Перспективное планирование по познавательному развитию в средней группе (4-5 лет)
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

Авдонина Ольга Васильевна

Перспективное планирование по познавательному развитию в средней группе (4-5 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_poznavatelnomu_raz._srednyaya_gr.docx75.66 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по познавательному развитию в средней группе

Сентябрь.

Неделя

НОД, тема

Программное содержание

Материал

Литература

1

ФКЦМ

«Детский сад наш так хорош -лучше сада не найдешь»

Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, музыкальный и физкультурный залы; просторная кухня, медицинский кабинет. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге). Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.

Фотографии детского сада, групп, музыкального и спортивного залов, кухни, медицинский кабинет; фото детей занимающихся раной деятельностью, фото работников дет.сада. Лист ватмана, клей, фломастеры , цветная бумага.

Дыбина  О.В.

с. 27

ФЭМП

Воспитатель проводит дидактические игры с целью уточнения знаний детей в области математики.

Конструирование

«Загородки и заборы»

Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании четырех основных цветов (красный , синий , желтый , зеленый) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). Закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок). Учить находить собственные решения.

Кубик (красный кубик на одну грань которого наклеены глазки и рот), коробка со строительным материалом, конверт, бумажные  плоскостные модели разной формы, карандаши , фломастеры.

Л.В. Куцакова,

С.13

2

ФКЦМ

 «Что нам осень принесла ?»

Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.

Кукла Незнайка. Две корзины. Овощи и фрукты (муляжи или картинки). Серия последовательных картинок: семена огурцов, огуречный росточек, человек поливает огуречную рассаду, огурцы цветут, плетни с огурцами.

О.А Соломенникова

С.28

ФЭМП

Закреплять умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать  результаты сравнения словами : поровну, столько –столько. Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами : большой, маленький, больше, меньше. Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами : впереди, сзади, слева, справа.

Демонстративный материал: дорожка из бумаги, корзинка, макет полянки.

Раздаточный материал: грибочки, бумажные осенние листья, большие и маленькие шишки.

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

с.12

Конструирование

по замыслу

 детей.

Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры.

Строительные наборы,

мелкие игрушки.

3

ФКЦМ

«Мои друзья» (ознакомление с окружающим миром)

Формировать понятия «друг», «дружба»; воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам. Учить сотрудничать, сопереживать , проявлять заботу и внимание друг к другу.

Карточки лото с изображением сказочных героев, дощечки.

О.В. Дыбина  

С.24

ФЭМП

Развивать умение сравнивать две группы предметов, разных по цвету, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар. Уточнять представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов: сравнивать и уравнивать  их путем добавления или убавления одного предмета; учить обозначать результаты сравнения словами больше, меньше, поровну , столько-сколько. Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь).

Демонстрационный материал: Игрушки: Винни- Пух, Пятачок, Кролик , 2 коробки, ворота, сюжетные картинки с изображением разных частей суток. Раздаточный материал: Шарики и кубики разного цвета; кубики и треугольные призмы (по 5 шт. для каждого ребенка)

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.13

Конструирование

«Загородки и заборы»

Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). Закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок). Учить находить собственные решения.

Кубик (красный кубик на одну грань которого наклеены глазки и рот), коробка со строительным материалом, конверт, бумажные плоскостные модели разной формы, карандаши, фломастеры.

Л.В. Куцакова,

С.13

4

ФКЦМ

«У медведя во бору грибы , ягоды беру»

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления детей о пользе природных витаминов для человека и животных.

Панорама осеннего леса: береза, рябина и ель. Игрушки : ёжик, белочка и медвежонок. Муляжи грибов и ягод.

О.А Соломенникова

С.30

ФЭМП

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг , квадрат, треугольник. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами длинный –короткий ,длиннее -короче, широкий –узкий, шире –уже. Развивать умение видеть характерные признаки предметов и сравнивать их.

Д.м. Два клоуна, элементы костюмов у которых отличаются по форме, цвету,

пространственному расположению; 5-7 воздушных шаров разного цвета, красная и синяя ленты разной длины, 2 дощечки разной ширины, фланелеграф.

Разд.мат-л. Двухполосные счетные карточки, карточки с изображением воздушных шаров синего и красного цветов (по 5 шт. для каждого ребенка), звездочки.

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.14

Конструирование

по замыслу

 детей.

Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости).

Строительные наборы,

мелкие игрушки.

Октябрь.

