Воспитание патриотических чувств через ознакомление с окружающим миром.
консультация (старшая группа) на тему

Макрушина Евгения Александровна

Педагог и родители помогают открыть Родину маленькому человеку, показывая ему связь его детства с героическим прошлым старшего поколения. Разговор на эту тему не сложен для старшего дошкольника – все дело в доходчивых словах и ярких фактах.

Пусть не все поймет ребенок сейчас, но след в его сердце останется, а позже он осмыслит цену завоеванного для него счастья.

Подобные уроки мужества особенно полезны в воспитании мальчиков. Это они – будущие мужчины, а, значит и будущие воины, должны уметь охранять родную землю и чистое небо нашей Родины. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1                                                                                        «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а также своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»                                                                  

                                                                                                              Д.С. Лихачев

   Слайд 2                         Актуальность

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Для человека естественно любить – эта мысль должна красной нитью проходить через все аспекты воспитания. Мы формируем свое собственное «Я» только в процессе общения с другими людьми. Еще недавно нам казалось, что вопрос патриотизма в нашей стране давно решен и вот теперь мы сталкиваемся с явлениями, которые каждого честного человека глубоко ранят. Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены. А новые не имеют четких очертаний.

В США понимают, что произойдёт с страной, где не будут пропагандировать это чувство. Сейчас я зачитаю вам рассекреченный документ, послушайте его внимательно.        Эта Директива Алена Даллеса, бывшего директора ЦРУ и руководителя политической разведки США, так называемая «Американская доктрина борьбы против СССР», составленная ещё в 1945г. и которая ознаменовала начало так называемой «холодной войны». Вот что в ней говориться:

   «Окончиться война, всё как-то устроиться, и мы бросим всё, что имеем, всё золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности поверить. Как? Мы найдём своих единомышленников, своих союзников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своим масштабам трагедия гибель самого непокорного на Земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Литература, театр, кино – всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать всех, кто станет насаждать в человеческом сознании культ секса, насилия, садизма, предательства – словом всякую безнравственность.

     В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников и взяточников, беспринципности. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не будут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, предательство, национализм и вражду народов – всё это мы будем культивировать в сознании людей. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем таким образом расшатывать поколение за поколением, мы будем браться за людей с детских и юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её. Вот так мы сделаем». (Синельников В. Таинственная сила слова. Формула любви. – М. Центрполиграф, 2006)

Слайд 3                цель

Слайд 4                задачи

Слайд 5-6    Для реализации цели и задач воспитатели создают взаимосвязанные и взаимообусловленные педагогические условия:

  • знакомство с природой родного края, ее характерными особенностями
  • проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года
  • организация сезонного земледельческого труда в природе: посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев
  • организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости
  • тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи воспитанников

Слайд 7                1. Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего Российского воспитания является патриотизм.

Исторические элементы патриотизма, в виде привязанности к родной земле, языку, традициям, начали формироваться еще в древности. Зародыш патриотического воспитания появился примерно в период разложения родового строя и зарождения феодальной собственности. В качестве новых явлений педагогической мысли на Руси 10-12 веков можно отметить: выдвижение отдельной личности как цели воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских (главный герой русского эпоса Илья Муромец, которому смерть в бою не писана). Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Каждое время рождает своих героев. Мы, педагоги, должны помочь появиться этим героям нашего времени и воспитать настоящих патриотов России.

Слайд 8                Особое значение имеет рождающее «чувство истории». Действительность раскрывается перед детьми не только в ее сегодняшних проявлениях, но и в фактах, связанных с прошлым России. У маленького гражданина появляется возможность сравнить то, что есть, с тем, что было. Старший дошкольник должен осознать: наша страна – мощная и мирная держава, ее защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу.

Педагог и родители помогают открыть Родину маленькому человеку, показывая ему связь его детства с героическим прошлым старшего поколения. Разговор на эту тему не сложен для старшего дошкольника – все дело в доходчивых словах и ярких фактах.

Пусть не все поймет ребенок сейчас, но след в его сердце останется, а позже он осмыслит цену завоеванного для него счастья.

Подобные уроки мужества особенно полезны в воспитании мальчиков. Это они – будущие мужчины, а, значит и будущие воины, должны уметь охранять родную землю и чистое небо нашей Родины. Не менее важны уроки мужества и девочкам. Они – будущие женщины – должны растить достойных сыновей, а, если потребуется, то и уметь воодушевить их на защиту Отчизны.

