Проект «Мой дом-моя крепость» по теме «Культура и традиции народов моей малой Родины»
проект на тему

Проект «Мой дом-моя крепость»

по теме «Культура и традиции народов моей малой Родины»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kultura_i_traditsii_narodov_moey_maloy_rodiny.docx37.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Высокогорский детский сад «Сандугач» комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Проект «Мой дом-моя крепость»

Номинация: «Культура и традиции народов моей малой Родины»

                                                                                         Авторы: Галиева Г.М.,

Юнусова Э.Р.

                                                 

С. Высокая Гора  2017 г.

Оглавление

Введение

3 стр.

Основная часть

7 стр.

Заключение

15 стр.

Список литературы

16 стр.

                                                 

Введение

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

Актуальность проекта

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Сегодня материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей с малых лет искажены представления ο доброте, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

 Приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По своей значимости она уступает только семье – в передаче от поколения к поколению самого заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Сегодня во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего поселка, не могут различать народные промыслы. Анализируя окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения чувство любви, уважения к прошлому, к своей культуре.

Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины.

         Использование проектной технологии в воспитании и обучении дошкольников в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.  

             Тема данного образовательного проекта была предложена воспитанникам для того, чтобы приобщить детей, их родителей к изучению родной культуры и традициям. В детской среде возникла потребность создания чего-то нового, необычного, поэтому продукт проекта был предложен самими детьми. Используя богатый дидактический материал, совместно с детьми и их родителями была проложена траектория реализации проекта.  

         Поставленные задачи решались во всех видах детской деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, в играх, в труде  — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

        Конечный продукт – цикл детских телепередач «Калейдоскоп добра»-«Изге гамәлләр чылбыры», посвященных теме проекта, состоящий из трех серий. Дети сами участвуют в выборе сюжета телепередачи, в подборе декораций, костюмов, сценария, а также при монтаже самого видео ролика. Форма конечного продукта проекта очень захватывает детей, каждый вносит свою лепту, раскрывает свой потенциал, ребята учатся ответственности за свои  поступки, за общее дело.

        Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения на современном этапе развития общества. И важным ее условием является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Цель проекта: Создать условия для воспитания любви к близким людям, детскому саду, родному селу, своему народу у детей, родителей и коллектива детского сада.

Задачи:

  • Организовать работу коллектива детского сада с родителями и детьми по подготовке мини-проектов.
  • Обогащать развивающую предметно-пространственную среду в группе и детском саду, способствующую нравственно-патриотическому воспитанию.
  • Организация всех видов детской деятельности по данному направлению.
  • Способствовать формированию знания и представления детей о культуре татарского народа.
  • Дать знания детям о селе Высокая Гора: история, символика, достопримечательности. Расширить знания детей о флоре и фауне Высокогорского района.
  • Способствовать формированию бережного отношения к культурным ценностям района, осознание их неповторимости и индивидуальности.
  • Способствовать формированию представления о родословной, родственных отношениях, расширять представление детей о семье.
  • Способствовать развитию у ребят уважения и любви к родному языку через устное народное творчество, выраженное в песнях.
  • Развивать интерес к татарским народным подвижным играм.

Методы проекта: совместные творческие игры, драматизация, выставочная деятельность, методы музейной педагогики, презентации.

Участники проекта:

- дети старшего дошкольного возраста,

- воспитатели и узкие специалисты;

- родители;

- младший воспитатель группы. 

Тип проекта: групповой с привлечением родителей.

Срок реализации: краткосрочный - 3 недели.

Вид проекта: комплексный.

Обеспечение проектной деятельности

Методическое: основная общеобразовательная программа МБДОУ «Высокогорский детский сад «Сандугач» комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»;

Материально-техническое: игровой и дидактический материал групповой, кабинета татарского языка, минимузея детского сада, видеоаппаратура, программа монтажа видео Movavi Video Editor 14.

Предполагаемый результат:

  1. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков. 
  2. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
  3. Расширение кругозора детей о малой родине, о культурных ценностях татарского народа, о традициях и праздниках, обычаях, морально-нравственных ценностей: доброта, правда, красота, трудолюбие, храбрость, отвага.
  4. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, народу и любви к родному краю.
  5. Обогащение словаря детей потешками, пословицами, знание предметов быта, элементов татарского костюма и т.д.

