Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет »
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Малева Анна Сергеевна

Методические рекомендации

 

«Развитие мелкой моторики

у детей 5-7 лет »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshiy_doshkolny_yvozrast.docx58.6 КБ

Предварительный просмотр:

           

      

Методические рекомендации

«Развитие мелкой моторики

у детей 5-7 лет »

 

  Похожее изображение

         

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, особенно с нарушениями речи, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, уверенности и синхронности движений. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности. Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Предлагаемые игры – упражнения учитывают особенности физиологии детского организма, дают возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему (в частности, речевой центр, который находится в непосредственной близости с двигательной областью коры головного мозга) и способствуя её развитию.

Диагностика

Задание для детей 5 – 6 лет.

1 блок.

Ø «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

Ø  «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

Ø «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

Ø «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

 Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок  можно помогать  ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

2 блок.

              Упражнения на дорисовывание

Ø Дорисуй прямую линию;

Ø Дорисуй волнистую линию;

Ø Дорисуй ломаную линию (заборчик).

 При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание,  на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

3 блок.

Работа с бумагой:

§  Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);

§  Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

  

4 блок.

  Упражнения на координацию движений.

·              «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;

·                Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);

·                Катание шарика.


Методика  проведения обследования  развития мелкой моторики.

(+) – 1 балл – с заданием справился;
(-) – 0 баллов – с заданием не справился;
(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;

2   -  балла и ниже – низкий уровень;
2-2,5 баллов – средний уровень;
3-4 баллов – высокий уровень;

2 балла и ниже (низкий уровень) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

2-2,5 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
3-4 балла (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Рабочая программа по развитию мелкой моторики у дошкольников старшего дошкольного возраста

Цель программы:

• Разработать систему упражнений для развития мелкой моторики, совершенствовать зрительное восприятие и зрительную память детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

• Развитие речи, увеличение словарного запаса дошкольников.

• Развитие умения производить точные движения карандашом, кистью и пальцами рук.

• Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

• Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.

• Формирование навыков исполнительского мастерства.

• Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.

• Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Содержание

I этап: диагностический

• диагностируется уровень развития мелкой моторики

IIэтап: коррекционный.

Программа предусматривает работу по четырем блокам:

• речь с движением;

• веселые игры;

• скоро в школу;

• диагностика.

1. Речь с движением.

Этот блок включает следующие темы:

- Весёлые пальчики.

-Игры с прищепками.

-Работа с бумагой в технике "Оригами".

2. Веселые игры.

Этот блок включает следующие темы:

- лепка;

- рисование (работа с трафаретами, штампами, нетрадиционное рисование);

-поделки из природного материала;

-игры со счетными палочками;

-игры с крупой, бусами, орехами, карандашом;

-игры с пуговицами;

-игры с песком.

3. Скоро в школу.

Этот блок включает следующие темы:

-Знакомство с тетрадью.

-Графические диктанты.

-Ориентировка в пространстве листа.

-Копирование (по точкам, на кальку, по образцу).

4. Диагностика.

Этот блок включает следующие темы:

1. Критерии оценки уровня подготовленности детей к овладению навыком письма.

2. Содержание и методика диагностик (методика "Домик", методика "Дорожки", монометрический тест, графический диктант).

Диагностика развития мелкой моторики проводится в начале и в конце каждого учебного года.

Результаты обследования фиксируются в картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

Работа с родителями.

Этот блок включает следующее:

1. Родительские собрания

2. Практические рекомендации

3. Анкетирование

4. Консультации, наглядная информация

5. Вечера досугов

6. Дни открытых дверей.

7. Мастер-классы.

Настоящая программа предусматривает обучение детей 6-7 лет. Срок реализации программы – 1 учебный годРабота по данной программе предусмотрена в различных видах деятельности по тематическим неделям – ежедневно на занятиях по культуре речи, по развитию математических представлений, по изобразительному искусству, конструированию, в разных режимных моментах (утром, на прогулке, во вторую половину дня и т. д.). Занятия проводятся в группах (15 человек) и индивидуально.

Календарно – тематический план. (На первое полугодие)

В начале учебного года – МОНИТОРИНГ

Тема «Мой любимый детский сад»

Сентябрь 1-2 недели

1. Пальчиковая гимнастика«Дружба» «Выучим названия пальчиков» «Встали пальчики».

2. «Фигурки из палочек» (качели).

3. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо, кубик).

4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек» (выбрать на ощупь из Зх игрушек одну нужную).

5. «Дорисуй узор» (Лабиринт, знакомство с клеткой, что лишнее).

Тема «Игры и игрушки»

Сентябрь 3 неделя

1. Пальчиковая гимнастика«Игрушки в корзине»«Игрушки»«Шарик».

2. Игры с пуговицами.

3. Игра «Волшебный сундучок».

4. Игра с грецкими орехами «Не урони».

5. Дорисуй узор. (Штриховка, лабиринт).

