Статья: Успех нашего будущего первоклассника
статья (подготовительная группа) на тему

Архипова Галина Егоровна

Современная начальная школа, прежде всего, формирует в каждом ребенке, умение учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_uspeh_nashego_budushchego_pervoklassnika.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:


Статья: «Успех  нашего будущего первоклассника»                                      Воспитатель ГБДОУ детского сада №2: Архипова Галина Егоровна                              

Многие психологи говорят о том, что самый страшный зверь, подстерегающий всех на пороге школы, - это ориентация родителей и детей на оценку. Некоторые папы и мамы «очень нервно» воспринимают отметки своих детей, как будто они поставлены им самим. Может быть, это происходит оттого, что родители относятся к отметке ребенка, как к оценке их собственной родительской успешности.

Другие же родители могут испытывать страх перед школой, источником которого выступает их личный и не всегда удачный школьный опыт. Но главное, что страхи взрослых часто находят свой выход в жестком контроле над ребенком и «оценочном» отношении к нему. Родители в разных вариантах сообщают ребенку о том, что именно он несет ответственность за их самочувствие, внутреннее состояние и переживания. «Учись хорошо, чтобы мне не было за тебя стыдно!», «Только от тебя зависит, как я себя буду чувствовать на родительском собрании!» и т. д.

Ребенку приходится нести на своих плечах ответственность и за себя, и за эмоциональное состояние своих родителей. Многим детям такой груз оказывается не по силам. В этой психотравмирующей ситуации ребенок вынужден защищать себя и от школы, и от родителей, и от учения. И, в итоге, у него теряется интерес к самому процессу познания, т. е. пропадает желание учиться.

Несколько лет тому назад в одном из социологических исследований тысячам учащихся школ был задан вопрос: «Если бы у тебя был выбор: быть умным, атлетически развитым, быть богатым или красивым, что бы ты выбрал?» Сорок восемь процентов детей ответили: «Я хочу быть умным!» - и оценили успех в школе и свои интеллектуальные достижения выше всех других возможностей и способностей.

К сожалению, хотя дети на пороге первого класса верят в свой успех и стремятся «стать умными», у многих из них возникают серьезные проблемы с учебой. А миллионы родителей поражаются и злятся, видя, как живой и любознательный ребенок, каким они его знали до школы, потерял вкус к учебе, плохо отзывается о школе и, возможно, попал в отстающие. Не секрет, что очень часто способные и даже талантливые ученики учатся средне, ниже среднего и судят о себе, как о недостаточно умных.

Но что же надо делать? Какая помощь нужна ребенку? Как добиться того, чтобы с первых школьных дней он мог убедиться в своих способностях? Как сделать так, чтобы детский энтузиазм окреп, а душевное равновесие ребенка было восстановлено?

Для этого перед школьным порогом нам, уважаемые взрослые, родителям и педагогам дошкольных учреждений необходимо серьезно обдумать как минимум два важных вопроса. Во-первых, кого мы вводим в школьную жизнь, т.е. каковы индивидуальные особенности ребенка, его сильные и слабые стороны, и какими качествами он должен обладать, чтобы успешно учиться в школе.

Каждый из нас знает, насколько важны для всей школьной судьбы ребенка его реальные успехи в первые годы обучения. А это напрямую связано с тем, как рос и развивался ребенок до школы, как и насколько были удовлетворены основные потребности ребенка в игре и общении. Хочется еще раз обратить внимание родителей, нацеленных уже с 2-х 3-х летнего возраста усадить своего малыша за парту и с гордостью рассказывать друзьям и знакомым, что «мы уже умеем читать и отлично считаем в пределах 20-ти», это важно взрослому, а ребенок должен развиваться в своем индивидуальном темпе, быть любознательным, эмоциональным, умеющим высказывать свое мнение.

