Статья: Успех нашего будущего первоклассника
статья (подготовительная группа) на тему
Современная начальная школа, прежде всего, формирует в каждом ребенке, умение учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Успех нашего будущего первоклассника» Воспитатель ГБДОУ детского сада №2: Архипова Галина Егоровна
Многие психологи говорят о том, что самый страшный зверь, подстерегающий всех на пороге школы, - это ориентация родителей и детей на оценку. Некоторые папы и мамы «очень нервно» воспринимают отметки своих детей, как будто они поставлены им самим. Может быть, это происходит оттого, что родители относятся к отметке ребенка, как к оценке их собственной родительской успешности.
Другие же родители могут испытывать страх перед школой, источником которого выступает их личный и не всегда удачный школьный опыт. Но главное, что страхи взрослых часто находят свой выход в жестком контроле над ребенком и «оценочном» отношении к нему. Родители в разных вариантах сообщают ребенку о том, что именно он несет ответственность за их самочувствие, внутреннее состояние и переживания. «Учись хорошо, чтобы мне не было за тебя стыдно!», «Только от тебя зависит, как я себя буду чувствовать на родительском собрании!» и т. д.
Ребенку приходится нести на своих плечах ответственность и за себя, и за эмоциональное состояние своих родителей. Многим детям такой груз оказывается не по силам. В этой психотравмирующей ситуации ребенок вынужден защищать себя и от школы, и от родителей, и от учения. И, в итоге, у него теряется интерес к самому процессу познания, т. е. пропадает желание учиться.
Несколько лет тому назад в одном из социологических исследований тысячам учащихся школ был задан вопрос: «Если бы у тебя был выбор: быть умным, атлетически развитым, быть богатым или красивым, что бы ты выбрал?» Сорок восемь процентов детей ответили: «Я хочу быть умным!» - и оценили успех в школе и свои интеллектуальные достижения выше всех других возможностей и способностей.
К сожалению, хотя дети на пороге первого класса верят в свой успех и стремятся «стать умными», у многих из них возникают серьезные проблемы с учебой. А миллионы родителей поражаются и злятся, видя, как живой и любознательный ребенок, каким они его знали до школы, потерял вкус к учебе, плохо отзывается о школе и, возможно, попал в отстающие. Не секрет, что очень часто способные и даже талантливые ученики учатся средне, ниже среднего и судят о себе, как о недостаточно умных.
Но что же надо делать? Какая помощь нужна ребенку? Как добиться того, чтобы с первых школьных дней он мог убедиться в своих способностях? Как сделать так, чтобы детский энтузиазм окреп, а душевное равновесие ребенка было восстановлено?
Для этого перед школьным порогом нам, уважаемые взрослые, родителям и педагогам дошкольных учреждений необходимо серьезно обдумать как минимум два важных вопроса. Во-первых, кого мы вводим в школьную жизнь, т.е. каковы индивидуальные особенности ребенка, его сильные и слабые стороны, и какими качествами он должен обладать, чтобы успешно учиться в школе.
Каждый из нас знает, насколько важны для всей школьной судьбы ребенка его реальные успехи в первые годы обучения. А это напрямую связано с тем, как рос и развивался ребенок до школы, как и насколько были удовлетворены основные потребности ребенка в игре и общении. Хочется еще раз обратить внимание родителей, нацеленных уже с 2-х 3-х летнего возраста усадить своего малыша за парту и с гордостью рассказывать друзьям и знакомым, что «мы уже умеем читать и отлично считаем в пределах 20-ти», это важно взрослому, а ребенок должен развиваться в своем индивидуальном темпе, быть любознательным, эмоциональным, умеющим высказывать свое мнение.
Итак, каковы же слагаемые успеха нашего будущего первоклассника? А они зависят от очень большого числа факторов, но, главное, от состояния его физического и психического здоровья. Проблема, которую многие врачи и специалисты в области образования называют «проблемой номер один» - проблемы нездоровья наших детей. Проблемы здоровья ребенка естественно рождают проблемы его обучения и воспитания. Вторая проблема связана прежде всего с незрелостью тех психофизиологических функций, которые получают наибольшую нагрузку в первые месяцы обучения ребенка. Речь идет об умении произвольно управлять своим поведением, слушать и понимать требования учителя, запоминать инструкцию, концентрировать и удерживать внимание, планировать и контролировать свое поведение и работу. У большинства из этих детей календарный возраст не соответствует их биологическому возрасту. Психика ребенка еще сохраняет более раннюю «детскую» организацию и не готова к серьезной учебной деятельности, в основе трудностей ребенка лежит не интеллектуальная недостаточность. Так вот, одной из первопричин стойких школьных неудач у многих детей является выраженная психическая незрелость на момент поступления в первый класс. Наверное, правильнее предъявлять требования не только ребенку, но и школе. Ведь каждый будущий первоклассник вне зависимости от уровня своего развития и готовности к обучению находится на пике детской доверчивости и открытости практически любому школьному содержанию. Ребенок охотно пойдет за взрослым, в какую угодно, выбранную взрослым, школьную жизнь!
