Главные вкладки

    Программа "Омское Прииртышье"
    рабочая программа на тему

    Гармель Елена Александровна

    Программа "Омское Прииртышье"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл omskoe_priirtyshe.docx33.41 КБ

    Предварительный просмотр:

     Программа « Омское  Прииртышье» как средство реализации части, формируемой участниками образовательных отношений».

                                                                                                                                               

                                                             

    Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования  является основой для разработки и реализации Программы.

    Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются  взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения  реализации требований Стандарта.

    Объём обязательной части Программы рекомендуется составлять в следующем соотношении: не менее 60% от её общего объёма;

    в части, формируемой участниками образовательных отношений,- не более 40%

    В рамках реализации этой части и была разработана, апробирована «Программа «Омское Прииртышье» и может использоваться как парциальная программа.

    Программа «Омское Прииртышье»

    Цель: Формирование у дошкольников целостного представления о культуре, истории, природе и экономике родного края.

    Задачи:

    • освоение знаний о бытовой, театральной, художественной, физической культуре Омского региона;
    • содействовать формированию элементарных представлений об историческом развитии Омского Прииртышья;
    • воспитывать у дошкольников осознанно правильное отношение к природе родного края;
    • формировать представления об экономической и хозяйственной деятельности региона в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта.

    Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивацию и способностей детей в разных видах деятельности и охватывает:

    • социально – коммуникативное развитие;
    • познавательное развитие;
    • речевое развитие;
    • художественно – эстетическое развитие;
    • физическое развитие.

    Программа «Омское Прииртышье»:

    • соответствует принципу разностороннего образования,  целью,  которого является развитие ребёнка;
    •  обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
    •  построена с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
    • предусматривает решение задач в совместной партнёрской деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, как вовремя НОД, так и при проведении режимных моментов.

    Программа «Омское Прииртышье» состоит из 4 модулей.

    Содержание разделов представлено содержательными линиями, в которых представлены цели, задачи, описание содержания, требования к результатам обучения и методические рекомендации.

    «Введение в мир культуры Омского Прииртышья»

    Основная идея данного модуля направлена на знакомство детей дошкольного возраста с культурой родного края, её спецификой и самобытностью.

    Цель:

    • приобщение дошкольников к художественной, театральной, музейной, спортивной жизни Омского Прииртышья;
    • формирование потребности в ознакомлении и бережного отношения к культурному наследию региона.

    Задачи:

    • Формирование интереса к культуре и спортивным достижениям родного края.
    • Освоение знаний о бытовой, театральной, музыкальной, художественной, физической культуре Омского региона.
    • Развитие художественно – творческой, игровой деятельности посредством приобщения  к культуре Омского Прииртышья

     Содержание раздела представлено 4-мя содержательными линиями:

    • Театр, музеи и изобразительное искусство Омского Прииртышья.
    • Литература Омского Прииртышья
    • Быт и прикладное творчество Омского Прииртышья
    • Спортивные традиции и достижения Омского Прииртышья.

    Содержательная линия: Театр, музеи и изобразительное искусство Омского Прииртышья включает:

    • Архитектурный облик города Омска.
    • Театральная жизнь Омского Прииртышья.
    • Музеи Омского Прииртышья.
    • Художники и художественные объекты Омского Прииртышья.

    Данная линия  направлена на формирование  у детей дошкольного возраста представлений о культуре,  об истории создания Архитектуры Омска. Данный материал изучается интегрировано, органично вплетается  во все образовательные области и реализуется посредствам бесед, просмотра спектаклей, экскурсий, рассматривания картин и экспонатов музеев. Также работа проводится совместно с социумом (театры, музеи, библиотеки), что дает большой положительный результат. Имеются красочные картины Омских художников.

         Содержательная линия «Литература Омского Прииртышья» состоит:

    • Фольклор
    • Поэты и прозаики

               Предлагается большой объём художественной  литературы. Разработаны хрестоматии для всех возрастов, материал интересен и доступен,  обогащает жизненный опыт детей. У детей проявляется интерес к творчеству поэтов и писателей Омского Прииртышья.

