника»

Составила:

Воспитатель Исаева Ю.Б.

Цель: Познакомить родителей с особенностями  игровой деятельности детей в младшем дошкольном возрасте. Расширять знания родителей о роли игровой деятельности в  воспитании и обучении детей.
Задачи:

  1. Развитие навыков группового взаимодействия;
  2. Познакомить родителей с разнообразием  игр, влияющих на развитие детей младшего дошкольного возраста.

Форма проведения: семинар – практикум.

Методические приемы: монологические высказывания, дискуссия, диалог, игра,  анализ результатов анкетирования.

Оборудование и материалы:  ТСО, презентация «Игра, как средство воспитания и обучения детей»,   игровой набор «робот Кубетто»; для рефлексии «Дерево»- нарисованное дерево на листе бумаги А3, цветы, листья, яблоки, вырезанные из цветного  картона;  для игры «Квадраты Никитина»: на каждого участника семинара - квадраты 6х6, 6 шт. из разноцветного картона (красный, желтый, зеленый, оранжевый, голубой, синий), ножницы.

Подготовительная работа:  консультация для родителей «Игры с детьми в семье в режиме дня», домашнее задание для родителей,  анкетирование, презентация «Игра, как средство воспитания и обучения детей».

План семинара – практикума:

  1. Теоретическая часть
  1. Вступление
  2. Анализ результатов анкетирования.
  3. Дискуссия «Какими качествами нужно обладать человеку в современном мире, чтобы быть успешным»
  4. Презентация «Игра, как средство воспитания и обучения детей»
  1. Практическая часть

2.1.Игра с игровым набором «Робот Кубетто»

2.2 Игра «Квадраты Никитина»

2.3 Рассказы родителей из опыта семейного воспитания «Игры в семье»

  1. Рефлексия «Дерево»
  2.  Обратная связь.

Ход семинара – практикума

1. Теоретическая часть  

1.1. Вступление

 Добрый вечер, уважаемые родители. Очень рада видеть Вас   на семинаре —     практикуме «Место игры в воспитании и обучении ребенка – дошкольника».

 И начать нашу встречу хочу словами педагога В.А. Сухомлинского.

 «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир    ребёнка      вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

1.2. Анализ результатов анкетирования.

1. 3. Дискуссия .                                                                                                              

        Все мы хотим, чтобы наши дети были успешными, обладали высоким уровнем различных знаний, умений, навыков, в будущем нашли хорошую работу.

Вопрос родителям:

Как вы считаете, какими же качествами должен обладать человек в современном мире, чтобы быть успешным?

Обобщение воспитателем: Да, это организованность, коммуникабельность, ответственность, креативность мышления, настойчивость в достижении цели.

        И все эти важные качества можно успешно развивать в игре.

Педагог Макаренко в своей работе «Воспитание молодёжи» так писал об игре: « Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

        Игра является ведущей   деятельностью   дошкольника и именно в ней  происходит развитие познавательных процессов – речи, памяти, внимания, восприятия, воображения. В процессе игры ребенок приобретает новые знания, знакомится с предметами, явлениями окружающего мира. В игре воспитываются  личностные качества. Игра — не пустая забава. Она  необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития.

  1. Презентация «Игра, как средство воспитания и обучения детей»

        В возрасте 3 -4 лет у детей происходит развитие образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире, возрастает самостоятельность игровой деятельности.  Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей. Поэтому важно, чтобы взрослый  руководил игрой,  создавал необходимую среду, поддерживал интерес ребенка к игре.

        В детском саду игровую деятельность детей организуют воспитатели.

Для развития двигательной активности детей  мы организуем подвижные и малоподвижные игры.  На улице  с детьми организуем подвижные игры  с бегом, прыжками. В этом возрасте детям предлагаем играть в игры с правилами. Все подвижные игры развивают не только ловкость, быстроту, но и личностные качества, такие как смелость, решительность, инициативность.

        На улице  поощряйте игры детей с велосипедами, самокатами,мячами также поддерживайте игры, в которых развиваются навыки  бега, прыжков. Дома можно предложить игры с лазаньем, ползанием, игры  развивающие ловкость движений. Например для развития внимания, меткости, мышц спины, рук, можно  изготовить мягкие мячики- из поролона или другого материала.  Игроки встают напротив друг друга и начинают забрасывать друг друга мячиками. По окончании игры подсчитывется количество мячей у каждого игрока или команды.

