Конспект занятия в старшей группе по экологическому воспитанию. Презентация.
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тема:" Лекарственные растения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe.docx26.64 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx694.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с лекарственными растениями»

Цель: ознакомление с лекарственными растениями нашего края

Программное содержание:

Образовательные:

- Расширять представление детей о многообразии и значении растений лекарей в жизни человека, особенностях их произрастания и внешнего строения, о правилах сбора растений в лечебных и оздоровительных целях;

- Обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях; вызвать желание узнавать новые факты о них;

- Формировать у детей представления о лекарственных растениях;

- Выяснить, какие растения являются лекарственными.

Развивающие:

- Закреплять знания детей о строении растений;

- Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, творческое воображение.

- Развивать познавательный интерес; речь, расширять словарь за счет новой информации

Воспитательные:

- Воспитывать уважительное отношение к природе родного края;

- Формировать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

• Рассматривание картинок с лекарственными растениями, дидактические игры по ознакомлению с лекарственными растениями, их виду, части растений. Рассказ воспитателя о лекарственных растениях, полезных свойствах, технологии их сбора.

• Целевые прогулки, экскурсии, походы.

• Чтение художественной литературы о лекарственных растениях (рассказы, стихи, загадки)

• В. Бианки «О травах», Экологическая сказка «Шиповник»

• А. Пришвин «Иван-Чай»

• Т. Белозеров «Одуванчик».

• Г. Н. Кадаева «Лекарственные растения».

• Рассматривание альбомов, атласов, энциклопедий с фотографиями лекарственных растений.

• Дидактические игры «Цветочный магазин», «Узнай растение по описанию», «Путаница», «Приготовь лекарство», «Цветок – имя», «Собери растение»

• Метод проектов (например, «В царстве лекарственных растений», «Живая аптека», «Чудо — растение», «Наш друг — подорожник» и др.)

• Продуктивная деятельность (рисование, аппликация).

Оборудование и материалы:

Слайды  с изображением трав, сбора трав. стаканчики с вареньем из лекарственных ягод, стеклянный чайник для заварки трав, кипяток, чайные чашки для чаепития детей. лукошко с лекарственными растениями.

Словарь:

Листья, плоды, цветы, семена, корни, температура, ангина, кашель, рана.

Ход занятия.

Воспитатель: «Ребята, давайте улыбнемся друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Посмотрите внимательно, дети, что у меня в руках?        

-Растения.

-Правильно. Сегодня мы поговорим о растениях. Давайте вспомним, что мы относим к растениям?

-Деревья, цветы и кустарники.

-Людям нужны растения?

-Для чего?

- Молодцы. Без растений жизни на планете Земля не существовало бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать,  но также они помогают,  лечится от болезней. Поэтому мы сегодня поговорим именно о лекарственных растениях.    

 

-Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров- лекарства от всех болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Многие люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может и ваши родители или бабушки тоже собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку. Прежде чем идти их собирать, необходимо всё о них знать.

       

-Я буду вам по очереди кидать мяч и называть растение, а вы его ловить

и рассказывать полезные свойства.

1- одуванчик- используется для восстановления аппетита;

2-крапива- останавливает кровотечение;

3- ромашка – успокаивает сердце и душу;

4 – подорожник – листик используется для заживления ран;

5 – липа – липовый чай пьют при простуде;

6 – календула – свежий сок применяют для ушибов и ожогов;

7 – черёмуха – отвар черёмухи пьют при расстройстве желудка;

8 – рябина – хорошо используется в косметике;

9 – шиповник – вкусный чай, маслом шиповника лечат ожоги;

10 – мать -и- мачеха – полезно пить чай для очищения лёгких.

Молодцы, дети, мы вспомнили свойства знакомых нам лекарственных растений и закрепили новые знания.

. Я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие - царство растений».

Воспитатель: «Вы уже много знаете о растениях. Как вы думаете, зачем нам нужны растения?»

Дети: «Растения помогают дышать, лечиться от болезней. Без растений жизнь на земле не существовала бы.»

Воспитатель: «Подумайте, как называются растениями, которыми лечат?»

Дети: «Лекарственными».

Воспитатель:

«Если вдруг ты заболел,

Не спеши с таблетками,

Пригласи своих друзей

С зелеными ветками.

