Конспекты занятий в старшей группе по экологическому воспитанию
методическая разработка (старшая группа) по теме

Буянова Валентина Викторовна

Формирование мыслительных опреций: синтез, анализ, сравнение. Развитие позновательных умений детей. Формирование диалектического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_dlya_detey_v_dou.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в группе для детей 4-5 лет “Лесные встречи”

Цель: уточнить представление детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Конкретизировать знания об образе жизни некоторых обитателей леса. Воспитывать у детей чувство ответственности за судьбу живых существ, дать почувствовать детям удовлетворение от сознания важности выполненного дела. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу. Развивать мышление, память, воображение. Закрепить навыки чтения.

Оборудование: макеты деревьев, игрушка птицы, проигрыватель с пластинкой, фонарик, рисунки - схемы.

Словарь: добро, кролик, пушистый, мягкий, шустрый, цепочка питания, взаимосвязь.

Ход занятия

- Ребята, я получила телеграмму! Только не пойму, откуда она?! Помогите прочитать. (Дети читают: “Ребята, помогите нам!”)

- Кто же ее отправил? Вместо обратного адреса кроссворд с загадками. Если разгадают кроссворд, в выделенных клетках все вместе читают слово “лес”.

- Кто-то попал в беду в лесу. Надо поспешить на помощь. Но сначала, надо уточнить правила поведения в лесу (Дети называют). Входят в лес.

- Нам в лесу нужен помощник - проводник. Отгадайте, кто им будет и найдите его.

Читается загадка о птице. Дети находят птицу, сидящую на ветке. Птица сообщает, что давно ждет ребят. В ее волшебном лесу случилось несчастье - заболел столетний дуб. И если он не выздоровеет, то в лес никогда не вернется весна. Помочь дубу смогут только те дети, которые умеют делать добро и знают, что это такое.

- А вы знаете, что такое добро? (Ответы детей). Давайте вспомним пословицы о добре.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе дело само себя хвалит.

Добрые поступки украшают человека.

- Ребята, а какие добрые дела мы с вами уже делали? (Рассказы детей) Птица говорит, что такие дети смогут помочь столетнему дубу. Она предлагает идти вслед за ней.

Внезапно предупреждает об опасности

- Кто-то шевелится в сугробе?!

Дети пытаются догадаться. Открывается коробка с кроликами.

- Кто это? Какие они? Подумайте, как они могли забраться так далеко в лес. (Ответы детей)

- Они наверное решили пожить у своих родственников. А кто в лесу им родственники? (Зайцы).

- Расскажите, ребята, о жизни зайцев. Вам в вашем рассказе пусть помогут подсказки - стоя на месте, поверните голову, посмотрите в левый верхний угол, теперь в правый (и т.д.). На картинках подсказка - план: где живут зайцы, чем питаются, внешний вид, окрас, враги. Сделаем вывод: что же помогает зайцам жить в лесу, особенно выживать зимой. (Быстрые ноги, защитная окраска, крепкие зубы, чуткие уши). А есть ли все это у кроликов? Смогут ли они жить в лесу? (Ответы). Какое доброе дело мы сможем сделать для найденышей?

- Действительно, кроликам лучше будет в домашних условиях, посмотрите сколько тут вокруг следов разных зверей. Чьи они? Как вы догадались?

Выставляется картинки с изображением волка и лисы. Проводится дидактическая игра “Сравни и расскажи” (чем похожи и чем отличаются).     ~ А какую хищную птицу боятся зайцы? На кого еще она охотится? Птичка заволновалась, она заметила хищную птицу, чтобы сова нас не заметила замрите, следим за ее полетом только глазами, поворачивая голову (гимнастика для глаз и мышц шеи).

- Кажется улетела. И зачем только эти хищники живут на земле? Вот исчезли бы все сразу. Как вы думаете, что бы тогда произошло? (ТРИЗ)

Вывод: существует цепочка питания и если одно звено этой цепочки порвать, может исчезнуть вся цепочка т.к. в природе все взаимосвязано.

Теперь я предлагаю вам нарисовать всю “цепочку питания”. Рисовать будет необычно. На счет “раз, два, три” вы должны будите передать свой листок соседу слева, а у соседа справа взять его листок и дорисовать его рисунок и так далее до тех пор, пока ваш рисунок снова не вернется к вам. Запомните цвет своего карандаша, по нему вы узнаете свой рисунок.

После рисования дети подходят к столетнему дубу. Дети отмечают, что дуб сухой, больной, несчастный. Можно ли ему помочь?

- Мы ведь в волшебном лесу, а значит и сами волшебники. У меня есть дубовые листочки. Каждый, кто возьмет их в руки, сразу придумает доброе дело, которое поможет дубу ожить.

Дети предлагают. Пожелания записывают на листке и приклеивают к дубу.

