Консультация для воспитателей "Воспитание любви и уважения к книге"
консультация (старшая группа) по теме

Макарова Светлана Кузьминична

Опыт  целенаправленной работы по воспитанию у старших дошкольников любви, интереса и бережного отношения к книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_lyubvi_i_uvazheniya_k_knige.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовска детский сад № 61 «Соловушка»

Консультация для воспитателей

«Воспитание любви и уважения к книге»

Составила:

Воспитатель С.К. Макарова

г.  Нижневартовск

        «Чтение – вот лучшее учение!» писал  (А.С. Пушкин). Хорошая книга это источник знаний, полезной информации для подрастающего поколения и она оказывает на детей большое влияние. У большинства людей огромный интерес к книге, который начинается с самого раннего детства. У маленьких детей  интерес к книге проявляется также как и к игрушкам. Но в то же время этот интерес быстро пропадает, как только малыш рассмотрит картинки в ней и прослушает её содержание. Он о ней быстро забывает и даже иногда её рвёт и портит.

        Мы поставили перед собой задачу научить детей беречь книгу, объяснить им, что она является источником знаний, результатом труда многих людей. Был составлен план работы, в котором предусматривалось чтение и рассматривание книг, беседы о том как надо обращаться с ними, экскурсии в детскую библиотеку, где дошкольники непосредственно наблюдали, как относятся к книгам дети и взрослые, экскурсии в типографию, где дети увидели , сколько людей трудится, чтобы создать газету, журнал или книг.

        Беседуя с детьми и их родителями, мы еще раз убедились, что очень многое зависит от того, как относятся к книгам в семье. Максим принес в детский сад книгу, сказку «Маша и медведь». На прогулке все ребята с удовольствием слушали её , просили ещё раз прочитать. Но пришло время обедать и дети ушли в группы. Ушел и Максим, а книжка осталась лежать на скамейке. До конца дня мальчик и не вспомнил про неё. Вечером воспитатель сказала про это маме Максима. А мама сказала, что она уже не нужна, т.к. её прочитали.

         Мы поняли, что без поддержки семьи не сможем воспитать у детей интерес и бережное отношение к книге. И решили провести беседу с родителями: подготовили беседы, лекции, с которыми выступили на родительских собраниях, при посещении детей на дому давали рекомендации, где и как хранить книги. Особое внимание уделяли подбору литературы для детей. Некоторые родители покупали книги без учета возрастных и индивидуальных особенностей своего ребёнка, читали детям дома по несколько раз одну сказку или несколько сказок сразу, заучивали с детьми длинные и трудные для их восприятия стихи.

         Мы рекомендовали родителям книги, которые надо приобретать для ребёнка, учитывая его возраст и развитие. Например, для малышей следует приобретать книги с яркой обложкой, интересными картинками. Проводили беседы о том, что книга – первый помощник в деле воспитания. Она расширяет представление детей об окружающем мире, обогащает их язык им является источником огромной радости. В приёмной группы оформили папку передвижку  «Читайте с нами», в которой размещали  списки детской литературы , давали рекомендации о том, как надо читать книги.

         «Уметь читать, - писал В.А. Сухомлинский, - это значит быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тщательным оттенкам… Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя». Ребенок должен чувствовать удовлетворение и наслаждение от выразительного чтения. Мы учились сами и учили родителей читать детям книги. Очень важно правильно отбирать материал для чтения. Ребёнку надо читать немного , но каждая книга должна оставлять свой след в его сердце и сознании. Например, сказка раскрывает перед ребенком мир чудесных переживаний. Он легко и быстро запоминает её, охотно рассказывает.

       Чтобы повысить интерес детей к сказке, вызвать определённый эмоциональный настрой, мы использовали различные методы и приёмы. Например, сначала читали или рассказывали сказку, одновременно показывая художественно выполненные аппликацию, иллюстрацию, фигурки из соленого теста или пластилина, презентацию к произведению. Также проводили беседу по её содержанию, а затем  дети сами рассказывали сказку. Детям нравятся занятия, в которых угадывают, из какой сказки пришел мишка, волк или заяц ( в младшей группе), к какой сказке нарисовал художник картину (старший и подготовительный к школе возраст). Или дети рассказывают какой эпизод изображен на картинке, а затем продолжают сказку до конца или вспоминают то, что предшествовало этому эпизоду.  

