Перспективное планирование по познавательному развитию в средней группе (4-5 лет)
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему
Перспективное планирование по познавательному развитию в средней группе (4-5 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_poznavatelnomu_raz._srednyaya_gr.docx | 75.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по познавательному развитию в средней группе
Сентябрь.
Неделя | НОД, тема | Программное содержание | Материал | Литература |
1 | ФКЦМ «Детский сад наш так хорош -лучше сада не найдешь» | Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, музыкальный и физкультурный залы; просторная кухня, медицинский кабинет. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге). Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду. | Фотографии детского сада, групп, музыкального и спортивного залов, кухни, медицинский кабинет; фото детей занимающихся раной деятельностью, фото работников дет.сада. Лист ватмана, клей, фломастеры , цветная бумага. | Дыбина О.В. с. 27 |
ФЭМП | Воспитатель проводит дидактические игры с целью уточнения знаний детей в области математики. | |||
Конструирование «Загородки и заборы» | Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании четырех основных цветов (красный , синий , желтый , зеленый) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). Закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок). Учить находить собственные решения. | Кубик (красный кубик на одну грань которого наклеены глазки и рот), коробка со строительным материалом, конверт, бумажные плоскостные модели разной формы, карандаши , фломастеры. | Л.В. Куцакова, С.13 | |
2 | ФКЦМ «Что нам осень принесла ?» | Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов. | Кукла Незнайка. Две корзины. Овощи и фрукты (муляжи или картинки). Серия последовательных картинок: семена огурцов, огуречный росточек, человек поливает огуречную рассаду, огурцы цветут, плетни с огурцами. | О.А Соломенникова С.28 |
ФЭМП | Закреплять умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами : поровну, столько –столько. Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами : большой, маленький, больше, меньше. Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами : впереди, сзади, слева, справа. | Демонстративный материал: дорожка из бумаги, корзинка, макет полянки. Раздаточный материал: грибочки, бумажные осенние листья, большие и маленькие шишки. | И.А. ПономареваВ.А. Позина с.12 | |
Конструирование по замыслу детей. | Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры. | Строительные наборы, мелкие игрушки. | ||
3 | ФКЦМ «Мои друзья» (ознакомление с окружающим миром) | Формировать понятия «друг», «дружба»; воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам. Учить сотрудничать, сопереживать , проявлять заботу и внимание друг к другу. | Карточки лото с изображением сказочных героев, дощечки. | О.В. Дыбина С.24 |
ФЭМП | Развивать умение сравнивать две группы предметов, разных по цвету, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар. Уточнять представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов: сравнивать и уравнивать их путем добавления или убавления одного предмета; учить обозначать результаты сравнения словами больше, меньше, поровну , столько-сколько. Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь). | Демонстрационный материал: Игрушки: Винни- Пух, Пятачок, Кролик , 2 коробки, ворота, сюжетные картинки с изображением разных частей суток. Раздаточный материал: Шарики и кубики разного цвета; кубики и треугольные призмы (по 5 шт. для каждого ребенка) | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.13 | |
Конструирование «Загородки и заборы» | Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). Закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок). Учить находить собственные решения. | Кубик (красный кубик на одну грань которого наклеены глазки и рот), коробка со строительным материалом, конверт, бумажные плоскостные модели разной формы, карандаши, фломастеры. | Л.В. Куцакова, С.13 | |
4 | ФКЦМ «У медведя во бору грибы , ягоды беру» | Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления детей о пользе природных витаминов для человека и животных. | Панорама осеннего леса: береза, рябина и ель. Игрушки : ёжик, белочка и медвежонок. Муляжи грибов и ягод. | О.А Соломенникова С.30 |
ФЭМП | Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг , квадрат, треугольник. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами длинный –короткий ,длиннее -короче, широкий –узкий, шире –уже. Развивать умение видеть характерные признаки предметов и сравнивать их. | Д.м. Два клоуна, элементы костюмов у которых отличаются по форме, цвету, пространственному расположению; 5-7 воздушных шаров разного цвета, красная и синяя ленты разной длины, 2 дощечки разной ширины, фланелеграф. Разд.мат-л. Двухполосные счетные карточки, карточки с изображением воздушных шаров синего и красного цветов (по 5 шт. для каждого ребенка), звездочки. | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.14 | |
Конструирование по замыслу детей. | Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости). | Строительные наборы, мелкие игрушки. | ||