- Что с дубом? (Он зазеленел от добрых пожеланий). Сухое дерево от заботы и доброты стало счастливым, крепким.

(Упражнение на реакцию. Сухое дерево и ожившее дерево).

- Вот так и в природе вокруг нас - цветы, деревья, наши питомцы в уголке природы будут себя хорошо чувствовать, если мы к ним будет проявлять доброту, заботится о них.

Достигли мы цели, помогли дубу и другим. Доброе дело сделали, и за это дуб дарит нам подарки, желуди для поделок. Давайте поблагодарим дуб и на прощание расскажем ему стихотворение “Чему учит нас природа”. (Дети поочередности читают стихотворение В. Орлова). Как бы вы хотели, чтобы я вас похвалила за доброе дела и хорошие ответы? (Ответы детей: погладить по голове, сказать “молодец”, “умница”).

Результативность: в результате решения проблемных ситуаций, решения кроссвордов, отгадывания загадок у детей формируются мыслительные операции: анализ синтез, сравнение; воспитывается бережное отношение и ответственность за жизнь живых существ.

Занятие в группе 5-6 лет «Исследователи ветра»

Цель: Выявить, как образуется ветер, что ветер - это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

Ход занятия:

(Воспитатель предлагает посмотреть сценку и спектакль).

Воспитатель: Дети, на кого из героев вы хотели бы быть похожими?

(Выбегают Буратино, Мальвина, Пьеро).

Буратино: Ой спасите, ой, ей, ёй. Я едва, едва живой.

Воспитатель: Вы откуда? Что вам надо?

Куклы: Мы артисты из театра?

Воспитатель: Кто преследует-то вас?

Мальвина: Наш директор Карабас. Он нас обижает. Совсем не уважает.

Воспитатель: Мы вас в обиду не дадим, в нашей группе приютим. Здесь вы можете остаться и своим делом заниматься.

Мальвина: И так, милый мой дружок, давай продолжим наш урок.

Буратино: Не хочу, хочу домой.

Мальвина: Фу, ленивый ты какой. Науку надо постигать.

Буратино: Хочу домой, хочу гулять.

Мальвина: Учиться надо и стараться.

Пьеро: Чтоб деревянным не остаться.

Воспитатель: Кто из артистов вам нравиться? С кого хотели бы вы брать пример?

Как хорошо скзала Мальвина: «Науку надо постигать».

Наука - это познание. Она помогает нам познавать мир. Исследования начинаются с простого наблюдения за предметами. Ученые наблюдают за происходящим в мире и начинают задавать вопросы. Иногда они находят объяснения этим явлениям. Затем они проводят опыт или эксперимент, чтобы убедиться в правильности своих гипотиз. При проведении опытов ученые измеряют и записывают все, что происходит. Иногда про них говорят, что они как волшебники творят чудеса. Хотели бы вы приблизиться к чуду?

Я предлагаю «сотворить в себе солнце». Подойдите, возьмите зажженную свечу, прикройте глаза, вытяните руку.

(Играет мелодия Марикони).

Воспитатель: Представьте, что свеча - это настоящее солнце, которое обогревает все живое. Оно нас любит и посылает свои лучики. В наше сердце оно послало лучик любви и зажгло маленькую искорку. Пробился лучик терпения и искорка выросла до размеров звездочки. Называйте по очереди какие лучики пробиваются к вам? (счастья, мудрости, добра, трудолюбия и т.д.)

Ваше сердце превратилось в солнце и протянуло лучики сидящим здесь людям.

Для нас хорошо, что солнце подарило нам лучики?

А для солнца хорошо?

А что плохо для солнца?

Я предлагаюю вам стать маленькими учеными-метеорологами. Эта наука изучает состояние атмосферы и изменения погоды. Сегодня мы будем исследовать ветер. И так надо ответить на ряд вопросов, выдвинуть гипотезу.

Подойдите к макету (солнце, глобус, полусфера прозрачная)

Как называется воздушная оболочка вокруг нашей планеты? (Атмосфера). Таким образом, получается, что мы с вами живем на поверхности земли, на дне воздушного океана.

Для чего нужен воздух? (Ответы детей)

Какой воздух?

Прозрачный воздух пропускает солнечные лучи и почти не нагревается. А земля, как все непрозрачные тела, задерживает солнечные тела и нагревается. От земли нагревается и воздух.

Что происходит с теплым воздухом? (Поднимается вверх). А на смену ему приходит холодный воздух с моря.

Как называется течение или движение воздуха вдоль поверхности земли? (Ветер).

ОПЫТЫ:

Отчего бывает ветер? Как образуется ветер?

Дети дуют на парусник в одном направлении, а затем в разных. (На парусник воздействует поток воздуха).

