Консультация "Индивидуализация образования детей дошкольного возраста"
консультация на тему

Матвеева Светлана Игоревна

Данный материал может быть использован педагогами ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualizatsiya_do.docx26.42 КБ
Файл individualizatsiya.pptx598.2 КБ

Предварительный просмотр:

С  1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одним из  основных принципов   дошкольного образования, провозглашенных в ФГОС ДО является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. (далее индивидуализация дошкольного образования).

Перед тем, как дать определение индивидуализации, вспомним некоторые необходимые термины.

 Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.  Иными словами - это «конкретный человек» от рождения до смерти. Индивид - исходное состояние человека в развитии.

Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей. Личность - результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств.
Индивидуальность - это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

Субъект - активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид.

 Объект - объект - то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта.

Индивидуализация  – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности. Неправильно отождествлять индивидуализацию с индивидуальным подходом.

 Индивидуальный подход  – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.

Попробуем сравнить индивидуализацию и индивидуальный подход. Рассмотрим различия индивидуализации образования и индивидуального подхода в образовании.

 Целью индивидуализации образования является содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности. Цель индивидуального подхода - организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии.

Способы общения в индивидуализации образования - признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности.

При индивидуальном подходе в образовании способами общения является прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата.

 В индивидуализации образования применяется тактика в виде сотрудничества  и партнерских отношений между взрослым и ребенком. При индивидуальном подходе используется диктат и опека.

 Убеждение в индивидуализации образования - ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта.  Убеждение индивидуального подхода - ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития.

Вывод: При индивидуальном подходе от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы /стандарта, требований программы. Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы.

 Индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего. Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимание педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Все дети обладают индивидуальными особенностями (семейная культурная среда, возраст, уровень развития, пол, стиль учения, способности, потребности, сильные стороны, характер и темперамент, интересы, и самосознание), которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия, а так же поможет детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения.

В целом в образовательном процессе происходит своего рода «встреча» задаваемого обучением общественно-исторического опыта (социализация) и субъектного опыта ребенка (индивидуализация). Взаимодействие двух видов опыта (общественно - исторического и индивидуального) должно идти не по линии вытеснения индивидуального «наполнения» общественным опытом, а путем их постоянного согласования, использования всего того, что накоплено ребенком в его собственной жизнедеятельности. Индивидуализация, как подход к обучению, обеспечивает баланс между потребностями личности и группы, место и реальный процесс введения демократических ценностей (как для детей, так и для воспитателей). Кроме повышения эффективности развития каждого ребенка, индивидуализация укрепляет атмосферу терпимости и равновесия в группе.

Индивидуализация образования  означает, что взрослые воспринимают ребенка не как «пустую корзину», которую нужно «наполнить» информацией, а как изначально способного, сформировать основы своего миропонимания. Таким образом, основная цель индивидуализации обучения – содействовать возможно более полной реализации имеющегося у ребенка потенциала развития.

В индивидуализации образования ставятся следующие задачи:

-Учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными социальными группами и отдельными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);

-Учиться понимать мотивы собственных действий и действий других людей;

-Принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации;

-Управлять своим поведением и способами общения;

-Анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков;

-Регулировать конфликты;

-Работать самостоятельно и сотрудничать в группе;

-Противостоять неуверенности и сложности;

-Делать выбор и принимать решения;

-Нести ответственность за принятое решение;

-Организовывать свою работу;

-Извлекать пользу из опыта.

Уровни индивидуализированного обучения.

В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения и другие характеристики), в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно. Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы , в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны. Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, в ситуации, когда несколько детей группы проявляют большой интерес и способности к музыке и даже хотели бы научиться (или уже учатся) играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Другим примером является подгруппа детей, принадлежащих к какому-либо этническому меньшинству. Этих детей будет в некоторой степени объединять общий стиль учения, мировоззрение и язык, который характерен только для их общей культуры. Используя приемы индивидуализации, удовлетворяющее потребности детей в данной подгруппе, воспитатель помогает детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы. Наконец, индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие- либо серьезные особенности развития.

Методы планирования индивидуализации обучения.

Одним из важнейших методов планирования индивидуализации обучения является применение педагогом цикла обучения, по принципу реагирования.   Этот цикл, включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей.

Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности.  Например, дети планировали вылепить из глины животных. Каждый ребенок сам решает, какого животного будет лепить; из какого материала и т.д. Педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.