Тема «Овощи»

Сентябрь 4 неделя

1. Пальчиковая гимнастика«Засолка капусты»«Хозяйка»«Овощи».

2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей).

3. Игра с красной фасолью (выложить свеклу).

4. Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами.

5. Дорисуй узор. (Найди и назови, Четвертый лишний).

Тема «Фруктовый рай»

Октябрь 1 неделя

1. Пальчиковая гимнастика«Фрукты»«Апельсин»«В сад за сливами».

2. Фигурки из палочек.

3. Игра с чечевицей (сливы).

4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек, найти банан».

5. Лепка.

6. Дорисуй узор. (Нарисуй, Расскажи где)

Тема «В царстве грибов и ягод»

Октябрь 2 неделя

1. Пальчиковая гимнастика«Ягоды»«Грибы»«Собираем ягоды»

2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк).

3. Игра с перловкой (грибы).

4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек, найти грибок среди других предметов».

5. Игы с прищепками.

6. Дорисуй узор. (Лабиринт, Назови соседей).

Тема «Осенние странички»

Октябрь 3 неделя

1. Пальчиковая гимнастика«В школу»«Осень»«Осенний букет»«Вышел дождик погулять»

2. Фигурки из палочек

3. Обрывание (форма листьев различных деревьев)

4. Самомассаж с шариками.

5. Ниткография (осенние деревья).

6. Дорисуй узор.

Тема «Одежда, обувь, головные уборы»

Ноябрь 2 неделя

1. Пальчиковая гимнастика«Рубашка»«Обувь»«Волшебные шапочки»«Не плачь куколка моя»

2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками, резинками.

3. Плетение узора из разноцветных шнурков.

4. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь)

5. Оригами – гол. убор.

6. Дорисуй узор. (Четвертый лишний, Нарисуй)

Тема «Я человек»

Ноябрь 3 неделя

1. Пальчиковая гимнастика«Мальчик - пальчик»«Детки».

2. Фигурки из геометрических фигур (человечек).

3. Аппликация из сухих листьев.

4. Самомассаж с шариками.

5. Игры с крышками.

6. Дорисуй узор. (2 одинаковых, дорисуй)

Тема «Моя семья – мое богатство»

Ноябрь 4 неделя

1. Пальчиковая гимнастика«За работу»«Дом»«Моя семья»«Кто приехал»

2. Фигурки из палочек (рожица, очки).

3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека.)

4. Бусы в подарок маме из комков бумаги.

5. Игра «Волшебный сундучок».

6. Дорисуй узор. (Раскрась, дорисуй)

Тема «Посмотри, как хорош, дом, в котором ты живешь»

Декабрь 1неделя

1. Пальчиковая гимнастика«Часы»«Пылесос»

2. Фигурки из палочек (газовая плита, телевизор)

3. Игра с волчками (конкурс)

4. Попади в цель (скомкать газету, забрасывать в кольцо)

5. Наматывание клубочков от центра или края по часовой стрелке и против неё.

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Тема «Такая разная посуда»

Декабрь 2неделя

1. Пальчиковая гимнастика«Помощники» «Мамина каша»«Братцы».

2. Фигурки из палочек(конфетки, кастрюлька, коробка)

3. Ласковые пальчики «Чудесный мешочек»

4. Игра с крупой «Золушка»

5. Лепка «Посуда»

6. Дорисуй узор.

Тема «Пришла волшебница зима»

Декабрь 3неделя

1. Пальчиковая гимнастика«Хлоп»«Андрюшка»«Мороз»

2. Игра«Разложи льдинки по формочкам»

3. Работа с ватой (снежные сугробы)

4. «Снежинки». Вырезывание из бумажных салфеток.

5. Дорисуй узор.

Тема «Новый год у ворот»

Декабрь 4неделя

1. Пальчиковая гимнастика«Подарки»«Ёлочка»«Наряжаем елочку».

2. Фигурки из палочек (Ёлочка)

3. Обрывание (игрушки для ёлочки)

4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок.

5. Дорисуй картинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста по средствам использования элементов нетрадиционных техник в аппликации»

1.                Выявить особенности использования элементов нетрадиционных техник в аппликации у детей младшего дошко...

Собственная методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»

Собственна методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»...

Методические рекомендации "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Методические рекомендации содержат краткую характеристику понятия - эмоциональный интеллект, компетенции эмоционального интеллекта, методы формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного во...

Методические рекомендации "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Понятие эмоционального интеллектаПроблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении всей истории человеческого общества.Современные  философы вслед за мыслителями д...

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр».

Методическая разработка "Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр"....

Методическая разработка "Развитие мелкой моторики детей"

Мелкая моторика — это способность совершать небольшие, но точные движения пальцами ног и рук. Ее развитие зависит от правильной координации сразу нескольких систем: мышечной, костной и центральн...

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста»

Раннее детство считается стартовым периодом развития интеллекта и здоровья. А значит, этапы развития  раннего детства заслуживают особого внимания. Ранний возраст - это в буквальном смысле...