Программа "Омское Прииртышье"
рабочая программа на тему

Гармель Елена Александровна

Программа "Омское Прииртышье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл omskoe_priirtyshe.docx33.41 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа « Омское  Прииртышье» как средство реализации части, формируемой участниками образовательных отношений».

                                                                                                                                           

                                                         

Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования  является основой для разработки и реализации Программы.

Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются  взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения  реализации требований Стандарта.

Объём обязательной части Программы рекомендуется составлять в следующем соотношении: не менее 60% от её общего объёма;

в части, формируемой участниками образовательных отношений,- не более 40%

В рамках реализации этой части и была разработана, апробирована «Программа «Омское Прииртышье» и может использоваться как парциальная программа.

Программа «Омское Прииртышье»

Цель: Формирование у дошкольников целостного представления о культуре, истории, природе и экономике родного края.

Задачи:

  • освоение знаний о бытовой, театральной, художественной, физической культуре Омского региона;
  • содействовать формированию элементарных представлений об историческом развитии Омского Прииртышья;
  • воспитывать у дошкольников осознанно правильное отношение к природе родного края;
  • формировать представления об экономической и хозяйственной деятельности региона в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивацию и способностей детей в разных видах деятельности и охватывает:

  • социально – коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно – эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Программа «Омское Прииртышье»:

  • соответствует принципу разностороннего образования,  целью,  которого является развитие ребёнка;
  •  обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  •  построена с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
  • предусматривает решение задач в совместной партнёрской деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, как вовремя НОД, так и при проведении режимных моментов.

Программа «Омское Прииртышье» состоит из 4 модулей.

Содержание разделов представлено содержательными линиями, в которых представлены цели, задачи, описание содержания, требования к результатам обучения и методические рекомендации.

«Введение в мир культуры Омского Прииртышья»

Основная идея данного модуля направлена на знакомство детей дошкольного возраста с культурой родного края, её спецификой и самобытностью.

Цель:

  • приобщение дошкольников к художественной, театральной, музейной, спортивной жизни Омского Прииртышья;
  • формирование потребности в ознакомлении и бережного отношения к культурному наследию региона.

Задачи:

  • Формирование интереса к культуре и спортивным достижениям родного края.
  • Освоение знаний о бытовой, театральной, музыкальной, художественной, физической культуре Омского региона.
  • Развитие художественно – творческой, игровой деятельности посредством приобщения  к культуре Омского Прииртышья

 Содержание раздела представлено 4-мя содержательными линиями:

  • Театр, музеи и изобразительное искусство Омского Прииртышья.
  • Литература Омского Прииртышья
  • Быт и прикладное творчество Омского Прииртышья
  • Спортивные традиции и достижения Омского Прииртышья.

Содержательная линия: Театр, музеи и изобразительное искусство Омского Прииртышья включает:

  • Архитектурный облик города Омска.
  • Театральная жизнь Омского Прииртышья.
  • Музеи Омского Прииртышья.
  • Художники и художественные объекты Омского Прииртышья.

Данная линия  направлена на формирование  у детей дошкольного возраста представлений о культуре,  об истории создания Архитектуры Омска. Данный материал изучается интегрировано, органично вплетается  во все образовательные области и реализуется посредствам бесед, просмотра спектаклей, экскурсий, рассматривания картин и экспонатов музеев. Также работа проводится совместно с социумом (театры, музеи, библиотеки), что дает большой положительный результат. Имеются красочные картины Омских художников.

     Содержательная линия «Литература Омского Прииртышья» состоит:

  • Фольклор
  • Поэты и прозаики

           Предлагается большой объём художественной  литературы. Разработаны хрестоматии для всех возрастов, материал интересен и доступен,  обогащает жизненный опыт детей. У детей проявляется интерес к творчеству поэтов и писателей Омского Прииртышья.

Содержательная линия «Быт и прикладное творчество жителей Омского Прииртышья» направлено на достижение целей формирования начальных представлений о быте и прикладном творчестве населения Омского региона и положительной мотивации к сохранению национальных и региональных традиций.

