Главные вкладки

    ОМСКОЕ ПРИИРТЫШЬЕ
    рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Кичина Наталья Анатольевна

     Рабочая программа "Омское Прииртышье" для всех возрастов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл omskoe_priirtyshe.docx24.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОМСКОЕ ПРИИРТЫШЬЕ

    Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основой для разработки и реализации Программы.

    Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются  взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения  реализации требований Стандарта.

    Объём обязательной части Программы рекомендуется составлять в следующем соотношении: не менее 60% от её общего объёма;

    в части, формируемой участниками образовательных отношений,- не более 40%

    В рамках реализации этой части и была разработана, апробирована «Программа «Омское Прииртышье» и может использоваться как парциальная программа.

    Обязательная часть Основной образовательной программы разработана с учетом программы Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе О.В. Солнцева и др.- СПб.: ООО: «Издательство «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2014.-352с.

    Программа разработана творческой группой педагогов города и области под руководством БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» (кафедра дошкольного и начального образования) и предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Омского Прииртышья и Сибирского края.

    Программа «Омское Прииртышье»

    IMG_0286  IMG_0288  IMG_0284

    Целью основной образовательной Программы является развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

    Программа направлена на решение следующих задач:

    1.   Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

    2.   Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

    3.   Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

    4.   Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

    5.   Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

    6.   Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

    7.   Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

    8.   Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

    9.   Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей.

    Принципы Основной образовательной Программы:

    1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

    2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

    3. Уважение личности ребенка.

    4. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

    5. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

    6. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования).

    7. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

    8. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

    9. Сотрудничество Организации с семьей.

    10. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

    11. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

    12. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

    13. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

    Социально-коммуникативное  развитие  направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление  самостоятельности, целенаправленности  и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    Познавательное  развитие  предполагает развитие интересов детей, любознательности  и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ( форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях  ее природы, многообразии стран и народов мира.

    Речевое развитие включает владение речью как средством  общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Художественно-эстетическое развитие  предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающем миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

    Физическое развитие  включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными  нормами и правилами ( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

    Построение образовательного процесса основывается  на адек­ватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществля­ется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных осо­бенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

    Организация воспитательно-образовательного процесса основана на принципах сотрудничества всех субъектов образовательного процесса (педагоги-родители-дети) и открытости дошкольного учреждения для родителей. Под сотрудничеством мы понимаем совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, оценки результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач, а также  равенство позиций партнеров, уважительное отношение  взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

    Одна из задач ФГОС ДО – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Это возможно через создание системы взаимодействия и сотрудничества в рамках единого воспитательного и образовательного пространства.

    Система работы с родителями  включает:

    ознакомление родителей с результатами работы ДОО на общих родительских собраниях; анализом участия родительской общественности в жизни ДОО;

    ознакомление родителей с содержанием работы  ДОО, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка;

    участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета;

    обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых мероприятиях;

    внедрение нетрадиционных форм сотрудничества с семьей, направленных на укрепление позитивных детско-родительских отношений и просвещение родителей.

    Результаты освоения Основной образовательной программы определены целевыми ориентирами, представленными во ФГОС ДО:

    Целевые ориентиры образования в  раннем возрасте:

    ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

    использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

    владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

    стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

    появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

    проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

    проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

    у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

    Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

    ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

    способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

    ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

    активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

    ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

    ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

    у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

    ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

    ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

    обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

    Программа «Омское Прииртышье» состоит из 4 модулей.

    Содержание разделов представлено содержательными линиями, в которых представлены цели, задачи, описание содержания, требования к результатам обучения и методические рекомендации.

    Вверх

    «Введение в мир культуры Омского Прииртышья»

    IMG_0291

    Основная идея данного модуля направлена на знакомство детей дошкольного возраста с культурой родного края, её спецификой и самобытностью.

    Цель:

    приобщение дошкольников к художественной, театральной, музейной, спортивной жизни Омского Прииртышья;

    формирование потребности в ознакомлении и бережного отношения к культурному наследию региона.

    Задачи:

    Формирование интереса к культуре и спортивным достижениям родного края.

    Освоение знаний о бытовой, театральной, музыкальной, художественной, физической культуре Омского региона.

    Развитие художественно – творческой, игровой деятельности посредством приобщения  к культуре Омского Прииртышья

    Содержание раздела представлено 4-мя содержательными линиями:

    Театр, музеи и изобразительное искусство Омского Прииртышья.

    Литература Омского Прииртышья

    Быт и прикладное творчество Омского Прииртышья

    Спортивные традиции и достижения Омского Прииртышья.

    Содержательная линия: Театр, музеи и изобразительное искусство Омского Прииртышья включает:

    Архитектурный облик города Омска.

    Театральная жизнь Омского Прииртышья.

    Музеи Омского Прииртышья.

    Художники и художественные объекты Омского Прииртышья.

