Анализ работы по самообразованию по теме:«Яблоко – один из символов моей малой Родины»
проект (средняя группа)

Юхмальчина Надежда Алексеевна

Научить ребенка любить природу не так сложно. Воспитание стремления к здоровому образу жизни, видеть красоту природы имеет большое значение в жизни ребёнка. Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание  дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно. Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому - стало целью моей педагогической работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл camoobrazovanie_yablonya.docx271.51 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ “Детский сад №5 «Камыр Батыр» общеразвивающего вида                

                  Анализ работы по самообразованию по теме:

           «Яблоко – один из символов моей малой Родины»

                   Выполнил: воспитатель высшей  квалификационной категории

                                           Юхмальчина Надежда Алексеевна

Г.Нурлат 2019 год

Аннотация

 Научить ребенка любить природу не так сложно. Воспитание стремления к здоровому образу жизни, видеть красоту природы имеет большое значение в жизни ребёнка. Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание  дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает. Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому - стало целью моей педагогической работы.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и неoпознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивация на отношение к природе.

Наш детский сад расположен не в самом экологически чистом районе города, рядом с большой дорогой. Поэтому мы, взрослые, решили создать маленький рай в своем детском саду. Посадили яблони и дали название  «Аллея выпускников» И каждый год прибавляется по одной яблоне от каждой выпускной группы. Достаточно побывать в нашем саду, где растут яблони и почувствовать красоту природы.                                                                             Но, чтобы сад радовал своей красотой и урожаем, за ним нужен уход. Опыт показывает, что дети младшего возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты. Главное – показать ребенку, что ухаживать за деревьями очень интересно и увлекательно, и когда он вырастет, то наверняка будет бережно относиться ко всем проявлениям жизни. Моя задача: - воспитать в детях  ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое здоровье). Сформировать навыки экологического грамотного отношения к яблоням. Важно правильно объяснить ребятам из чего, что получается и как это влияет на наш организм. 

 Особенно, это актуально в период созревания плодов. Тут же возникает  вопрос «А что же нам делать с таким большим количеством яблок?».

В результате этой проблемы я разработала систему практического воплощения теории «Яблоко- один из символ моей малой Родины». 

Эта работа подразумевает выполнение исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщение результатов исследований. Деревья играют большую роль в нашей жизни. В то же время дерево  прекрасный объект для фенологических наблюдений. На примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Важно и то, что деревья довольно крупные объекты, поэтому ребенку легче, чем небольшие растения, представить дерево своим другом.

Охрана окружающей среды
— В современных условиях, характеризующихся стремительным ухудшением экологической обстановки, особенно актуальным являются вопросы охраны окружающей среды.
— Данный проект имеет огромное положительное значение.
Яблоневый сад не только не несет вред окружающей среде, а будет наоборот способствовать улучшению экологической зоны:
— Посадка зелёных насаждений на территории детского сада поможет уменьшить вред от выбросов котельной и выхлопных газов, облагородить территорию, создать атмосферу красоты и здоровья.
— Весеннее цветение и благоухание сада будет только радовать глаз человека и поднимать настроение.
— Реализация данного проекта позволит дошкольникам, работникам, родителям, которые бывают на территории сада, получить удовольствие, ощутить чувство удовлетворённости, оказавшись в зелёном, гармоничном, эстетически оформленном уголке, улучшить экологическую ситуацию в микрорайоне, максимально озеленить территорию учреждения, приобщить детей к живой природе, сохраняя и оберегая их здоровье.

Актуальность:  

Содержать яблоневый сад в чистоте, не выбрасывать откушенные яблоки на землю, переработка спелых яблок, - все эти действия способствуют формированию положительных моральных качеств, трудолюбию. Расширяют кругозор, обогащают духовную сферу

Гипотеза: я думаю, что на примере взрослых можно научить детей ухаживать за местом, где можно отдохнуть и порадоваться спелыми яблоками. Доказать детям, что яблони выращенные  на нашем участке служат  его украшением, радуют нас своей красотой, а выросшие плоды способствуют укреплению здоровья.

 

Тема моей работы: Яблони в нашем саду.

Тип : Исследовательско – информационный.

Проблема: Уметь«смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Мы рождены самой природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть обилие яблок, лежащих на земле. Если не убирать их, то эти яблоки сгниют и  превратятся в мусор.

Задачи

Вырастить здоровый урожай., составить меню для детей нашего детского сада. Подсчитать экономию бюджета. Воспитать стремление к здоровому образу жизни и питания. Активизировать любознательность детей в целом. 