Важный метод обеспечения индивидуализации: тщательный отбор материалов. Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных.  Такая вариантность создает оптимальные возможности для индивидуализации обучения и учения, поскольку использование различных материалов предполагает естественную индивидуализацию.

Спонтанная индивидуализация. Педагог использует представившуюся возможность и индивидуально реагирует на каждого ребенка (или на небольшие группы детей). Например: два ребенка поспорили из-за игрушки, которая вдруг понадобилась им обоим. Обучив их некоторым навыкам искусства переговоров, воспитатель дает важный индивидуализированный урок, который обычно является более эффективным, поскольку вмешательство педагога происходит очень своевременно.

Одним из наиболее эффективных способов индивидуализации обучения является метод «строительных весов». В основе этого метода – идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития - границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с помощью взрослого.  Для того чтобы использовать этот метод и помочь ребенку перейти на новый уровень сложности, взрослый должен не задавать этот уровень, а увидеть его приближение посредством наблюдения. Сущность этого метода в том, чтобы, создавая условия, помочь ребенку самому сделать следующий шаг самостоятельно.

Иррадиирующее обучение (от слова «иррадиация» - распространение, увеличение) как метод индивидуализации обучения основано на признании различий интересов, мотивов и на динамике продвижения.  Состоит из 3 основных действий:

1 «У нас появилась новая интересная игра. Кто хочет научиться, может подойти в центр науки»

2 «Ира, Алеша, вы сегодня узнали что то новое, давайте расскажем об этом всем ребятам.

3 «Если вы хотите что-то узнать, можете обратиться к Ире, Алеше…»

Получая внимание от взрослого, приобретая новый опыт или знание, ребенок, как правило, стремится поделиться детьми, с которыми он дружит.

Для  осуществления индивидуализации образования  необходимы условия:

  • Создание безопасной предметно-пространственной развивающей среды для реализации ребенком своих замыслов индивидуально или в кооперации с другими;
  • Поддержка или инициирование взаимодействия с людьми (сверстниками, старшими, младшими, родителями и другими членами семей, представителями социокультурного окружения), включенными в образовательную деятельность ДОО;
  • Знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей (и индивидуальной истории взросления)ребенка;
  • Готовность взрослых отступить (поступиться своими педагогическими интересами) в том случае, если их инициатива не принимается детьми;
  • Отведение ничем не подменяемого времени для свободной игры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста»

Слайд 2

Одним из основных принципов дошкольного образования , провозглашенных в ФГОС ДО является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. ( далее - индивидуализация дошкольного образования).

Слайд 3

Основные термины и понятия СУБЪЕКТ ИНДИВИД Единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель вс е х п с и х офизи ч е с ких и со ц иа л ь ных ч е рт ч е ловеч е ст в а. Ак т ивно д ей с т в у ю щий и по з наю щ ий, о б л а даю щ ий со з нани е м и в о лей индивид. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТЬ Э т о к о н кр е т ный ч е ловек, к о т орый я в ля е т ся но с и т е л е м со з нания, с п ос о бный к по з нанию, п е р е ж и в а ниям, пре о бр а зованию ок р у ж ающ е г о мира и строя щ ий опр е д е ленные о т нош е ния с э т им миром и с миром д р у г их лич н о ст ей. Э т о к онкр е т ный ч е лове к , к о т ор ы й о т лича е т ся о т д р угих л ю д ей у н и к а л ь ным со ч е т ани е м п с и х ич е ски х , физи о логич е ских и со ц иа л ь ных ос о бен н ос т ей , проя в ляю щ и х ся в п о в е д е н ии , д е ят е л ь н о сти и об щ е н и и. ОБЪЕКТ Это т о , на ч т о напра в лена п о з н ав а т е л ь ная и иная д ея т е ль н ость с у бъ е к т а.

Слайд 4

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ – п р о ц есс с о з д ания и о с о з н ания и нд и в и д ом с о б с т в ен н о г о опы т а, в к о т ор о м он проя в л я е т с е б я в к а чес т в е с у б ъ е к т а с о б с т в ен н ой д ея т е л ь н ос т и, с в об о д но оп р е д е л я ю щ е г о и р еал и зу ю щ е г о с о б с т в ен н ые ц е л и, д обро в о л ь н о в о з л а г а ю щ е г о на с е б я о т в е т с т в ен н ос т ь з а р е з у л ь т а т ы с в оей д ея т е л ь н ос т и. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД – о р г аниз а ция п е д а г о г ом у ч е бн о - в о с пи т а т е л ь н о г о про ц е с с а с у ч е т ом и н д иви д у а л ь н ы х о с о б ен н о с т ей р е б ен к а. Вы я в л ение пр о б л емных и л и с и л ьных с т о р он в р а з в итии р е б ен к а и оп р е д е л ение п у т ей к о р р е кции и л и д а л ьнейш е г о р а з в ития .