5

ФКЦМ

«Петрушка идет трудиться»

Учить группировать предметы по назначению (удовлетворение потребности в трудовых действиях); воспитывать желание помогать взрослым.

Картинки с изображением предметов, необходимых для игр и для труда на огороде, на кухне, в квартире; три макета : огород, кухня, комната.

О.В. Дыбина  

С.21

ФЭМП

Совершенствовать умение детей сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар. Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами высокий, низкий, выше, ниже.

Дем.мат-л. Игрушки: енот, обезьянка, жираф; платочки одинакового цвета круглой и квадратной формы (по 5 шт.), веревка.

Разд.мат-л. Круги и квадраты, разделенные на 2 или 4 части (по 2 фигуры для каждого ребенка), кирпичики (по  10 шт. для каждого ребенка)

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.15

Конструирование

«Домики»

Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в различении и назывании цветов. Развивать самостоятельность  в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению.

Строительные наборы , фломастеры.

Л.В. Куцакова

С.21

6

ФКЦМ

Прохождение экологической тропы.

Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Объекты экологической тропы: береза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень. Осенние листья разных деревьев.

О.А Соломенникова

С.33

ФЭМП

Формировать умение понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?». Упражнять в умении определять  геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно –двигательным путем. Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами налево ,направо, слева, справа.

Дем.мат-л. Двухступенчатая лесенка, 3 зайчика, 3 белочки, мешочек, шар, куб, квадрат, круг , треугольник.

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.17

Конструирование

по замыслу

 детей.

Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости).

Строительные наборы,

мелкие игрушки.

7

ФКЦМ

«Моя семья»

Ввести понятие «семья». Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа- дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям- членам семьи.

Матрешка с шестью матрешками –вкладышами, мяч, корзиночка, 3 комплекта картинок  (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки), 3 листа белой бумаги формата А3, текст стихотворения С.Маршака «Матрешки», фотографии членов семей детей и педагога.

О.В. Дыбина  

С.19

ФЭМП

Развивать умение считать в пределах 3, используя следующие приемы : при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов. Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте), обозначении результатов сравнения соответствующими словами . Расширять представления о частях суток и их последовательности.

Д.м. Фланелеграф, картинки с изображением трех поросят, 3 желудя, 3 домика, 3 двери, сюжетные картинки с изображением поросят в разное время суток.

Р.м. Дорожки из бумаги разной длины (по 2 шт. для каждого ребенка), елочки разной высоты (по 2 шт. для каждого ребенка).

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.18

Конструирование

«Домики»

Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально ; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в различении и назывании цветов. Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению

Строительные наборы, фломастеры.

Л.В. Куцакова

С.21

8

ФКЦМ

Знакомство с декоративными птицами (на примере канарейки)

Дать детям представления о декоративных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за живыми объектами.

Картинки, фотографии, фрагменты видеофильма о канарейках. Пустая клетка для птиц, жердочка, поилка, кормушка.

О.А Соломенникова

С.36

ФЭМП

Формировать  умение соотносить числительные с элементами множества в пределах 3, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос "Сколько?" Закреплять умение различать  и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера. Развивать умение определять  пространственные направления от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.

Д.М. Фланелеграф, 3 зайчика, 3 морковки , круг, квадрат, треугольник, поднос, колокольчик.

Р.М. Двухполосная карточка, 3 белочки, 3 орешка, круг, квадрат, треугольник (по одной фигуре для ребенка).

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.19

Конструирование: по замыслу детей.

Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости).

Строительный материал, игрушки.

Ноябрь.

9

ФКЦМ

Целевая прогулка

"Что такое  улица".

Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжать закреплять название улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут; объяснить как важно знать свой адрес.

Флажки , схемы-символы: "Магазин", "Почта", "Аптека".

О.В. Дыбина  

С.31

ФЭМП

Закреплять умение считать в пределах 3; знакомство с порядковым значением числа, развитие умения правильно отвечать  на вопросы "Сколько?", "Который по счету?". Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий.

Д.М. Игрушки: Буратино, мишка, зайчик, ежик; счетная лесенка, карточка с изображением трех бантиков разного цвета; магнитная доска, конверт, квадрат, прямоугольник; мешочек с предметами (веревочки разной длины, ленточки разной ширины, пирамидки разной высоты); мяч.

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.21

Конструирова-ние

"Терема"

Развивать конструкторские навыки детей. Упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая надстройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями. Упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур , в штриховке. Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать , сравнивать, находить общее и выделять различия.

