Методическая разработка «Виды и формы физического воспитания детей дошкольного возраста.»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Васильева Светлана Зинфировна

 Виды и формы физического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Васильева Светлана Зинфировна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Виды и формы физического воспитания.

             

 

Нефтекамск  2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        3

1. Понятие, сущность и виды  физического воспитания        3

1.1 Понятие «физическое воспитание» и его сущность        3

1.2 Цели и задачи физического воспитания        3

1.3 Виды физического воспитания        3

2. Формы физического воспитания        3

2.1 Классификация форм физического воспитания        3

2.2 Урочные формы физического воспитания        3

2.3 Внеурочные формы физического воспитания        3

Заключение        3

Список использованной литературы        3


ВВЕДЕНИЕ

В программе развития российского образования сегодня наиболее приоритетными являются задачи культивирования здорового образа жизни, направленные на оздоровление детей и подростков. Одним из средств их решения становится физическое воспитание, без которого педагогический процесс в современном образовательном учреждении немыслим, и целью которого является формирование сознательного и активного деятеля физической культуры, организующего здоровый образ жизни сообразно меняющимся ситуациям. Реализация этой цели позволяет решать проблему оздоровления нации, создание здорового образа жизни.

Цель работы – исследовать виды и формы физического воспитания.

Для достижения цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

  • раскрыть сущность понятия «физическое воспитание»;
  • определить цели и задачи физического воспитания;
  • охарактеризовать виды физического воспитания;
  • рассмотреть формы физического воспитания.

Объект курсовой работы – физическое воспитание.

Предмет исследования – виды и формы физического воспитания.

Методическую основу работы составили такие методы, как анализ отечественной психолого-педагогической литературы, анализ нормативно-правовых документов по проблеме исследования.

Вопросы физического воспитания глубоко проанализированы в работах  Л.И. Лубышевой, Л.П. Матвеева, В.Н. Столярова и др. В контексте педагогической науки различные аспекты проблемы физического воспитания учащихся изучали Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин и др.  Работы данных авторов и послужили теоретической основой курсовой работы.


1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ  ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Понятие «физическое воспитание» и его сущность

Для раскрытия сущности понятия «физическое воспитание» необходимо рассмотреть определения данного понятия (таблица 1).

Анализ толкований понятия «физическое воспитание», данных Б. А. Ашмариным, И. М. Быховской,  В. С. Кузнецовым, Л. И. Лубышевой, Э. Я. Степаненковой, В. И. Столяровым, С. О. Филипповой, Ж. К. Холодовым, позволяет отметить следующие сущностные стороны данного понятия.

Таблица 1 – Определения понятия «физическое воспитание»

Автор

Определение

Б.А. Ашмарин

Физическое воспитание есть педагогическая система физического совершенствования человека, призванная управлять физическим развитием и физическим образованием людей [21, c.29].

С. О. Филиппова

Физическое воспитание – это педагогическая система использования средств физической культуры с целью личностного совершенствования человека [19, c.6].

Ж.К. Холодов,

В.С. Кузнецов

Физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность [23, c.3].

Э.Я. Степаненкова

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства [20, c.6].

И.М. Быховская  

Физическое воспитание – это элемент более широкой системы воспитания, включающей в себя эстетическое, нравственное, экологическое и другие компоненты формирования гармонично развитой личности [3, c.3].

В.И. Столяров

Физическое воспитание – это формирование и совершенствование всех компонентов физической культуры: двигательной культуры (культуры движений), культуры здоровья и культуры телосложения [18, c.129].

Л.И. Лубышева

Физическое воспитание – это элемент физкультурного воспитания, связанный с формированием и совершенствованием лишь физических качеств и двигательных способностей [8, c.11].

Во-первых, это педагогический процесс или педагогическая система; во-вторых, это формирование двигательных навыков или обучение движениям; в-третьих, это воспитание физических качеств; в четвертых, это формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях; в-пятых, это совершенствование (личностное и физическое) человека; в-шестых, это формирование двигательной культуры, культуры здоровья и культуры телосложения [11, c.9].