Слайд 9.  Важно подвести ребенка к пониманию: мы победили в тяжелой битве с фашистами, потому что люди любят свою Отчизну. Быть гражданином России – это непременно быть интернационалистом. Одна из задач воспитания – развивать у ребенка эмоционально – положительное отношение и чувство симпатии ко всем народам, населяющим нашу страну. Правильное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка под влиянием взрослых, благодаря постоянному соприкосновению с окружающей средой и общественными событиями. Ребенок становится свидетелем многих интересующих его явлений.

Слайд 10. природа 

Именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

Слайд 11   Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма детей дошкольного возраста через ознакомление с родной природой в детском саду создана соответствующая развивающая предметная среда:

  • комнатные растения; зону коллекций семян, камней, гербариев; природный материал, географические карты, макеты.
  • Мини лаборатория, оборудованная материалами для детского экспериментирования
  • библиотека книг и журналов о природе родного края, подобран иллюстративный материал, фотографии, видео- и аудиоматериалы, книги о природе родного края, изготовленные педагогами, родителями и детьми
  • костюмы, маски, атрибуты для инсценировок экологического театра. групповые уголки природы оснащены богатым материалом для самостоятельных игр, исследования, общения с живой природой, ознакомления с природой Севера
  • территория детского сада: игровые площадки для организации детских праздников, несколько пород деревьев и кустарников, огород, цветник, ягодник, зона отдыха.
  • оформляется гербарий. Таким образом, дети знакомятся с разнообразием природного мира.

Слайд 12 Экскурсия – это форма учебно-воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях.

В работе с детьми дошкольного возраста используются все разновидности экскурсий, которые направлены на воспитание любви к природе и сознанное и бережное отношение к ней. Наиболее эффективны такие формы работы: как пешеходные прогулки за территорию детского сада (деловые, оздоровительные), целевые прогулки, мини походы. 

В основе разработки содержания ознакомления детей с родным краем посредством экскурсий, целевых  прогулок,  надо опираться  на  конкретные  принципы:

- энциклопедичность (отбор знаний из разных областей действительности);

- уникальность места (изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края);

- интеграция знаний (отбор знаний для понимания детьми целостной картины мира);

- единство содержания и методов;

- динамика преемственных связей (изменение социального опыта детей разного дошкольного возраста);   

- тематичность материала.

Через экскурсии в лес, на луг, поле формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края.

Детям очень нравятся целевые прогулки. Хотя они кратковременны, эпизодичны, но очень разнообразны по тематике: наблюдения за особенностями погоды, за растениями, животными в разные времена года.

Постепенно границы наблюдений расширяются – участок детского сада, знакомая улица, роща, парк, сквер и т.д. Надо сообщать детям не только первые знания о природе, но дать пример элементарных оценок наблюдаемых явлений: «Выглянуло солнышко, и всем сразу стало весело, только сосульки заплакали – им не хочется таять…»

Если дети еще малы, все целевые прогулки сопровождаются играми, забавами, весельем (побегаем по шуршащим листьям; соберем шишки и сделаем из них веселых человечков и т.д.). Во время прогулок собирается природный материал для использования его для поделок: из шишек – ёжика или человечка, из веточек – змейку или птичку и др.

В работе с родителями можно использовать домашние задания. Родители совместно с детьми могут изготовить кормушки и скворечники, обогатить свои знания.

Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к  экскурсии  у детей складывается прекрасный образец родного края, своей  Малой  Родины. Это и аллея около сада, и березовая роща, и живописная тропинка у озера …

Всё это закладывает первые основы патриотизма.

Слайд 13 3.Устное народное творчество как средство воспитания гуманных чувств.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим детям и внукам?                                                        Ответить на эти вопросы сегодня – значит установить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам помогает фольклор – ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.                        Устное народное творчество должно чаще использоваться, как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. Детская книга должна рассказать ребенку о добре и зле. Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица- умница. А для мальчиков – добрый молодец – сильный, смелый, бесстрашный. Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его как личность.

