"Использование современных здоровьесберегающих технологий в сельском ДОУ"
статья

Насурлаева Наталья Александровна

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия,а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье дошкольников волнует всех родителей детей в возрасте от 0 до 7 лет. Ведь именно в этом возрасте врачи и педагоги обращают внимание на любые отклонения в психическом и физическом состоянии детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_dou.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Н. А. Насурлаева,

воспитатель

Китовское МАДОУ Шуйского района Ивановской области

e-mail:nas.natalya@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИИ В СЕЛЬСКОМ ДОУ

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия,а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье дошкольников волнует всех родителей детей в возрасте от 0 до 7 лет. Ведь именно в этом возрасте врачи и педагоги обращают внимание на любые отклонения в психическом и физическом состоянии детей. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.   Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Что же это такое? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В своей работе я использую как традиционные, так и нетрадиционные методы: пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, массаж и самомассаж, сказкотерапию, музыкальную терапию, песочную терапию, терапию с манной крупой, дыхательную гимнастику. Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий.

Как говорил Сухомлинский: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя, от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Здоровьезберегающие технологии делятся на три блока.

Первый блок - это технологии сохранения и стимулирования здоровья.

- динамические паузы

- подвижные и спортивные игры

- релаксации

- пальчиковая гимнастика

- гимнастика для глаз

- дыхательная гимнастика

- гимнастика после сна.

Для меньшей утомляемости детей во время проведения занятий я использую динамические паузы 2-5 мин. по мере утомляемости детей в стихотворной, шуточной форме. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида и тематикой занятия.

Подвижные и спортивные игры в образовательном процессе занимают особое место в физическом развитии ребенка. В увлекательной форме дети совершенствуют двигательные умения и навыки, а так же формируют умение ориентироваться в пространстве, развивают ловкость, быстроту. В том числе эти игры имеют большое воспитательное значение, в процессе совместных игр дети учатся дружить и сопереживать сверстникам, слажено работать в команде. Проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате, малой и средне подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Неотъемлемой частью здоровьезберегающих технологий является пальчиковая гимнастика. Проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени. Так же проводятся игры и упражнения с шариком и кольцами Су – Джок.

Ежедневно, по 3-5 мин. в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки – использую гимнастику для глаз. Она способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательную гимнастику провожу в различных формах физкультурно – оздоровительной работы. Во время проведения дыхательной гимнастики активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации работы организма. В свободной деятельности для развития дыхательного аппарата дети используют различные пособия (вертушки, султнчики, бабочки, шарики).

Особое место в оздоровительной работе с детьми я отвожу пробуждению детей после сна. Тихий, спокойный подъем, помогает, ребенку проснутся, настроится на выполнение оздоровительных процедур.

В комплекс оздоровительных мероприятий после сна входит – ходьба по дорожкам – массажёрам, босохождение, воздушные ванны,

Босохождение – отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма к резким колебаниям температуры и переохлаждению. Для профилактики плоскостопия я использую различные виды дорожек, как самодельных, так и фабричных.

Второй блок здоровье-сберегающих технологий – это технологии обучения здоровому образу жизни

- утренняя гимнастика.

- занятия по физическому развитию

- самомассаж

- активный отдых

Ежедневно с детьми я провожу утреннюю гимнастику с музыкальным сопровождением, она позволяет ребенку активизировать все группы мышц тела и настроить ребенка на позитивный лад.

Занятия по физическому развитию проводятся 3 раза в неделю, и помогают ребенку освоить все виды двигательной деятельности, необходимые в его возрасте. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка. На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Обучение детей самомассажу с использованием нетрадиционных средств (еловые шишки, грецкие орехи, различные виды мячиков, жестких и мягких) помогает ребенку не только повысить защитные силы организма, но и поднять эмоциональный тонус.

Не менее важным средством оздоровления детей являются праздники, физкультурные досуги, дни здоровья. Они приносят детям много положительных эмоций, заряд бодрости, что, несомненно, способствует повышению сопротивляемости организма.