Физическое воспитание наполнено специфическим содержанием (рис. 1).

Рисунок 1 – Содержание физического воспитания [23, c.4]

Как видим, специфическое содержание физического воспитания состоит из физического образования (приобретение необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний) и воспитания физических качеств (количественные и качественные изменения функциональных возможностей), в процессе которого приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания, что делает процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным [22, c.179].

Для физического воспитания характерно: учет индивидуальных особенностей занимающихся; конкретная постановка решаемых задач; формирование личности занимающегося; наличие трех сторон процесса (обучение, развитие, воспитание), что является в свою очередь признаками педагогического процесса.

Таким образом, в рамках данной курсовой работы, мы будем придерживаться определения понятия «физическое воспитание», данное Ж.К. Холодовым и В.С. Кузнецовым, в соответствии с которым физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса и который обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность [23 c.3].

Рассмотрим цели и задачи физического воспитания.

1.2 Цели и задачи физического воспитания

Целью физического воспитания, по мнению С.О. Филипповой, является формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями [19, c.10]. В то же время Э.Я. Степаненкова целью физического воспитания считает воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного гармонически и творчески развитого ребенка [20, c.39]. В свою очередь Л.П. Матвеев [10], целью физического воспитания называет оптимизацию физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности [10, c.12]. В отличие от приведенных выше авторов, Е.Н. Гогунов и Б.И. Мартьянов указывают, что цели физического воспитания можно сформулировать как образовательные, воспитательные и оздоровительные, которые направлены на обеспечение физического и психического здоровья и гармоничного развития личности согласно определенной концепции (формирование подготовленности к труду и быту, создание потребности в занятиях физической культурой) [4, c.11].

Как видим, единства в определении цели физического воспитания в литературе нет. Это, в свою очередь, сказывается на том, что в определении задач физического воспитания также нет единства. Так, С.О. Филиппова и Э.Я. Степаненкова выделяют оздоровительные (направлены на охрану жизни и укрепление здоровья), образовательные (формирование двигательных навыков и освоение специальных знаний) и воспитательные (формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями, нравственных основ личности, воспитание морально-волевых качеств, осуществление эстетического и этического воспитания) задачи, которые решаются в единстве друг с другом. В свою очередь, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов и Л.П. Матвеев выделяют специфические и общепедагогические задачи.

Специфические задачи физического воспитания  делятся на две группы:

  • задачи по оптимизации физического развития человека с учетом проблем развития его физических качеств (коррекция недостатков телосложения, воспитание правильной осанки, пропорциональное развитие мышечной массы всех частей тела, содействие сохранению оптимального веса с помощью физических упражнений, обеспечение телесной красоты);  
  • общеобразовательные задачи (формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков; формирование спортивных двигательных умений и навыков; приобретение базовых знаний научно-практического характера) [23, c.49].

Общепедагогические задачи включают в себя задачи по обеспечению нравственного и трудового воспитания, а также задачи по воспитанию воли, позитивных качеств характера, положительных эмоций и эстетических потребностей личности [10, c.14].

Задачи физического воспитания конкретизируются в соответствии с профилем спортивной тренировки, общей и профессионально-прикладной подготовки (рисунок 2).

Рисунок 2 – Основные аспекты конкретизации задач физического воспитания

При этом отметим, что Л.П. Матвеев выделяет два направления конкретизации задач физического воспитания: конкретизация решаемых задач в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями занимающихся и конкретизация задач во временном аспекте.

Однако, по мнению автора курсовой работы, конкретность в постановке задач должна получить свое выражение не только в смысловом выражении, но и в количественных показателях – в нормативах, являющимися унифицированными количественными выражениями задач, решаемых в физическом воспитании, тем более, что нормативной основой для общеподготовительного направления являются государственные программы, а для спортивного направления – спортивная классификация [23, c.16].