Поэтому следующий важный вопрос, который родители должны четко решить для себя, в какую школьную жизнь они хотят ввести своего ребенка. То есть, со всей ответственностью любящего и знающего своих детей родителя сделать выбор конкретной образовательной системы (гимназии ли, языковой ли школы или общеобразовательного класса, но с доброй и понимающей учительницей и т.д.). А это возможно, если четко определить для себя и своего ребенка главные цели и ценности любого школьного образования.
Современная начальная школа, прежде всего, формирует в каждом ребенке умение учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения. Кроме того, важнейшим звеном в процессе успешного обучения ребенка в начальной школе является его умение общаться и взаимодействовать в совместных делах с другими: учителем и одноклассниками. Но все же главная задача школы - сохранить душевное, психологическое здоровье каждого ребенка.
Каковыми могут быть главные основания выбора школы для вашего ребенка, уважаемые родители, решать, безусловно, вам. Но помните, что душевное и физическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка являются необходимым и обязательным условием любой успешной деятельности.
Немного об Образовательной программе современного детского сада. Программа определяет систему развивающей работы в группах для детей раннего и дошкольного возраста с 2 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников с учетом индивидуальных особенностей развития детей. Программа направлена на создание оптимальных условий для развивающей работы, и всестороннее развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту и видам деятельности.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения программы дошкольного образования, в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры базируются на и целях, и задачах, детского сада. На этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Это портрет успешного первоклассника!
Список использованной литературы
- Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 6. Педагогическая симфония. Ч. 1. Здравствуйте, Дети! / Шалва Амонашвили. — М. : Амрита, 2013.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. – М., Академия, 2011.
- Веракса Н.Е. и др. Познавательное развитие. – М.: Мозаика-синтез, 2014.
- Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Изд. 3-е, дораб. – М.: Линка-Пресс, 2014.
- Корчак Януш. Уважение к ребенку. –СПб.: Питер, 2015.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. – М.: Смысл, 2012.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для вузов: гриф МО, М.: Юрайт, 2014.
- Патяева Е.Ю. От рождения до школы. Первая книга думающего родителя. –М.: Смысл, 2014.
- Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. – М., 2013.
- Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях / под ред. В.К. Загвоздкина, И.В. Кириллова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 116 с.
- Шулешко Е. Понимание грамотности. О педагогическом решении проблем преемственности в начальном образовании детей от пяти до одиннадцати лет. Книга первая. Условия успеха. Общая организация жизни детей и взрослых в детском саду и начальной школе, их взаимоотношений вне занятий и на занятиях по разным родам деятельности /Под ред. А. Русакова. – СПб.: Образовательные проекты, Участие, Агентство образовательного сотрудничества, 2011. – 288 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для родителей: Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.
Данные рекомендации для родителей помогут будущим первоклассникам в успешном овладении основами русского языка....

статья "Поддержка воспитательной компетенции родителей будущих первоклассников"
статья, в которой освещены проблемы психо - физической подготовки детей, посещающих ДОУ к обучению в школе....

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».
Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Статья "Родителям будущих первоклассников"
В статье говорится о том как можно родителям проверить готовность ребенка к школе...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».
Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Статья "Антистресс для родителей будущих первоклассников "
Этот материал поможет родителям разобраться в трудностях , которые могут встретить их дети в первом классе: адаптация к школе, трудности в учёбе, в общении со взрослыми и сверстниками. Даются професси...

Статья «Мы будущие первоклассники»
Статья «Мы будущие первоклассники» Дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее развитие. Развитие ребёнка в дошкольные годы ...