Строительный материал, цветные карандаши, плоскостные бумажные модели разных размеров и цветов (квадратные, прямоугольные, круглые, треугольные, овальные).

Л.В. Куцакова

С.28

10

ФКЦМ

"Осенние посиделки. Беседа о домашних животных".

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

Панорама деревенского двора. Игрушки : домашние  животные (корова, куры, петух , утки, собака, кошка). Деревянные атрибуты -будка, загон. Картинка с изображением стога сена. Бумажные силуэты животных.

О.А Соломенникова

С.38

ФЭМП

Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3и 4; учить считать в пределах 4.

Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с треугольником.

Развивать мышление, внимание , память.

Д.М. Игрушки: Мальвина, Буратино; 4 блюдца,4 чашки, треугольник, квадрат, прямоугольник; 2 полоски- модели, контрастные по длине(одна полоска равна длине сторон квадрата и короткой стороне прямоугольника,  другая- равна длинной стороне прямоугольника).

Р.М. Двухполосные карточки, листочки и цветочки (по 4 шт.для каждого ребенка), конверты; предметы посуды, разрезанные на части (по 2 шт. для каждого ребенка).

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.23

Конструирова-ние: по замыслу детей.

Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости).

Строительный материал, игрушки.

11

ФКЦМ

"Расскажи о любимых предметах"

Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке. Учить описывать  предметы, проговаривая их название, детали, функции, материал.

Алгоритм: символы природного или рукотворного мира, формы, размера, частей, функций и т.д.

О.В.

Дыбина

С.18

ФЭМП

Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы "Сколько?", "Который по счету?", "На каком месте?". Упражнять в умении различать  и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно.

Д.М. Пирамидка с колечками разного цвета красного, синего, зеленого, желтого), веревочки, физкультурные палки.

Р.М. Рули машин на которых изображены геометрические фигуры; коробки, цветные карандаши, цветные ленты.

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.24

Конструиро- вание

"Терема"

Развивать конструкторские навыки детей. Упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая надстройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями. Упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур , в штриховке. Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать , сравнивать, находить общее и выделять различия.

Строительный материал, цветные карандаши, плоскостные бумажные модели разных размеров и цветов (квадратные, прямоугольные, круглые, треугольные, овальные).

Л.В. Куцакова

С.28

12

ФКЦМ

"Скоро зима!"-беседа о жизни диких животных в лесу.

Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Панорама зимнего леса. Игрушки: дикие животные (зайчик, зайчиха- мама, ёжик, белка, сорока).

О.А Соломенникова

С.41

ФЭМП

Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5.

Закреплять представления о последовательности частей суток.

 Развивать воображение, наблюдательность.

Д.М. Игрушечный петушок или картинка с его изображением; картинка с изображением петушка, сидящего на заборе на фоне встающего солнышка, 5 курочек, 5 цыплят, фланелеграф.

Р.М. Двухполосные карточки, плоскостные  изображения блюдечек и зернышек (по 4 шт.для каждого ребенка), карточки с изображением частей суток.

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.25

Конструирова-ние: по замыслу детей.

Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости).

Строительный материал, игрушки.

Декабрь.

13

ФКЦМ

"Петрушка -физкультур-

ник".

Совершенствовать умение группировать предметы по назначению (удовлетворение потребностей в занятиях спортом). Знакомить с видами спорта и спортивным оборудованием, воспитывать наблюдательность.

Картинки с изображением предметов удовлетворяющих потребности в труде, рисовании, игре, спорте; спортивный инвентарь ( мяч, скакалка, обруч, теннисная ракетка, лента, гантели, палочка, мешочек), набор картинок  с видами спорта; два обруча; картинки "Зима" и "Лето"; алгоритм описания предметов.

О.В.

Дыбина

С.28

ФЭМП

Учить сравнивать  предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения словами длиннее, шире, короче, уже.

Совершенствовать умение определять пространственные направления от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Д.М. Большая и маленькая куклы,красная длинная и широкая лента, зеленая короткая и узкая лента, игрушки для дидактических игр (пирамидка, мяч, машина и др.), фланелеграф.

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.28

Конструирова-ние

"Лесной детский сад"

Учить детей организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность, моделировать; конструировать различные предметы мебели;  объединять  постройки единым сюжетом. Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек, приобщать к совместной деятельности, развивать конструкторские способности, формировать представления о геометрических фигурах, развивать пространственное мышление.

Строительные наборы,

 клей,

 кисточки,

ножницы.