Итак, каковы же слагаемые успеха нашего будущего первоклассника? А они зависят от очень большого числа факторов, но, главное, от состояния его физического и психического здоровья. Проблема, которую многие врачи и специалисты в области образования называют «проблемой номер один» - проблемы нездоровья наших детей. Проблемы здоровья ребенка естественно рождают проблемы его обучения и воспитания. Вторая проблема связана прежде всего с незрелостью тех психофизиологических функций, которые получают наибольшую нагрузку в первые месяцы обучения ребенка. Речь идет об умении произвольно управлять своим поведением, слушать и понимать требования учителя, запоминать инструкцию, концентрировать и удерживать внимание, планировать и контролировать свое поведение и работу. У большинства из этих детей календарный возраст не соответствует их биологическому возрасту. Психика ребенка еще сохраняет более раннюю «детскую» организацию и не готова к серьезной учебной деятельности,  в основе трудностей ребенка лежит не интеллектуальная недостаточность. Так вот, одной из первопричин стойких школьных неудач у многих детей является выраженная психическая незрелость на момент поступления в первый класс. Наверное, правильнее предъявлять требования не только ребенку, но и школе. Ведь каждый будущий первоклассник вне зависимости от уровня своего развития и готовности к обучению находится на пике детской доверчивости и открытости практически любому школьному содержанию. Ребенок охотно пойдет за взрослым, в какую угодно, выбранную взрослым, школьную жизнь!

Поэтому следующий важный вопрос, который родители должны четко решить для себя,  в какую школьную жизнь они хотят ввести своего ребенка. То есть, со всей ответственностью любящего и знающего своих детей родителя сделать выбор конкретной образовательной системы (гимназии ли, языковой ли школы или общеобразовательного класса, но с доброй и понимающей учительницей и т.д.). А это возможно, если четко определить для себя и своего ребенка главные цели и ценности любого школьного образования.

Современная начальная школа, прежде всего, формирует в каждом ребенке умение учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения. Кроме того, важнейшим звеном в процессе успешного обучения ребенка в начальной школе является его умение общаться и взаимодействовать в совместных делах с другими: учителем и одноклассниками. Но все же главная задача школы - сохранить душевное, психологическое здоровье каждого ребенка.

Каковыми могут быть главные основания выбора школы для вашего ребенка, уважаемые родители, решать, безусловно, вам. Но помните, что душевное и физическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка являются необходимым и обязательным условием любой успешной деятельности.

Немного об Образовательной программе современного детского сада. Программа определяет систему развивающей работы в группах для детей раннего и дошкольного возраста с 2 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников с учетом индивидуальных особенностей развития детей. Программа направлена на создание оптимальных условий для развивающей работы, и всестороннее развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту  и видам деятельности.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения программы дошкольного образования,  в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры базируются на и целях, и задачах, детского сада. На этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Это портрет успешного первоклассника!

Список использованной литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 6. Педагогическая симфония. Ч. 1. Здравствуйте, Дети! / Шалва Амонашвили. — М. : Амрита, 2013.  
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. – М., Академия, 2011.
  3. Веракса Н.Е. и др. Познавательное развитие. – М.: Мозаика-синтез, 2014.
  4. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Изд. 3-е, дораб. – М.: Линка-Пресс, 2014.  
  5. Корчак Януш. Уважение к ребенку. –СПб.: Питер, 2015.
  6. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. – М.: Смысл, 2012.
  7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для вузов: гриф МО, М.: Юрайт, 2014.  
  8. Патяева Е.Ю. От рождения до школы. Первая книга думающего родителя. –М.: Смысл, 2014.
  9. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. – М., 2013.  
  10. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях / под ред. В.К. Загвоздкина, И.В. Кириллова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 116 с.  
  11. Шулешко Е. Понимание грамотности.  О педагогическом решении проблем преемственности в начальном образовании детей от пяти до одиннадцати лет. Книга первая. Условия успеха. Общая организация жизни детей и взрослых в детском саду и начальной школе, их взаимоотношений вне занятий и на занятиях по разным родам деятельности /Под ред. А. Русакова. – СПб.: Образовательные проекты, Участие, Агентство образовательного сотрудничества, 2011. – 288 с.

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г.  № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный  № 30384).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Статья "Родителям будущих первоклассников"

В статье говорится о том как можно родителям проверить готовность ребенка к школе...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Статья «Мы будущие первоклассники»

Статья «Мы будущие первоклассники» Дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее развитие. Развитие ребёнка в дошкольные годы ...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?...