Октябрь. | ||||
5 | ФКЦМ «Петрушка идет трудиться» | Учить группировать предметы по назначению (удовлетворение потребности в трудовых действиях); воспитывать желание помогать взрослым. | Картинки с изображением предметов, необходимых для игр и для труда на огороде, на кухне, в квартире; три макета : огород, кухня, комната. | О.В. Дыбина С.21 |
ФЭМП | Совершенствовать умение детей сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар. Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами высокий, низкий, выше, ниже. | Дем.мат-л. Игрушки: енот, обезьянка, жираф; платочки одинакового цвета круглой и квадратной формы (по 5 шт.), веревка. Разд.мат-л. Круги и квадраты, разделенные на 2 или 4 части (по 2 фигуры для каждого ребенка), кирпичики (по 10 шт. для каждого ребенка) | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.15 | |
Конструирование «Домики» | Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в различении и назывании цветов. Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению. | Строительные наборы , фломастеры. | Л.В. Куцакова С.21 | |
6 | ФКЦМ Прохождение экологической тропы. | Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. | Объекты экологической тропы: береза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень. Осенние листья разных деревьев. | О.А Соломенникова С.33 |
ФЭМП | Формировать умение понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?». Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно –двигательным путем. Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами налево ,направо, слева, справа. | Дем.мат-л. Двухступенчатая лесенка, 3 зайчика, 3 белочки, мешочек, шар, куб, квадрат, круг , треугольник. | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.17 | |
Конструирование по замыслу детей. | Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости). | Строительные наборы, мелкие игрушки. | ||
7 | ФКЦМ «Моя семья» | Ввести понятие «семья». Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа- дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям- членам семьи. | Матрешка с шестью матрешками –вкладышами, мяч, корзиночка, 3 комплекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки), 3 листа белой бумаги формата А3, текст стихотворения С.Маршака «Матрешки», фотографии членов семей детей и педагога. | О.В. Дыбина С.19 |
ФЭМП | Развивать умение считать в пределах 3, используя следующие приемы : при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов. Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте), обозначении результатов сравнения соответствующими словами . Расширять представления о частях суток и их последовательности. | Д.м. Фланелеграф, картинки с изображением трех поросят, 3 желудя, 3 домика, 3 двери, сюжетные картинки с изображением поросят в разное время суток. Р.м. Дорожки из бумаги разной длины (по 2 шт. для каждого ребенка), елочки разной высоты (по 2 шт. для каждого ребенка). | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.18 | |
Конструирование «Домики» | Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально ; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в различении и назывании цветов. Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению | Строительные наборы, фломастеры. | Л.В. Куцакова С.21 | |
8 | ФКЦМ Знакомство с декоративными птицами (на примере канарейки) | Дать детям представления о декоративных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за живыми объектами. | Картинки, фотографии, фрагменты видеофильма о канарейках. Пустая клетка для птиц, жердочка, поилка, кормушка. | О.А Соломенникова С.36 |
ФЭМП | Формировать умение соотносить числительные с элементами множества в пределах 3, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос "Сколько?" Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера. Развивать умение определять пространственные направления от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. | Д.М. Фланелеграф, 3 зайчика, 3 морковки , круг, квадрат, треугольник, поднос, колокольчик. Р.М. Двухполосная карточка, 3 белочки, 3 орешка, круг, квадрат, треугольник (по одной фигуре для ребенка). | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.19 | |
Конструирование: по замыслу детей. | Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости). | Строительный материал, игрушки. | ||
Ноябрь. | ||||
9 | ФКЦМ Целевая прогулка "Что такое улица". | Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжать закреплять название улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут; объяснить как важно знать свой адрес. | Флажки , схемы-символы: "Магазин", "Почта", "Аптека". | О.В. Дыбина С.31 |
ФЭМП | Закреплять умение считать в пределах 3; знакомство с порядковым значением числа, развитие умения правильно отвечать на вопросы "Сколько?", "Который по счету?". Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий. | Д.М. Игрушки: Буратино, мишка, зайчик, ежик; счетная лесенка, карточка с изображением трех бантиков разного цвета; магнитная доска, конверт, квадрат, прямоугольник; мешочек с предметами (веревочки разной длины, ленточки разной ширины, пирамидки разной высоты); мяч. | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.21 | |
