План по самообразованию в средней группе
проект (средняя группа) на тему

Носова Нина Витальевна

"Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ

                      Детский сад №;8 «Зоряночка»

                                                                                                ______________С.Ю. Месикова

30  августа   2018г

План по самообразованию на 2018-2019г.

Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель:

Первой квалификационной категории

Носова Нина Витальевна

г. Ессентуки

2018г.

ЦельПриобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

 Задачи:

  1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.
  3. Создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
  4. Воспитывать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
  5. Использовать  все виды фольклора  (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы),  так как  фольклор является  богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  6. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс  через   приобщение к устному народному творчеству, знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициям.

Участники проектов Дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников

Цель проекта: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

 Задачи *приобщение детей к истокам русской народной культуры;

*развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников; *воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.

В работе с детьми большое внимание уделила по тешкам. Потешки, доставляют малышам радость. В них слышна народная речьстихотворный ритм, богатство оттенков слов. Когда я читала потешки, дети затихали, улыбались, то есть создавалась благоприятная обстановка для эмоционального контакта с детьми.

С потешками,  зарождается у ребенка интерес и любовь к художественному слову. Потешки совсем небольшие, но они осуществляются в разных формах.

Дети разучивали потешки с большим интересом. Была мною создана картотека потешек для работы с детьми. Все потешки обыгрывались детьми во всех режимных моментах.

Загадки – это полезное упражнение для ума. Дети любят загадки и с удовольствием их отгадывают. А еще с большим интересом стараются сами загадывать загадки.

Сказки – это особая фольклорная форма (реальность и фантастика).

Предполагаемый результат.

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что  будет способствует лучшему усвоению материала.

 Для решения педагогических задач огромное значение будет  придаваться  индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка. Решая задачу воспитания интереса  и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам организуются  праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и развлечения. В фольклорных праздниках примут участие дети всех возрастов,  что позволит сплотить коллектив воспитанников, посещающих

   Срок реализации 1 год.

Актуальность проекта

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас.

 Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства.

Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения.

Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогащение детей знаниями о национальной культуре.

А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи, то темой работы я выбрала: “Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре”

Начиная работу по теме с детьми младшего дошкольного возраста, мною были определены цель, задачи и содержание деятельности.



Предварительный просмотр:

«Устное народное    творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Месяц

Блок 1

Блок 2

Блок 3

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Подбор материала для консультации родителям на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Постановка целей и задач по данной теме.

________________________

         ________________________

Октябрь

Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка» Журнал Дошкольное воспитание 2013-2014г.

Разучивание и проговаривание потешек. Т.А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику»

Консультация: «Роль фольклера в развитии детей» Е.М. Ворожейкин, А.М.Белякова «Библиотека молодой семьи»

Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

Ноябрь

Создании картотеки потешек для работы с детьми. Учебник для малышей В. Степанов «Уроки воспитателя»

Применять потешки в режимных моментах .И.А. Бойчук, Т.Н. Популина «Ознакомление детей мл.и ср.группы дошкольного возраста с русским народным творчеством»

Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей.

Кортотека потешек в наглядном пособии.

Декабрь

Изучение темы: «Использование фольклера в работе с детьми»

Изучение опыта работы педагогов д/о через интернет ресурсы.

Дидактические игры: «Узнай потешку», «Угадай из какой потешки прочитан отрывок?»

Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото, собери картинку)

Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы»

Связь с интернет ресурсами.

Январь

Изучение темы: «Устное народное творчество как средство духовно- нравственного развития личности ребенка»

Журнал «Дошкольное воспитание». Интернет ресурсы.

Чтение детям русских народных сказок.А. Толстой, «Лиса и волк»

Прослушивание аудиозаписей сказок. Песня «Мамонтенка», «Колыбельная»

Консультация: «Прочитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить дошколятам» Л.Ф.Островская «книги для родителей»

Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками. Каталог сказок, Хрестоматия для детей Н.П.Ильчук, В.В. Гербова.

Февраль

Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей» Чтение сказки «Колосок» воспитывать любовь и уважение ко всему живому.

Настольно-печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото) «Волк и семеро козлят»

Консультация: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» Л.В.Зайчик, Т.А. Куликова «Воспитателю о работе с семьей»

Март

Изучение темы: «Влияние сказки на психику ребенка» Литература Н.К. Крупская.

Дидактические игры: «Угадай сказку», «Из какой сказки герой», «Кто в доме живет?».

Консультация: «Как выбрать полезную сказку для малыша».Методический материал М.Лисина, Т.Гуськова.

Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам.

Апрель

Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

Чтение сказки «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди».Ю.А.Васнецов «Тридесятые сказки»

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации) «Когда это бывает», «Семья»

Создать театральный уголок в группе :настольный,  конусный, пальчиковый. Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему « Моя любимая сказка».

-

Май

Самоанализ плана самообразования.

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)  «Колобок», «Кто живет в домике».

Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» на итоговом родительском собрании.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию в средней группе Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность».

В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к истокам  русской народной культуры через изобразительную деятельность. Чтобы выр...

План по самообразованию воспитателя средней группы : "Здоровый малыш"

План по самообразованию  воспитателя средней группы : "Здоровый малыш"...

План по самообразованию воспитателя средней группы Гамрецкой Г.И.

План по самообразованиювоспитателя средней группы Гамрецкой Г.И....

План по самообразованию воспитателя средней группы «Одуванчики» Деньгиной И.В.

План по самообразованию воспитателя средней группы «Одуванчики» Деньгиной И.В....

План по самообразованию воспитателя - средняя группа

Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни» (средняя группа)Цель: способствовать формированию привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических на...

План по самообразованию в средней группе на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованиювоспитателя средней группы  «Солнечные лучики»Шахбанова И.Б.на тему:«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»2019-2020г...

План по самообразованию в средней группе . Тема: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....