Л.В. Куцакова

С.34

14

ФКЦМ

"Дежурство в уголке природы"

Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать  ответственность  по отношению к уходу за растениями и животными.

Шкаф с принадлежностями  для дежурства в уголке природы: фартучки, корм для рыб, корм для птиц, вода, леечки , салфетки и т.д.

О.А Соломенникова

С.43

ФЭМП

Закреплять счет в пределах 5,формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета.

Продолжать учить сравнивать  предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длиннее, шире, короче, уже.

Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг).

Д.М. Машины (5 шт.),  куклы (5 шт.), 4 корзины, 4 набора фигур (2 набора с -шарами, 2 набора -с кубами; количество шаров и кубов равно количеству кубов).

Р.М.Круги и квадраты (по 5 шт.для каждого ребенка),  "ледяные дорожки", изготовленные из картона разной длины и ширины (по 2 шт.для каждого ребенка), "снежные комочки" разного размера (по 2 шт.для каждого ребенка).

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С. 29

Конструирование: по замыслу детей.

Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости).

Строительный материал, игрушки.

15

ФКЦМ

"Петрушка идет  рисовать"

Продолжать учить группировать предметы по назначению; развивать любознательность.

Большая картинка "Клоун рисует"; маленькие картинки с изображением инструментов и материалов для  рисования.

О.В.

Дыбина

С.26

ФЭМП

Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы "Сколько?", "Который по счету?", "На котором месте?".

Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр. развивать умение сравнивать предметы по цвету , форме , величине.

Д.М. Мешочек, шар, 5 цилиндров разных цветов.

Р.М.Шары, цилиндры, набор парных предметов разног цвета и величины (например: зеленый и синий куб, шар ,цилиндр мяч, пирамидка и т.д.; большой и маленький мяч(куб шар, цилиндр, мяч, пирамидка и т.д.)

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.31

Конструирование

"Лесной детский сад"

Учить детей организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность, моделировать; конструировать различные предметы мебели;  объединять  постройки единым сюжетом. Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек, приобщать к совместной деятельности, развивать конструкторские способности, формировать представления о геометрических фигурах, развивать пространственное мышление.

Строительные наборы,

 клей,

 кисточки,

ножницы.

Л.В. Куцакова

С.34

16

ФКЦМ

«Почему растаяла снегурочка?»

Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно- следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

 Кукла  Снегурочка. Снег в емкости. Лед в формочках. Снежинки вырезанные из бумаги. Темный лист бумаги для выкладывания снежинок. Темные листы бумаги  (на каждого ребенка). Белая гуашь, кисти №5,  баночки с водой, салфетки. Большая емкость с водой. Глина для лепки снеговиков.

О.А Соломенникова

С.45

ФЭМП

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу.

Продолжать уточнять  представления о цилиндре, закреплять умение различать  шар, куб, цилиндр.

Развивать представления о последовательности частей суток.

Д.М. Мишка, картинки, на которых изображен мишка в разное время суток, 2 коробки, двухступенчатая лесенка, наборы игрушек (4-5 видов).

Р.М. Наборы фигур (1 шар, 1 куб, 1 цилиндр), карточки-«чеки» с кружочками (по 3-5 кружочков для каждого ребенка).

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.32

Конструирование: по замыслу детей.

Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости).

Строительный материал, игрушки.

Январь.

17

ФКЦМ

«Узнай все о себе, воздушный шарик»

Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами. Учить устанавливать  связи между материалом и способом его употребления.

Воздушные шары (2 надутых, 1 сдутый), резиновые перчатки,  резинка для волос.

О.В.

Дыбина

С.33

ФЭМП

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числу.

Познакомить с пространственными отношениями, выраженными словами далеко -близко.

Д.М. Рабочая тетрадь, 2 корзины.

Р.М. Карточки с двумя окошками: в одном изображен какой -нибудь предмет (елочка , шишки , грибочек, солнышко), а другое- пустое, простой карандаш, шишки (по 1 шт. для каждого ребенка) набор геометрических фигур ( круги, треугольники разного цвета и  размера).

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.33

Конструирование

 «Грузовые автомобили»

Формировать у детей обобщенные представления о грузовом транспорте; о строительной детали- цилиндре (в сравнении с бруском), упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям. Уточнять представления о геометрических фигурах; побуждать к поиску собственных решений; развивать способность к плоскостному моделированию.

Строительные наборы, ножницы, кисточки, клей.