Конструирова-ние "Терема" | Развивать конструкторские навыки детей. Упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая надстройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями. Упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур , в штриховке. Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать , сравнивать, находить общее и выделять различия. | Строительный материал, цветные карандаши, плоскостные бумажные модели разных размеров и цветов (квадратные, прямоугольные, круглые, треугольные, овальные). | Л.В. Куцакова С.28 | |
10 | ФКЦМ "Осенние посиделки. Беседа о домашних животных". | Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных. | Панорама деревенского двора. Игрушки : домашние животные (корова, куры, петух , утки, собака, кошка). Деревянные атрибуты -будка, загон. Картинка с изображением стога сена. Бумажные силуэты животных. | О.А Соломенникова С.38 |
ФЭМП | Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3и 4; учить считать в пределах 4. Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с треугольником. Развивать мышление, внимание , память. | Д.М. Игрушки: Мальвина, Буратино; 4 блюдца,4 чашки, треугольник, квадрат, прямоугольник; 2 полоски- модели, контрастные по длине(одна полоска равна длине сторон квадрата и короткой стороне прямоугольника, другая- равна длинной стороне прямоугольника). Р.М. Двухполосные карточки, листочки и цветочки (по 4 шт.для каждого ребенка), конверты; предметы посуды, разрезанные на части (по 2 шт. для каждого ребенка). | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.23 | |
Конструирова-ние: по замыслу детей. | Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости). | Строительный материал, игрушки. | ||
11 | ФКЦМ "Расскажи о любимых предметах" | Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке. Учить описывать предметы, проговаривая их название, детали, функции, материал. | Алгоритм: символы природного или рукотворного мира, формы, размера, частей, функций и т.д. | О.В. Дыбина С.18 |
ФЭМП | Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы "Сколько?", "Который по счету?", "На каком месте?". Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно. | Д.М. Пирамидка с колечками разного цвета красного, синего, зеленого, желтого), веревочки, физкультурные палки. Р.М. Рули машин на которых изображены геометрические фигуры; коробки, цветные карандаши, цветные ленты. | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.24 | |
Конструиро- вание "Терема" | Развивать конструкторские навыки детей. Упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая надстройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями. Упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур , в штриховке. Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать , сравнивать, находить общее и выделять различия. | Строительный материал, цветные карандаши, плоскостные бумажные модели разных размеров и цветов (квадратные, прямоугольные, круглые, треугольные, овальные). | Л.В. Куцакова С.28 | |
12 | ФКЦМ "Скоро зима!"-беседа о жизни диких животных в лесу. | Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным. | Панорама зимнего леса. Игрушки: дикие животные (зайчик, зайчиха- мама, ёжик, белка, сорока). | О.А Соломенникова С.41 |
ФЭМП | Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5. Закреплять представления о последовательности частей суток. Развивать воображение, наблюдательность. | Д.М. Игрушечный петушок или картинка с его изображением; картинка с изображением петушка, сидящего на заборе на фоне встающего солнышка, 5 курочек, 5 цыплят, фланелеграф. Р.М. Двухполосные карточки, плоскостные изображения блюдечек и зернышек (по 4 шт.для каждого ребенка), карточки с изображением частей суток. | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.25 | |
Конструирова-ние: по замыслу детей. | Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости). | Строительный материал, игрушки. | ||
Декабрь. | ||||
13 | ФКЦМ "Петрушка -физкультур- ник". | Совершенствовать умение группировать предметы по назначению (удовлетворение потребностей в занятиях спортом). Знакомить с видами спорта и спортивным оборудованием, воспитывать наблюдательность. | Картинки с изображением предметов удовлетворяющих потребности в труде, рисовании, игре, спорте; спортивный инвентарь ( мяч, скакалка, обруч, теннисная ракетка, лента, гантели, палочка, мешочек), набор картинок с видами спорта; два обруча; картинки "Зима" и "Лето"; алгоритм описания предметов. | О.В. Дыбина С.28 |
ФЭМП | Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения словами длиннее, шире, короче, уже. Совершенствовать умение определять пространственные направления от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. | Д.М. Большая и маленькая куклы,красная длинная и широкая лента, зеленая короткая и узкая лента, игрушки для дидактических игр (пирамидка, мяч, машина и др.), фланелеграф. | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.28 | |