    Данная линия  направлена на формирование  у детей дошкольного возраста представлений о культуре,  об истории создания Архитектуры Омска. Данный материал изучается интегрировано, органично вплетается  во все образовательные области и реализуется посредствам бесед, просмотра спектаклей, экскурсий, рассматривания картин и экспонатов музеев. Также работа проводится совместно с социумом (театры, музеи, библиотеки), что дает большой положительный результат. Имеются красочные картины Омских художников.

    Содержательная линия «Литература Омского Прииртышья» состоит:

    Фольклор

    Поэты и прозаики

    Предлагается большой объём художественной  литературы. Разработаны хрестоматии для всех возрастов, материал интересен и доступен,  обогащает жизненный опыт детей. У детей проявляется интерес к творчеству поэтов и писателей Омского Прииртышья.

    Содержательная линия «Быт и прикладное творчество жителей Омского Прииртышья» направлено на достижение целей формирования начальных представлений о быте и прикладном творчестве населения Омского региона и положительной мотивации к сохранению национальных и региональных традиций.

    Основной формой в реализации этой линии следует предусмотреть выполнение дошкольниками творческих или проектных работ на материале регионального содержания, где совместно со взрослыми могут быть подготовлены проекты: «Моя семья», «Сибирская семья». Проект выполняется частями, в рамках каждой темы.

    Знакомить дошкольников с изделиями народных сибирских мастеров можно используя такие приёмы как рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий, слайдов, виртуальные экскурсии, беседы прослушивание музыки, использование фольклора, организация в детском саду выставок народного искусства и детских работ по его мотивам.

    Содержательная линия «Спортивные традиции и достижения» включает:

    Подвижные игры Омского Прииртышья.

    Спортивные традиции.

    Спортивные достижения.

    Материал очень интересен для детей, включается в качестве самостоятельных игр и упражнений, а также интегрировано, как элемент, при изучении какой – либо темы, имеющей отношение к спортивным традициям и играм Омского Прииртышья. Дети с большим желанием играют в народные игры, которые интересны своим содержанием, движениями.

    Вверх

    «Введение в мир литературы Омского Прииртышья»

    IMG_0290

    «Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья»

    Программа раздела  направлена на формирование у воспитанников представлений о мире человеческих отношений; о социальной действительности, о родном крае, его прошлом и настоящем.

    Цель:

    Формирование основ гуманного отношения к людям, интереса и ценностно – смыслового отношения к своей малой родине (Омскому Прииртышью), её прошлому  и настоящему, к явлениям и объектам окружающей действительности.

    Задачи:

    Способствовать формированию элементарных представлений о мире  социальных отношений.

    Содействовать формированию элементарных представлений об историческом развитии Омского Прииртышья.

    Развивать умения, позволяющие ориентироваться в социальной действительности, самостоятельно познавать её в разных видах детской деятельности, используя способы познания.

    Воспитывать ценностно – смысловое отношение к родному краю, его истории и людям, проживающим на его территории.

    Содержание раздела представлено 2 содержательными линиями:

    Мир людей.

    Мир окружающей действительности.

    Мир людей

    Цель:

    Формирование представлений о себе, своей семье, об окружающих людях, взрослой трудовой деятельности, о людях, прославивших наш край.

    Содержание раздела распределено по возрастным группам. Для каждого возраста разработаны задачи.

    В этом разделе дети учатся различать внешние признаки между девочкой и мальчиком. Что такое семья, родственные связи, семейные традиции. Дети знакомятся с профессиональной деятельностью людей города и села, с профессиями людей интеллектуального и творческого труда. Дети узнают о знаменитых людях города, населённого пункта, об увлечениях людей Омского Прииртышья, о народных и государственных праздниках.

    Мир окружающей действительности

    Цель:

    Формирование представлений об окружающей действительности (объектах, явлениях), о местности, в которой живём, об областном центре, об истории возникновения и развития города и региона, о государственных символах города, региона (герб, гимн, флаг).

    Содержание распределено по возрастам. Разработана хрестоматия по модулю «Введение в мир истории и общественных отношений», в которой имеется богатый, интересный и доступный детям материал. В помощь воспитателям прилагаются картинки, иллюстрации, разработаны виртуальные экскурсии.

    Вверх

    «Введение в мир природы и экология Омского Прииртышья»

    IMG_0287

    Программа данного раздела направлена на формирование у воспитанников представлений о том, что:

    Природа самоценна, каждое существо выполняет свою функцию, в том числе и человек;

    Все компоненты природы взаимосвязаны;

    Состояние природы зависит от деятельности человека, от его отношения к ней.

    Цель:

    Формирование целостного представления о природе родного края и воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.

    Задачи:

    Формировать у дошкольников представления о природе родного края.

    Формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности по отношению к природе родного края.

    Воспитывать у дошкольников осознанно правильное отношение к природе родного края.

    Выбор объектов природы, указанных в программе, произведен в соответствии с принципами экологического образования детей дошкольного возраста, а также с учетом особенностей познавательного развития.

    Содержание раздела представлено 3 содержательными линиями:

    Географические особенности  Омского Прииртышья.

    Биологическое разнообразие.

    Охрана природы.