Слайд 5

Индивидуализация образования Индивидуальный подход в образовании Цель: содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии Способы общения: признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата Тактика: сотрудничество и партнерские отношения диктат и опека Убеждение: ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития

Слайд 6

При индивидуальном подходе: О т п е да г о г а т р е б у е т ся у мение выя в и т ь с т ор о ны , тр е б ующ и е у си л е н н о г о в н и м а н ия (про б ле м ы и н е дос т а т к и в р а звитии ) и з н а н ие с т а н да р т а, тр е бо в а н ий п рог р ам м ы. Индиви д у альный п о д х о д рас п ростра н я е т ся на н е б о льшую часть д е т ей г р у п пы.

Слайд 7

Инди в и д у али з а ц ия Р а с про с тр а ня е т ся на к аждо г о р еб ен к а; о т п е д а г о г а о ж и д а е т ся б о льшая гиб к о с ть и о ткры т ос т ь новым идеям, спо с обно с ть к им п ровизац и и, пос т оянно м у осм ы с л ению проис х о дя щ е г о. Ин д ив и д у а л изация – о б у ч ение, при ор г анизации к о т ор о г о у ч иты в а е т ся в к л а д к аждо г о р еб ен к а в про ц е с с о б у ч ения. Индив и д у ализация осн о вы в а е т ся на пр е дпо с ы л к е, ч т о не м о ж е т б ы ть д в ух д е т ей, к о т ор ы е у ч а т ся и р а зви в а ю т ся с о в ер ш енно о дина к о в о – к ажд ы й р еб енок приобр е т а е т и проя в ля е т с о б с т в енн ы е знания, о тно ш ение, н а выки, личнос т ные о с о б енно с ти и т .д.

Слайд 8

Индивидуализация образования означает, что взрослые воспринимают ребенка не как «пустую корзину», которую нужно «наполнить» информацией, а как изначально способного, сформировать основы своего миропонимания. Таким образом, основная цель индивидуализации обучения – содействовать возможно более полной реализации имеющегося у ребенка потенциала развития.

Слайд 9

Задачи развития: Учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными социальными группами и отдельными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми); Учиться понимать мотивы собственных действий и действий других людей; Принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации; Управлять своим поведением и способами общения; Анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков; Регулировать конфликты; Работать самостоятельно и сотрудничать в группе; Противостоять неуверенности и сложности; Делать выбор и принимать решения; Нести ответственность за принятое решение; Организовывать свою работу ; Извлекать пользу из опыта.

Слайд 10

Уровни индивидуального обучения И ндивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой. Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей . Индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе .

Слайд 11

Методы планирования индивидуального обучения 1. Одним из важнейших методов планирования индивидуализации обучения является применение педагогом цикла обучения по принципу реагирования . (наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели) 2. Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности . Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности. 3. Важный метод обеспечения индивидуализации - тщательный отбор материалов . Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных . 4. Спонтанная индивидуализация . Педагог использует представившуюся возможность и индивидуально реагирует на каждого ребенка (или на небольшие группы детей ). 5. Одним из н аиболее эффективных способов индивидуализации обучения является м етод «строительных лесов» (В основе этого метода – идеи Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития) 6. « Иррадиирующее обучение». Основан на признании различий интересов, мотивов и на динамике продвижения.

Слайд 12

Условия для осуществления индивидуализации: Создание безопасной предметно-пространственной развивающей среды для реализации ребенком своих замыслов индивидуально или в кооперации с другими; Поддержка или инициирование взаимодействия с людьми, включенными в образовательную деятельность ДОО; Знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей ребенка; Готовность взрослых отступить в том случае, если их инициатива не принимается детьми; Отведение ничем не подменяемого времени для свободной игры

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  Ирина Ивановна Сорокинамузыкальный руководитель,  ,Муниципальное бюджетное дошкольн...

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

Рабочая программа дошкольного образования детей дошкольного возраста (4-7 лет) в соответствии с ФГОС по экологическому образованию "КАПИТОШКА"

В программе «Капитошка» выстроена эффективная система взаимодействия и преемственности в работе с родителями и другими специалистами по данной проблеме. Даны рекомендации по созданию и осн...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»  (младший дошкольный возраст)...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)

Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...