«Сюжетно-ролевая игра и ее вклад в личностное развитие дошкольников»
статья на тему

Варшавская Вероника Евгеньевна

Статья

«Сюжетно-ролевая игра и ее вклад в личностное развитие дошкольников»

 

 

Введение

В настоящее время возникла серьёзная проблема:  у детей падает интерес к различным видам игр.   Их место занимает телевидение, компьютерные игры и другие технические изобретения.  По мнению психологов, есть только один выход из этого критического положения:  взрослым следует установить с детьми тёплые, душевные отношения, проявить интерес к их проблемам. Такую возможность предоставляет игра, которая способствует личностному развитию ребёнка.

Игра – дело серьёзное.  В игре ребёнок отражает своё представление об окружающем мире, о взаимоотношениях между людьми.

Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств.  Дети в ходе игры учатся понимать друг друга, сопереживать,  проявлять чуткость и милосердие.

Игра – это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей.  Научить детей играть – значит научить жить.  Надо всегда помнить,  что игра – ведущая деятельность в детском возрасте.

В последние годы на игровую деятельность дошкольников обращали пристальное внимание ведущие психологи.  В этой связи необходимо упомянуть исследования Д. Б. Эльконина о социальной природе и механизме становления сюжетно-ролевой игры в онтогенетическом развитии ребёнка.  Учёный с умел установить, что игровая  деятельность ребёнка,  аспекты которой   не использованы в педагогическом  процессе,  влияют на его психическое, а  в частности и на интеллектуальное и нравственно-волевое  развитие.  На этот момент указывают и исследования А. В. Запорожца.

В ФГОС говорится о необходимости реализации  Программы, прежде всего в форме  игры.  Это правильный подход, но здесь есть риск превращения спонтанной детской деятельности в специфическую форму занятия.  Эти проявления игры необходимо очень четко различать.

Положение об игре с мнимой ситуацией как ведущей деятельности для детей дошкольного возраста впервые было сформулировано Л. С. Выготским.  В исследованиях Д. Б. Эльконина акцент смещался на ролевое поведение,  и ведущим  типом деятельности названа сюжетно-ролевая игра.  Сегодня для обозначения детских сюжетных игр применяются разные термины«творческая»«сюжетно-ролевая» и «самодеятельная».  Чаще они используются как синонимы.  При этом на вопрос: «Какая игра является ведущей деятельностью дошкольников?» педагоги уверенно отвечали «Сюжетно-ролевая».

Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры.  Игра - вид не продуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Исследования отечественных и зарубежных ученых,  философов, социологов, историков культуры: Г. Либшер, Г. Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И Устименко, Д. Н. Кузнецов и др. отмечают ценность игры, ее условность,  а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства»,  составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл varshavskaya_v.e._syuzhetno-rolevaya_igra_-_kopiya.docx41.71 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Сюжетно-ролевая игра и ее вклад в личностное развитие дошкольников»

Выполнил:

Воспитатель МБДОУ № 24

Варшавская Вероника Евгеньевна

Москва

2016

Содержание

Введение………………………………………………………………..........    3

Глава  1.  Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника ………...............    5

Глава  2.  Руководство педагога сюжетно-ролевой игрой дошкольника...    7

Список литературы…………………………………………………………..  11

Введение

В настоящее время возникла серьёзная проблема:  у детей падает интерес к различным видам игр.   Их место занимает телевидение, компьютерные игры и другие технические изобретения.  По мнению психологов, есть только один выход из этого критического положения:  взрослым следует установить с детьми тёплые, душевные отношения, проявить интерес к их проблемам. Такую возможность предоставляет игра, которая способствует личностному развитию ребёнка.

Игра – дело серьёзное.  В игре ребёнок отражает своё представление об окружающем мире, о взаимоотношениях между людьми.

Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств.  Дети в ходе игры учатся понимать друг друга, сопереживать,  проявлять чуткость и милосердие.

Игра – это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей.  Научить детей играть – значит научить жить.  Надо всегда помнить,  что игра – ведущая деятельность в детском возрасте.

В последние годы на игровую деятельность дошкольников обращали пристальное внимание ведущие психологи.  В этой связи необходимо упомянуть исследования Д. Б. Эльконина о социальной природе и механизме становления сюжетно-ролевой игры в онтогенетическом развитии ребёнка.  Учёный с умел установить, что игровая  деятельность ребёнка,  аспекты которой   не использованы в педагогическом  процессе,  влияют на его психическое, а  в частности и на интеллектуальное и нравственно-волевое  развитие.  На этот момент указывают и исследования А. В. Запорожца.

В ФГОС говорится о необходимости реализации  Программы, прежде всего в форме  игры.  Это правильный подход, но здесь есть риск превращения спонтанной детской деятельности в специфическую форму занятия.  Эти проявления игры необходимо очень четко различать.