        Для развития крупной и мелкой моторики   детей в этом возрасте подходят такие игры , как  «Собери бусы», «Игры с прищепками», «Мозаика»,  «Шнуровка». Эти игры развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи.

Дома предложите детям игры с крупами. Например, насыпьте  в большую коробку фасоль белую и красную и предложите ребенку поиграть в «Золушку», раскладывая фасоль в разные баночки. Также можно на поднос высыпать манную крупу и предложить детям рисовать паьчиками различные фигуры (круг, квадрат, треугольник), которые заранее нарисованы на бумаге

         Игры с различными видами конструкторов — магнитным, «Банчемс», напольным  способствуют развитию воображения, пространственного мышления, речи.

          В возрасте 3-4 лет у детей возрастает интерес к настольным играм, таким как лото, домино, парные карточки, ассоциации. Дети могут собирать   картинки, состоящие из нескольких частей, например, кубики или пазлы.  Эти игры  развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, речь.
        В совместных  дидактических играх  дети закрепляют знания о цвете , форме, размере предметов.В этом возрасте детям под силу собрать пирамидку, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета.  Также детям нравится такие игры  как сортеры,   вкладыши, логические кубы, квадрат Никитина. Эти игры можно изготовить самостоятельно или приобрести в магазине.

В детском саду дети любят играть в настольный, пальчиковый театр. Воспитатели создают условия для театрализованной игры, игр -драматизаций. Эти игры способствуют развитию коммуникативных навыков, развивают речь, фантазию.

        Дома можно слепить персонажей сказок  из пластилина или  нарисовать на бумаге или картоне, раскрасить и проигрывать с детьми различные сказки. Ребенок будет вам очень благодарен за совместную игру.

          В этом возрасте у детей развивается сюжетно-ролевая игра. Дети любят проигрывать в этих играх сюжеты из окружающей жизни, а также сюжетом игры может быть мультфильм или сказка.   В этих играх важно научить ребенка ролевому поведению. Роль взрослых заключается в пополнении игровой обстановки необходимыми игрушками, предметами заместителями. В сюжетно-ролевой  игре у детей развивается умение  взаимодействовать и ладить друг с другом,    развиваются  коммуникативные умения, навыки.

Во время игр с детьми следите за своим тоном. Ровный, доброжелательный тон настраивает детей на обучение, служит залогом того, что ребенок и в дальнейшем будет обучаться в  игре с удовольствием.

  1. Практическая часть

2.1. Игра с игровым набором « Робот Кубетто»

Цель: изучение  азов программирования.

Наряду с традиционными, в нашем детском саду применяются инновационные  игровые технологии.

Игра «Робот Кубетто» направлена на  изучение детьми азов программирования. В игровой форме дети обучаются счету, закрепляют цвета. Учатся мыслить. Дети могут  программировать  этого робота в игровой форме начиная с 3 лет.

Предлагаю вам попробовать себя в роли программиста и  поиграть с роботом Кубетто.

Проводится игра с роботом Кубетто.

2.2. Игра « Квадраты Никитина»

Цель игры: Развитие логического мышления, внимания, цветоощущения.

Ход игры:

Родители разрезают квадраты по заранее намеченным линиям. Затем кусочки перемешиваются и родители складывают квадраты за определенное время.

2.3. Рассказы родителей из опыта семейного воспитания «Игры в семье»

 В современном мире  у родителей появилось много возможностей для успешного развития и обучения детей. Родители могут  сочетать традиционные и новейшие системы обучения. Однако, чтобы игра стала действительно развивающей деятельностью дошкольника, ему сначала нужно научиться играть, а уже после  этого он сможет творчески развивать, дополнять и даже придумывать новые игры. А научить ребенка может только тот, кто уже умеет играть и знает интересные игры.  

Дидактическая игра  на развитие  мышления «Что лежит в мешочке»

Цель: Закрепить знания детей о форме предметов, упражнять в правильном сотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом»

Материал: набор геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник); мешочек с предметами разной формы: ягоды , фрукты, овощи, деревянные шарики, яички, бочонки, желуди , елочки, кубики, пуговицы и т. п.