1.3 Виды физического воспитания

Физическое воспитание в зависимости от особенностей занимающихся (половых, возрастных, индивидуальных, уровня предварительной подготовленности, состояния здоровья) и условий основной деятельности (учение, работа на производстве, служба в армии и т.д.) дифференцируется на виды: общеподготовительное физическое воспитание и специализированное физическое воспитание [19, c.27].

Общеподготовительное физическое воспитание, представленное обязательным курсом физического воспитания в детском саду, школе, вузе обеспечивает необходимый для всех «минимум» всесторонней физической подготовленности, который характеризуется освоением жизненно важного комплекса двигательных умений и навыков и достижением определенных показателей разностороннего развития физических способностей. Отметим, что большинство авторов общеподготовительное направление физического воспитания условно делит на ряд подвидов, которые по своим особенностям соответствуют различным направлениям и сферам использования: базовая физическая культура, оздоровительно-реабилитационная и «фоновая» физическая культура. Фактически эти компоненты не только взаимосвязаны, но и отчасти совпадают, хотя и имеют вполне определенные различия как по функциям, так и по структуре.

Специализированное направление обеспечивает повышенную степень освоения прикладных навыков и развитие физических способностей, отвечающих специфическим требованиям той или иной деятельности.

К базовому физическому воспитанию  относится та часть физического воспитания, которое включено в систему образования и называется «базовой» в том смысле, что, во-первых, характеризуется приобретением основного набора жизненно важных двигательных умений и навыков наряду с необходимым в жизни уровнем общего разностороннего развития физических способностей; во-вторых, является общей фундаментальной предпосылкой («базой») для специализации в той или иной избранной деятельности (профессиональной, спортивной и т. п.) [20, c.19]. Компоненты базового физического воспитания представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Компоненты базового физического воспитания

Под названием «фоновая физическая культура» объединены гигиеническая физическая культура, включенная в рамки повседневного быта (утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками), и рекреативная физическая культура, представленная в режиме расширенного отдыха (активный туризм и охота с нестрого нормированными и нефорсированными физическими нагрузками, физкультурно-спортивные развлечения как способ активного отдыха и т.п.) [19, c.29]. В отличие от других компонентов физического воспитания эти виды обеспечивают менее глубокое воздействие на физический статус и развитие организма.

Оздоровительно-реабилитационное физическое воспитание является специфическим подвидом общеподготовительного физического воспитания, который выделился на основе специально направленного использования физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Применение отдельных форм движений и двигательных режимов с этой целью прочно вошло в систему здравоохранения в виде лечебной физической культуры (ЛФК), которая включает довольно большой комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированные ходьба, бег и другие упражнения), специализированных в зависимости от характера заболеваний, травм или других нарушений функций и форм организма.

В последние десятилетия ускоренно разрабатывается система мер спортивно-реабилитационного характера и другие элементы оздоровительно-реабилитационной физической культуры, которые входят в систему подготовки спортсмена, способствуя восстановлению функциональных и приспособительных возможностей организма после длительных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок и ликвидации последствий спортивных травм.

Профессионально-прикладное физическое воспитание подразделяется на собственно профессионально-прикладное (производственное) и военно-прикладное, особенности которых связаны с тем, что они включены в систему специальной подготовки к конкретной деятельности,  а также непосредственно в сферу данной деятельности, где функционируют в прямой зависимости от ее специфических условий и требований [23, c.54]. Иными словами, профессионально-прикладное физическое воспитание направлено на создание предпосылок успешного освоения той или иной профессии (формирование двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии и развитие профессионально важных способностей), на оптимизацию профессиональной деятельности и ее воздействия на человека. Данный вид воспитания организуется чаще всего в специальных учебных заведениях (ПТУ, техникумах, вузах).