Они, может, красивей, но все-таки лечебные,

Бывают они горькими, но очень и полезными.»

Воспитатель: «Правильно, лечиться можно не только таблетками, но и растениями. Мы с вами уже знакомы с некоторыми лекарственными растениями. Я сейчас загадаю загадку, а вы отгадаете, о каком растении идет речь.

Стоит в поле сестричка,

жёлтый глазок белые реснички (ромашка) СЛАЙД

Воспитатель: «Правильно, это ромашка. Вспомните, что можно лечить с помощью ромашки? (полоскать горлышко, когда болит живот)

Его называют в народе сестрой милосердия. Есть такая примета. Если встретить в дороге ромашку, поклонись ей и скажи: “Здравствуй, доктор!”

-Это цветок ромашка, его белые лепестки обвивают ярко-жёлтый глазок.

-Правильно, это многолетний цветок, цветёт он  в июле-августе. Все лекарственные свойства находятся в цветке. Ромашки растут на солнечных лесных опушках, полянках.

-Посмотрите дети на фотографию. Вам нравится его красота? И людям  оно очень нравится. Многие разводят  ромашку у себя на клумбах, чтобы она лечила не только их кашель, но и радовала их душу своей красотой. Своей красотой ромашка привлекает и насекомых. Пчёлы, бабочки, шмели видят ромашку из далека и летят к ней за мёдом. О ромашке всегда хочется говорить стихами.

   Как ромашка ты мила!

   Твоя кофточка бела

   Воротник золотой

   На нас смотрит с добротой!

Я знаменита не цветами,

       А необычными листами:

       То твердыми, холодными,

      То мягкими и теплыми.(мать- и- мачеха)

Слайд.

-Это растение называется Мать и мачеха. А вы знаете почему оно так называется? У него с одной стороны листочек тёплый- мать, а с другой холодый-мачеха. Ещё лежит на земле снег, а цветы мать-и-мачехи покрывают проталинки. С конца марта до мая улыбаются они солнышку. Прячась лишь вечером или в пасмурный день. Также это растение дружит с насекомыми и очень полезно для людей. Полезно пить чай - для очищения лёгких. Если положить лист тёплой стороной на ранку, то она вытягивает из неё боль, красноту. Вот такое полезное это растение.

Мы с вами поближе познакомились с двумя лекарственными растениями, а сейчас я хочу с вами поиграть в игру «Полезные свойства лекарственных растений».

Воспитатель: «А сейчас я хочу обратить ваше внимание вот на это растение (ДУШИЦА) и понюхайте его. (Дает понюхать цветок. На экране СЛАЙД.)

Что вы можете сказать о его запахе? Вспоминайте.

Дети: «Вкусно пахнет, ароматный запах, душистый»

Воспитатель: «Да, запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение свое название за душистый запах, чаем из душицы можно лечить простуду.

Воспитатель: «А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук. (Подорожник)

Как вы думаете, а что лечит подорожник?

Дети: «Подорожник растет вдоль дорог. Листик прикладывают к ранкам, им полощут горлышко, когда оно болит»

Воспитатель: «Молодцы! Правильно. Подорожник любит расти вдоль дорог, поэтому и получил свое название. Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.»

Показ СЛАЙДА с изображением крапивы.

Расту в оврагах, на лугу,

Если тронешь - обожгу

Горда, неприхотлива

Зеленая …. (крапива)

Почему крапиву назвали крапивой?

Дети: «Она обжигает, оставляя на коже красные крапины. Ее называют еще жгучка.

Воспитатель: «Чем же полезна крапива?»

Дети:

«В ее листьях содержится много витаминов.

Крапивой лечат простуду, боли в суставах.

Ее используют в уходе за волосами. Волосы блестят, лучше растут.

Из крапивы делают лекарства, останавливающие кровь, заживляющие раны, лечат язвы»

Воспитатель: «Да, людям есть за что благодарить крапиву.

Из нее можно приготовить щи и салат, чуду.

В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов.

Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.»

ФИЗМИНУТКА

Наши чудные цветки (дети сидят на корточках)

Распускают лепестки (начинают постепенно вставать)

Ветерок чуть дышит (раскрывают руки над головой)

Лепестки колышит (раскачиваются)

Наши чудные цветки

Головой качают (раскачиваются)

Тихо засыпают (на корточках)

Воспитатель: «А сейчас, ребята, я хочу познакомить вас и нашу гостью с уникальными свойствами растения зверобой.