Третий блок здоровьесберегающих технологий – это коррекционные технологии. К ним относятся:

- сказкатерапия

- технология музыкального воздействия

- песочная терапия

- артикуляционная гимнастика

- самомассаж

- стретчинг(рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием)

- ритмопластика

- арттерапия (лечение изобразительным искусством)

Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В своей работе чаще использую авторские сказки, т. к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаю, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы- основа сказкотерапии.

Музыкотерапия является наиболее древней и естественной формой коррекции эмоциональных состояний, помогающее снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Ведь недаром матери испокон века поют детям колыбельные песни. Музыку я, используя во время проведения занятий, перед сном и просто как танцевальные минутки, чтобы переключить детей на другой вид деятельности и повысить настроение, ведь хорошее настроение – это залог здоровья и бодрости.

Песочная терапия – снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию, позитивно влияет на эмоциональное состояние детей и является прекрасным средством для развития, саморазвития и гармонизации внутреннего состояния.

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Занятия по профилактике и коррекции речевых нарушений с детьми проводит воспитатель и логопед.

Самомассаж. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физ.минуток, в целях профилактики простудных заболеваний.

Здоровый образ жизни включает в себя адекватную физическую активность, рациональное питание, личную гигиену, здоровый психологический климат в семье, в детском саду отсутствие вредных привычек, внимательное отношение к своему здоровью.

В работе с родителями по здоровьесберегающим технологиям я использую:

- консультации, рекомендации и беседы по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях;

 - освещаю эти вопросы так же и на родительских собраниях;

- папки-передвижки;

- анкетирование;

- совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья;

- памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?», дни открытых дверей;

-обучение родителей приемам и методам оздоровления детей (тренинги, практикумы);

- выпуск газеты ДОУ и др. формы работы. 

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья 2008. Т.7. №2. С.21,59

2. Михеева Е. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009. с102,108.

3. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2008. Т.7. №2. С.29.

4. Сивцова А.М. Влияние комплексного использования здоровьесберегающих педагогических технологий технологий в ДОУ на последующую адаптацию детей к школе. с.110, 112.

Интернет-документы:

"Инновационный проект - реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ДОУ". URL: http://www.nsportal.ru-Социальная сеть работников образования.

"Семь степеней учителя" - "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ" URL: http://pedsovet.org/components/com_mtree/attachment. php? link_id=56283&cf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Использование современных здоровьесберегающих технологий»

Консультация для воспитателей на педагогическом совете...

Использование современных здоровьесберегающих технологий в детском саду

Статья доказывает педагогам как можно в детском саду решать задачи зорового образа жизни...

Использование современных здоровьесберегающих технологий в детском саду

Статья доказывает педагогам как можно в детском саду решать задачи зорового образа жизни...

Использование современных здоровьесберегающих технологий как средства укрепления и сохранения здоровья детей.

В статье дано описание здоровьесберегающих технологий, которые успешно используют педагоги нашего детского сада в своей работе.Кроме этого дано краткое описание методики применения этих технологий....

Презентация по использованию современных здоровьесберегающих технологий в группе детского сада "Секреты здоровья"

Жизнь в ХХ1 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной   на сегодняшний день  является проблема сохранения здоровья детей - одной из высших человеческих ...

Конспект сюжетно - игрового физкультурного занятия во 2 младшей группе с использованием современных здоровьесберегающих технологий и нестандартного оборудования "В гости к цветным змейкам".

Конспект сюжетно - игрового физкультурного занятия во 2 младшей группе с использованием современных здоровьесберегающих технологий и нестандартного оборудования ...

«Наше здоровье» с использованием современной здоровьесберегающей технологии «Самомассаж» (технология Су-Джок)

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо области: «Познавательное развитие»для детей старшей группы (5-6 лет)Тема: «Наше здоровье»с использованием современной здоров...