Положение об игре с мнимой ситуацией как ведущей деятельности для детей дошкольного возраста впервые было сформулировано Л. С. Выготским.  В исследованиях Д. Б. Эльконина акцент смещался на ролевое поведение,  и ведущим  типом деятельности названа сюжетно-ролевая игра.  Сегодня для обозначения детских сюжетных игр применяются разные термины«творческая»«сюжетно-ролевая» и «самодеятельная».  Чаще они используются как синонимы.  При этом на вопрос: «Какая игра является ведущей деятельностью дошкольников?» педагоги уверенно отвечали «Сюжетно-ролевая».

Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры.  Игра - вид не продуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Исследования отечественных и зарубежных ученых,  философов, социологов, историков культуры: Г. Либшер, Г. Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И Устименко, Д. Н. Кузнецов и др. отмечают ценность игры, ее условность,  а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства»,  составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

  1. Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника.

Советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что “Игра – это огромное светлое окно,  через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений,  понятий об окружающем мире.  Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности ”.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной,  духовно-богатой,  интеллектуально развитой личности.  Всё зависит от того,  что ребёнок получит в стенах дошкольного учреждения,  от взрослых,  которые научат ребёнка любить и воспринимать окружающий мир, понимать значимость труда. Приобщение детей к играм именно тот “ключик”,  который раскрывает в детях творческий потенциал,  даёт возможность адаптироваться им в социальной среде.

Ведущее место в педагогическом процессе детского сада занимает сюжетно-ролевая творческая игра.  Сюжетно-ролевая игра является мощным средством социализации,  “взросления ”  подрастающего поколения.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми воспитатель ставит следующие задачи:

а)  Расширять знания о труде людей разных профессий.  Обогащать впечатления детей о социальном мире.

б)  Учить детей в ходе игры понимать друг друга, сопереживать, проявлять чуткость и милосердие.

в) Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

г)  Воспитывать личностные качества ребёнка: дружелюбие, гуманность, трудолюбие, целеустремлённость, активность.

д)  Способствовать формированию организаторских умений и способностей.

е)  Развивать логическое мышление, фантазию, творческое воображение.

Необходимо учить детей играть,  помогать  находить образцы и сюжеты для ролевых игр.  Чтобы правильно организовать руководство играми, воспитатель должен изучить игровые интересы и уровень развития своих детей.  Педагог является старшим другом детей, партнёром по игре.

Особое место занимают игры,  которые создаются самими детьми.  Их называют творческими или сюжетно-ролевыми.  В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то,  что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет,  содержание и роль. Сюжетно-ролевые игры включают в себя:

а)  Игры на бытовые темы: “Дочки - матери”,  “ Семья”.

б)  Игры с производственной тематикой: “Больница”,  “Магазин”.

в)  Игры с общественно - политической тематикой:  “Космодром”.

г)  Театрализованные игры: режиссёрские  (режиссером является ребёнок,  а исполнителем - кукла) и игры - драматизации (по готовому сюжету литературных произведений).

д)  Строительные игры: “Город”,  “Гараж”.

е)  Игры - забавы и развлечения  (игры с вертушками, солнечными зайчиками).

  1. Руководство педагога сюжетно-ролевой игрой дошкольника

Процесс руководства игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков сочеталось в нём с обучением, развитием и воспитанием.  Исходя из этого принципа, можно выделить 3 группы методов:

1 группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни.  К ним можно отнести наблюдения, экскурсии,  встречи с людьми разных профессий, чтение художественных произведений, индивидуальные беседы с детьми, инсценировки литературных произведений с использованием игрушек,  персонажей кукольного театра.

2 группа  -  это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в игре.  Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путём предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы - разговора по поводу замысла игры, развития его содержания, подведение итогов. Важной задачей для воспитателя является распределение ролей с учётом возможностей, интересов и желаний каждого ребёнка.

3 группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приёмы:

  • совместное выполнение воспитателем и детьми построек;
  • рассматривание образца воспитателя, показ приёмов конструирования;
  • использование схем, таблиц; подбор материала для обыгрывания построек;

Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путём складывания (лодочки, пароходы, животные, мебель);  изготовлению игрушек из природного и бросового материала (катушек, коробок);

Сюжетно - ролевые игры – это игры,  в которых дети отображают жизнь и деятельность взрослых. Дети играют в “Дочки-матери”, “Магазин”, “Больницу”, тем самым дошкольники подражают домашним делам мамы и бабушки, знакомятся с работой продавца, врача.  Игра с куклами в дочки- матери существовала во все времена.  Это естественно: родители – самые близкие, любимые люди.  Наблюдая поведение ребёнка в игре,  можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье.  Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах.  Дети берут на себя роли членов семьи, устраивают для кукол дом, игровой уголок,  ходят в гости, что способствует социально-личностному развитию дошкольников

Особенно увлекают ребят героические профессии. Любимые игры – полёты космических кораблей, охрана границы (в моряков, в лётчиков),  путешествия.  У мальчиков обычно популярны игры в войну,  в этом проявляется их тяга к героическому подвигу, преклонение перед мужеством, смелостью. Такие игры помогают формированию патриотических чувств, дисциплинируют детей, объединяют их в дружный коллектив.