Цель:  Подобрать научную литературу про яблони. Прочитать научные статьи и выбрать нужную информацию. Проследить сезонные изменения в жизни яблонь. Собрать урожай. Произвести экономический расчёт. Формировать представления детей о свойствах яблок и содержании в них витаминов. Расширять кругозор дошкольников. Научить детей ухаживать за своим садом

Объект исследования: Яблоневый сад.

Предмет исследования: Мусор, лежащий на земле ( если не убрать яблоки, обьзательно – мусор) , превращается в продукт

Полезные свойства: Многие слышали, что яблоко очень часто называют плодом здоровья — это действительно так, они содержат большое количество витаминов таких как С, В1, В2, Р, Е, в том числе марганец и калий. 

Участники проекта – дети средней группы, родители, педагоги.

Вывод: За время  работы,  мы с детьми  узнали  много интересного о сортах яблонь, о полезных веществах. Наблюдения за изменением в жизни растения каждый раз вызывали больший интерес, с нетерпением ждали перемен в жизни дерева. А когда созрел урожай увидели, что очень много упавших яблок. Мы с детьми были расстроены, и  очень были счастливы, когда собирали яблоки и относили на кухню для переработки.  Ведь яблоки из своего сада – это натуральный, свежий  продукт.

Этапы реализации :

1. Организационный
Постановка проблемы. «Этот год – крайне урожайный на яблоки. Что нам с ними делать?» Прогулка по саду, наблюдение за изменениями в природе, размышление о пользе яблок и  о вреде, если их вовремя не убрать с земли, а так же о  возможном использовании яблок в меню детского сада.

«Яблоко на ужин и врач не нужен»
Беседа-рассуждение о полезных свойствах яблок, познакомить с яблоком с точки зрения с врача, косметолога

2.Основной
Сбор яблок в саду учреждения (Трудотерапия).

1. Ознакомительный (подготовительный)

2. Основной (решение задач)

3. Заключительный (презентация)

1. Ознакомительный этап:

Деятельность педагога

1. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о яблоках)

2. Составление плана работы над проектом.

3. Сбор материала необходимого для реализации проекта.

4. Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.

5. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.

1. - создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

2.- развитие совместного творчества родителей и детей;

3.- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

4.- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

5.- домашнее задание: «Живое яблоко» (рисунки по теме)

6.- совместное обсуждение мероприятий

2 этап проекта – решение задач:

Деятельность педагога

1. Беседа с детьми познавательного характера.

2. Организация предметно – развивающей среды по теме.

3. Создание презентаций для занятий с детьми (Загадки, стишки, пословицы, сказки о яблоках, журналы)

Деятельность детей.

1. Игровая, двигательная деятельность.

2. Участие в практической деятельности.

3. Экспериментальная деятельность.

3 этап – заключительный:

Деятельность педагога.

1. Итоговая беседа (анализ проделанной работы).

2. Представление опыта

3. Завершающие занятие «Вкусный яблочный пирог».

 Самореализация:

Консультация для педагогов

 Выступление на педагогическом совете.

 Выступление на семинаре-практикуме в городе Набережные Челны.

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Организованная деятельность

 Образовательная область

содержание

Худ. литература

  •  Пословицы и поговорки о деревьях.
  • Чтение рассказа К. Ушинского «История одной яблоньки»
  • Чтение стихотворения И. Токмаковой «Яблонька»
  • Чтение рассказа К. Ушинского «Спор деревьев»
  • Считалочка
  • Ян Райнис  «Дедушка и яблоньки»
  • «Старик и яблони» Л.Толстой
  • «Сказка про яблоню»  А.Колесникова
  • Ю.Левитанский «Сказка про яблоню»
  • «Про яблоню»
  • «Яблоня и пчела»
  • «Яблоко спелое» Я.Аким
  • «Гуси-лебеди»

Познавательное развитие

  • Экскурсия «Яблонька душистая, подружись со мной…»
  • Настольно-печатные игры «Что где растет», «Сад», «Аскорбинка  и ее друзья».
  • Дидактическая игра «Полезно – вредно».
  • «Узнай по вкусу», «Угадай по форме»
  • «Сосчитай сколько»
  • Дидактическая игра «Яблочко на тарелочке»
  • «Четвертый лишний»
  • «Сложи картинку»
  • Изготовление яблочного сока
  • Испечем яблочный пирог