Конструирова-ние "Лесной детский сад" | Учить детей организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность, моделировать; конструировать различные предметы мебели; объединять постройки единым сюжетом. Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек, приобщать к совместной деятельности, развивать конструкторские способности, формировать представления о геометрических фигурах, развивать пространственное мышление. | Строительные наборы, клей, кисточки, ножницы. | Л.В. Куцакова С.34 | |
14 | ФКЦМ "Дежурство в уголке природы" | Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями и животными. | Шкаф с принадлежностями для дежурства в уголке природы: фартучки, корм для рыб, корм для птиц, вода, леечки , салфетки и т.д. | О.А Соломенникова С.43 |
ФЭМП | Закреплять счет в пределах 5,формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета. Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длиннее, шире, короче, уже. Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг). | Д.М. Машины (5 шт.), куклы (5 шт.), 4 корзины, 4 набора фигур (2 набора с -шарами, 2 набора -с кубами; количество шаров и кубов равно количеству кубов). Р.М.Круги и квадраты (по 5 шт.для каждого ребенка), "ледяные дорожки", изготовленные из картона разной длины и ширины (по 2 шт.для каждого ребенка), "снежные комочки" разного размера (по 2 шт.для каждого ребенка). | И.А. ПономареваВ.А. Позина С. 29 | |
Конструирование: по замыслу детей. | Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости). | Строительный материал, игрушки. | ||
15 | ФКЦМ "Петрушка идет рисовать" | Продолжать учить группировать предметы по назначению; развивать любознательность. | Большая картинка "Клоун рисует"; маленькие картинки с изображением инструментов и материалов для рисования. | О.В. Дыбина С.26 |
ФЭМП | Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы "Сколько?", "Который по счету?", "На котором месте?". Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр. развивать умение сравнивать предметы по цвету , форме , величине. | Д.М. Мешочек, шар, 5 цилиндров разных цветов. Р.М.Шары, цилиндры, набор парных предметов разног цвета и величины (например: зеленый и синий куб, шар ,цилиндр мяч, пирамидка и т.д.; большой и маленький мяч(куб шар, цилиндр, мяч, пирамидка и т.д.) | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.31 | |
Конструирование "Лесной детский сад" | Учить детей организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность, моделировать; конструировать различные предметы мебели; объединять постройки единым сюжетом. Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек, приобщать к совместной деятельности, развивать конструкторские способности, формировать представления о геометрических фигурах, развивать пространственное мышление. | Строительные наборы, клей, кисточки, ножницы. | Л.В. Куцакова С.34 | |
16 | ФКЦМ «Почему растаяла снегурочка?» | Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно- следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. | Кукла Снегурочка. Снег в емкости. Лед в формочках. Снежинки вырезанные из бумаги. Темный лист бумаги для выкладывания снежинок. Темные листы бумаги (на каждого ребенка). Белая гуашь, кисти №5, баночки с водой, салфетки. Большая емкость с водой. Глина для лепки снеговиков. | О.А Соломенникова С.45 |
ФЭМП | Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу. Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр. Развивать представления о последовательности частей суток. | Д.М. Мишка, картинки, на которых изображен мишка в разное время суток, 2 коробки, двухступенчатая лесенка, наборы игрушек (4-5 видов). Р.М. Наборы фигур (1 шар, 1 куб, 1 цилиндр), карточки-«чеки» с кружочками (по 3-5 кружочков для каждого ребенка). | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.32 | |
Конструирование: по замыслу детей. | Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости). | Строительный материал, игрушки. | ||
Январь. | ||||
17 | ФКЦМ «Узнай все о себе, воздушный шарик» | Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами. Учить устанавливать связи между материалом и способом его употребления. | Воздушные шары (2 надутых, 1 сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос. | О.В. Дыбина С.33 |
ФЭМП | Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числу. Познакомить с пространственными отношениями, выраженными словами далеко -близко. | Д.М. Рабочая тетрадь, 2 корзины. Р.М. Карточки с двумя окошками: в одном изображен какой -нибудь предмет (елочка , шишки , грибочек, солнышко), а другое- пустое, простой карандаш, шишки (по 1 шт. для каждого ребенка) набор геометрических фигур ( круги, треугольники разного цвета и размера). | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.33 | |
Конструирование «Грузовые автомобили» | Формировать у детей обобщенные представления о грузовом транспорте; о строительной детали- цилиндре (в сравнении с бруском), упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям. Уточнять представления о геометрических фигурах; побуждать к поиску собственных решений; развивать способность к плоскостному моделированию. | Строительные наборы, ножницы, кисточки, клей. | Л.В. Куцакова С.35 | |