    Содержательная линия «Быт и прикладное творчество жителей Омского Прииртышья» направлено на достижение целей формирования начальных представлений о быте и прикладном творчестве населения Омского региона и положительной мотивации к сохранению национальных и региональных традиций.

    Основной формой в реализации этой линии следует предусмотреть выполнение дошкольниками творческих или проектных работ на материале регионального содержания, где совместно со взрослыми могут быть подготовлены проекты: «Моя семья», «Сибирская семья». Проект выполняется частями, в рамках каждой темы.

    Знакомить дошкольников с изделиями народных сибирских мастеров можно используя такие приёмы как рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий, слайдов, виртуальные экскурсии, беседы прослушивание музыки, использование фольклора, организация в детском саду выставок народного искусства и детских работ по его мотивам.

    Содержательная линия «Спортивные традиции и достижения» включает:

    • Подвижные игры Омского Прииртышья.
    • Спортивные традиции.
    • Спортивные достижения.

    Материал очень интересен для детей, включается в качестве самостоятельных игр и упражнений, а также интегрировано, как элемент, при изучении какой – либо темы, имеющей отношение к спортивным традициям и играм Омского Прииртышья. Дети с большим желанием играют в народные игры, которые интересны своим содержанием, движениями.

     «Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья».

    Программа раздела  направлена на формирование у воспитанников представлений о мире человеческих отношений; о социальной действительности, о родном крае, его прошлом и настоящем.

    Цель:

    • Формирование основ гуманного отношения к людям, интереса и ценностно – смыслового отношения к своей малой родине (Омскому Прииртышью), её прошлому  и настоящему, к явлениям и объектам окружающей действительности.

    Задачи:

    • Способствовать формированию элементарных представлений о мире  социальных отношений.
    • Содействовать формированию элементарных представлений об историческом развитии Омского Прииртышья.
    • Развивать умения, позволяющие ориентироваться в социальной действительности, самостоятельно познавать её в разных видах детской деятельности, используя способы познания.
    • Воспитывать ценностно – смысловое отношение к родному краю, его истории и людям, проживающим на его территории.

    Содержание раздела представлено 2 содержательными линиями:

    • Мир людей.
    • Мир окружающей действительности.

    Мир людей

    Цель:

    • Формирование представлений о себе, своей семье, об окружающих людях, взрослой трудовой деятельности, о людях, прославивших наш край.

    Содержание раздела распределено по возрастным группам. Для каждого возраста разработаны задачи.

    В этом разделе дети учатся различать внешние признаки между девочкой и мальчиком. Что такое семья, родственные связи, семейные традиции. Дети знакомятся с профессиональной деятельностью людей города и села, с профессиями людей интеллектуального и творческого труда. Дети узнают о знаменитых людях города, населённого пункта, об увлечениях людей Омского Прииртышья, о народных и государственных праздниках.

    Мир окружающей действительности

    Цель:

    • Формирование представлений об окружающей действительности (объектах, явлениях), о местности, в которой живём, об областном центре, об истории возникновения и развития города и региона, о государственных символах города, региона (герб, гимн, флаг).

    Содержание распределено по возрастам. Разработана хрестоматия по модулю «Введение в мир истории и общественных отношений», в которой имеется богатый, интересный и доступный детям материал. В помощь воспитателям прилагаются картинки, иллюстрации, разработаны виртуальные экскурсии.

     «Введение в мир природы и экология Омского Прииртышья»

    Программа данного раздела направлена на формирование у воспитанников представлений о том, что:

    • Природа самоценна, каждое существо выполняет свою функцию, в том числе и человек;
    • Все компоненты природы взаимосвязаны;
    • Состояние природы зависит от деятельности человека, от его отношения к ней.

    Цель:

    • Формирование целостного представления о природе родного края и воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.

    Задачи:

    • Формировать у дошкольников представления о природе родного края.
    • Формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности по отношению к природе родного края.
    • Воспитывать у дошкольников осознанно правильное отношение к природе родного края.

    Выбор объектов природы, указанных в программе, произведен в соответствии с принципами экологического образования детей дошкольного возраста, а также с учетом особенностей познавательного развития.

    Содержание раздела представлено 3 содержательными линиями:

    • Географические особенности  Омского Прииртышья.
    • Биологическое разнообразие.
    • Охрана природы.