Продукт проектной деятельности:

  • Выставка альбомов, плакатов, стенгазет о нашем районе, в которых родители и их дети побывали или которые они мечтают посетить;
  • Выставка генеалогических деревьев;
  • Презентация «Семейный альбом»;
  • Выставка аппликаций «Татарский национальный костюм»; «Татарские головные уборы»;
  • Выставка семейных гербов.
  • Цикл детских телепередач «Калейдоскоп добра»-«Изге гамәлләр чылбыры»:

1. «Наш весёлый Сабантуй!» - «Күңелле Сабантуй!»

2. «Имя для малыша» - «Балага исем кушу»

3. «Забавные посиделки» - «Кич утыру».

Основная часть

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап

1. Обсуждение темы проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

2. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта.

3. Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности.

4. Разработка плана работы с детьми и родителями по работе над проектом.

5. Создание мультимедийной презентации «Минем туган ягым – Биектау».

6. Обсуждение и планирование конечного результата – цикла детских телепередач по теме.

2. Основной этап (практический)

1. Оформление развивающей среды (оформление уголка в группе «Добрых дел», оформление «Органайзера группы» для планирования детской деятельности в холле группы, пополнение экспонатами музея детского сада, обновление уголков группы блюдами татарской кухни из соленого теста, оформление почтового ящика для писем и записок своим друзьям и родным и т.д.)

2. Проведение организованной образовательной деятельности познавательного цикла по ознакомлению с темой;
3. Организация творческой деятельности детей: игры, составление творческих рассказов, выставки рисунков, аппликация и т.д. по теме;
4. Привлечение детей и родителей к сбору материала для оформления альбомов, открыток и фотографий на темы: «Моя семья», стенгазет о Высокой Горе, реализации  мини детско-родительского проекта «Наше  генеалогическое древо», «Что может рассказать нам герб».

5. Составление сюжета, подготовка декораций, костюмов, написание сценария для телепередач. Съемка, монтаж.

Реализация проекта через образовательную деятельность.

Интеграция образовательных областей

Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою нацию, за прошлое своего народа, уважения к своей семье, приобщение к культуре татарского народа посредством ознакомления с народными ремёслами и народным фольклором мы спланировали через интеграцию образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие (познавательные беседы, экскурсии к историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов; подвижные, словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры; совместная с родителями деятельность: экскурсии, субботники);
  • Речевое развитие (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование мини сказок, использование стихов, загадок, пословиц);
  • Познавательное развитие (циклы познавательных занятий, целевые

прогулки, наблюдения);

  • Художественно-эстетическое развитие (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки, конструирование; развлечения, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр);
  • Физическое развитие (подвижные игры, соревнования).

Образовательная область

Форма работы

Цель

Тема: МОЙ ДОМ – МОЯ КРЕПОСТЬ

Задачи:

- формировать представление о мире семьи;

- актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений;

- развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе и к своему народу.

Познавательное

развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

ООД «Что означает моё имя?», «Я и моя

семья», «Милая мамочка», «Моя семья»,

«Герб семьи»

- Беседа на темы:

«Никого роднее

мамы и папы в целом

мире нет», «Генеологическое древо. Что это?», «Профессии моих родителей»,

«Семейный портрет» рассматривание

семейных альбомов;

- Конструирование

«Моя комната», «Наша деревня», «Ремонтируем печку для дедушки»

- ООД  «Мой портрет»,

«Мужчины и женщины в семье».

- Дидактические игры: «Порадуем мамочку»,

«Кому, что нужно для работы», «Мы – помощники»

-Коммуникативная игра

«Давайте познакомимся»,

- Сюжетно-ролевые игры «Моя семья»,

«Наши выходные»,

«Мы репортеры:-интервью о своей семье».

- Разыгрывание минисценок

- Решение проблемных

ситуаций

Развивать

познавательную

активность детей

Углублять

представления ребенка

о себе в прошлом,

настоящем и будущем.

Формировать

нравственно –

этические чувства,

эстетическое

восприятие, любовь к

семье

Речевое

развитие

- Составление

рассказов о семье

- Чтение

Стихотворений на татарском и русском языках;

- Обсуждение

поговорок и пословиц о семье.

