Сенсорное развитие детей раннего возраста
статья (младшая группа) на тему

 Зацарина Елена Ивановна
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие - непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувства (глаза, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Сенсорное развитие – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.Сенсорные ощущения имеют разное значение для человека. С помощью зрения человек воспринимает внешние признаки предметов окружающего мира, их удаленность друг от друга и расположение в пространстве. С помощью слуха человек воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источники и направление, слушать музыку и т.д. Осязательное ощущения, обоняние и вкус также важен для человека, но они не являются доминантными. Обоняние дарит человеку возможность насладиться приятными запахами; вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов. Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определить отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки , с помощью которых можно сравнивать предметы. Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребенка, нельзя не остановиться на понятии «сенсорный эталон». Сенсорные эталоны –это общепринятые образцы внешних свойства предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают цветовые спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленое, сладкое, горькое, кислое). В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкое и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогает слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторые время после восприятия предмета. Сенсорное развитие и воспитания ребенка 2 – 3 года существенно усложняется. Хотя малыш еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинаются накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойства предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В этом возрасте нужно познакомить ребенка с цветом (красный, синий, желтый, зеленый). Формой предметов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Звуками окружающего мира (детские музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости). Но при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. В раннем возрасте можно проводить специальные занятия по сенсорному развитию детей. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а так же использовать их в разнообразных ситуациях.Знакомство с формой и цветом предметов –пирамидка, вкладыши с формами, куб с формами, набор «Грибочки на полянке», лабиринт, развивающий дом, развивающая улитка с формами, домик вкладыши, рамки вкладыши с формами. Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их не возможно заставить слушать, смотреть, если им не интересно. В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по – настоящему значимым. Этого можно добиться, проводя с ними дидактические игры по сенсорному развитию: «Вкладыши», «Посади бабочку», «Разноцветные зонтики», «Разложи палочки по баночкам», «Большой, поменьше, маленький», «Определи на ощупь», «Один – много», «Длинный – короткий», «Обведи и заштрихуй» и т. д. Знакомство с величиной предметов – матрешки, ведерки (большое, маленькое), кубики, пирамидка, машинки, мячи. Знакомство с цветами предметов – овощи, фрукты, посуда, мозайка, конструктор, шнуровки, машинки, мячи. Нанизывание колец на стержень- жираф с кольцами. Так же необходимо помнить об индивидуальных особенностях восприятия каждого ребенка. Нельзя проводить обучение, принуждая ребенка к занятиям. Наилучшим способом заинтересовать ребенка получить информацию об окружающем мире – это игра, так как это основной вид деятельности в детей дошкольного возраста. Сенсорное развитие ребенка при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий. Занимаясь с детьми и приобщая их к сенсорной культуре, мы открываем перед ними неограниченные возможности для проявления талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни. Также надо отметить, что ранняя сенсорика является основой для закрепления у детей навыков поведения в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.docx282.49 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Зацарина Елена Ивановна,

Воспитатель

ГБДОУ детский сад  №52 Колпинского района

Санкт-Петербурга

https://sun9-3.userapi.com/c830709/v830709910/181212/R0I5FZ8W8vo.jpg

 

        Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие -  непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.                                                                                                     Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувства (глаза, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов  чувств   с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.                                                                                                        Сенсорное развитие – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.                                                                                                            Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.Сенсорные ощущения имеют разное значение для человека.

        С помощью зрения человек воспринимает внешние признаки предметов окружающего мира, их удаленность друг от друга и расположение в пространстве.

        С помощью слуха человек воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источники и направление, слушать музыку и т.д.

        Осязательное ощущения, обоняние и вкус также важен для человека, но они не являются доминантными. Обоняние дарит человеку возможность насладиться приятными запахами; вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов.

        Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определить отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки , с помощью которых можно сравнивать предметы. Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребенка, нельзя не остановиться на понятии «сенсорный эталон».

        Сенсорные эталоны –это общепринятые образцы внешних свойства предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают цветовые спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины -  метрическая система мер.  В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные  отношения. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленое, сладкое, горькое, кислое). В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкое и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогает слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторые время после восприятия предмета.

        Сенсорное развитие и воспитания ребенка 2 – 3 года существенно усложняется. Хотя малыш еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинаются накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойства предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В этом возрасте нужно познакомить ребенка с цветом (красный, синий, желтый, зеленый). Формой предметов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Звуками окружающего мира (детские музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости). Но при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. В раннем возрасте можно проводить специальные занятия по сенсорному развитию детей. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а так же использовать их в разнообразных ситуациях.Знакомство с формой и цветом предметов –пирамидка, вкладыши с формами, куб с формами, набор «Грибочки на полянке», лабиринт, развивающий дом, развивающая  улитка с формами, домик вкладыши, рамки вкладыши с формами.                                                                                        

         Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их не возможно заставить слушать, смотреть, если им не интересно. В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по – настоящему значимым. Этого можно добиться, проводя с ними дидактические игры по сенсорному развитию: «Вкладыши», «Посади бабочку», «Разноцветные зонтики», «Разложи палочки по баночкам», «Большой, поменьше, маленький», «Определи на ощупь», «Один – много», «Длинный – короткий», «Обведи и заштрихуй» и т. д.

        Знакомство с величиной предметов – матрешки, ведерки (большое, маленькое), кубики, пирамидка, машинки, мячи.

Знакомство с цветами предметов – овощи, фрукты, посуда, мозайка, конструктор, шнуровки, машинки, мячи.

Нанизывание колец на стержень- жираф с кольцами.

        Так же необходимо помнить об индивидуальных особенностях восприятия каждого ребенка. Нельзя проводить обучение, принуждая ребенка к занятиям. Наилучшим способом заинтересовать ребенка получить информацию об окружающем мире – это игра, так как это основной вид деятельности в детей дошкольного возраста.

        Сенсорное развитие ребенка при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий. Занимаясь с детьми и приобщая их к сенсорной культуре, мы открываем перед ними неограниченные возможности для проявления талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни. Также надо отметить, что ранняя сенсорика является основой для закрепления у детей навыков поведения в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....

Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Презентация поможет познакомить родителей с понятиями «сенсорика», «сенсорное развитие», повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...