Картотека дидактических игр во второй группе раннего возраста
картотека на тему

Картотека дидактических игр во второй группе раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лото «Времена года»:

Цель: учить находить картинки, соответствующие определенному времени года. 

Оборудование: 4 большие карточки, 24 фишки.

Ход: взрослый раздает детям большие карточки с изображением предметов, относящихся к одному из времен года, и кладет на стол фишки. Просит на картинки с предметами положить фишки с таким же изображением.

«Голоса птиц»

Цель: знакомить детей с пением птиц, учить различать голоса птиц, выполнять звукоподражание.

Оборудование: картинки с изображением птиц (ворона, соловей, воробей, кукушка).

Ход: Дети отвечают на вопросы взрослого, воспроизводя соответствующие звукоподражания - голоса птиц.

 Как подает голос ворона? (Она каркает: «Кар! Кар!»)
Как поет соловей? (
Соловей щелкает: «Тёх-Тёх»)
Что делает воробей? (
Воробей чирикает: «Чирик-Чирик!»)
Что делает кукушка? (
Кукушка  кукует: «Ку-ку! Ку-ку!)

Оригами «Времена года» (для малышей)

Цель: развивать внимание, мелкую моторику рук, учить находить картинки в соответствии с временем года.

Оборудование: 20 карточек с пазловым замком

Ход: взрослый раскладывает на столе 4 круглые картинки с изображениями действий животных в определенное время года и просит дополнить их недостающими картинками этого же времени года.

«Подбери пару»


Цель: закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник).
Материал: игрушка Заяц, коробочка с плоскостными геометрическими формами.
Ход игры: Игровая ситуация: приходит в гости Зайка , приносит коробочку с геометрическими фигурами и просит детей рассказать, что это такое. Сначала воспитатель показывает каждую фигуру отдельно и просит детей сказать, что это за фигура, помогает в случае затруднения. Затем детям раздаются фигуры и педагог просит показать такую же фигуру, как у него.

«Светофор»

Цель игры:
1. Закрепить представление детей о назначении светофора о его сигналах
2. Закрепить представление детей о цвете «красный, желтый, зеленый»
Материал: цветные картонные кружки «желтые, зеленые, красные», макет светофора.

Ход игры:

Воспитатель раздает детям кружки желтого, красного и зеленого цвета. Последовательно меняя цвет кружка. А дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.
Светофор
У любого перекрестка
Нас встречает светофор
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:
Свет зеленый- проходи!
Желтый - лучше подожди!
Если свет зажжется красный -
Значит,
Двигаться опасно!
Стой!
Пускай пройдет трамвай,
наберись терпенья.
Изучай и уважай правила движенья.

«Чудесный мешочек»


Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.
Материал: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и формы).
Ход игры: В непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Шнуровка»

Цель: развитие координации мелких движений руки  и зрительного контроля.

Материал: картонная карточка(можно в форме ботинка, баночки и т.д.) с дырочками и шнурок.

Ход игры: Воспитатель показывает шаблон. Посмотрите, дети, здесь по краям есть дырочки и привязан шнурок. Мы будем сегодня вышивать. Я шнурок вдеваю в каждую дырочку: то с одной стороны, то с другой. Посмотрите, какая получилась ровная дорожка. А теперь, вы ребята попробуйте. В качестве усложнения предложить вышивание крест-накрест.

«Соберем пирамидку»

Цель: упражнять детей в умении собирать пирамидку: снимать и нанизывать кольца. Учить детей находить одинаковые по величине предметы путем накладывания одного предмета на другой.

Материал: пирамидки из пяти колец

«Подбери по цвету»

Цель: закреплять у детей умение подбирать предметы по цвету.

Материал: у каждого ребенка карточка , разделенная на четыре клетки красного, синего, зелёного, жёлтого цветов, мелкие кубики тех же цветов.

Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки и кубики. Показывает и рассказывает детям: -Вот у меня красный кубик нарисован, я на него положу красный кубик, на синий кубик – синий, на зелёный кубик – зелёный, а на жёлтый кубик – желтый. После этого предлагает всё самостоятельно проделать  детям. Воспитатель спрашивает у детей какого цвета у них кубики.

«Поможем кукле Кате одеться на прогулку»

Цель: учить детей запоминать название одежды, обуви; последовательность одевания на прогулку.

Материал: кукла с комплектом одежды.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям пойти погулять вместе с куклой Катей. И просит их помочь одеть ей одежду. (Одежда куклы по сезону). Рассказывает, какая погода на улице и подводит детей к самостоятельному подбору предметов одежды для прогулки. Дети достают одежду куклы из шкафчика.

«Найди детёныша»

Цель: учить находить детенышей домашних животных.

Материал: два вида картинок : мамы и их детеныши.