Воспитатель: Очень сильный ветер называется ураганом. Он разрушает дома, ломает деревья. Особенно опасен ураган на море. А приносит ветер пользу? Какую? (поднимает дым высоко и там он не приносит вреда людям, создает прохладу и т.д.)

Нам надо убедиться, что в природе постоянно происходит перемещение воздуха.

Приоткроем дверь и поставим зажженую свечу на порог. Пламя наклонится в сторону коридора. Это выходит из комнаты теплый воздух. Движется в разных направлениях. Теплый воздух поднимается вверх - так ли это?

Предлагаю рассмотреть «змейку», ее спиралевидную конструкцию и демонстрирую детям вращение «змейки» над обогревательным прибором. (Над ним змейке вращается, но не опускается вниз, потому что ее поднимает теплый воздух).

Выполнение опыта самостоятельно с помощью обогревательных приборов.

Дети зарисовывают результаты опыта.

Результативность: с помощью тетрализации элементов ТРИЗа и опытов дети становятся маленькими учеными и открывателями «неизвестного»; активизируется мыслительная деятельность. Знания закрепляются в продуктивной деятельности.

Занятие в группе для детей 6-7 лет

“Бабочка - яркий представитель насекомых”

Цель: Уточнить представления детей о классификации насекомых. Закрепить знания о бабочках, их связи с окружающей средой. Формировать умение подвергать предметы системному анализу. Обогащать словарь.

Воспитывать умение видеть и чувствовать красоту природы, проявлять свое отношение к увиденному.

Ход занятия

...Ветер тучи гонит,

Ветер в трубах стонет.

Дождь косой, холодный

По стеклу стучит.

На дороге лужи

Морщатся от стужи.

Под навесом прячутся

Грустные грачи.

Воспитатель: Как называется в народе эта пора? (Унылая, скучная, глухая, темная, дождливая). О каком времени года эти печальные, дышащие унынием народные выражения? (Ответы детей) Да об осени. Все отгорело, отпылало, отцвело. Но лето - горящее, пылающее - не исчезло бесследно.

Оно живет в нашей памяти, в наших воспоминаниях. Закройте глаза и мысленно перенеситесь в жаркий летний день.

(Звучит музыка).

“...Очень добрым, очень светлым,

Золотистым, ясным днем

Все идем мы в гости к лету,

В гости к солнышку идем”.

(После музыки).

Воспитатель: Откройте глаза. Мы идем по лесной тропинке. Из травы нам кивают головками цветы.

“...С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою”.

И о чем они просят? Вы их слышите? (Не рвать, полюбоваться ими, порадоваться, погладить, понюхать). А вот мы с вами на лесной поляне. Присядем, присмотримся, прислушаемся к лесной тишине.

(Звучит музыка).

Вы сейчас побывали в мире лесных звуков. Кого вы здесь услышали? (Ответы детей).

А это кто над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет? (Бабочка). Вы ее слышали? Почему? А увидеть бабочку, сидящую на цветке, легко? Почему? Бабочка - одно из самых ярких и красивых созданий природы. Вряд ли найдется человек, который не восхищался красотой, легкостью, невесомостью бабочки. Не зря же говорят, что бабочки - это цветы, оторвавшиеся от своих стеблей. А вы какие чувства испытываете, когда любуетесь ею? Хотите сами на некоторое время превратиться в бабочек? (Под музыку)

...Головы склоните,

Все в лесу усните,

В бабочек превратитесь,

Ароматом трав насладитесь!

Вот вы и бабочки! И ни одной одинаковой! Расскажите о себе. Что можешь сказать о себе ты? А ты? (большая, маленькая, пестрая, ночная, дневная и т.д.). О чем мечтаешь бабочка? Чего опасаешься? С кем хочешь подружиться? Что хотела бы сейчас делать? Надолго ли хочешь остаться бабочкой? Нашу интересную беседу услышали другие насекомые и прилетели к нам на полянку.

(С потолка спускается пчела под магнитофонную запись)

Пчела: мож-ж-жно мне к вам? Я на вас похож-ж-жа! Пож-ж-жалуйста!

Воспитатель: Кто это? Она хочет посидеть рядом с бабочками, побеседовать. Давайте решим можно ей остаться или нет?

Чем похожи пчела и бабочка? Чем отличаются? Какое принимаете решение пчела остается или нет? Конечно, у пчелы и бабочки много общего. К тому же пчела очень хочет побыть рядом с нами (Обращается к детям, дети приглашают пчелу)

А нам, не пора ли вновь превратиться в детей? Как это сделать? (Предложения детей)

Посмотрите, на нашу полянку скользнул солнечный зайчик! Какой он красивый!

(Под музыку влетает бабочка)

Кто это? (Ответы детей)

Да, это бабочка села на солнечный зайчик и замерла, точно заснула, на пушистой, желтой подушке. Догадайтесь, почему она села именно на солнечный зайчик? О чем просит бабочка? (Дети отвечают)

Конечно, она хочет стать предметом вашего обсуждения. Но, прежде всего нам с бабочкой нужно подружиться. Как это сделать? (Под музыку).

