Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кленкова Надежда Викторовна

Конспект занятия по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 « Улыбка»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе.

Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» с использованием опорных схем».

Провела воспитатель: Кленкова Надежда Викторовна

                        г.Семенов

                        2017г

Целеполагание

Задачи

Создать условия для формирования навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

1.Обучение детей приемам планирования собственного пересказа с применением опорных схем.

2.Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

3.Активизация и обогащение словарного запаса.

4.Развитие связной речи, слухового внимания, фонематического восприятия, мышления.

5.Активизировать использование в речи грамматических форм, при помощи которых образуются ласковые обращения и названия животных.

6.Развитие умения понимать и объяснять смысл поговорок.

Способы

Чтение, беседа, рассматривание графических схем; подбор слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами; выстраивание серии опорных схем к сказке.

Средства

опорные схемы, сказка В.Сутеева «Кораблик».

Предварительная работа

Предварительная работа:

Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик».

Обсуждение нравственных поступков героев произведения.

Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.

Рисование, аппликация, лепка по содержанию сказки.

Интеграция

Речевое развитие, Художественно эстетическое

Словарная работа

Ход занятия

1.Организационный момент.

Дети отгадывают загадку про дружбу:

Педагог: Ребята! А вы любите отгадывать загадки? Сейчас я загадаю вам очень интересную загадку. Скажите, кто это? 

Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный.

II. Основная часть.

1.Подготовка к восприятию текста

Педагог: Что значит «верный друг»? Кого можно назвать настоящим другом?

2. Чтение сказки. Развитие слухового внимания и памяти.

- Внимательно послушайте сказку Владимира Сутеева «Кораблик».

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли на речку.

- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся!

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.

Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!

Столкнули кораблик в воду.

Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!

3. Содержательный и языковой разбор текста

Беседа по содержанию сказки, словарная работа.

Педагог: О ком рассказывается в этой сказке?

Педагог: Что придумали друзья?

Педагог: Как они построили кораблик?

Педагог: Чем заканчивается сказка?

Педагог: Какими словами?

Педагог: Каким показан лягушонок в этой сказке?

Педагог: А его друзья какие?

Педагог: Как вы понимаете, что значит поговорка «Один за всех, все – за одного?»

Педагог: Про кого из сказки «Кораблик» можно сказать: Один за всех, все за одного? Перечислите.

Педагог: А к лягушонку подходит эта поговорка? Как вы думаете?

Педагог: Почему нет, объясните.

Педагог: Подумайте про кого из ваших товарищей можно сказать: Один за всех, все за одного.

Педагог: Молодцы, ребята.

4.Лексико-грамматические упражнения по тексту:

Игра «Назови ласково»

Педагог: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».

Маленький - лягушонок, желтенький - цыпленок, серенький – мышонок, лист – листочек, скорлупа – скорлупка, солома – соломинка, веревка – веревочка, корабль – кораблик.

Игра «Скажи похоже»

Думать – размышлять, обидеться – расстроиться, хохотать – смеяться, принести – притащить,

5. Повторное чтение текста по частям с усложнением. (Педагог читает текст и преднамеренно допускает ошибки смыслового характера)

Педагог: Я буду читать рассказ по частям, а вы скажете, всё ли правильно я прочитала.

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли в бассейн.

- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Педагог: (читает дальше).

- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не подавился!

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.

Педагог:

Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили самолетик!

Педагог:

Столкнули кораблик в воду.

Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще поплакать, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!

Педагог: Молодцы, ребята! Нашли все ошибки и поправили меня. А теперь я посмотрю умеете ли вы плавать! Физкультминутка.

6. Физкультминутка

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись:

Раз, два, три, четыре-

Вот как славно.

Освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – кроль.

Все, как один.

Плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

7. Моделирование сказки с помощью опорных схем

(Педагог показывает серию опорных схем к сказке. Среди них есть схемы, которые не подходят к данной сказке).

Педагог: Посмотрите на схемы. Все ли схемы подходят к нашей сказке?

Педагог: Уберем лишние схемы. Кто пошел гулять? Куда они пришли?

Педагог: Отберите эту схему.

Педагог: Кто прыгнул в воду? Что он сказал?

Педагог: Отберите эту схему.