Физическое развитие

  • Сюжетно-игровые физкультурно-оздоровительные занятия «Прогулка в сад».
  • Оздоровительные упражнения «Мы – листочки», «Деревья».
  • Сюжетная гимнастика «Мы – деревья», «О чем рассказывают деревья».
  • Фитобар: «Рассказы о полезном чае», «Что нам помогает не болеть», «Где живут витамины».
  • Психогимнастика «Посадили яблоньку».
  • Беседа: «Где живет здоровье»
  • Физкультминутка «Вот так яблоко» В.Волина стр 390
  • Пальчиковая гимнастика «Деревья», (Система упражнений по воспроизведению образа дерева)
  • Подвижные игры «К названному дереву беги», «Найди листок как на дереве», «Найди, о чем расскажу», «Такой листок – лети ко мне».
  • Подвижная игра «Яблоко» (Молдавская народная игра)

Социально-коммуникативное

  • «Один - много»
  • Выучить стих Я.Аким
  • «Опиши яблоко»
  • «Чудесный мешочек»
  • «Назови ласково»
  • Рассматривание репродукции картины И.И. Левитана «Цветущие яблони»
  • «Опиши дерево по схеме»

Художественно-эстетическое развитие

 

  • Коллективная лепка «Яблонька»
  • Рисование красками «Яблоко»
  • Аппликация «Яблоки на тарелочке»
  • Коллективная аппликация «Поспели яблоки в саду»

 Сюжетно-ролевая игра

День рождение у Яблоньки

Испечем яблочный пирог

 Совместная деятельность детей и родителей              

  1. просмотр мультфильма «Яблонька», «Гуси-лебеди». Заучивание стихотворения.
  2. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению яблочного пирога, поделок, рисунков.

Продукт проекта: приготовленный ребятами яблочный пирог, стихотворение
Кулинарный практикум, чаепитие, подведение итогов

Ресурсное обеспечение

1. Подборка художественной литературы и иллюстраций.

2. Экологические уголки.

3. Методический инструментарий: конспекты занятий,

картотека дидактических игр и т.д.

4. Технические средства: ПК, ИКТ, фото – рамка.

Ожидаемые результаты:

Для детей

1. Сформированность представлений о пользе яблок.

2. Сформировать навыки экологического грамотного отношения к яблокам, не дать ни одному яблоку пропасть.

3. Ответственное отношение к окружающей среде, не должны яблоки гнить на земле (от этого зависит твое здоровье)

4. Вовлечение в творческую деятельность.

5. Развитие познавательного интереса к здоровому питанию.

6. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

Для родителей:

1. Повышение уровня экологического сознания.

2. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.

Гипотеза выдвинутая мной, что деревья, посаженные на нашем участке украшают его и выросшие плоды  способствуют укреплению здоровья оказалась верной.

Цель и задачи работы достигнуты: собран хороший урожай, яблок не осталось лежать и гнить на земле. Каждый день с детьми пили яблочный компот, ели  яблочные пироги.

Заключение и перспективы работы

Создание яблоневого сада на участке имеет в себе еще одну немаловажную роль – это экологическое образование. Вырастить сад самим очень интересно. Мы хотим оставить добрый след на родной земле. Вместе со своими детьми мы проводим различные наблюдения, исследования, участвуем в акциях и операциях. О своих успехах рассказываем на открытых занятиях, семинарах.

Хочется надеяться, что проблема по возрождению традиции садоводства, не оставит равнодушных. К движению за спасение яблоневых садов присоединятся еще многие выпускники детского сада и взрослые любители природы, благодаря которым будет расцветать наша благодатная ЗЕМЛЯ!

I:\На-сегодняшний-день-северные-сады-довольно-богаты-растительностью.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Конспект занятия к Дню России «Государственные символы России и моей малой Родины»

Номинация "Сценарий патриотического мероприятия""Государственные символы России и моей малой Родины"(посвящается дню России)Цель: Использование нетрадиционных форм гражданско-патриотической работы с д...

Конспект занятия "Государственные символы России и моей малой Родины".

Данный конспект занятия проводится с детьми подготовительной группы с использованием нетрадиционных форм гражданско — патриотической работы. Задачами данного конспекта являются, ознакомление детей с г...

Проектная работа "Родники моей малой родины"

   Изучение родников представляет большой научный и практический интерес....

Исследовательская работа "Лекарственные растения (моей) малой Родины"

Собрать интересную информацию о лекарственных растения моей (малой) Родины....

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

Проект: «Арт-объект, пчела - живой символ моей малой родины»

В последнее время стало очень модным размещать арт-объекты в городах, скверах, парках, территориях предприятий и т.д. Арт-объекты делают окружение уникальным и живым, вносят яркие нотки, разбавляют се...