Ход игры: На краю стола раскладываются геометрические фигуры. Дети  по очереди вынимают предметы из мешочка, называют их, определяют форму. «Это книжка, она прямоугольной формы»

Словесная игра на развитие речи детей «Похожие слова»

Цель: помочь изучить синонимы, разные значения одного  и того же слова; учить выбирать наиболее точные слова для описания определеного предмета, избегать повторений.

Описание: объяснить ребенку, что об одном и том же можно сказать разными словами:

Наш котенок веселый ( забавный, смешной, потешный, комичный)

Я сегодня слушал печальную музыку (грустную, нерадостную)

Заяц трусливый, а как еще можно назвать?(боязливый, робкий, пугливый)

Рефлексия  «Дерево»

Цель: помочь родителям вспомнить и озознать основную мысль   семинара -практикума.

Оборудование: Нарисованное дерево на листе формата А3, зеленые листья, цветы, плоды яблони.

        Родителям предлагаетя оценить свои впечатления о семинаре -практикуме, над чем задумались, что будут использовать  в практике.

Ход:

Уважаемые родители, оцените, пожалуйста наш сегодняшний семинар-практикум.  Если наше мероприятие заставило вас задуматься, то наклейте на дерево зеленый листочек, если что-то захотели изучить поподробнее, приклейте на дерево цветок, если что-то будете использовать в своей практике, то яблоко.

Спасибо!

Напишите, пожалуйста, свои отзывы и пожелания.

Заполнение листов – отзывов.

Лист регистрации 

участников семинара – практикума

«Место игры в воспитании и обучении ребенка -дошкольника»

п/п

Ф.И.О. участника

подпись


Журнал отзывов

о проведенном  семинаре – практикуме

«Место игры в воспитании и обучении ребенка -дошкольника»

п/п

Ф.И.О. участника

Отзыв


АНКЕТА

Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в анкетировании.

Целью анкеты является обобщение и закрепление представлений об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Так же поможет понять Вам, что Вы такие же активные участники педагогического процесса, как ваши дети и педагоги. Эта анкета поможет Вам и нам понять, насколько Вы умеете играть и общаться со своим ребёнком. Анкета анонимна, но очень важна для нас. Отметьте кружочками и напишите там, где надо.

1. Что такое игра, по Вашему мнению?

Игра — это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Игра — это вид деятельности, предназначенный для отдыха и забав.

Игра — это основной вид деятельности, развития и обучения.

2. В какие игры Вы играли в детстве и научили им вашего ребёнка?

Догонялки

Прятки

Конструктор

Другие игры

….….….….….….….….….….…. ….….….….….….….….….

3. Играете Вы дома со своим ребёнком?

Да

Нет

Иногда

4. Есть ли у ребенка среди игрушек любимые?

Да

Нет

Какие это игрушки?

. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …. …

. …. …. …. …. …. …. …. …. ….….

5. Разрешаете ли Вы играть ребенку в какие-то интересные для него игры, но которые не нравятся вам?

Да

Нет

Иногда

6. В какие игры Вы чаще играете с ребёнком?

Подвижные игры

Развивающие игры

Дидактические игры

Словесные игры

Сюжетные игры

Пальчиковые игры

7. Как выбираются Вами игры для ребенка?

На своё усмотрение

На усмотрение ребёнка

….….…. ….…. …. …. …. …. …. …. …. ….

Спасибо Вам за ваши ответы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре- практикуме «Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников » по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любо-знательный и эмоционально отзывчивый»

Выступление на семинаре- практикуме «Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников » по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любознательный и эмоционально отз...

Семинар - практикум " Место игры в обучении ребенка дошкольника"

Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая”, но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо материальной пользой. Игра стано...

Роль дидактической игры в воспитании и обучении ребенка.

Статья полезна воспитателям  и родителям дошкольника...

Роль дидактической игры в воспитании и обучении ребенка.

Освещение роли дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум для педагогов Место игры в обучении ребенка дошкольника

Повышение психологической компетентности педагогов, формирование у них потребности использовать теоретические знания в интересах ребенка и собственного профессионального роста по данной теме...

Семинар - практикум на тему: "Сущность и значение аппликации для ребенка дошкольника. Технические приемы в аппликации.»

Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезывании различных форм и закрепления их на материале, принятом за фон. Это наиболее простой и доступный способ художественны...

Семинар-практикум «Сюжетно-ролевая игра – средство воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста»

Материал направлен на повышение компетентности педагогов в вопросах организации и руководства сюжетно-ролевой игры с воспитанниками....