18 | ФКЦМ «Стайка снегирей на ветках рябины» | Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их. | Панно с изображением снегирей на заснеженных ветках рябины. Видеофильм про снегирей. Картинки с изображением снегиря (на каждого ребенка). Листы бумаги формата А4, краска гуашь коричневого и красного цветов. Кисть №6-8, печатка-тычок (диаметр 1-1,5см), салфетка, баночка с водой. | О.А. Соломенникова С.48 |
ФЭМП | Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5. Уточнить представления о пространственных отношениях далеко- близко. Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами самый длинный, короче, самый короткий. | Д.М. Постройки из строительного материала: домик, качели, песочница; 3 матрешки разного размера; музыкальные инструменты: ложки, барабан, дудочка. Р.М. Кружки (по 6-7 для каждого ребенка). | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.34 | |
Конструирование: по замыслу детей. | Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости). | Строительный материал, игрушки. | ||
19 | ФКЦМ «Замечатель-ный врач» | Формировать понятия о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личностных качествах. Развивать доброжелательное отношение к ним. | Кукла, медицинское оборудование. | О.В. Дыбина С.34 |
ФЭМП | Упражнять в счете звуков в пределах 5. Учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами самый длинный, короче, самый короткий. Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | Д.М. Металлофон, мешочек, набор геометрических фигур разного цвета и размера: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Р.М. Прямоугольники (по 10 шт. для каждого ребенка), трехполосные карточки, рули с изображением геом.фигур | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.35 | |
Конструирование «Грузовые автомобили» | Формировать у детей обобщенные представления о грузовом транспорте; о строительной детали- цилиндре (в сравнении с бруском), упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям. Уточнять представления о геометрических фигурах; побуждать к поиску собственных решений; развивать способность к плоскостному моделированию. | Строительные наборы, ножницы, кисточки, клей. | Л.В. Куцакова С.35 | |
20 | ФКЦМ «В гости к деду Природоведу» (экологическая тропа зимой) | Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить детей наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы. | Объекты экологической тропы. Дед Природовед в зимней одежде. Угощение для птиц. | О.А. Соломенникова С.50 |
ФЭМП | Упражнять в счете на ощупь в пределах 5. Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине и пространственному расположению. | Д.М.Салфетка, 10 кубиков, счетная лесенка. | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.36 | |
Конструирова-ние: по замыслу детей. | Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости). | Строительный материал, игрушки. | ||
Февраль. | ||||
21 | ФКЦМ «В мире стекла» | Помочь выявить свойства стекла (прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность . | Небольшие стеклянные предметы (бутылочки от духов, шарики, камешки разной формы), палочки для проверки звонкости стекла, стеклянный стакан. | О.В. Дыбина С.36 |
ФЭМП | Продолжать упражнять в счете в пределах 5. Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра. Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами самый широкий, уже, самый узкий. | Д.М. Фланелеграф, 3 шарфа одного цвета, одинаковой длины и разной ширины, три прямоугольника одного цвета, одинаковой длины и разной ширины. Р.М. Карточки с пуговицами (на карточке 1-5 пуговиц), мешочки ,наборы карточек с кружочками (на карточке 1-5кругов), сюжетные картинки с изображением детей , играющих в зимние игры. | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.37 | |
Конструирование «Мосты» | Дать детям представления о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов. Закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстрации; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, величине, форме, комбинировать их. Познакомить детей с трафаретной линейкой (с геометрическими фигурами), упражнять в работе с ней, в сравнении фигур, в выделении их сходства и различия. | Строительные наборы, трафаретные линейки, фломастеры. | Л.В. Куцакова С.45 | |
22 | ФКЦМ «Рассматривание кролика» | Дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика. Формировать интерес к животным. | Игрушечный заяц, картинка с изображением кролика. | О.А. Соломенникова С.53 |
ФЭМП | Учить считать движения в пределах 5. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. Учить сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. | Д.М Числовые карточки с кружками (1-5 кружков), ворота разной ширины (4 шт.), 4 мяча разного размера. Р.М. Ленты разной ширины и одинаковой длины (по 5 шт для каждого ребенка), наборы игрушек (матрешка, машина, мяч, пирамидка). | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.39 | |
Конструирование: по замыслу детей. | Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости). | Строительный материал, игрушки. | ||