Л.В. Куцакова

С.35

18

ФКЦМ

«Стайка снегирей на ветках рябины»

Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.

Панно с изображением снегирей на заснеженных ветках рябины. Видеофильм про снегирей. Картинки с изображением снегиря (на каждого ребенка). Листы бумаги формата А4, краска гуашь коричневого и красного цветов. Кисть №6-8, печатка-тычок (диаметр 1-1,5см), салфетка, баночка с водой.

О.А.

Соломенникова

С.48

ФЭМП

Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5. Уточнить представления о пространственных отношениях далеко- близко.

Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами самый длинный, короче, самый короткий.

Д.М. Постройки из строительного материала: домик, качели, песочница; 3 матрешки разного размера;  музыкальные инструменты: ложки, барабан,  дудочка.

Р.М.  Кружки (по 6-7 для каждого ребенка).

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.34

Конструирование: по замыслу детей.

Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости).

Строительный материал, игрушки.

19

ФКЦМ

«Замечатель-ный врач»

Формировать понятия о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личностных качествах. Развивать доброжелательное отношение к ним.

Кукла, медицинское оборудование.

О.В.

Дыбина

С.34

ФЭМП

Упражнять в счете звуков в пределах 5. Учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами самый длинный, короче, самый короткий.

Упражнять в умении различать  и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Д.М. Металлофон, мешочек, набор геометрических фигур разного цвета и размера: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Р.М. Прямоугольники (по 10 шт. для каждого ребенка), трехполосные карточки, рули с изображением геом.фигур

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.35

Конструирование

 «Грузовые автомобили»

Формировать у детей обобщенные представления о грузовом транспорте; о строительной детали- цилиндре (в сравнении с бруском), упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям. Уточнять представления о геометрических фигурах; побуждать к поиску собственных решений; развивать способность к плоскостному моделированию.

Строительные наборы, ножницы, кисточки, клей.

Л.В. Куцакова

С.35

20

ФКЦМ

«В гости к деду Природоведу»

(экологическая тропа зимой)

Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить детей наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

Объекты экологической тропы. Дед  Природовед в зимней одежде. Угощение для птиц.

О.А.

Соломенникова

С.50

ФЭМП

Упражнять в счете на ощупь в пределах 5.

Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра.

Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине и пространственному расположению.

Д.М.Салфетка, 10 кубиков, счетная лесенка.

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.36

Конструирова-ние: по замыслу детей.

Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости).

Строительный материал, игрушки.

Февраль.

21

ФКЦМ

«В мире стекла»

Помочь выявить свойства стекла (прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность .

Небольшие стеклянные предметы (бутылочки от духов, шарики, камешки разной формы), палочки для проверки звонкости стекла, стеклянный стакан.

О.В.

Дыбина

С.36

ФЭМП

Продолжать упражнять в счете в пределах 5.

Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра.

Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами самый широкий, уже, самый узкий.

Д.М. Фланелеграф, 3 шарфа одного цвета, одинаковой длины и разной ширины, три прямоугольника одного цвета, одинаковой длины и разной ширины.

Р.М. Карточки с пуговицами (на карточке  1-5 пуговиц), мешочки ,наборы карточек с кружочками (на карточке 1-5кругов), сюжетные картинки с изображением детей , играющих в зимние игры.

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.37

Конструирование

«Мосты»

Дать детям представления о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов. Закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстрации; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, величине, форме, комбинировать их. Познакомить детей с трафаретной линейкой (с геометрическими фигурами), упражнять в работе с ней, в сравнении фигур, в выделении их сходства и различия.

Строительные наборы, трафаретные линейки, фломастеры.

Л.В. Куцакова

С.45

22

ФКЦМ

«Рассматривание кролика»

Дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика. Формировать интерес к животным.

Игрушечный заяц, картинка с изображением кролика.

О.А.

Соломенникова

С.53

ФЭМП

Учить считать движения в пределах 5. Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Учить сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Д.М Числовые карточки с кружками (1-5 кружков), ворота разной ширины (4 шт.), 4 мяча разного размера.

Р.М. Ленты разной ширины и одинаковой длины (по 5 шт для каждого ребенка), наборы игрушек (матрешка, машина, мяч, пирамидка).

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.39

Конструирование: по замыслу детей.

Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости).

Строительный материал, игрушки.

23

ФКЦМ

«Наша армия»

Дать представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитники Отечества». Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники).

Тексты рассказов «Шапка не велит» А. Митяева или «Дозор» З.Александровой («Наша Родина».-М.: Просвещение, 1984).

