Конспект бинарного занятия по проекту «Оренбургское казачество» на тему «Традиции казаков» в старшей группе №2
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Болтенкова Ольга Владимировна

Развитие представлений о социокультурных ценностях русского народа

Познакомить детей с историческим прошлым своего народа, с лучшими традициями в воспитании уважения и любви к предкам и родному краю.

    Дать детям возможность узнать при помощи взрослого о традиции воспитания детей в казачьих семьях, о труде, играх, песнях, плясках.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_starshey_gruppe_kazaki.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка - детский сад №21 «Семицветик» ООО «Озон»

Конспект

бинарного занятия по проекту

 «Оренбургское казачество» на тему «Традиции казаков»

в старшей группе №2

                                                  Подготовили:                                                                                    Болтенкова О. В.

Воспитатель,

Исламгулова Р. Х.

Муз. руководитель

                                            г.Оренбург, 2018г

Тема: «Традиции Оренбургских казаков»

Цель:  Развитие представлений о социокультурных ценностях русского народа

Задачи:  

Воспитательные: 

Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа.

Воспитывать чувства дружбы, товарищества.

Совершенствовать освоение правила взаимодействия и общения.

Воспитывать интерес к музыкальному фольклору.

Развивающие:

Продолжать развивать умение детей поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

Развивать сообразительность, быстроту реакции и координацию, умение действовать согласованно.

Упражнять детей в умении идентифицировать звучание различных музыкальных инструментов.

Формировать интерес к классическому и народному искусству.

Образовательные:

Познакомить детей с историческим прошлым своего народа, с лучшими традициями в воспитании уважения и любви к предкам и родному краю.

    Дать детям возможность узнать при помощи взрослого о традиции воспитания детей в казачьих семьях, о труде, играх, песнях, плясках. 

Активизация и обогащение словаря: шашка, нагайка,

Приемы руководства деятельностью детей на занятии:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:  рассматривание  мини музея о казаках. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, анализ и выводы.
  2. Приемы организации практической деятельности детей: показ книг, альбомов предметов одежды и атрибутов казаков,   комментирование.
  3. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, подвижная народная игра, музыкальное сопровождение, демонстрация результата создания презентации, чередование видов детской деятельности,   мотивация на дальнейшую игровую деятельность.
  4. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества детской деятельности, взаимопомощь детей.                                  

Создание среды для организации и проведения занятия: Мини-музей «Оренбургские казаки» -коллекция шашка, нагайка, ножны, фотоальбомы, книги, мультимедийная презентация «Воспитание казаков», народные костюмы, ноутбук, музыкальные народные инструменты, обручи, знак запрещающий перебивать товарища и взрослого.

Виды детской деятельности на занятии:

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательно-исследовательская.

Музыкально-художественная.

Ожидаемые результаты:

- развитие у воспитанников интереса к истории русской культуры, к миру предметов и вещей;

- умения детей действовать самостоятельно;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми  и сверстниками;

- воспитание нравственных качеств;

- формирование универсальных предпосылок к  учебной деятельности;

- расширение  и активизация  словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на занятии

  1. Ребенок задает вопрос.
  2. Проявляет самостоятельность.
  3. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
  4. Сопереживает.
  5. Эмоционально реагирует.
  6. Соподчиняет мотивы.
  7. Проявляет волевое усилие.
  8. Аргументирует самооценку.

План занятия

1.Вводная часть:                                                          

Создание мотива для деятельности детей.  

Определение цели.

Вводная беседа

Дид. игра «Угадай звук»

Танец «Оренбургски казаки»

2. Основная часть:

Беседа

Рассказ ребенка (домашнее задание)

Подвижная народная игра «Дружные казачата», «Ручеёк»

Песня «Если хочешь быть военным»

3.Заключительная часть:

Оценка деятельности

Мотивация на последующую игровую деятельность

Длительность занятия

5 мин

22 мин

3 мин.

25 мин.

Ход занятия:

Части занятия

Содержание

1.Водная часть.

Слайд№1,2

Слайд №3

Слайд№4

Дети входят в зал под музыкальное сопровождение. Останавливаются перед гостями. Кланяются.

Дети: Мир вам гости дорогие! 

-Ребята, а как вы думаете почему вы сегодня так одеты? (ответы детей) Красивые, нарядные, но чего-то явно не хватает? (папахи, фуражки) Дети надевают головные уборы.

 Воспитатель обращает внимание детей на музей казаков.

-А вы хотели бы быть похожими на казаков? А хотели бы вы узнать больше об истории Оренбургских казаков? Что может нам в этом помочь? Рассматривание экспонатов. Вот это нагайка, зачем она казаку? Она помогала казаку защитится о врагов и была необходимым атрибутом при управлении конём.

 - Посмотрите тут лежит книга, большая , с картинками, о чем она? (дети высказывают предположения) Как узнать, о чем она? (посмотреть, открыть)

Проходите,  садитесь на стульчики, размещайтесь удобно. (Дети проходят на стулья)

-Кто такие казаки? Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. Это вольные , храбрые воины, которые издавна селились на берегах рек в казачьих слободах (городках) и защищали границы РОССИИ от набегов. За доблестную службу казаки были отмечены наградами. Главное оружие казака – сабля, шашка, кинжал, огнестрельное оружие.  Казаки охраняли наши границы от врагов и были очень смелыми, гордыми и находчивыми воинами. Жизнь возле границы была тревожной и казакам приходилось быть очень внимательными и слышать все шорохи и звуки.

–А вы внимательные, сможете различить звуки, сидя в засаде.

Проводится дидактическая игра «Угадай звук».