Педагог: Почему остальные не стали купаться?

 Педагог: Отберите эту схему.

Педагог: Что сказал Лягушонок своим друзьям? Как стал хохотать Лягушонок?

Педагог: Найдите эту схему.

Педагог: Как отнеслись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок к словам Лягушонка?

Педагог: Отберите схему.

Педагог: Что принесли Цыпленок и Мышонок?

Педагог: Отберите эту схему.

Педагог: Что притащил Муравей? Жучок?

Педагог: Отберите эту схему.

Педагог: Что построили друзья? Что они сделали потом?

Дети: Кораблик. Столкнули в воду и поплыли

Педагог: Отберите схему.

Педагог: А что в это время делал Лягушонок?

8. Пересказы детей с наглядной опорой в виде графических схем.

а) пересказ по цепочке (по одному) с опорой на полную серию опорных схем.

б) пересказ с опорой на неполную серию предметных картинок (для сильных детей)

III. Подведение итогов занятия

Педагог: Какую сказку вы сегодня

пересказывали? О чем эта сказка?

Педагог: Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему?

Задание воспитателя

Педагог: Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Я приготовила вам подарок: трафареты героев сказки. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.

:

Да

Друг

Который не бросит в беде

Дети: Эта сказка о Лягушонке, Мышонке, Муравье, Жучке, Цыпленке.

Дети: Они придумали построить кораблик, чтобы поплавать на нем, так как они сами не умеют плавать.

Дети: Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку. И, пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!

Дети: Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

Дети: И не догонишь!

Дети: Хвастливый, насмешливый, озорной.

Дети: Смелые, находчивые, трудолюбивые, деловые.

Дети: Это значит помогать друг другу, дружить, заботиться друг о друге.

 Дети: Нет.

Дети: Он плохой, не помогал друзьям, смеялся над ними.

Дети: Не в бассейн, а на речку.

Дети: Чуть было не захлебнулся.

Дети: И построили кораблик.

Дети: Не поплакать, а посмеяться.

Имитация движений по ходу чтения

Дети: В сказке не было Паучка и Котенка. Эти картинки лишние.

Дети: Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок пришли на речку.

Дети: Лягушонок.

Дети: Они не умеют.

Дети: Он сказал «Куда вы годитесь» и так засмеялся, что чуть не захлебнулся.

Дети: Они обиделись и начали думать.

Дети: Листочек и ореховую скорлупку.

Дети: Муравей притащил соломинку, Жучок – веревочку.

Дети: Он голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл. И не догонишь!

Дети: Мы пересказывали сказку про то, как друзья построили кораблик.

(Ответы детей)

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Дети отгадывают загадку про дружбу:

Педагог: Ребята! А вы любите отгадывать загадки? Сейчас я загадаю вам очень интересную загадку. Скажите, кто это? 

Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный...(друг).

II. Основная часть.

1.Подготовка к восприятию текста

Педагог: Что значит «верный друг»? Кого можно назвать настоящим другом?

2. Чтение сказки. Развитие слухового внимания и памяти.

- Внимательно послушайте сказку Владимира Сутеева «Кораблик».

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли на речку.

- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не захлебнулся!

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.

Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!

Столкнули кораблик в воду.

Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!

3. Содержательный и языковой разбор текста

Беседа по содержанию сказки, словарная работа.

Педагог: О ком рассказывается в этой сказке?

Дети: Эта сказка о Лягушонке, Мышонке, Муравье, Жучке, Цыпленке.

Педагог: Что придумали друзья?

Дети: Они придумали построить кораблик, чтобы поплавать на нем, так как они сами не умеют плавать.

Педагог: Как они построили кораблик?

Дети: Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку. И, пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!

Педагог: Чем заканчивается сказка?

Дети: Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

Педагог: Какими словами?

Дети: И не догонишь!

Педагог: Каким показан лягушонок в этой сказке?

Дети: Хвастливый, насмешливый, озорной.

Педагог: А его друзья какие?

Дети: Смелые, находчивые, трудолюбивые, деловые.

Педагог: Как вы понимаете, что значит поговорка «Один за всех, все – за одного?»

Дети: Это значит помогать друг другу, дружить, заботиться друг о друге.