О.В.

Дыбина

С.37

ФЭМП

Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).

Упражнять в умении называть  и различать знакомые геометрические фигуры :круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности.

Д.М. Фланелеграф, числовые карточки с кружками (1-5 кружков), вырезанные из бумаги скворечники с разными формами окошечек, картинки с изображениями героев мультфильма в разное время суток.

Р.М. Наборы кругов, квадратов, прямоугольников, геометрические фигуры для подвижной игры.

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.40

Конструирование

«Мосты»

Дать детям представления о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов. Закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстрации; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, величине, форме, комбинировать их. Познакомить детей с трафаретной линейкой (с геометрическими фигурами), упражнять в работе с ней, в сравнении фигур, в выделении их сходства и различия.

Строительные наборы, трафаретные линейки, фломастеры.

Л.В. Куцакова

С.45

24

ФКЦМ

«Посадка лука»

Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.

Кукла Незнайка. Расписной сундучок. Для посадки лука : земля, стаканчики, лейка с водой, тряпичные салфетки, фартучки.

О.А.

Соломенникова

С.54

ФЭМП

Закреплять умение воспроизводить указанное количество движений ( в пределах 5).

Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо).

Упражнять в умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей.

Д.М. Игрушка Степашка (картинка),4 корзины.

Р.М. Наборы игрушек, числовые карточки с кружками (на карточке 1-5 кружков), контурные изображения героев сказки, наборы геометрических фигур.

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.42

Конструирование: по замыслу детей.

Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости).

Строительный материал, игрушки.

Март.

25

ФКЦМ

«В мире пластмассы»

Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Воспитывать  бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Небольшие пластмассовые предметы (игрушки, пуговицы, прищепки), пластмассовый стакан, палочки.

О.В.

Дыбина

С.40

ФЭМП

Закреплять умение двигаться в заданном направлении. Объяснить,  что результат счета не зависит от величины предметов ( в пределах 5).

Учить сравнивать предметы по размеру (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький.

Д.М.  Конверт, план, в котором указано, как найти дорогу к домику; предметы, указанные в плане (елочка, грибок, деревце, домик), корзина с большими и маленькими мячами (по 5 шт.).

Р.М. Коробка с кольцами от пирамидок разного цвета и размера, стержни для пирамидок.

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.43

Конструирование

«Корабли»

Познакомить с разными видами судов; рассказать о том, что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба. Упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности; развивать конструкторские навыки. Упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу. Развивать способность к зрительному анализу.

Строительный материал,

 ножницы.

Л.В. Куцакова

С.49

26

ФКЦМ

«Мир комнатных растений»

Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду.

Комнатные растения: фиалка, герань, бегония, бальзамин, аспидистра, фикус.

О.А.

Соломенникова

С.57

ФЭМП

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от размера предметов. Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнении словами самый высокий, ниже, самый низкий.

Развивать мышление, внимание , память.

Д.М. Стол, 4 куклы, большие и маленькие тарелки (по 4 шт.).

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.44

Конструирование: по замыслу детей.

Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости).

Строительный материал, игрушки.

27

ФКЦМ

«В гостях у музыкального руководителя».

Познакомить с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к нему.

Предметные картинки (гитара, барабан, скрипка, гармошка, пианино); барабан, металлофон, треугольник, бубен.

О.В.

Дыбина

С.41

ФЭМП

Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5). Упражнять в умении сравнивать 4-5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнений словами самый высокий, ниже, самый низкий.

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар.

Д.М. Фланелеграф, 10 цветочков2 корзины, наборы шаров и кубов разного цвета и размера ( по кол-ву детей).

Р.М.  Елочки и домики разной высоты (по 4-5 шт. для каждого ребенка).

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С. 45

Конструирование

«Корабли»

Познакомить с разными видами судов; рассказать о том, что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба. Упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности; развивать конструкторские навыки. Упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу. Развивать способность к зрительному анализу.

Строительный материал,

 ножницы.

Л.В. Куцакова

С.49

28

ФКЦМ

«В гости к хозяйке луга»

Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.

Картинки с изображением насекомых, игрушечные насекомые, картинки с изображением цветов, диск с записью «Звуки природы», картинка с изображением улья.

О.А.

Соломенникова

С.59

ФЭМП

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).

Познакомить  с цилиндром  на основе сравнения его с шаром.

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Д.М.  Игрушки (3-4 шт.), цилиндр, шар, куб, набор предметов в форме шара и цилиндра (мяч, клубок ниток, апельсин, стакан, банка, коробка).