Основной формой в реализации этой линии следует предусмотреть выполнение дошкольниками творческих или проектных работ на материале регионального содержания, где совместно со взрослыми могут быть подготовлены проекты: «Моя семья», «Сибирская семья». Проект выполняется частями, в рамках каждой темы.

Знакомить дошкольников с изделиями народных сибирских мастеров можно используя такие приёмы как рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий, слайдов, виртуальные экскурсии, беседы прослушивание музыки, использование фольклора, организация в детском саду выставок народного искусства и детских работ по его мотивам.

Содержательная линия «Спортивные традиции и достижения» включает:

  • Подвижные игры Омского Прииртышья.
  • Спортивные традиции.
  • Спортивные достижения.

Материал очень интересен для детей, включается в качестве самостоятельных игр и упражнений, а также интегрировано, как элемент, при изучении какой – либо темы, имеющей отношение к спортивным традициям и играм Омского Прииртышья. Дети с большим желанием играют в народные игры, которые интересны своим содержанием, движениями.

 «Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья».

Программа раздела  направлена на формирование у воспитанников представлений о мире человеческих отношений; о социальной действительности, о родном крае, его прошлом и настоящем.

Цель:

  • Формирование основ гуманного отношения к людям, интереса и ценностно – смыслового отношения к своей малой родине (Омскому Прииртышью), её прошлому  и настоящему, к явлениям и объектам окружающей действительности.

Задачи:

  • Способствовать формированию элементарных представлений о мире  социальных отношений.
  • Содействовать формированию элементарных представлений об историческом развитии Омского Прииртышья.
  • Развивать умения, позволяющие ориентироваться в социальной действительности, самостоятельно познавать её в разных видах детской деятельности, используя способы познания.
  • Воспитывать ценностно – смысловое отношение к родному краю, его истории и людям, проживающим на его территории.

Содержание раздела представлено 2 содержательными линиями:

  • Мир людей.
  • Мир окружающей действительности.

Мир людей

Цель:

  • Формирование представлений о себе, своей семье, об окружающих людях, взрослой трудовой деятельности, о людях, прославивших наш край.

Содержание раздела распределено по возрастным группам. Для каждого возраста разработаны задачи.

В этом разделе дети учатся различать внешние признаки между девочкой и мальчиком. Что такое семья, родственные связи, семейные традиции. Дети знакомятся с профессиональной деятельностью людей города и села, с профессиями людей интеллектуального и творческого труда. Дети узнают о знаменитых людях города, населённого пункта, об увлечениях людей Омского Прииртышья, о народных и государственных праздниках.

Мир окружающей действительности

Цель:

  • Формирование представлений об окружающей действительности (объектах, явлениях), о местности, в которой живём, об областном центре, об истории возникновения и развития города и региона, о государственных символах города, региона (герб, гимн, флаг).

Содержание распределено по возрастам. Разработана хрестоматия по модулю «Введение в мир истории и общественных отношений», в которой имеется богатый, интересный и доступный детям материал. В помощь воспитателям прилагаются картинки, иллюстрации, разработаны виртуальные экскурсии.

 «Введение в мир природы и экология Омского Прииртышья»

Программа данного раздела направлена на формирование у воспитанников представлений о том, что:

  • Природа самоценна, каждое существо выполняет свою функцию, в том числе и человек;
  • Все компоненты природы взаимосвязаны;
  • Состояние природы зависит от деятельности человека, от его отношения к ней.

Цель:

  • Формирование целостного представления о природе родного края и воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Формировать у дошкольников представления о природе родного края.
  • Формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности по отношению к природе родного края.
  • Воспитывать у дошкольников осознанно правильное отношение к природе родного края.

Выбор объектов природы, указанных в программе, произведен в соответствии с принципами экологического образования детей дошкольного возраста, а также с учетом особенностей познавательного развития.

Содержание раздела представлено 3 содержательными линиями:

  • Географические особенности  Омского Прииртышья.
  • Биологическое разнообразие.
  • Охрана природы.

