Профориентация дошкольника
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Бауэр Вера Александровна

К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста имеют весьма смутное представление о мире рабочих профессий взрослых. А для детей с это в будущей жизни очень важно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proforientatsiya_2018.doc377.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 14»

Программа

«Ранняя профориентация дошкольников с ОВЗ»

Период реализации данной Программы - 1 год

Возраст детей: 5-7 лет

г. Коркино

2018

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Название раздела

Содержание раздела

Полное название программы

Программа муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №14» «Ранняя профориентация   дошкольников с ОВЗ»

Нормативная база

Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г «Об утверждении ФГОС ДО»

Адаптированная  образовательная программа ДОУ

Социальные партнеры

  1. Межпоселенческая детская библиотека «Бибигоша»: экскурсии
  2. Межпоселенческий краеведческий музей: экскурсии    
  3. ИП «Балакина»: Морозова Ольга Никифоровна (учебный фильм «Производство мебели»)
  4. ИП «Балакина» «Мебельный магазин»: экскурсии
  5. МКОУ ООШ №8: экскурсии  в  трудовые мастерские
  6. Центр занятости  г. Коркино: экскурсии  
  7. Коркинский горно-строительный техникум: экскурсии

Описание проблемы  

Сегодня существуют традиционные способы профориентации в работе с детьми, но необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ДОУ, имеющем группы компенсирующей  и комбинированной направленности.

Особенности развития детей с проблемами в развитии требуют от педагогов знаний детской  психологии. К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста имеют весьма смутное представление о мире рабочих профессий взрослых. А для детей с это в будущей жизни очень важно.

Основная идея  Программы

Педагогический коллектив считает, что знакомство дошкольников  с ОВЗ с профессиями не только расширяет их общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.

«Человек славен трудом»– гласит народная пословица.

Очень важно, чтобы с детских лет каждый научился трудиться и привык добросовестно выполнять порученную ему работу.

Этапы реализации     Программы

1Организационный (01.09.2016г - 10.10.2016г)  Разработка  Программы  «Я б в рабочие пошёл, пусть меня научат!»

2. Основной этап. (10.10.2016 г - 01.04.2017г)

Реализация  Программы по профориентационной работе «Я б в рабочие пошёл, пусть меня научат!»

3. Заключительный.(01.04.2017г-01.06.2017г) Презентация Программы. Рефлексия. Диссеминация опыта.

Введение

             Профориентация дошкольников – это современное инновационное направление в воспитательно-образовательном процессе детского сада. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

           К выбору своей будущей профессии, нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

       В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогут  детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

           

Цель Программы: организация ранней профориентации, направленной на развитие у дошкольников позитивных установок и уважительного отношения к разным видам рабочих профессий, актуальных для нашего города и края, формирование допрофессиональных способностей у детей с ОВЗ. 

Задачи:

 1.Развитие познавательных процессов на основе чувственного опыта.

2. Формировать систему  представлений  о разнообразии   рабочих профессий.

3.  Формировать  элементарные представления  об общественной значимости той или иной профессии.

4. Ориентировать детей на выбор рабочих профессий, востребованных в нашем городе.

5. Активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей посредством включения в воспитательно-образовательный процесс по вопросам ранней профориентации.

         Учитывая возрастные и физиологические особенности развития детей дошкольного возраста, в данной Программе  большое место отводится практической  деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • Формирование у детей познавательной активности, как необходимого качества для успешного обучения в школе.
  • Понимание   дошкольниками требований, которые предъявляет профессиональная деятельность человеку, профессионально важных качеств, позволяющих овладеть профессией и добиться успеха в ней.
  • Получение детьми информации о возможностях и путях получения профессионального образования.
  • Формирование  у детей положительного отношения к  рабочим профессиям.

Основные механизмы реализации  Программы:

  • Привлечение родителей к участию в профориентационных мероприятиях в учреждении, через  такие формы работы, как практические занятия и мастер-классы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, конкурсы, выставки.
  • Активные методы обучения дошкольников посредством проектной и проблемной технологий.
  • Разработка и реализация методических пособий по профориентации дошкольников, целью которых является распространение опыта работы педагогического коллектива.

Название продукта

Категория потребителей

1

Пособие «Где родился, там и пригодился»

Воспитатели ДОУ

2

Методические рекомендации для родителей «У меня растут года….»

Родители

3

Лэпбуки по рабочим профессиям

Дошкольники

4

Проекты по профориентации (рабочие профессии, востребованные в Коркинском муниципальном районе районе)

Воспитатели ДОУ

5

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр по профессиям

Дошкольники

6

Выставка методической литературы по профориентации дошкольников

Воспитатели ДОУ

7

Учебные фильмы о профессиях, востребованных в районе и городе

Воспитатели ДОУ

8

Сборник дидактических игр по профориентации дошкольников

Дошкольники

План  работы

на 2018-2019 учебный год

Наименование мероприятий

Сроки реализации

Ответственные (исполнители)

Раздел 1.  Организационно-методическая  деятельность

1.