    Содержательные линии реализуются в образовательной области «Познание» в интеграции с другими образовательными областями. Программа рассчитана на работу с детьми от 2 до 7 лет.

    Содержание раздела интересно детям. Предлагается большой объём материала, который доступен детям.

    Имеется хрестоматия по данному модулю, в которой собран богатый материал, имеются красочные картинки.

    Вверх

     «Введение в мир труда и экономики Омского Прииртышья»

    IMG_0289

    Цель:

    Формирование интереса к труду взрослых через первоначальное ознакомление с экономикой Омской области.

    Задачи:

    Познакомить с крупными  промышленными и сельскохозяйственными предприятиями Омской области.

    Формировать представления об экономической и хозяйственной  деятельности региона в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта.

    Формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий, о социальной значимости труда людей.

    Расширять знания о механизмах, оборудовании, инструментах, облегчающих труд людей.

    Знакомить детей с продукцией, выпускаемой предприятиями Омской области, формировать представление о том, для чего она нужна и где используется.

    Продолжать развивать интерес к профессиям родителей и людей, занятых на разных предприятиях Омской области.

    Воспитывать уважение к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда.

    Программа представлена 2-мя содержательными линиями:

    Семейная экономика

    Экономика Омского региона.

    Включение  в программу раздела «Введение в мир труда и экономики» обусловлено тем, что детей необходимо знакомить с трудовой деятельностью взрослых своего региона в сферах промышленности, транспорта, сельского хозяйства и др.  Развитие современного общества предполагает овладение детьми начальными сведениями об экономике своего посёлка, города, о профессиях, о продукции, выпускаемой на предприятиях и трудовых действиях по её изготовлению и реализации. Дошкольники учатся уважать людей, которые трудятся.

    Освоение данного материала рассчитано на старший дошкольный возраст.

    Для решения задач раздела, рекомендовано использовать такие формы и методы работы как наблюдения, беседы, чтение, игры, рассматривание иллюстраций и фотографий, экскурсии, презентации, встречи с людьми определённой профессии, создание проектов и.т.д.

    В хрестоматии представлен материал, который служит основой для проведения совместной взросло – детской партнерской деятельностью. Имеются игры, виртуальные экскурсии, атлас «Мир профессий».

    По результатам апробации мы сделали вывод, что программа «Омское Прииртышье» и её обеспечение доступно и интересно детям дошкольного возраста. Она будет  являться большим дополнением к основной образовательной программе, даст обширные знания воспитанникам о родном крае и значительно облегчит работу педагогам в части, формируемой участниками образовательных отношений.

    Вверх

    МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

    НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Знакомство с писателем Омского Прииртышья Н.Т.Башкатовым, пересказ рассказа «Голубятник»

    НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Путешествие по городу Омску»

    Презентация «Путешествие по городу Омску»

    Консультация для воспитателей «Планирование образовательной деятельности в режимных моментах»

    Статья «Реализация образовательных области «Художественно — эстетическое развитие» средствами программы «Омское Прииртышье»

    Планирование художественно — эстетического развития в ДОУ

    Роль консультационной работы в повышении методической компетентности педагогов ДОО

    Презентация «Роль консультационной работы в повышении методической компетентности педагогов ДОО»

    Организация неформального обучения педагогов дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования

    Презентация к выступлению «Организация неформального обучения педагогов ДОО в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

    План — программа консультаций в рамках бренда «Омское Прииртышье — мой край»

    Достижения педагогов по реализации программы «Омское Прииртышье»

    Дидактические игры по программе «Омское Прииртышье»

    Методическое оснащение групп  по программе «Омское Прииртышье»

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Белозеров Т.М. Поэт Омского прииртышья

    В нашей группе прошло мероприятие посвещенное поэту Белозерову Т.М. Задачей данного мероприятия   было познакомить детей с биографией и творчеством поэта сибиряка Т.М. Белозерова; Воспитать ...

    Отчет о проделанной работе по программе «Омское Прииртышье» За 2015-2016 уч. Год (средняя группа)

    Отчет о проделанной работе по программе "Омское Прииртышье" за 2015-2016 уч.год в средней группе №5...

    Внесение регионального компонента "Омское Прииртышье" в перспективное планирование (старшая группа)

    Данный материал предлагается использовать при перспективном планировании с внедрением регионального компонента....

    Проект «Введение в мир культуры Омского Прииртышья»

    Архитектурные объекты Омска, характеристика их художественных, стилистических и архитектурных особенностей. Промышленно-гражданская архитектура: Омская крепость, Тарские ворота, здание гауптвахты, дом...

    Отчёт о проделанной работе по программе «Омское Прииртышье»

    Представляем один из вариантов отчёта по программе "Омское Прииртышье" во второй младшей группе. Региональный компонент - обязательная составляющая ООП....

    Комплексно-тематическое планирование с учетом регионального компонента "Омское Прииртышье"

    Комплексно-тематическое планирование с учетом регионального компонента "Омское Прииртышье"...

    Программа "Омское Прииртышье"

    Программа "Омское Прииртышье"...