Педагог: Про кого из сказки «Кораблик» можно сказать: Один за всех, все за одного? Перечислите.

Дети: отвечают.

Педагог: А к лягушонку подходит эта поговорка? Как вы думаете?

Дети: Нет.

Педагог: Почему нет, объясните.

Дети: Он плохой, не помогал друзьям, смеялся над ними.

Педагог: Подумайте про кого из ваших товарищей можно сказать: Один за всех, все за одного.

Педагог: Молодцы, ребята.

4.Лексико-грамматические упражнения по тексту:

Игра «Назови ласково»

Педагог: А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».

Маленький - лягушонок, желтенький - цыпленок, серенький – мышонок, лист – листочек, скорлупа – скорлупка, солома – соломинка, веревка – веревочка, корабль – кораблик.

Игра «Скажи похоже»

Думать – размышлять, обидеться – расстроиться, хохотать – смеяться, принести – притащить,

5. Повторное чтение текста по частям с усложнением. (Педагог читает текст и преднамеренно допускает ошибки смыслового характера)

Педагог: Я буду читать рассказ по частям, а вы скажете, всё ли правильно я прочитала.

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли в бассейн.

- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Дети: Не в бассейн, а на речку.

Педагог: (читает дальше).

- Ква-ха-ха, ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать – чуть было не подавился!

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.

Дети: Чуть было не захлебнулся.

Педагог:

Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили самолетик!

Дети: И построили кораблик.

Педагог:

Столкнули кораблик в воду.

Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще поплакать, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!

Дети: Не поплакать, а посмеяться.

Педагог: Молодцы, ребята! Нашли все ошибки и поправили меня. А теперь я посмотрю умеете ли вы плавать! Физкультминутка.

6. Физкультминутка

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись:

Раз, два, три, четыре-

Вот как славно.

Освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – кроль.

Все, как один.

Плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Имитация движений по ходу чтения

7. Моделирование сказки с помощью опорных схем

(Педагог показывает серию опорных схем к сказке. Среди них есть схемы, которые не подходят к данной сказке).

Педагог: Посмотрите на схемы. Все ли схемы подходят к нашей сказке?

Дети: В сказке не было Паучка и Котенка. Эти картинки лишние.

Педагог: Уберем лишние схемы. Кто пошел гулять? Куда они пришли?

Дети: Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок пришли на речку.

Педагог: Отберите эту схему.

Педагог: Кто прыгнул в воду? Что он сказал?

Дети: Лягушонок.

Педагог: Отберите эту схему.

Педагог: Почему остальные не стали купаться?

Дети: Они не умеют.

Педагог: Отберите эту схему.

Педагог: Что сказал Лягушонок своим друзьям? Как стал хохотать Лягушонок?

Дети: Он сказал «Куда вы годитесь» и так засмеялся, что чуть не захлебнулся.

Педагог: Найдите эту схему.

Педагог: Как отнеслись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок к словам Лягушонка?

Дети: Они обиделись и начали думать.

Педагог: Отберите схему.

Педагог: Что принесли Цыпленок и Мышонок?

Дети: Листочек и ореховую скорлупку.

Педагог: Отберите эту схему.

Педагог: Что притащил Муравей? Жучок?

Дети: Муравей притащил соломинку, Жучок – веревочку.

Педагог: Отберите эту схему.

Педагог: Что построили друзья? Что они сделали потом?

Дети: Кораблик. Столкнули в воду и поплыли

Педагог: Отберите схему.

Педагог: А что в это время делал Лягушонок?

Дети: Он голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик далеко уплыл. И не догонишь!

8. Пересказы детей с наглядной опорой в виде графических схем.

а) пересказ по цепочке (по одному) с опорой на полную серию опорных схем.

б) пересказ с опорой на неполную серию предметных картинок (для сильных детей)

III. Подведение итогов занятия

Педагог: Какую сказку вы сегодня пересказывали? О чем эта сказка?

Дети: Мы пересказывали сказку про то, как друзья построили кораблик.

Педагог: Кто больше всех вам понравился? Почему? А кто не понравился? Почему?

(Ответы детей)

Задание воспитателя

Педагог: Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Я приготовила вам подарок: трафареты героев сказки. Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.

: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...