       Часто практикуем рисование по мотивам сказок или предлагаем детям разыграть сказку, при этом дети сами выбирают исполнителей и ведущего. После чтения нескольких сказок и работы над ними провели праздник на тему «К нам в гости пришла сказка»,  на который пригласили родителей. Постепенно дети начали проявлять интерес к книге. Им хотелось рассказать полюбившуюся сказку другу, родителям, воспитателям. Детям хотелось иметь такую книжку в своей библиотеке.

        Мы часто обращали внимание детей на то, какую огромную роль играет книга в жизни людей. Например, ребята посмотрели видиофильм по рассказу «Леня и слон». Воспитатель провела беседу по его содержанию, объяснила значение некоторых слов (исчез, арена и др.), а затем задавала вопросы, но большинство детей не смогли ответить на них. И воспитатель подвела детей к выводу, что ответы на вопросы можно найти в книге. Отметила, что книги надо беречь, потому что она помогает им многое узнать , без книги не получишь знаний.

          Чтобы укрепить интерес детей к книге проводим различные сюжетно – ролевые игры, например, игру «Библиотека». Библиотекарем хочет быть каждый, но может стать только тот, кто хорошо знает содержание книг, находящихся в библиотеке. Принимая книги от детей библиотекарь спрашивает кто её автор, как она называется и о чем в ней говорится.

         Дети 5 – 7 лет сами подклеивают книги, следят за их состоянием. Также они помогают малышам. Ребятам доставляет удовольствие приходить к малышам, отбирать книги для ремонта и возвращать их обновленными. Они учат малышей правилам обращения с книгой: не рвать, не мять, не пачкать, посмотрев, аккуратно ставить на место. Малыши внимательно слушают объяснения старших детей.

         Значительную роль в формировании интереса к книгам играют кукольные спектакли по сказкам, а также сценки, в которых забавный весёлый кукольный персонаж загадывает детям свои загадки, а они должны отгадать, как называется книга, герой которой выступает перед ними.

          Проделанная нами работа имела положительные результаты. У некоторых дошкольников в личных библиотеках насчитывалось по 15 -20 сказок и рассказов, с которыми они обменивались друг с другом. Уверены, что любовь к книге у наших воспитанников будет все время расти и чтение станет для них духовной потребностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ И УВАЖЕНИЯ К МАМЕ»

Мы часто наблюдаем грубость детей в разговорах с мамой, капризы, требования выполнения своих желаний. Как же научить детей быть чуткими, отзывчивыми, внимательными друг к другу, к взрослым, к родителя...

Консультация для родителей: "Воспитание любви и уважения к матери"

Научить ребенка с уважением относиться к близким - матери, отцу, дедушке - значит заложить в нем зерно человечности, чувства долга и сыновей ответственности, умение жить среди людей....

Консультация на тему: «Воспитание любви и уважения к матери»

Вопрос воспитания любви и уважения к маме, чуткого отношения к ней, имеет огромное значение. Если дети будут любить и уважать свою маму, то это основа любви и ко всем людям....

Консультация для родителей: "Как воспитать у ребенка чувство любви и уважения к матери"

Уважение к  родителям, к матери- действительно проблема нашего времени.... Настоящая консвультация дает советы и рекомендации  как научить детей быть чуткими, отзывчивыми, внимательными...

Консультация для родителей "Воспитание любви и уважения к матери"

Научить ребенка с уважением относиться к близким – матери, отцу, бабушке, дедушке – значит заложить в нем зерно человечности, чувства долга, умение жить среди людей....

Консультация для родителей «Воспитание любви и уважения к матери»

Вопрос воспитания любви и уважения к маме, чуткого отношения к ней, имеет огромное значение. Если дети будут любить и уважать свою маму, то это основа любви и ко всем людям....