- Игры: «Продолжи фразу»,

«Подбери нужное слово»,

«Добрые слова»

- Слушание татарских народных сказок

Развивать связную

речь, интонационную

выразительность

Физическое развитие

- Пальчиковые игры:

«Дом», «Семья»

- Татарские подвижные игры

- Игровые

упражнения «Что

могут сделать умелые руки»

Развивать

двигательную

активность детей

Художественно-эстетическое развитие

ООД «Лепка»: «Ждем гостей», «Фоторамка для семейных фотографий», «Подарки для родителей».

ООД «Аппликация»: «Головной убор татар», «Татарский костюм».

Разучивание колыбельной, татарских народных песен;

Музыкальное развлечение «Кичке уен»;

Импровизация под музыку «Эпипа».

Развивать творческий подход к делу у детей

Совместная деятельность педагога и детей вне организованной образовательной деятельности.

Игры:

1. Сюжетно-ролевые игры из цикла «Семья»;

2. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Первый звук», «Что изменилось?», «Выиграй приз» (на закрепление знания цифр, умения соотносить цифры с количеством), «Геометрическая мозаика»,  «Узнай наш флаг (герб)»; «Конфетки-бараночки» (найти и разукрасить сладости и вкусности, относящиеся к разным кухням: русской, татарской, башкирской и т.д.), игры на внимательность (найди одинаковые деревенские дома и т.д., Найди и раскрась парные картинки, найди тень),

3. Игры на развитие графомоторных навыков «Проложи кратчайший путь от детского сада до «Парка Победы» на Высокой Горе, от твоего дома до детского сада; Помоги Акбаю найти дорогу и т.д.

4. Подвижные игры на прогулке.

Самостоятельная деятельность детей

Для организации самостоятельной деятельности детей воспитатель обеспечивает в ИЗО уголке разнообразный материал для художественного творчества-бумагу разных размеров и форм для рисования, цветную бумагу для аппликаций, тонкую белую бумагу или салфетки для вырезания, разнообразные изобразительные средства-акварель, гуашь, разноцветные мелки, пастельные мелки, цветные карандаши. В свободном доступе для детей необходимо разместить также математические картинки.

Взаимодействие с семьями детей

Книжный уголок оформляется с помощью родителей. Им заранее объявляется тема проекта для того, чтобы они смогли принести книги, журналы, фотографии, иллюстрации по данной теме.

Проект реализуется с привлечением родителей. Можно один раз в неделю вечером проводить для детей краткие презентации профессий, семейных традиций, интересных событий, которые произошли в семье воспитанников. Вся суть в том, чтобы презентации проводил не воспитатель, а приглашенные гости-родители наших воспитанников. Это может быть презентация с показом слайдов, открыток, семейных фотографий. В презентации может принять участие и ребенок, которому родители поручат вести какую-то часть выступления. Если не удастся организовать родителей (у них не найдется свободного времени, не будет желания выступать перед детской аудиторией), можно пригласить в группу других сотрудников детского сада – детям будет интересно послушать «других» взрослых и получить от них новые знания, впечатления, эмоции. Можно организовать к их приходу выставки своих работ, написать «записочки», «письма», которые дети кладут в специальный почтовый ящик, например, вопросы, которые они хотели бы им  задать.

Приглашение родителей к участию в проекте (вывешивается накануне).

Текст приглашения:

Уважаемые мамы и папы!

В течение трёх следующих недель нам с ребятами предстоит увлекательный проект, по окончании которого мы с ребятами планируем снять 3 передачи о традициях нашего народа. Приглашаем вас принять участие в нашем интересном проекте, прийти в гости к детям с рассказом о своей профессии, своих семьях, достопримечательностях Высокой Горы, в которых вам удалось побывать. Кроме того, мы собираем альбомы открыток и фотографий по данной теме. Если вы согласитесь поделиться с нами фотографиями из ваших семейных альбомов, открытками из семейного архива, будем вам очень благодарны.

Объявляем также о реализации мини детско-родительского проекта «Генеологическое древо». Попробуйте нарисовать вместе с ребенком генеалогическое дерево вашей семьи, укажите на нем место ребенка. Реализуя этот мини проект, вы вместе с ребенком (участие ребенка - обязательное условие) можете сделать альбомы, плакаты, фотоколлажи и др. Защита семейных проектов состоится в следующий четверг. Подготовьте краткое интересное выступление, сделайте презентацию проекта, в которой обязательно будет участвовать ваш ребенок. Если вы не сможете прийти к нам, передайте полномочия по презентации проекта вашему ребенку. А мы, педагоги, поможем подобрать стихи, пословицы, поговорки, подскажем, как лучше защитить ваш проект. Общими усилиями мы сможем организовать для детей интересный и увлекательный праздник!