Но любая творческая деятельность детей, связанная с фольклором, имеет смысл лишь тогда, когда взрослые сами бережно, вдумчиво и ответственно относятся к родному языку. Сохранить бы, сберечь этот древний, надежный, волшебный язык, опереться на него – ан нет! Все заменяющее американское «о кей!» лавина рекламных роликов, множество заимствованных терминов из иностранных языков, молодежный лексикон – все это угрожает языку, а значит, и всей нашей культуре. В чем спасение? Здесь не может быть простого и однозначного ответа. Но бесспорно одно фольклор – как святая вода, омывающая и очищающая от скверны все, что соприкасается с ней. Почаще обращайтесь к святому источнику, приводите к нему детей, научите их радоваться красоте и силе русского языка.

 1 задание: «Доскажи пословицу»

«Осла узнаешь по ушам, а дурака по… (словам)

 «На родной сторонке, что на мягкой… (соломке)»

2 задание: Переведи пословицу, поговорку на русский язык:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль едет быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».

«Красота сердца дороже красоты лица» (япон), - «С лица воду не пить», «Не ищи красоты, ищи доброты»

«Голова венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб) – «Глаза – зеркало души»

«Бежал от дождя, попал под ливень» (араб.) – «Из огня да в полымя».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – Язык до Киева доведёт».

Слайд 14 4.Народная игра как средство воспитания патриотических чувств

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания. Радость движения сочетается с духовным общением детей, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально – положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой, поэтому народный праздник является именно такой большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Проживая с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Это помогает детям так же лучше ориентироваться во временных понятиях. Цикличность календаря из года в год повторяет эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.

В нашем детском саду уже стало традицией отмечать такие народные праздники, как «Масленица», «Встреча весны», «Рождество Христово» и др.

Слайд 15 Знакомя детей с государственными символами России, мы разместили в центре образцы Российского герба и флага, герб Власихи. Изучение фольклора осуществляется через участие детей в детских календарных праздниках и развлечениях. Весной мы встречаем и провожаем масленицу, зазываем Весну, закликаем птиц.

 5.Воспитание любви к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей

«Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная»

                                                                                                     Ж. Ренар

Слайд 16 Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе много заводов, фабрик. Высокие дома, широкие проспекты. Другой - славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге. Широко раскинулось в степи или на берегу моря. 

Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

- люди работают на заводах, стройках, в разных учреждениях, магазинах… они всегда готовы помочь друг другу. Результаты труда людей этого края необходимы не только тем. Кто живет в данной местности;

- в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов;

- здесь, как и по всей стране проявляют заботу о детях;

- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;

- здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;

- каждый человек, любящий родину, должен проявить уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

Слайд 17 Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

·           корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

·           семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

·           счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства. 

Слайд 18

Источники интернета:

1. http://ds6.cuso-edu.ru/life/methodic/215/

2. http://www.detsadclub.ru/zametki-dlya-vospitatelya/1002-pedagogicheskij-opyt-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta

3. Николаева С.Н. «Юный эколог» - М., 2004

4. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М., 2007

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №2 «Теремок» городского округа Власиха

Московской области

                             Консультация

 «Воспитание патриотических чувств через ознакомление с окружающим миром.»

Воспитатель: Макрушина                                               Евгения Александровна

                                                        2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотических чувств через ознакомление с родной природой

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено нескольким...

"Воспитание «Маленького гражданина» через ознакомление с окружающим миром и социальной действительностью".

Мы должны научить наших детей видеть доброту, любовь, должны помочь понять, что они часть великого русского народа....

Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с родным селом

Воспитание любви и уважения к родному краю – важнейшая составляющая нравственно-патриотического воспитания. ...

Перспективное планирование работы с детьми 4-5 лет. Тема: «Воспитание у детей патриотических чувств через ознакомление с культурой башкирского народа».

Программное содержание: Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане. Продолжить формировать интерес к своему краю,...

"Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств через ознакомление с природой родного края"

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриотичесих чувств у ребенка. Чувство патриотизма...

Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с родным селом

Воспитание любви и уважения к родному краю – важнейшая составляющая нравственно-патриотического воспитания. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать у ребе...

Проект — воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через ознакомление с декоративно-прикладным искусством родного края посредством мини-музея

В последние годы в системе дошкольного образования происходит ряд существенных перемен: обновляется содержание образования и воспитания детей, появляется множество инновационных программ, и тем очевид...