    Содержательные линии реализуются в образовательной области «Познание» в интеграции с другими образовательными областями. Программа рассчитана на работу с детьми от 2 до 7 лет.

    Содержание раздела интересно детям. Предлагается большой объём материала, который доступен детям.

    Имеется хрестоматия по данному модулю, в которой собран богатый материал, имеются красочные картинки.

     «Введение в мир труда и экономики Омского Прииртышья»

    Цель:

    • Формирование интереса к труду взрослых через первоначальное ознакомление с экономикой Омской области.

         Задачи:

    • Познакомить с крупными  промышленными и сельскохозяйственными предприятиями Омской области.
    • Формировать представления об экономической и хозяйственной  деятельности региона в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта.
    • Формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий, о социальной значимости труда людей.
    • Расширять знания о механизмах, оборудовании, инструментах, облегчающих труд людей.
    • Знакомить детей с продукцией, выпускаемой предприятиями Омской области, формировать представление о том, для чего она нужна и где используется.
    • Продолжать развивать интерес к профессиям родителей и людей, занятых на разных предприятиях Омской области.
    • Воспитывать уважение к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда.

    Программа представлена 2-мя содержательными линиями:

    • Семейная экономика
    • Экономика Омского региона.

    Включение  в программу раздела «Введение в мир труда и экономики» обусловлено тем, что детей необходимо знакомить с трудовой деятельностью взрослых своего региона в сферах промышленности, транспорта, сельского хозяйства и др.  Развитие современного общества предполагает овладение детьми начальными сведениями об экономике своего посёлка, города, о профессиях, о продукции, выпускаемой на предприятиях и трудовых действиях по её изготовлению и реализации. Дошкольники учатся уважать людей, которые трудятся.

    Освоение данного материала рассчитано на старший дошкольный возраст.

    Для решения задач раздела, рекомендовано использовать такие формы и методы работы как наблюдения, беседы, чтение, игры, рассматривание иллюстраций и фотографий, экскурсии, презентации, встречи с людьми определённой профессии, создание проектов и.т.д.

    В хрестоматии представлен материал, который служит основой для проведения совместной взросло – детской партнерской деятельностью. Имеются игры, виртуальные экскурсии, атлас «Мир профессий»

    По результатам апробации мы сделали вывод, что программа «Омское Прииртышье» и её обеспечение доступно и интересно детям дошкольного возраста. Она будет  являться большим дополнением к основной образовательной программе, даст обширные знания воспитанникам о родном крае и значительно облегчит работу педагогам в части, формируемой участниками образовательных отношений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Белозеров Т.М. Поэт Омского прииртышья

    В нашей группе прошло мероприятие посвещенное поэту Белозерову Т.М. Задачей данного мероприятия   было познакомить детей с биографией и творчеством поэта сибиряка Т.М. Белозерова; Воспитать ...

    Отчет о проделанной работе по программе «Омское Прииртышье» За 2015-2016 уч. Год (средняя группа)

    Отчет о проделанной работе по программе "Омское Прииртышье" за 2015-2016 уч.год в средней группе №5...

    Внесение регионального компонента "Омское Прииртышье" в перспективное планирование (старшая группа)

    Данный материал предлагается использовать при перспективном планировании с внедрением регионального компонента....

    Проект «Введение в мир культуры Омского Прииртышья»

    Архитектурные объекты Омска, характеристика их художественных, стилистических и архитектурных особенностей. Промышленно-гражданская архитектура: Омская крепость, Тарские ворота, здание гауптвахты, дом...

    Проект «Мы - дети Прииртышья»

    Целью данного проекта  является формирование у дошкольников  патриотических чувств. В данном проекте, были задействованы семьи воспитанников, а так же,  социальные партнёры ДОУ....

    Отчёт о проделанной работе по программе «Омское Прииртышье»

    Представляем один из вариантов отчёта по программе "Омское Прииртышье" во второй младшей группе. Региональный компонент - обязательная составляющая ООП....

    Комплексно-тематическое планирование с учетом регионального компонента "Омское Прииртышье"

    Комплексно-тематическое планирование с учетом регионального компонента "Омское Прииртышье"...