23 | ФКЦМ «Наша армия» | Дать представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества». Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники). | Тексты рассказов «Шапка не велит» А. Митяева или «Дозор» З.Александровой («Наша Родина».-М.: Просвещение, 1984). | О.В. Дыбина С.37 |
ФЭМП | Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5). Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры :круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности. | Д.М. Фланелеграф, числовые карточки с кружками (1-5 кружков), вырезанные из бумаги скворечники с разными формами окошечек, картинки с изображениями героев мультфильма в разное время суток. Р.М. Наборы кругов, квадратов, прямоугольников, геометрические фигуры для подвижной игры. | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.40 | |
Конструирование «Мосты» | Дать детям представления о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов. Закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстрации; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, величине, форме, комбинировать их. Познакомить детей с трафаретной линейкой (с геометрическими фигурами), упражнять в работе с ней, в сравнении фигур, в выделении их сходства и различия. | Строительные наборы, трафаретные линейки, фломастеры. | Л.В. Куцакова С.45 | |
24 | ФКЦМ «Посадка лука» | Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки. | Кукла Незнайка. Расписной сундучок. Для посадки лука : земля, стаканчики, лейка с водой, тряпичные салфетки, фартучки. | О.А. Соломенникова С.54 |
ФЭМП | Закреплять умение воспроизводить указанное количество движений ( в пределах 5). Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо). Упражнять в умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей. | Д.М. Игрушка Степашка (картинка),4 корзины. Р.М. Наборы игрушек, числовые карточки с кружками (на карточке 1-5 кружков), контурные изображения героев сказки, наборы геометрических фигур. | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.42 | |
Конструирование: по замыслу детей. | Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости). | Строительный материал, игрушки. | ||
Март. | ||||
25 | ФКЦМ «В мире пластмассы» | Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность. | Небольшие пластмассовые предметы (игрушки, пуговицы, прищепки), пластмассовый стакан, палочки. | О.В. Дыбина С.40 |
ФЭМП | Закреплять умение двигаться в заданном направлении. Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов ( в пределах 5). Учить сравнивать предметы по размеру (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький. | Д.М. Конверт, план, в котором указано, как найти дорогу к домику; предметы, указанные в плане (елочка, грибок, деревце, домик), корзина с большими и маленькими мячами (по 5 шт.). Р.М. Коробка с кольцами от пирамидок разного цвета и размера, стержни для пирамидок. | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.43 | |
Конструирование «Корабли» | Познакомить с разными видами судов; рассказать о том, что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба. Упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности; развивать конструкторские навыки. Упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу. Развивать способность к зрительному анализу. | Строительный материал, ножницы. | Л.В. Куцакова С.49 | |
26 | ФКЦМ «Мир комнатных растений» | Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду. | Комнатные растения: фиалка, герань, бегония, бальзамин, аспидистра, фикус. | О.А. Соломенникова С.57 |
ФЭМП | Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от размера предметов. Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнении словами самый высокий, ниже, самый низкий. Развивать мышление, внимание , память. | Д.М. Стол, 4 куклы, большие и маленькие тарелки (по 4 шт.). | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.44 | |
Конструирование: по замыслу детей. | Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости). | Строительный материал, игрушки. | ||
27 | ФКЦМ «В гостях у музыкального руководителя». | Познакомить с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к нему. | Предметные картинки (гитара, барабан, скрипка, гармошка, пианино); барабан, металлофон, треугольник, бубен. | О.В. Дыбина С.41 |
ФЭМП | Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5). Упражнять в умении сравнивать 4-5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнений словами самый высокий, ниже, самый низкий. Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар. | Д.М. Фланелеграф, 10 цветочков2 корзины, наборы шаров и кубов разного цвета и размера ( по кол-ву детей). Р.М. Елочки и домики разной высоты (по 4-5 шт. для каждого ребенка). | И.А. ПономареваВ.А. Позина С. 45 | |
Конструирование «Корабли» | Познакомить с разными видами судов; рассказать о том, что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба. Упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности; развивать конструкторские навыки. Упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу. Развивать способность к зрительному анализу. | Строительный материал, ножницы. | Л.В. Куцакова С.49 | |