Что касается производственного физического воспитания, то оно зависит от требований оптимальной организации трудовых процессов, от характера труда, особенностей воздействия условия труда на человека, в силу чего и имеет специфические черты – черты производственной физической культуры (вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминуты, послерабочие реабилитационные упражнения и т. п.).

Спорт – подвид специализированного направления физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека и его основу составляет соревновательная деятельность (система состязаний, соперничества), которая приводит к существенному изменению функционального состояния человека позволяя использовать максимум своих возможностей переходя на новый, более высокий уровень двигательной деятельности за счет мобилизации ресурсов организма.

Таким образом, рассмотрев, сущность понятия «физическое воспитание», определив  его цели задачи и виды, охарактеризуем форм физического воспитания.


2. ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

2.1 Классификация форм физического воспитания

Форма физического воспитания – это организованная система методов и средств, которую используют в процессе обучения для последовательного формирования двигательных знаний, навыков, умений.

Одним из оснований классификации форм физического воспитания выступает сфера деятельности ребенка: 1) физическое воспитание в учебных заведениях, составляющих систему среднего образования; 2) в организациях, осуществляющих внешкольные занятия физическими упражнениями; 3) в семейной обстановке [23, c.86].

В рамках каждой из приведенных выше сфер существуют свои формы физического воспитания. Так, формы физического воспитания в учебных заведениях, составляющих систему среднего образования физическое воспитание осуществляется в следующих формах (рисунок 4).

Рисунок 4 – Формы физического воспитания в учебных заведениях, составляющих систему среднего образования

В свою очередь, формы физического воспитания в семейной обстановке можно подразделить на 1) мероприятия в режиме дня, включающие в себя утреннюю гимнастику, процедуры закаливания, физкультурные минутки; 2) выполнение домашних заданий по физической культуре; 3) самостоятельные занятия физическим упражнениями; 4) игры, прогулки, походы, соревнования семей во время отдыха.

Формы физического воспитания в организациях, осуществляющих внешкольные занятия физическими упражнениями представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Формы физического воспитания в организациях, осуществляющих внешкольные занятия физическими упражнениями

Существует и другая классификация, в соответствии с которой формы физического воспитания делятся на:

1) стандартный урок физкультуры, который является наиболее используемой формой обучения детей любых возрастных групп физическим упражнениям, в структуру которого закладываются определенные задачи и цели;

2) комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, которые проводятся и как самостоятельное занятие, и как мероприятия, успешно включенные в другие формы физического воспитания. Это многочисленные физкультминутки, игры на улице, разминки между сменой деятельности, закаливающие меры. Применяют физкультурно-оздоровительные мероприятия для повторения основного материала пройденного на уроке физкультуры;

3) самостоятельная деятельность ребенка в активных видах спорта, посещение занятий по лечебно-профилактической гимнастике;

4) приобщение к активным видам отдыха, подвижным коллективным играм, участие в эстафетах, соревнованиях, прогулках [19, c.76].

Однако большинство авторов под  формами физического воспитания понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимодействия преподавателя (тренера) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий. В соответствии с этим формы физического воспитания делятся на урочные формы занятий и внеурочные формы занятий (таблица 1).

Таблица 1 – Формы физического воспитания

Состав форм

Характеристика форм

1

2

1. Урочные формы

1.1. Собственно урочные формы (уроки физической культуры в школах, ПТУ, ССУЗах, ВУЗах и других учебных заведениях)

1. Занятия проводит специалист.

2. Постоянный состав занимающихся.

3. Проводятся  в соответствии с требованиями  государственных образовательных программ.

4. Уроки являются обязательными.

5. Реализуется весь комплекс задач физического воспитания (образовательные, оздоровитель-ные, воспитательные), а также совершенство-вание занимающихся в избранном виде спорта.

6. Проведение на высоком методическом уровне.

7.Контроль за результатами педагогического процесса

1.2. Спортивно-тренировочные занятия (факультативы)

1.3. Занятия в секциях, спортивных клубах, ДЮСШ, СДЮСШОР и т. п.