Задача  педагога – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, содержательными, насыщенными, показать благородную роль защитников Отечества.

Важнейшее условие успешного руководства творческой игрой – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт.

В сюжетно-ролевых играх происходит обогащение игрового опыта детей, прослеживаются их взаимоотношения, складываются навыки совместной игровой деятельности.  Наблюдения за игрой помогают воспитателю определить качества личностного и социального развития ребёнка, характеры детских взаимоотношений, решать спорные вопросы советами, предложениями, дать игре нужное направление.

Театрализованные игры - это игры, где дети разыгрывают сценки по знакомым сказкам, книгам детских писателей.  Они играют роли персонажей из сказок, выступают в роли Мухи - Цокотухи, доброго доктора Айболита. Необходимо использовать для инсценировки  разные атрибуты – маски, костюмы,  куклы,  игрушки,  декорации. Эти игры приносят детям огромное удовольствие.  Дети стараются глубже передать образ героя и показать своё отношение к нему.  Игры драматизации помогают дошкольникам глубже понять идею книги, способствуют развитию выразительности речи и движений.

Воспитанию дружеских отношений между детьми способствуют строительные игры.  Вместе с ребятами педагог определяет, какие для игры нужны постройки, кто, что и с кем будет строить. В старшей группе дошкольники проявляют значительную самостоятельность в развитии сюжета строительной игры, в их конструктивной деятельности ощущаются элементы творчества.

Педагог должен раскрыть детям взаимоотношения взрослых в строительном труде.  Этой цели могут служить экскурсии на строительные объекты.  После завершения построек или окончания игры желательно провести беседу о том, как они строили, как играли, кто строил дружно. Старшие дошкольники учатся самостоятельно выполнять правила коллективной строительной игры.  В подготовительной к школе группе дети затевают игры, основой которых является комплекс построек:  “Наш город”,  “Аэропорт”.

Таким образом,  игры со строительным материалом требуют согласованности действий, совместного обсуждения, умения считаться с мнением товарищей.

С детьми старшего возраста проводятся игры с природными материалами.  Воспитатель направляет дошкольников на самостоятельные действия с песком, на то, чтобы при сооружении построек они проявляли инициативу, выдумку, изобретательность. Для игр с песком и глиной требуется разный дополнительный материал – обрезки дерева, колышки, шнуры, фигурки людей, животных, деревьев, разнообразные машины.  Часть игрушек дети могут сделать сами (лодки, пароходы, самолёты).

Нравится детям постройки из снега.  Педагог учит воспитанников изготовлять из снега кирпичи и складывать из них стены домов, делать крепости, утрамбовывать снег, валы, лепить фигуры зверей; делать цветные льдинки для украшения построек.  Зимой при сооружении построек на участке следует предусмотреть возможность таких развлечений, как “Праздник русской зимы”,  а также игр по сказкам  “Заячья избушка”,  “Зимовье зверей”, “Морозко”.

Таким образом, сюжетно-ролевой игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему обучению в школе, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной, интересной и счастливой.

 

Список литературы

  1. Бондаренко А. К., Матусик  А. И. Воспитание детей в игре – Москва, “Просвещение” 1983.
  2. Никитин Б. П. Развивающие игры – Москва, Педагогика 1985.
  3. Русскова Л. В. Методические рекомендации к “Программе воспитания и обучения в детском саду” – Москва, “Просвещение” 1986.
  4. Выготский Л.С. Детская психология. М., 2006.
  5. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте. – М.: Издательский дом “Воспитание дошкольника”, 2002.
  6. Короткова Н. А. Сюжетно - ролевая игра старшего дошкольника // Ребёнок в детском саду.2006. - №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения, способствующие социально - личностному развитию дошкольников

Материал полезен для деятельности педагогов ДОУ и учителей начальной школы...

Творческие игры как условие для социально- личностного развития дошкольников

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающим. Общение явл...

"Союжетно - ролевая игра как форма организации социально - личностного развития дошкольников в условиях ДОО"

Теоритическое обоснование сюжетно - ролевой игры как формы социально -личностного развития дошкольников....

Игра-драматизация как средство социально-личностного развития дошкольников

Материал из опыта работы по теме "Развитие творческих способностей у детей в процессе  игр-драматизаций"...

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Сюжетно-ролевая игра это как средство социально-личностного развития дошкольников.

quot;Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить." А. М. Горький...