28 | ФКЦМ «В гости к хозяйке луга» | Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых. | Картинки с изображением насекомых, игрушечные насекомые, картинки с изображением цветов, диск с записью «Звуки природы», картинка с изображением улья. | О.А. Соломенникова С.59 |
ФЭМП | Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5). Познакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. | Д.М. Игрушки (3-4 шт.), цилиндр, шар, куб, набор предметов в форме шара и цилиндра (мяч, клубок ниток, апельсин, стакан, банка, коробка). Р.М. Двухполосные карточки, в верхнем ряду которых на большом расстоянии друг от друга наклеены бабочки (4-5), поднос, бабочки (по 4-5 шт. для каждого ребенка). | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.46 | |
Конструирование: по замыслу детей. | Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости). | Строительный материал, игрушки. | ||
Апрель. | ||||
29 | ФКЦМ «Путешествие в прошлое кресла» | Закрепить знания о назначении предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло). Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части , форма). | Макет бревна, табурет, стул, кресло. Разрезные картинки (бревно, табурет, стул, кресло). | О.В. Дыбина С.43 |
ФЭМП | Упражнять в умении видеть равные группы предметов при разном их расположении (в пределах 5). Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом. Совершенствовать представления о пространственных отношениях выраженных словами далеко- близко. | Д.М. Строительный материал: шары, цилиндры, кубы разного цвета и размера (по 7 шт.), 8 цилиндров одного цвета и размера, 2 планки, 4 шнура, 10 елочек, 5 цветочков. | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.48 | |
Конструирование «Самолеты» | Дать детям представления о самолетах, их видах , зависимости их строения от назначения; подвести к обобщению: у всех самолетов есть крылья, салон, кабина пилота, хвост, шасси. Упражнять в конструировании самолетов по образцу, преобразовании образца по определенным условиям, в плоскостном моделировании по схемам, в придумывании своих вариантов построек. Развивать умение намечать последовательность строительства основных частей, различать и называть геометрические фигуры, делать самостоятельные выводы. | Строительные наборы, ножницы. | Л.В. Куцакова С.51 | |
30 | ФКЦМ «Поможем Незнайке вылепить посуду» (лепка из глины) | Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умения детей лепить из глины. | Кукла Незнайка. Розетки с сухим песком, сухой глиной, комочками песка и глины, влажным песком и глиной. Салфетки и вода. Формочки для песка. Дымковские и филимоновские игрушки. Изделия из глины, вылепленные детьми | О.А. Соломенникова С.64 |
ФЭМП | Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5. Совершенствовать умение сравнивать предметы по размеру (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Упражнять в умении устанавливать последовательность частей суток. | Д.М. фланелеграф, карточки с изображением паровозика и 5 вагончиков с героями сказок, желтый, красный , голубой и черный круги, видеозапись сказки, аудиозаписи. Р.М.Шарики и флажки разного цвета и размера (по 5 шт.для каждого ребенка) | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.49 | |
Конструирование: по замыслу детей. | Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости). | Строительный материал, игрушки. | ||
31 | ФКЦМ «Мой город» | Продолжать закреплять название родного города, знакомить с его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свой город. | Фотографии родного города; фотографии- город, село, пейзажи, парк, сквер); конверт с разрезной картинкой «Собери новый аттракцион для парка»(для каждого ребенка) | О.В. Дыбина С.46 |
ФЭМП | Упражнять в счете и отсчете предметов (в пределах 5). Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине. | Д.М. Письмо , дудочка, куб, шар, предметы в форме шара и куба, карточка с изображением 2-3 геометрических фигур разного цвета. Р.М. Мешочки с разным количеством шариков (3-5), числовые карточки с разным количеством кругов (по 4 для каждого ребенка), карточки с изображением 4-5 геом. Фигур двух-трех видов разного цвета, цветные карандаши. | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.50 | |
Конструирование «Самолеты» | Дать детям представления о самолетах, их видах , зависимости их строения от назначения; подвести к обобщению: у всех самолетов есть крылья, салон, кабина пилота, хвост, шасси. Упражнять в конструировании самолетов по образцу, преобразовании образца по определенным условиям, в плоскостном моделировании по схемам, в придумывании своих вариантов построек. Развивать умение намечать последовательность строительства основных частей, различать и называть геометрические фигуры, делать самостоятельные выводы. | Строительные наборы, ножницы | Л.В. Куцакова С.51 | |
32 | ФКЦМ «Экологическая тропа весной» | Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. | Объекты экологической тропы: береза , клумба, скворечник, кормушка для птиц, пень. | О.А. Соломенникова С.66 |