Продолжение таблицы 1

1

2

2. Внеурочные формы

2.1. Малые формы

- утренняя гимнастика

- вводная гимнастика

- физкультминутки и физкультпаузы

- микропаузы активного отдыха

1. Занятие может проводить не специалист

2. Занятия могут проводиться самостоятельно.

3. Нет государственных образовательных программ.

4. Занятия не являются обязательными.

5. Основными задачами являются: активный отдых, укрепление  и восстановление здоровья, сохранение и повышение работоспособности, совершенствование двигательных навыков, развитие физических качеств, развитие психической готовности и воспитания волевых качеств.

2.2. Крупные формы

- самостоятельные тренировочные занятия по типу урочных (аэробика, шейпинг, атлетическая гимнастика, калланетика, др.)

- занятия физическими упражнениями в рамках расширенного активного отдыха (активные перемены в школе, туристичес-кие походы, подвижные игры и т.д.)

2.3. Соревновательные формы

-  собственно спортивные соревнования

- соревновательные формы занятий

Систематическое применение основных форм физического воспитания помогает быстрее получить результаты и достичь определенных целей в физическом развитии детей. Рассмотрим формы физического воспитания более подробно.

2.2 Урочные формы физического воспитания

В рамках данной работы невозможно рассмотреть все урочные формы физического воспитания, поэтому ограничимся рассмотрением основной урочной формой физического воспитания - урока физической культуры, который по сравнению с другими формами имеет ряд преимущества, таких как:

а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;

б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;

в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;

г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т. д.

Уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 2 раза в неделю по 40-45 мин каждый и характеризуются двигательной активность, что составляет основное содержание урока.

На уроках физической культуры используются следующие виды физического воспитания: гимнастика (изучение строевых, общеразвивающих, акробатических упражнений, упражнения на гимнастических снарядах); легкая атлетика (бег, прыжки, метания);  спортивные игры (занятия по баскетболу, волейболу, футболу, ручному мячу); лыжная подготовка (способы передвижения на лыжах); профессионально-прикладная физическая подготовка (в училищах, техникумах, колледжах); плавание (способы  плавания); элементы единоборства (для юношей в целях повышения уровня военно-прикладной подготовленности предусматривается изучение элементов из различных видов борьбы и других единоборств) и элементы художественной, ритмической гимнастики (чаще всего для девушек – упражнения без предмета, с предметом, упражнения с элементами акробатики в аэробном режиме под музыкальное сопровождение) [2, c.98].

Отметим, что спортивные игры чаще всего используются на уроках физической культуры в  ПТУ, ССУЗах, ВУЗах и других учебных заведениях, в целях овладения учащимися техники и тактики одной из спортивных игр, при этом выбор спортивной игры зависит от условий, которыми располагает учебное заведение, специализации преподавателя, желания учащихся и её профессионально-прикладной значимости.

Что касается профессионально-прикладной физической подготовки, то она должна содержать упражнения, способствующие развитию физических качеств и психофизиологических функций, необходимых в конкретной трудовой деятельности и эти упражнения должны быть направлены на формирование двигательных умений и навыков прикладной направленности.

Урок физической культуры обладает особенностями, во-первых, обусловленными возрастными возможностями учащихся; во-вторых, содержанием учебных программ; в-третьих, комплексностью решения педагогических задач, в четвертых, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня. Поэтому при организации и проведении урока необходимо выполнение следующих требований:

1 Четкость постановки целей и задач (не более 2-3 на одном уроке) с учетом состава учащихся, их возраста, физического развития и подготовленности.

2 Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач.

3 Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока.

4 Тесная связь уроков с предыдущими и последующими.

5 Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

6 Постоянное видоизменение содержания урока, методики его организации и проведения, с целью формирования интереса у учащихся к занятиям физическими упражнениями.

7 Обеспечение травмобезопасности урока.