Рекомендации для родителей:

Мы говорили с нашими детьми о семье, доме, традициях нашего народа. Вся наша работа была направлена на то, чтобы пробудить в душе каждого ребенка чувство Родины, чувство принадлежности к ней, воспитывать начала любви к Родине.

Мы просим вас рассказать вашему ребенку о его роде, родственниках, пролистать вместе с ним страницы семейного фотоальбома. Расскажите, где вы родились, напомните, где живут ваши родители, дедушки и бабушки вашего малыша, есть ли у него дяди и тети, о том, где они живут, кем работают.

На этой неделе мы также совершили виртуальные путешествия по Высокой Горе, изучали достопримечательности нашего поселка. Вы можете вместе с ребенком придумать и нарисовать герб вашей семьи. На нем могут быть указания на место вашего проживания, на вашу профессиональную деятельность, род занятий членов семьи. Герб может украсить ваш девиз, которого вы стараетесь придерживаться в жизни.

Заключительный этап

  1. оформление практического материала;
  2. выставка творческих работ детей и родителей;
  3. создание одной общей презентации по результатам проекта;
  4. публикация о проделанной работе в газете детского сада и подготовка материалов для районной газеты “Высокогорские вести”-“Биектау хәбәрләре”;
  5. демонстрация видеороликов с циклом телепередач на телевизорах детского сада, на родительском собрании группы.

Заключение

Реализовав данный проект, мы с ребятами и родителями пришли к выводу, что внедрение таких новых форм как съемка телепередачи способствует большему сплочению всего коллектива, повышению мотивации не только ребят, но и самих взрослых, а также повышение уровня самосознания и ответственности за свои поступки перед окружающими. Широкий спектр детской деятельности позволил раскрыть тему проекта, ребятам проявить себя в разных направлениях. Родители, видя заинтересованность своих детей и педагогов, участвуют в жизни детского сада более охотно. Ребятами в ходе проекта было предложено снять на видео драматизацию татарской сказки «Белый змей». Наблюдая за собой на экране телевизора, ребята раскрепощаются, более уверенно овладевают мимикой, жестами, интонацией своей речи и голосом в целом. У детей развивается художественный вкус, повышается мотивация говорить на родном языке.

Очень удачным оказался прием обратной связи (Почтовый ящик). Во-первых, стеснительные ребята могли передать свои мысли с помощью записок родителям, сотрудникам и т.д. Во-вторых, этот прием способствовал развитию предпосылок грамотности ребят. Дети, способные писать печатными буквами, формулировали вопросы на листочках, а ребята, которым оказалось это сложным, могли нарисовать или изобразить свои мысли и вопросы любыми знаками.

Использованная литература

1. Скоролупова О.А. Тематичекое планирование образовательного процесса в ДОО,Часть 2.- М.: Издательство «СКРИПТОРИЙ 2003», 2015. – 180 с.

2. Осокина Т. И. Детские подвижные игры народов России, стран СНГ и Балтии. –М.: АНО "Диалог культур", 2013 г.-240 с.

3. Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: Пособие для педагогов ДОО. – М.: Просвещение, 2014.

4. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др. – М.:ТЦ «Сфера», 2009.

5. Региональная программа дошкольного образования, Р.К.Шаехова, РИЦ, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Формирование патриотических чувств старших дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии».

ПроблемаВ настоящее время проблема сохранения традиционной культуры народа является одной из самых актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. ...

Проект «Культура и традиции народов моей малой Родины»

Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, природой, архитектурой , традициями. дети в силу своего возраста интересуются той обстановкой, которая их окружает. Зада...

Проект:« Воспитание дошкольников через культуры и традиции народов моей малой Родины "

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопр...

Анализ работы по самообразованию по теме:«Яблоко – один из символов моей малой Родины»

Научить ребенка любить природу не так сложно. Воспитание стремления к здоровому образу жизни, видеть красоту природы имеет большое значение в жизни ребёнка. Любое воспитание, будь то экологическое, эс...

проект: « ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ»

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопр...

ПРОЕКТ: « ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ»

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопр...

Образовательный проект на тему: «Культура и традиции народов Урала» Разновозрастная группа 5 – 7 лет

В данном материале размещён содержание образовательного проекта «Культура и традиции народов Урала»...