ФЭМП | Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета. Упражнять в умении сравнивать предметы по величине ( в пределах 5), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные отношения относительно себя соответствующими словами. | Д.М. Панно «Весна», составленное из цветов, жучков , бабочек разног размера (в пределах 5шт.), зеркальце или фонарик, подносы, фланелеграф. Р.М. Двухполосные карточки, цветы одинаковой формы и размера (по 5 шт. одного цвета, по 5 шт. другого) | И.А. ПономареваВ.А. Позина С.51 | |
Конструирование: по замыслу детей. | Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости). | Строительный материал, игрушки. | ||
Май. | ||||
33 | ФКЦМ «Путешествие в прошлое одежды» | Дать понятие о том , что человек создает предметы для своей жизни; развивать ретроспективный взгляд на эти предметы (учить ориентироваться в прошлом и настоящем предметов одежды). | Нарядная кукла; иголки, нитки, ткань, пуговицы , кружева, ножницы; картинки с изображением предметов одежды из прошлого, бумажные силуэты платьев, цветные карандаши. | О.В. Дыбина С.48 |
ФЭМП | Повторение. Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы (на усмотрение воспитателя). | Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы (на усмотрение воспитателя). | ||
Конструирование (повторение) | Закреплять представления детей об объемных геометрических телах; упражнять в их различении, в соотнесении реальных и изображенных объемных геометрических тел. Уточнять конструктивные свойства геометрических тел; упражнять в моделировании по схеме, в конструировании по элементарному чертежу. | Строительные наборы, ножницы, фломастеры. | Л.В. Куцакова С.55 | |
34 | ФКЦМ Диагностические задания (индивидуально или по подгруппам) | Определить уровень представлений детей об овощах и фруктах. | Кукла Незнайка. Муляжи овощей (репа, морковь, огурец, помидор, капуста, картофель) и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, банан) или картинки с их изображением. По 2 корзинки для каждого ребенка. | О.А. Соломенникова С.69 |
ФЭМП | Повторение. Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы (на усмотрение воспитателя). | Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы (на усмотрение воспитателя). | ||
Конструирование: по замыслу детей. | Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости). | Строительный материал, игрушки. | ||
35 | ФКЦМ «Наш любимый плотник» | Познакомить детей с трудом плотника; с его деловыми и личностными качествами. Воспитывать чувство признательности и уважения к человеку этой профессии, к его труду. | Куклы Машенька и Андрейка, клоун Матвей, медвежонок; игровой модуль для с/р игры «Семья»; мебель в группе нуждающаяся в мелком ремонте, дощечки разной длины, брусочки , кубики. Ящик с инструментами плотника, мольберт, картинка-путаница. | О.В. Дыбина С.49 |
ФЭМП | Повторение. Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы (на усмотрение воспитателя). | Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы (на усмотрение воспитателя). | ||
Конструирование (повторение) | Закреплять представления детей об объемных геометрических телах; упражнять в их различении, в соотнесении реальных и изображенных объемных геометрических тел. Уточнять конструктивные свойства геометрических тел; упражнять в моделировании по схеме, в конструировании по элементарному чертежу. | Строительные наборы, ножницы, фломастеры. | Л.В. Куцакова С.62 | |
36 | ФКЦМ Диагностические задания ( индивидуально или по подгруппам) | Выявить уровень представления детей о домашних и диких животных. | Карты с прорезями на которой изображены: дом, скотный двор, лес. Карточки с изображением домашних (кошка, собака, корова, лошадь, коза) и диких животных ( медведь, лиса, волк, заяц, белка). | О.А. Соломенникова С.72 |
ФЭМП | Повторение. Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы (на усмотрение воспитателя). | Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы (на усмотрение воспитателя). | ||
Конструирование: по замыслу детей. | Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости). | Строительный материал, игрушки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по познавательному занятию в средней группе.
Предоставляю вашему вниманию перспективный план на год по познавательному развитию для детей средней группы....
Перспективное планирование по познавательному занятию в средней группе.
Предоставляю вашему вниманию перспективный план на год по познавательному развитию для детей средней группы....
Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы (познавательно-исследовательская деятельность)
Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы(познавательно-исследовательская деятельность)...
Перспективное планирование по познавательному развитию в первой группе раннего возраста
Перспективное планирование по познавательному развитию в первой группе раннего возраста...
Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей группе ( по Аджи А.В.)
laquo;Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста »...
перспективное планирование по познавательному развитию в подготовительной группе
познавательное развитие детей на занятиях и в совместной деятельности...
Примерное перспективное планирование по познавательному развитию в подготовительной группе.
Примерное перспективное планирование по познавательному развитию в подготовительной группе....