Р.М. Двухполосные карточки, в верхнем ряду которых на большом расстоянии друг от друга наклеены бабочки (4-5), поднос, бабочки (по 4-5 шт. для каждого ребенка).

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.46

Конструирование: по замыслу детей.

Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости).

Строительный материал, игрушки.

Апрель.

29

ФКЦМ

«Путешествие в прошлое кресла»

Закрепить знания о назначении предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло). Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части , форма).

Макет бревна, табурет, стул, кресло. Разрезные картинки (бревно, табурет, стул, кресло).

О.В.

Дыбина

С.43

ФЭМП

 Упражнять в умении видеть равные группы предметов при разном их расположении (в пределах 5).

Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом.

Совершенствовать представления о пространственных отношениях выраженных словами далеко- близко.

Д.М. Строительный материал: шары, цилиндры, кубы разного цвета и размера (по 7 шт.), 8 цилиндров одного цвета и размера, 2 планки, 4 шнура, 10 елочек, 5 цветочков.

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.48

Конструирование

«Самолеты»

Дать детям представления о самолетах, их видах , зависимости их строения от назначения; подвести к обобщению: у всех самолетов есть крылья, салон, кабина пилота, хвост, шасси.

Упражнять в конструировании самолетов по образцу, преобразовании образца по определенным условиям, в плоскостном моделировании по схемам, в придумывании своих вариантов построек.

Развивать умение намечать последовательность строительства основных частей, различать и называть геометрические фигуры, делать самостоятельные выводы.

Строительные наборы,  ножницы.

Л.В. Куцакова

С.51

30

ФКЦМ

«Поможем Незнайке вылепить посуду»

(лепка из глины)

Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умения детей лепить из глины.

Кукла Незнайка. Розетки с сухим песком, сухой глиной, комочками песка и глины, влажным песком и глиной. Салфетки и вода. Формочки для песка. Дымковские и филимоновские игрушки. Изделия из глины, вылепленные детьми

О.А.

Соломенникова

С.64

ФЭМП

Закреплять навыки  количественного и порядкового счета в пределах 5.

Совершенствовать умение сравнивать предметы по размеру (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Упражнять в умении устанавливать последовательность частей суток.

Д.М. фланелеграф, карточки с изображением паровозика и 5 вагончиков с героями сказок, желтый, красный , голубой и черный круги, видеозапись сказки, аудиозаписи.

Р.М.Шарики и флажки разного цвета и размера (по 5 шт.для каждого ребенка)

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.49

Конструирование: по замыслу детей.

Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости).

Строительный материал, игрушки.

31

ФКЦМ

«Мой город»

Продолжать закреплять название родного города, знакомить с его достопримечательностями.

Воспитывать чувство гордости за свой город.

Фотографии родного города; фотографии- город, село, пейзажи, парк, сквер); конверт с разрезной картинкой «Собери новый аттракцион для парка»(для каждого ребенка)

О.В.

Дыбина

С.46

ФЭМП

Упражнять в счете и отсчете предметов (в пределах 5).

Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом.

 Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

Д.М. Письмо , дудочка, куб, шар, предметы в форме шара и куба, карточка с изображением 2-3 геометрических фигур разного цвета.

Р.М. Мешочки с разным количеством шариков (3-5), числовые карточки с разным количеством кругов (по 4 для каждого ребенка), карточки с изображением 4-5 геом. Фигур двух-трех видов разного цвета, цветные карандаши.

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.50

Конструирование

«Самолеты»

Дать детям представления о самолетах, их видах , зависимости их строения от назначения; подвести к обобщению: у всех самолетов есть крылья, салон, кабина пилота, хвост, шасси.

Упражнять в конструировании самолетов по образцу, преобразовании образца по определенным условиям, в плоскостном моделировании по схемам, в придумывании своих вариантов построек.

Развивать умение намечать последовательность строительства основных частей, различать и называть геометрические фигуры, делать самостоятельные выводы.

Строительные наборы,  ножницы

Л.В. Куцакова

С.51

32

ФКЦМ

«Экологическая тропа весной»

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Объекты экологической  тропы: береза , клумба, скворечник, кормушка для птиц, пень.

О.А.

Соломенникова

С.66

ФЭМП

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета. Упражнять в умении сравнивать предметы по величине ( в пределах 5), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные отношения относительно себя соответствующими словами.