Римма Хаитовна будет извлекать звук из различных муз. инструментов , а вы попробуете угадать какой инструмент звучит. В процессе игры муз работник уточняет правильность ответов детей.

– Скажите мне, пожалуйста, кто самый верный друг и помощник у казака? Правильно, конь.

Казаки издавна любили лошадей.

 Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду.  Казаки воевали на лошадях, устраивали гонки, состязания. – Казаки всегда были превосходными наездниками, т. к. с раннего детства приучались к верховой езде. Это умение отражалось в быту - в песнях и танцах Оренбургских казаков.

 Ребята приготовили для нас сюрприз, они исполнят танец «Оренбургских казаков». -Ну что, понравился вам сюрприз?

-А вы казачата, получили удовольствие от своего исполнения?

2.Основная часть.

Слайд№5

Слайд№6,7

Слайд№8

Ребята, как вы думаете есть ли различие между воспитанием девочек и мальчиков в казачьих семьях. Может кто слышал или знает об этом?

Рассказ Данияра о воспитании мальчиков в казачьей семье.

У казаков при рождении мальчика дед и отец стреляли из ружей, тем самым, давая знать, что родился воин, защитник границ Отечества. В гости к матери новорожденного приходили соседи и родственники с вкусным угощением. С 3 лет его начинали учить верховой езде. С 5 лет мальчишки работали в поле: погоняли волов на пахоте, пасли скот, ходили на рыбалку. Казачат с детских лет учили быть ловкими, быстрыми, смелыми, приходить на помощь товарищу.

 -Интересно, а вы ребята можете прийти на помощь своим товарищам? (ответы детей) Докажите. Предлагаю вам поиграть в игру «Дружные казачата»

Рассказ Есении.

Мой дедушка рассказывал, что рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение мальчика. При известии о ее рождении не грохотали выстрелы, это была радость тихая, домашняя, овеянная легендами и молитвами. Крестная, няньки «смывали с дочушки заботы» - первый раз с песнями мыли девочку. Отец ел «отцовскую кашу», горелую, насоленную, наперченную, чтобы «девочке меньше горького в жизни досталось». Девочки начинали работать рано. С 5 лет учились вышивать, шить, вязать. Была и особенная работа – нянчить младших. Потому что семьи у казаков были большими. Детей было много. Уважение старших- самый главный обычай казаков. В присутствии старших нельзя сидеть,  вступать в разговор без разрешения старших.

Ну и конечно одна из важнейших традиций казаков-отмечать православные праздники.  

Какие православные праздники отмечаются в вашей семье? ( Рождество, пасха, троица, масленица) Казаки надевали свои лучшие наряды и всей семьей и стар и млад выходили на улицу , пели песни.

А вы знаете казачьи песни? Ну что,споем!

 Песня «Если хочешь быть военным». Ребята, а кто знает какой праздник проходит на этой неделе? (Масленица)

 играли в народные игры. Молодые казаки выбирали себе пару, казачку которая им была люба и делали они это весело играя в «Ручеёк».

Интересно, а жители нашего города хранят память о воинах-казаках?

3.Заключительная часть.

Слайд№9

Ребята, а вы знаете что жители нашего города и сейчас хранят память о славных воинах –казаках. На улице Чкалова открыт памятник Оренбургскому казачеству скульптура Алексея Николаева, названа Остановка, в нашем поселке есть улица Казачья.

Занятие наше подошло к концу.

-Что запомнилось вам больше всего ?

-Важно ли то что вы сегодня узнали?

-О чем вы хотите  рассказать своим друзьям и родным?

А по случаю масленицы угощу- ка я вас… блинами!!!

Длительность: 25 минут.

Защитники Отечества 

Чудесный праздник в феврале
Страна моя встречает.
Она защитников своих
Сердечно поздравляет!

На суше, в небе, на морях
И даже под водою
Солдаты мир наш берегут
Для нас, дружок, с тобою.

Когда я вырасту большим,
Где б ни служил, повсюду
Свою Отчизну защищать
И я надёжно буду.
(Н. Мигунова)

Все на посту 

Пограничник на границе
Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно наш народ.

Охраняет наше море
Славный, доблестный моряк.
Гордо реет на линкоре
Наш родной российский флаг.

Наши летчики-герои
Небо зорко стерегут.
Наши летчики-герои
Охраняют мирный труд.

Наша армия родная
Стережет покой страны,
Чтоб росли мы, бед не зная,
Чтобы не было войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим на тему «Традиции россиян» (в старшей группе)

Занятие по окружающему миру на тему "Традиции россиян" предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Целью занятия является знакомство с традициями россиян....

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи на тему "Зимующие птицы" в старшей группе с ТНР

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи на тему "Зимующие птицы" в старшей группе с ТНР...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок» в старшей группе

Конспект занятияпо познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок»в старшей группе Цель: Создание условий для развития познавательно...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок» в старшей группе

Конспект занятияпо познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок»в старшей группе Цель: Создание условий для развития познавательно...

Конспект занятия по ознакомлению с историей и культурой донских казаков в старшей группе.

Формирование реальных представлений у детей дошкольного возраста о жизни донских казаков....

Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию на тему: "Солнце дружбы" в старшей группе

Цель: обобщить и расширить знания детей о дружбе.Задачи: Обучающая - обогащать  лексику  дошкольников  (дружба,  чуткость,  понимание, ласковые  имена);  конкретизир...

Конспект открытого занятия по основам безопасности жизнедеятельности на тему «В стране сказок» старшая группа.

Цель: Закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, об опасных предметах...