8 Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся [15, c.104].

Каждый урок физической культуры состоит из трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной, последовательность которых отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя за счет постепенного повышения функциональной работоспособности своих органов и систем (фаза врабатывания, соответствующая подготовительной части урока). Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется чуть колеблясь либо в сторону ее увеличения, либо снижения (фаза устойчивой работоспособности, соответствующая основной части урока). Потом по мере расходования функциональных резервов систем организма работоспособность постепенно снижается (фаза истощения (утомления), соответствующая заключительной части урока).

Структура урока физической культуры представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Структура урока физической культуры

Эле-менты

Подготовительная часть урока

Основная часть

Заключительная часть

Цель

Подготовка учеников к выполнению упражнений

Решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач  по учебной программе

Приведение организма ученика в относительно спокойное состояние

Задачи

- обеспечение психического настроя на занятие;

- обеспечение общей функциональной готовности организма ученика к активной мышечной деятельности

- комплекс оздоровительных, воспитательных и образовательных задач в соответствии с темой урока

- снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц

Содер-жание

Разминка с помощью обще-развивающих упражнений с постепенным возрастанием нагрузки в следующем порядке: ходьба, бег, упражнения для рук и плеч, упражнения для туловища, упражнения для ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление

1) разучивание новых двигательных действий;

2) закрепление и совершен-ствование усвоенных ранее двигательных умений и навыков общеобразователь-ного, прикладного и спортивного характера;

3) развитие физических качеств

Подведение итогов урока; сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест»

Время

5-10 минут

25-30 мин.

3-5 мин.

Уроки физической культуры классифицируются по признаку преимущественной направленности на решение образовательных, оздоровительных или воспитательных задач и включают в себя четыре разновидности уроков.

1 Комбинированные уроки, в которых в равной мере представлены все три группы задач физического воспитания.

2 Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью:

а) развивающие уроки, служащие развитию различных систем организма,

б) восстанавливающие уроки, направленные на восстановление сил и работоспособности.

3 Уроки с преимущественно воспитательной направленностью дифференцируются в зависимости от конкретных задач нравственного или эстетического воспитания.

4 Уроки с преимущественно образовательной направленностью подразделяются на следующие типы по признаку выделяемых дидактических задач:

  • вводные уроки (проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении нового раздела учебной программы, где учитель знакомит учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, зачетными требованиями и учебными нормативами);
  • уроки изучения нового материала (ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение);
  • уроки совершенствования (углубленное изучение и закрепление учебного материала);
  • смешанные уроки (включают в себя задачи и элементы, характерные для всех типов уроков и совместно решают задачи обучения, развития физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др.), которые являются  наиболее распространенными в практике физического воспитания;
  • контрольные уроки (выявление успеваемости или определение уровня подготовленности занимающихся, проверка усвоения ими знаний, умений и навыков по теме или разделу программы и т. п.).

Результативность урока физической культуры во многом зависит от того, насколько преподаватель будет претворять намеченный им план, применять наиболее рациональные методы и приемы организации деятельности, продуктивно использовать имеющиеся оборудование, учитывая при этом подготовленность школьников, их возрастные и индивидуальные особенности.

2.3 Внеурочные формы физического воспитания

К внеурочным формам физического воспитания, согласно классификации форм, относятся малые, крупные и соревновательные формы занятий [24, c.89].

Для малых форм физического воспитания характерно следующее:

1) относительно узкая направленность деятельности, поскольку малые формы решают лишь частные задачи физического воспитания:

  • утренняя гигиеническая гимнастика и вводная производственная гимнастика обеспечивают только ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности;
  • физкультурные паузы, физкультминутки и микропаузы активного отдыха обеспечивают текущую оптимизацию динамики оперативной работоспособности во время работы;
  • домашние задания решают задачу поддержания отдельных сторон, приобретенной тренированности;

2) незначительная продолжительность занятий (от 2-3 до 15-20 мин);

3) отсутствие или невыраженность структуры построения занятия. Так у физкультминутки, например, нет ни подготовительной, ни основной, ни заключительной части;

4) невысокий уровень функциональных нагрузок.