Содержательные линии реализуются в образовательной области «Познание» в интеграции с другими образовательными областями. Программа рассчитана на работу с детьми от 2 до 7 лет.

Содержание раздела интересно детям. Предлагается большой объём материала, который доступен детям.

Имеется хрестоматия по данному модулю, в которой собран богатый материал, имеются красочные картинки.

 «Введение в мир труда и экономики Омского Прииртышья»

Цель:

  • Формирование интереса к труду взрослых через первоначальное ознакомление с экономикой Омской области.

     Задачи:

  • Познакомить с крупными  промышленными и сельскохозяйственными предприятиями Омской области.
  • Формировать представления об экономической и хозяйственной  деятельности региона в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта.
  • Формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий, о социальной значимости труда людей.
  • Расширять знания о механизмах, оборудовании, инструментах, облегчающих труд людей.
  • Знакомить детей с продукцией, выпускаемой предприятиями Омской области, формировать представление о том, для чего она нужна и где используется.
  • Продолжать развивать интерес к профессиям родителей и людей, занятых на разных предприятиях Омской области.
  • Воспитывать уважение к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда.

Программа представлена 2-мя содержательными линиями:

  • Семейная экономика
  • Экономика Омского региона.

Включение  в программу раздела «Введение в мир труда и экономики» обусловлено тем, что детей необходимо знакомить с трудовой деятельностью взрослых своего региона в сферах промышленности, транспорта, сельского хозяйства и др.  Развитие современного общества предполагает овладение детьми начальными сведениями об экономике своего посёлка, города, о профессиях, о продукции, выпускаемой на предприятиях и трудовых действиях по её изготовлению и реализации. Дошкольники учатся уважать людей, которые трудятся.

Освоение данного материала рассчитано на старший дошкольный возраст.

Для решения задач раздела, рекомендовано использовать такие формы и методы работы как наблюдения, беседы, чтение, игры, рассматривание иллюстраций и фотографий, экскурсии, презентации, встречи с людьми определённой профессии, создание проектов и.т.д.

В хрестоматии представлен материал, который служит основой для проведения совместной взросло – детской партнерской деятельностью. Имеются игры, виртуальные экскурсии, атлас «Мир профессий»

По результатам апробации мы сделали вывод, что программа «Омское Прииртышье» и её обеспечение доступно и интересно детям дошкольного возраста. Она будет  являться большим дополнением к основной образовательной программе, даст обширные знания воспитанникам о родном крае и значительно облегчит работу педагогам в части, формируемой участниками образовательных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Белозеров Т.М. Поэт Омского прииртышья

В нашей группе прошло мероприятие посвещенное поэту Белозерову Т.М. Задачей данного мероприятия   было познакомить детей с биографией и творчеством поэта сибиряка Т.М. Белозерова; Воспитать ...

Отчет о проделанной работе по программе «Омское Прииртышье» За 2015-2016 уч. Год (средняя группа)

Отчет о проделанной работе по программе "Омское Прииртышье" за 2015-2016 уч.год в средней группе №5...

Внесение регионального компонента "Омское Прииртышье" в перспективное планирование (старшая группа)

Данный материал предлагается использовать при перспективном планировании с внедрением регионального компонента....

Проект «Введение в мир культуры Омского Прииртышья»

Архитектурные объекты Омска, характеристика их художественных, стилистических и архитектурных особенностей. Промышленно-гражданская архитектура: Омская крепость, Тарские ворота, здание гауптвахты, дом...

Проект «Мы - дети Прииртышья»

Целью данного проекта  является формирование у дошкольников  патриотических чувств. В данном проекте, были задействованы семьи воспитанников, а так же,  социальные партнёры ДОУ....

Отчёт о проделанной работе по программе «Омское Прииртышье»

Представляем один из вариантов отчёта по программе "Омское Прииртышье" во второй младшей группе. Региональный компонент - обязательная составляющая ООП....

Комплексно-тематическое планирование с учетом регионального компонента "Омское Прииртышье"

Комплексно-тематическое планирование с учетом регионального компонента "Омское Прииртышье"...