Я на луг с утра пошёл,

Травку нужную нашёл:

Мелкий, жёлтенький цветок

Он не ярок, не высок,

Вылечит недуг любой.

Что же это? – (зверобой). СЛАЙД

Отвар используют при заболеваниях кожи, в нем купают малышей. Настойкой удаляют бородавки на коже, пьют для очистки организма.

Используют для приготовления шампуней, мыла.

 В медицине зверобой считается травой от многих болезней, понюхайте его. Со зверобоем тоже заваривают чай, лечат желудок.

Посмотрите на эти цветы.

Желтый цвет, дыряв листок,

он, как доктор Айболит

всех излечит, исцелит.

Вот так скромно выглядит этот цветок, но зато от многих болезней лечит, а нам поможет остаться здоровыми и не заболеть. (Показ зверобоя).

 (Дети стоят по кругу. Воспитатель бросает мяч и задает вопросы детям).

Вопросы:

- Что такое лекарственное растение? (Растения, которые лечат разные болезни)

- Растение, которое жжет? …. (крапива)

- В какую погоду собирают лекарственные растения? (В сухую, солнечную погоду)

- Где растет подорожник?, (у дорог)

- Желтый цвет, дыряв листок, лечит сто недуг (зверобой)

- Он заметный, золотой

Постарел и стал седой.

И как только поседел,

Вместе с ветром улетел …. (одуванчик)

- Что делают из лекарственных трав? (Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло)

Воспитатель: "Да, ребята не надо забывать, что травы, как и таблетки могут приносить вред, если их употреблять без надобности и в больших количествах.

А кто мне скажет на территории нашего детского сада деревья с лекарственными растениями?  (Липа).

Правильно это липа – стройное, высокое дерево с густой пышной кроной. Зацветает липа в середине лета, в июле.

 У меня на столе в тарелочке лежат цветы липы. Давайте возьмём по одному цветочку на ладошку и рассмотрим их. Это красивые жёлтые цветы собранные как бы в небольшой букетик. В цветах липы много сладкого сока – поэтому липа считается медоносным деревом.

Самая лучшая аптека-это Природа! Но необходимо знать, что лекарственные растения собирают только взрослые, а дети могут только помочь.

Ребята, давайте вспомним, как нужно собирать лекарственные травы.

Но помните, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.»

Дети:

-Нельзя рвать много растений.

-Хорошо знать растения и отличать от ядовитых.

-Нельзя рвать растения которые занесены в Красную книгу.

-Сушить в тени, а не на солнце.

-Нельзя собирать вблизи дорог.

-После сбора лекарственных трав, надо тщательно вымыть руки.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Теперь вы знаете, что наша природа не только красива, но и играет огромную роль в жизни человека.

 «Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Природу друг мой охраняй!

Никого не обижай!

Не губи деревья ты!

Сохрани в лугу цветы!»

Воспитатель:  Природу надо беречь, нельзя рвать цветы»

Воспитатель: «Я рада видеть всех вас здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу! А сейчас я приглашаю вас, ребята, и наших гостей отведать ароматный чай из мяты и душицы, наслаждаться его ароматом.

Лучше доктора любого,

Лечит скуку и тоску.

Чашка вкусного, парного,

Самоварного чайку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

В поле сестрички стоят, Желтые глазки на солнце глядят, У каждой сестрички — Белые реснички (Ромашка ) Название произошло от латинского « romona » — римская, заимствована из польского языка. В литературе ее образ ассоциируется с образом скромной красоты и доброты.

Слайд 3

Это растение знакомо детям с детства. Кто не любит собирать желтые одуванчики, плести из них венки? Это многолетнее растение семейства сложноцветных. Цветут долго, образуя за сезон много семян. Когда цветут одуванчики, кажется, что дети солнышка спустились на землю и покрыли ее красивым ковром. Одуванчик очень похож на солнышко.