Ход игры: Дети с воспитателем рассматривают картинки домашних животных. Воспитатель просит назвать животных, спрашивает, как они кричат (корова мууу, кошечка мяу и т.п.). Потом раскладывает картинки с детёнышами. И спрашивает, а это кто? Если дети затрудняются ответить, то воспитатель поясняет детям, например: это мама корова, а это её детеныш, теленок. Аналогично рассматривают другие картинки.

«Найди пару»

Цель: способствовать развитию тактильного восприятия.
Материал: маленькие полотняные мешочки, наполненные крупой – гречкой, рисом, манкой, фасолью, горохом, геркулесовыми хлопьями(каждой по 2).
Ход игры: Малышу предлагается ощупать каждый мешочек. Задача ребенка в том, чтобы найти пару мешочку.

«Узнай игрушку»

 Цель: учить находить названную игрушку в разном окружении, действовать с ней по словам взрослого (покатай, потанцуй) 

Ход игры: Воспитатель прячет игрушку (мяч, куклу, погремушка) в группе. Перед тем, как спрятать игрушку все вместе разглядывают ее. Дети ищут игрушку по всей игровой комнате. Кто нашел, имеет право выполнить действия по словам взрослого.

Например: "Кукла Таня сбежала.

Катя, Катенька, найди (имя ребенка, которая водит игру)

Поискать ее нам надо,

С нашей куклой

Попляши (или покатай в коляске)

Ребенок выполняет действия с игрушкой, а дети хлопают в ладошки.

 

«Большой, поменьше, маленький»

Цель: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.
Ход игры: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.

«Покажи такую же»

Цель:Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.
Ход игры: Игра проводится с 2-3 чел., т.к. надо сосредоточить внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель отдельно показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.

«Красный, зеленый, желтый, синий»

Цель:Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.
Ход игры:Занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). Воспитатель показывает или картинку определенного цвет или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.

«Громко – тихо»

Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки.

Ход: Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».

«Курочка и цыплята»

Цель: Развивать звукоподражание, ориентировку в пространстве.

Оборудование: Шапочки курочки и цыплят (по количеству детей)

Ход: Воспитатель изображает курочку, а дети цыплят. «Курочка» с «цыплятами» ходят по лужайке и «клюют зернышки» (стучат пальцами об пол).

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко да ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите!

(Т. Волгина)

Важно добиваться, чтобы дети подговаривали за воспитателем, отчетливо произносили звукосочетания «ко-ко-ко».

«Гав-гав»

Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию.

Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.

Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц.

«Гав! Гав!» – на заре,

«Гав! Гав!» – на дворе.

На дворе щенок бежал,

А в конюшне конь заржал.

Он сердился: «Ты чего

Спать мешаешь? И-го-го!»

И сказал теленок: «Му!»

Спать мешает он ему.

И сказал теленок: «Пи!

Ты, щенок, еще поспи!»

А козленок: «Ме!» да «Ме!»,

«Подремать не дали мне».

А щенок все «Гав!» да «Гав!»,

У него веселый нрав!

И веселый этот нрав

Называется «Гав – гав!»

(по Т. Волгиной)

Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных.

«Чего не стало»

Цель: Развивать зрительное внимание и память, активизировать словарь.

Оборудование: Игрушки

Ход: Воспитатель выставляет на столе 4 игрушки. Ребенок называет их. Затем ребенок закрывает глаза, воспитатель прячет 1 игрушку. Ребенок должен отгадать, какой игрушки не стало. Игру повторяют 3-4 раза.

«Кто так кричит?»

Цель: Научить детей узнавать животных по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: Игрушки или картинки домашних животных.

Ход: Дети сидят за столом или на ковре, перед ними – игрушки или картинки домашних животных. Воспитатель предлагает им узнать, кто так кричит. Например: «Кто кричит «мяу»? Правильно, кошка». Затем воспитатель предлагает ребенку найти игрушку кошки или картинку с ее изображением. Игра продолжается.

«Найди дерево»

Цель: закрепление названий и признаков деревьев; совершенствование движений в природных условиях, ориентирование в пространстве. Материал: поощрительные фишки, листья, плоды, веточки деревьев.

Правила игры:

1. Заранее оговаривается движение, используемое в игре.

2. Поощрительную фишку получает только тот, кто не только добежал до дерева, но и первым обхватил его.

Ход игры: Воспитатель называет дерево (ель, березу и др.), предлагает найти, добежать (дойти, допрыгать) до него и обхватить руками. Используются элементы соревнования: кто быстрее найдет «свое» дерево? Варианты игры: дети бегут к тому дереву, веточку, лист или плод которого показывает воспитатель; детям предлагается найти такой же лист на земле и с ним бежать к нужному дереву и т. д. Правильно выполнивший задание получает поощрительную фишку. Победителем считается тот, у кого окажется большее количество фишек.