Создание системы сбора информации, создание базы по различным направлениям и проблемам.

Сентябрь 2018 г

Заведующий ДОУ

Старший воспитатель

2.

Разработка проекта по профориентационной работе «Я б в рабочие пошёл, пусть меня научат!»

Сентябрь 2018 г

Заведующий ДОУ

Старший воспитатель

3.

Разработка дорожной карты обновления ООП ДОУ на 2018-2019 учебный год с учётом инновационного направления «Ранняя профориентация»

Сентябрь  2018г

Заведующий ДОУ

Старший воспитатель

4.

Разработка методических рекомендаций по организации совместной профориентационной работы ДОУ

2018-2019 учебный год

Старший воспитатель

5.

Организация и проведение встреч  с представителями разных профессий

2018-2019 учебный год

Педагоги ДОУ  

6.

Диагностика склонности дошкольников  к определенному виду деятельности

2018-2019 учебный год

Старший воспитатель Педагоги ДОУ  

7.

Съёмка учебных фильмов о профессиях, востребованных в районе и городе

2018-2019 учебный год

Старший воспитатель

8.

Проведение мониторинга эффективной реализации  плана мероприятий по профессиональной ориентации  дошкольников.

2018-2019 учебный год

Старший воспитатель

Раздел 2

«Информационная деятельность  по профессиональной ориентации в ДОУ»

1.

Публикации в СМИ материалов по профориентационной работе

2018-2019 учебный год

Старший воспитатель Педагоги ДОУ  

2.

 Постоянная рубрика о профориентационной работе на сайте ДОУ

2018-2019 учебный год

Старший воспитатель

3.

Издание информационных материалов (буклеты, проспекты и т.д.);

2018-2019 учебный год

Старший воспитатель Педагоги ДОУ  

4.

Оформление уголков профориентации.

2018-2019 учебный год

Педагоги  ДОУ  

Раздел 3.

«Профориентационная  совместная деятельность педагогов с детьми»

1.

Проведение информационных занятий о мире профессий

2018-2019 учебный год

Педагоги  ДОУ  

2.

Оформление лэпбуков по профессиям

2018-2019 учебный год

Педагоги  ДОУ  

3.

Игры, моделирующие профессиональную деятельность.

2018-2019 учебный год

Педагоги ДОУ  

4.

Создание в детском саду мини-музея профессий

2018-2019 учебный год

Старший воспитатель Педагоги ДОУ  

5.

Презентации, востребованных в районе профессий

2018-2019 учебный год

Педагоги ДОУ  

6.

Конкурсы рисунков дошкольников по профориентации

2018-2019 учебный год

Педагоги ДОУ  

7.

Беседы, чтение литературы, заучивание стихов о профессиях

2018-2019 учебный год

Педагоги ДОУ  

8.

Разработка и реализация проектов по профориентации

2018-2019 учебный год

Педагоги ДОУ  

        Яркие впечатления, полученные  детьми в процессе деятельности, где экскурсии, наблюдения, встречи с представителями профессий, чтение книг и рассказов воспитателями, развлечения, где воспеваются люди труда, существенно обогатят игровую деятельность, которая является зеркалом развития внутреннего мира детей. Проведенная работа в этом направлении позволит ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия - великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

 Перспективы:

  • Продолжать  поддерживать имидж  представителей  рабочих профессий.
  • Ввести активную пропаганду работы своего дошкольного учреждения по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ.
  • Творческой группе разработать  методические пособия по ранней профориентации  старших дошкольников.
  • Совершенствовать работу в  ДОУ по использованию современных педагогических технологий в процессе ранней профориентации дошкольников с ОВЗ. 
  • Продолжать вовлекать родителей в совместную с дошкольным образовательным учреждением работу по ранней профориентации.
  • Создание библиотеки  методической и детской литературы по ранней профориентации в ДОУ.

Список литературы

      1. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013

     2.Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ. 2013.  

        № 9

     3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной  

        действительностью (старший возраст) Москва 2002

     4.Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012

     5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет, М., 2010

     6. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013

     7. Профессии. Демонстрационный плакат М., 2013

     8. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего  

        дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3

     9. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014

     10.Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М.ТЦ Сфера 2014

     11.planetadetstva.net

     12. vseodetishkax.ru

     13. dohcolonoc.ru

     14.  www.viki.rdf.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профориентация дошкольников

Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...

Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики....

Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"

Рекомендации  по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере  «железнодорожные профессии»...

Материал (сюжетно-дидактическая игра и беседа) по ранней профориентации дошкольников на примере «Железнодорожные профессии»

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для детей старшей группы “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ”  БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ с детьми старшего дошкольного возраста на тему “БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...

Информационная копилка: «Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников». (консультация для педагогов и родителей)

Информационная копилка: «Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников».(консультация для педагогов и родителей)Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы обра...

Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...