Крупными формами внеурочных занятий физического воспитания являются самостоятельные тренировочные занятия по типу урочных и занятия физическими упражнения в рамках расширенного активного отдыха. При этом отметим, что самостоятельные тренировочные занятия по типу урочных подразделяются на:

  • самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия;
  • занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера, к которым относятся занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, ушу и т.п.;

К занятиям физическими упражнениями в рамках расширенного активного отдыха относятся также занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера, но другого типа – туристические походы, лыжная ходьба, подвижные игры.

К соревновательным формам внеурочного типа физического воспитания относят:

  • собственно спортивные соревнования, характеризующиеся четкой регламентацией состязаний официальными правилами;
  • соревновательные формы занятий, такие как: контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.

Главное отличие внеурочных форм занятий от урочных заключается в том, что они являются абсолютно добровольными. Кроме того, выбор той или иной формы внеурочных занятий  определяется интересами и склонностями занимающихся.

В рамках ограничений курсовой работы, рассмотрим более подробно только самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия. К таковым могут относиться занятия, в которых упражнения будут циклического характера (двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл) – это ходьба, бег, езда на велосипеде, плавание, гребля и занятия, в которых упражнения будут ациклического характера (структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения: гимнастические и силовые упражнения, прыжки) – это занятия в группах здоровья и общей физической подготовки, ритмическая и атлетическая гимнастика, гимнастика по системе «хатха-йога» и т.п. [24, c.89].

Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе из 2-5 человек и более, при этом отметим, что групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная. Заниматься рекомендуется 3-4 раза в неделю 1-1,5 часа. Заниматься менее 2-х раз в неделю нецелесообразно, так как это не способствует повышению уровня тренированности организма. Лучшим временем для тренировок является вторая половина дня, через 2-3 часа после обеда.

Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всего комплекса физических качеств, а также укреплению здоровья и повышению общей работоспособности организма. В практике проведения самостоятельных тренировок наибольшее распространение приобрели занятия спортивными играми, ритмической и атлетической гимнастикой, лыжными прогулками [17, c.40].

Особенность ритмической гимнастики состоит в том, что упражнения выполняются в сопровождении музыки, ритм которой и определяет темп движений и их интенсивность, а также в том, что в ней используется комплекс различных средств, оказывающих влияние на весь организм (например, беговые и прыжковые упражнения влияют на сердечно-сосудистую систему, наклоны и приседания – на двигательный аппарат, методы релаксации и самовнушения – на центральную нервную систему и т.д.).

Классификация занятий ритмической гимнастики приведена в таблице 3.

Таблица 3 – Классификация занятий  ритмической гимнастики

Основание

Виды занятий

1. Применяемые средства занятия

- атлетические

- танцевальные

- психорегулирующие

- смешанные

2. Вид упражнений (по характеру энергообеспечения)

- аэробные

- анаэробные

- смешанные

3. Подбор серий упражнение и темп движений

- спортивные

- оздоровительные

Атлетическая гимнастика – это вид гимнастики, сочетающий силовую тренировку с разносторонней физической подготовкой и предназначенной для людей практически здоровых, что связано с тем, что используемые упражнения характеризуются большой нагрузочностью для занимающихся [7, c.12], так как в ней используются элементы и основной, и спортивной тренировки.

Важнейшей отличительной чертой атлетической гимнастики является то, что за счет специальных упражнений у занимающегося формируются умения и навыки силовых перемещений собственного тела в различных режимах силовой работы – это 6 основных групп специальных упражнений и 1 вспомогательная группа упражнений (рисунок 6).

