Театрализованная деятельность в воспитании дошкольников
статья на тему

Лохова Наталья Ивановна

Театрализованная деятельность является одним из видов художественной деятельности, обеспечивающих становление и развитие личности каждого ребенка, формирование в нем творческого начала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost_v_vospitanii_doshkolnikov.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Н.И Лохова

МБДОУ Новосёловский детский сад «Росинка» №24

Художественно – эстетическое развитие детей – ведущее направление работы нашего детского сада. Театрализованная деятельность является одним из видов художественной деятельности, обеспечивающих становление и развитие личности каждого ребенка, формирование в нем творческого начала.

Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее. Комплексный характер всех театрализованных игр и особенно игр – представлений позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству.

Моя практика работы с детьми показывает, что театрализованная деятельность является средством, воспитательные возможности которого огромны: ее тематика неограниченна и может удовлетворять любые потребности и желания ребенка. Театр помогает глубже понять окружающую действительность и самого себя, разбудить детские чувства, воображение и фантазию. Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием дошкольников эмоциональной отзывчивости и усвоении социальных норм и правил.

Основные задачи театрализованной деятельности, которые решаются в процессе работы с детьми:

  • раскрепощение ребенка;
  • пробуждение в детях способности живо представлять происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;
  • уметь сотрудничать с другими детьми.

Работу с детьми в театрализованной деятельности строю на принципах:

  • гуманности;
  • импровизационности;
  • систематизации знаний;
  • учета индивидуальных способностей каждого ребенка.

Ни для кого не секрет, что даже среди младших дошкольников можно встретить неуверенных в себе болезненно застенчивых или, напротив, очень агрессивных, излишне подвижных детей. И то, и другое мешает не только окружающим, но и им самим. Преодолеть это и помогает театр! Театрализованная деятельность позволяет решать ребенку многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого- либо персонажа. Это  помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

-игры – драматизации;

- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

- упражнения по социально- эмоциональному развитию детей.

Стремлюсь, чтобы театрализованные занятия выполняли одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Отбор содержания, форм и методов осуществляю таким образом, чтобы решались три основные задачи:

  • развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;
  • создание атмосферы творчества;
  • социально – эмоциональное развитие детей.

Занятия простраиваю по схеме:

  • введение в тему, создание эмоционального настроения;
  • театрализованная деятельность (в разных формах);
  • эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

При этом использую разнообразные приемы:

  • выбор детьми роли по желанию;
  • назначение на главные роли застенчивых детей;
  • распределение ролей по карточкам;
  • проигрывание ролей в парах.

Знакомство детей с театром происходит с младшей группы. В этом возрасте происходит формирование у детей простейших образно – выразительных умений (например, имитировать характерные движения сказочных персонажей – животных). Дети смотрят кукольные спектакли, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники по известным малышам русским народным сказкам. Встреча с театральной куклой помогает ребенку оценить себя и свои поступки, взглянуть на них со стороны, воспитывает доброту, отзывчивость, скромность, сопереживание. Сразу же после окончания театрализации можно проводить небольшие упражнения с детьми. Дети в восторге от того, как вы водили персонажи, как говорили, действовали за них. Самое время предложить им поиграть так же. Для  упражнений нужно использовать высказывания только что выступивших персонажей. Например, в сказке «Теремок» надо попроситься в теремок так же, как мышка, волк и т.д. Как правило, желающих высказаться немало. Можно усложнить упражнение – пусть по очереди попросятся несколько мышек. Кто жалобнее скажет? А  другие несколько человек – за волка. Кто больше похож?

В средней группе дети пробуют свои силы в разыгрывании сказок по ролям, что не только эмоционально раскрепощает их, но и повышает уверенность в себе. Работая над спектаклем, особое внимание уделяю развитию выразительности движений, мимики, позе, жестам. Предлагаю ребенку попробовать себя в роли положительного персонажа и отрицательного (непривлекательного). Благодаря этому у детей зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка лично, но и для окружающих. «Вживаясь»в ту или иную роль, ребенок учится выражать радость, удивление, злость, обиду, стыд; преодолевать робость и страх.

Добиться использования детьми художественно – образных выразительных средств мне позволяют разнообразные приемы. Например, упражнение в интонировании диалога. Нужно предложить детям разыграть диалог двух персонажей: проговаривать слова и действовать за каждого. Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах. Например, как обращаются к месяцам падчерица и мачехина дочка; как разговаривают три медведя. Можно предложить детям угадать, за какую девочку или за какого медведя вы говорили. А затем ребята сами с помощью интонации загадывают друг другу подобные загадки. В повседневной жизни полезно использовать все подходящие случаи, чтобы упражнять детей в интонировании самых привычных слов: «Здравствуйте»(весело, приветливо, угрюмо, небрежно). Можно прочитать четверостишие с разными интонациями и попросить детей повторить, а может, найти новые варианты интонаций.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуются художественно- образные исполнительские умения. Очень важно дать возможность детям проявлять инициативу в организации театрализованной деятельности: в передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий. Для  самостоятельной театрализованной деятельности в группе созданы необходимые условия. Имеется театральная сцена с занавесом, кукольный театр, атрибуты для драматизации. Разыгрывая мини – спектакли в группе, используя необходимый реквизит, дети проявляют свои режиссерские способности. В театрализованной деятельности участвуют не только дети и воспитатели, но и родители. Они являются активными зрителями, шьют костюмы, делают декорации и сами играют роли.

Элементы театрализованной деятельности использую в разных видах занятий, в ходе режимных моментов, в свободной игровой деятельности. Доброжелательная, эмоционально – насыщенная обстановка помогает вовлекать в игры самые разные категории «проблемных» детей: застенчивых и малоактивных, либо наоборот слишком подвижных, конфликтных и корректировать их поведение.

Результатом работы является то что с каждым годом все больше детей проявляют свои творческие способности, становятся раскрепощенными и общительными, средствами театрализованной деятельности раскрывают свой внутренний мир.

В заключении хочется сказать, что театрализованная деятельность является для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, средством приобщения к духовному богатству.

Литература:

1.Антипина А.Е «Театрализованная  деятельность в детском саду» Т.Ц. «Сфера» 2006г.

2.Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду» Т.Ц. «Сфера» 2003г.

  3. Мирясова В.И. « Играем в театр»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» (консультация для родителей)

«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного   возраста» (консультация   для родителей)  Паршина И.Е.,воспитатель МБДОУ де...

Доклад по итогам исследовательской деятельности: Театрализованная деятельность в жизни дошкольников

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой...

Значение театрализованной деятельности в воспитании

Пока ребенокмал, мы взрослые не задумываемся, что станет в его жизни главным, вырастит ли он ответственным, целеустремленным, уверенным в себе, общительным, добрым и терпимым к людям. Но сложный проце...

Роль театрализованной деятельности в воспитании дошкольника или "Поиграй со мной, мама, в сказку!"

Как важно играть с детьми в сказку. Как весело вместе прыгать зайчиками, топать мишками иил спасать принцессу из старой башни! А главное, сколько пользы приносит для вашего малыша эта игра?...

Методическая разработка"Роль театрализованная сказка в воспитании дошкольника"

Театр для детей, родителей, педагогов.     Анализ литературы показывает, что первые театральные постановки специально для детей возникли в семье. С развитием системы общественного ...

Выступление на методическом объединении в ДОУ по теме "Влияние театрализованной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников"

Театрализованная деятельность с точки зрения педагогическойэффективности имеет социальную направленность, игровую природу и универсальность, а также обладает коррекционными возможностями, направленным...