Протяните ей свои руки. Ваши ладони встретятся и между ними вспыхнет крошечная теплая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Такое маленькое, что оно не обожжет, а только согреет ладони. Тепло это дойдет до вашего сердца и вспыхнет в нем ярким пламенем добро и нежность. Подарите их друг другу. (Все раскрывают друг другу ладошки).

Вот вы и подружились с бабочкой! Что хотите подарить бабочке?

(Улыбку, хорошее настроение, предложение дружить, стихотворение и т.д.).

Кто хочет подарить бабочке очень доброе стихотворение?

“...Бабочка давай дружить,

Веселее в дружбе жить.

Есть в саду у нас цветы,

Полетай над ними ты!

Ну, а дождь пойдет над садом,

Волноваться зря не надо!

Ни о чем не беспокойся -

Под моей панамой скройся!”

А теперь побеседуйте с бабочкой! Что у меня есть?

(Вопросы задает персонаж-бабочка)

Бабочка: Сколько я живу? Чем я питаюсь? Кем я была раньше? Что едят гусеницы? Где прячутся куколки? С кем хочу подружится? Кого боюсь? Где живу зимой? Для чего мне усики? Для чего я появилась на свет? (Ответы детей)

Спасибо, ребята! Я очень рада, что подружилась с вами. А теперь мне домой пора, пока солнышко не село. А на прощание я предлагаю вам покружиться вместе со мною.

Воспитатель: Наша гостья улетела, но остались другие бабочки. Они просят помочь им отыскать растения, которыми питаются их гусеницы. Работать будем в парах. Подумайте, посоветуйте, примите общее решение

(Работа на фланелеграфе)

Шмель, пчела, бабочка, лесная тропинка, солнечный лучик - что это? (Ответы детей)

Да, это природа! Наше главное богатство! На красоту ее смотришь - не насмотришься, любуешься - не налюбуешься! Манит, зовет нас природа, обещает тайны свои раскрыть. Давайте попросим природу поделиться с нами своими тайнами.

Ребенок: Природа,

Что в душе твоей творится?

Все открой, не утаи!

Ты же видишь - мы свои!

Воспитатель: Природа распахнет дверь в свое царство, в свой мир только тем, кто любит, понимает ее. Вот и вам она приготовила свои вопросы и загадки. Справитесь с ее заданиями - перед вами откроется дверь в ее мир.

(Вопросы для детей)

На большой цветной ковер

Села эскадрилья.

То раскроет, то закроет

Расписные крылья.

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и полетел.

На полянке возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов здесь - миллион!

Логическая задача. (2-й гр. Сложности)

Встретились в лесу муравей и бабочка Адмирал. Муравей говорит: “Отведайте, уважаемый Адмирал, березового соку. Сок - чистый мед!”

Отвечает бабочка: “В самом деле, как мед?”

Муравей: ”Как же узнали, если вы сок даже не пригубили?”

Бабочка: “А я, дорогой, его приножил”.

Почему бабочка так ответила муравью?

Задание “Кто лишний?” (Из трех бабочек)

Вопрос “Почему все бабочки разного цвета?”

Я живу на лугах и садах, и в лесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров.

Я летаю весь день в голубых небесах,

Мне вода и питье - ароматы цветов.

Но живу я не более дня,

Будь же добрым со мной

И не трогай меня!

Вы ответили на все вопросы, и перед вами открылись двери в мир природы. Входите, любуйтесь, наслаждайтесь, радуйтесь!

(Дети входят в зимний сад - царство природы).

Результативность: развивается воображение, фантазия, логическое мышление, связная речь и эмоционально-чувственное восприятие природы у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по экологическому воспитанию «Птицы Курского края»

Цель: закрепление и уточнение знаний о птицах местного края и их особенностях.Задачи:1. Уточнять и расширять представление о разнообразии птиц, формировать знание об общих признаках пти...

Конспект занятия в старшей группе на экологическую тему "Строим экологический город".

Конспект комплексного занятия в старшей группе на тему экология. "Строим экологический город"....

Конспект занятия в старшей группе по экологическому воспитанию "Птицы Курского края"

ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» - ДЕТСКИЙ САД № 30ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ СОКОЛОВА ЕВГЕНИЯ ИВАНОВНА...

Конспект занятия в старшей группе по экологическому воспитанию Тема: «Птицы Курского края»

ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» - ДЕТСКИЙ САД № 30ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ МОСИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА...

Конспект занятия в старшей группе по экологическому воспитанию «Птицы Курского края»

ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» - ДЕТСКИЙ САД № 30 ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ЛАРИНА НАДЕЖДА ИВАНОВНА...