Д.М. Панно «Весна», составленное из цветов, жучков , бабочек разног размера (в пределах 5шт.), зеркальце или фонарик, подносы, фланелеграф.

Р.М.  Двухполосные карточки, цветы одинаковой формы и размера (по 5 шт. одного цвета, по 5 шт. другого)

И.А. ПономареваВ.А.  Позина

С.51

Конструирование: по замыслу детей.

Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости).

Строительный материал, игрушки.

Май.

33

ФКЦМ

«Путешествие в прошлое одежды»

Дать понятие о том , что человек создает предметы для своей жизни; развивать ретроспективный взгляд на эти предметы (учить ориентироваться в прошлом и настоящем предметов одежды).

Нарядная кукла; иголки, нитки, ткань, пуговицы , кружева, ножницы;  картинки с изображением предметов одежды из прошлого, бумажные силуэты платьев, цветные карандаши.

О.В.

Дыбина

С.48

ФЭМП

Повторение.

 Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы (на усмотрение воспитателя).

Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы (на усмотрение воспитателя).

Конструирование

(повторение)

Закреплять представления детей об объемных геометрических телах; упражнять в их различении, в соотнесении реальных и изображенных объемных геометрических тел.

Уточнять конструктивные свойства геометрических тел; упражнять в моделировании по схеме, в конструировании по элементарному чертежу.

Строительные наборы,

ножницы, фломастеры.

Л.В. Куцакова

С.55

34

ФКЦМ

Диагностические задания

(индивидуально или по подгруппам)

Определить уровень представлений детей об овощах и фруктах.

Кукла Незнайка. Муляжи овощей (репа, морковь, огурец, помидор, капуста, картофель) и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, банан) или картинки с их изображением.

 По 2 корзинки для каждого ребенка.

О.А.

Соломенникова

С.69

ФЭМП

Повторение.

 Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы (на усмотрение воспитателя).

Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы (на усмотрение воспитателя).

Конструирование: по замыслу детей.

Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости).

Строительный материал, игрушки.

35

ФКЦМ

«Наш любимый плотник»

Познакомить детей с трудом плотника; с его деловыми и личностными качествами. Воспитывать чувство признательности и уважения  к человеку этой профессии, к его труду.

Куклы Машенька и Андрейка, клоун Матвей, медвежонок; игровой модуль для с/р игры «Семья»; мебель в группе нуждающаяся в мелком ремонте, дощечки разной длины, брусочки , кубики. Ящик с инструментами плотника, мольберт, картинка-путаница.

О.В.

Дыбина

С.49

ФЭМП

Повторение.

 Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы (на усмотрение воспитателя).

Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы (на усмотрение воспитателя).

Конструирование

(повторение)

Закреплять представления детей об объемных геометрических телах; упражнять в их различении, в соотнесении реальных и изображенных объемных геометрических тел.

Уточнять конструктивные свойства геометрических тел; упражнять в моделировании по схеме, в конструировании по элементарному чертежу.

Строительные наборы,

ножницы, фломастеры.

Л.В. Куцакова

С.62

36

ФКЦМ

Диагностические задания

( индивидуально или по подгруппам)

Выявить уровень представления детей о домашних и диких животных.

Карты с прорезями на которой изображены: дом, скотный двор, лес. Карточки с изображением  домашних (кошка, собака, корова, лошадь, коза) и диких животных ( медведь, лиса, волк, заяц, белка).

О.А.

Соломенникова

С.72

ФЭМП

Повторение.

 Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы (на усмотрение воспитателя).

Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы (на усмотрение воспитателя).

Конструирование: по замыслу детей.

Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости).

Строительный материал, игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по познавательному занятию в средней группе.

Предоставляю вашему вниманию перспективный  план на год по познавательному развитию для детей средней группы....

Перспективное планирование по познавательному занятию в средней группе.

Предоставляю вашему вниманию перспективный  план на год по познавательному развитию для детей средней группы....

Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы (познавательно-исследовательская деятельность)

Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы(познавательно-исследовательская деятельность)...

Перспективное планирование по познавательному развитию в первой группе раннего возраста

Перспективное планирование  по познавательному развитию в первой группе раннего возраста...

Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей группе ( по Аджи А.В.)

laquo;Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста »...

перспективное планирование по познавательному развитию в подготовительной группе

познавательное развитие детей на занятиях и в совместной деятельности...

Примерное перспективное планирование по познавательному развитию в подготовительной группе.

Примерное перспективное планирование по познавательному развитию в подготовительной группе....