Слайд 4

Растет у дорог. Его русские названия «подорожник»,»попутчик». Еще его называют » порезник», « ранник » — за ранозаживляющие свойства. В медицине применяются листья для заживления ран, порезов. Также используют при укусах пчел, ос и даже змей. Свежеистолченная масса из листьев подорожника предупреждает появление отека. Используют подорожник при заболеваниях верхник дыхательных путей, при гастрите, заболеваниях желудка. Семена у подорожника липкие, прилипают к обуви человека, к лапам животных и разносятся на большие расстояния. Вдоль дорожек его встретишь, Ранки ссадины излечишь, Сорвешь листочек осторожно. Кто нас излечит? ( Подорожник)

Слайд 5

Я знаменита не цветами, А обычными листами: То твердыми, холодными, То мягкими и темными. Название растение получило по строению листа. Снизу они белые, пушистые, мягкие, как материнские руки. Сверху зеленые, холодные — как мачеха. Многолетнее растение, семейства сложноцветных, с прямыми стеблями, покрытыми буроватыми чешуевидными листьями. На стебле желтые цветы. Издавна растение использовали как лекарственное. Мать-и - мачеха — медоносное растение. И это первые весенние цветы, которые радуют нас. Мать-и-мачехи цветки Словно солнца огоньки. На пригорочке растут, Прям из снега — и цветут! (Л. Акиншина )

Слайд 6

Добавляют ее в чай. В мяте много полезных свойств. Приятный аромат, охлаждающий вкус. Настойки из мяты успокаивают. Вкусен чай и ароматен, С ней он легок и приятен: Листочки сорваны, помяты. Что ты вдыхаешь? — Запах…( мяты )

Слайд 7

Что за странные цветки Под названьей ноготки? Так похожи на ромашки — Все в оранжевых рубашках? (Календула) Обладает отхаркивающим, мочегонным, потогенным средством. Календулой полоскают горло при стоматитах и ангине.

Слайд 8

Занесен в Красную книгу. Хрупкий, красивый и ароматный цветок. Но будьте осторожны. Ландыш — ядовит. Ландыш — весьма полезное растение. Из него готовят сердечные и успокоительные капли. В народной медицине ландыш применяют, но нужно советоваться с врачом, потому что он небезопасен. Чернеет лес Теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Природой бережно спленутый , Завернутый в зеленый лист, Растет цветок в глуши нетронутой Прохладен, хрупок и душист. (Ландыш майский)

Слайд 9

Запоминалочка В ней перечислены основные свойства растений Лечит мята невралгию, А свекла — гипертонию. Земляника гонит соль, А шалфей — зубную боль. Арбуз кушай при нифрите , А бруснику — при артрите, Чтобы было больше сил, Не забудь про девясил Клюква вылечит цистит, Редька кашель и бронхит. Головную боль — калина, А простуду — чай с малиной. Печень подлечи рябиной, Сердце — мятой и калиной Чтоб не ведать диабета, Топинанбур ешь все лето, Астму вылечи исопом , Мочевой пузырь — укропом. Раны, язвы, геморрой — Подорожником промой Коль отеки у тебя — Хвощ полей и семя льна. Мажь мазоли чистотелом. А веснушки — тертым хреном, Зверобой не забывай, Чай сним чаще потребляй Пей шиповника настой, Будешь бодрый , молодой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий в старшей группе по экологическому воспитанию

Формирование мыслительных опреций: синтез, анализ, сравнение. Развитие позновательных умений детей. Формирование диалектического мышления....

Конспект занятия в старшей группе по экологическому воспитанию «Птицы Курского края»

Цель: закрепление и уточнение знаний о птицах местного края и их особенностях.Задачи:1. Уточнять и расширять представление о разнообразии птиц, формировать знание об общих признаках пти...

Конспект занятия в старшей группе на экологическую тему "Строим экологический город".

Конспект комплексного занятия в старшей группе на тему экология. "Строим экологический город"....

Конспект занятия в старшей группе по экологическому воспитанию "Птицы Курского края"

ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» - ДЕТСКИЙ САД № 30ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ СОКОЛОВА ЕВГЕНИЯ ИВАНОВНА...

Конспект занятия в старшей группе по экологическому воспитанию Тема: «Птицы Курского края»

ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» - ДЕТСКИЙ САД № 30ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ МОСИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА...

Конспект занятия в старшей группе по экологическому воспитанию «Птицы Курского края»

ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» - ДЕТСКИЙ САД № 30 ГОРОДА ЖЕЛЕЗНОГОРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ЛАРИНА НАДЕЖДА ИВАНОВНА...