Рисунок 6 – Упражнения, используемые на занятиях атлетической гимнастикой

В заключение отметим, что положительного результата в занятиях физической культурой можно добиться только при многолетних непрерывных занятиях, основанных на учете закономерностей развития организма и особенностей вида занятий (вида спорта).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса и обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность

Цели физического воспитания направлены на обеспечение физического и психического здоровья и гармоничного развития личности согласно определенной концепции (формирование подготовленности к труду и быту, создание потребности в занятиях физической культурой).

В литературе выделяют оздоровительные (направлены на охрану жизни и укрепление здоровья), образовательные (формирование двигательных навыков и освоение специальных знаний) и воспитательные (формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями, нравственных основ личности, воспитание морально-волевых качеств, осуществление эстетического и этического воспитания) задачи, которые решаются в единстве друг с другом.

Физическое воспитание в зависимости от особенностей контингента (половых, возрастных, индивидуальных, уровня предварительной подготовленности, состояния здоровья) и условий основной деятельности (учение, работа на производстве, служба в армии и т.д.) дифференцируется на виды: общеподготовительное физическое воспитание и специализированное физическое воспитание.

Одним из оснований классификации форм физического воспитания выступает сфера деятельности ребенка: 1) физическое воспитание в учебных заведениях, составляющих систему среднего образования; 2) в организациях, осуществляющих внешкольные занятия физическими упражнениями; 3) в семейной обстановке.

Формы физического воспитания также можно разделить на стандартный урок физкультуры; на комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, которые проводятся и как самостоятельное занятие, и как мероприятия, успешно включенные в другие формы физического воспитания; на самостоятельную деятельность ребенка в активных видах спорта, посещение занятий по лечебно-профилактической гимнастике; на приобщение к активным видам отдыха, подвижным коллективным играм, участие в эстафетах, соревнованиях, прогулках.

Также формы физического воспитания делятся на урочные формы занятий (собственно урочные формы, спортивно-тренировочные занятия и занятия в секциях и спортивных клубах) и внеурочные формы занятий: малые формы (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультминутки и физкультпаузы, микропаузы активного отдыха); крупные формы (самостоятельные тренировочные занятия по типу урочных и занятия физическими упражнения в рамках расширенного активного отдыха); соревновательные формы (собственно спортивные соревнования и соревновательные формы занятий).

В заключение отметим, что тысячи лет человечество искало чудесный эликсир жизни, отправляя сказочных героев и далекие путешествия за тридевять земель. А он оказался гораздо ближе – это физическое воспитание, дающее людям здоровье, радость, ощущение полноты жизни. Здоровый человек, здоровая нация – сильная страна.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015) // справ.- правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. – [М.,2015]. – Электрон. текст. дан.  – Послед обновление 20.10.2015.
  2. Бутова С.В. Оздоровительные упражнения на уроках // Начальная школа. – 2012. – №8. – С. 98.
  3. Быховская  И.М. Концепция  физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) / Теория и практика физической культуры. – 1993. – №7. – С. 2-5
  4. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
  5. Екжанова Е.А. Особенности организации физического воспитания в дошкольных учреждениях // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. – 2014. – №7. – С. 66-69.
  6. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медецина,2013. –128 с.
  7. Зорина С.Д. Внеурочные формы физического воспитания как основа здорового образа жизни // Вестник ВИЭПП. – 2008. – № 7.– С. 10-16.
  8. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 6. –  С. 10-15.
  9. Львова И.М. Физкультминутки // Начальная школа. – 2014. – №10. – С. 86.
  10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для студ. ин-тов физ. культуры. – М., 1991. – 543 c.
  11. Махалова И.В. Народные традиции как условие физического воспитания детей 6-7 лет: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Екатеринбург – 2015. – 24 с.
  12. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр  «Академия», 2002. – 576 с.
  13. Педагогика: учеб. / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013. – 432 с.
  14. Практикум по педагогике: Учебное пособие: издание 3-е переработанное и дополненное / Под  ред. А.А. Дубасенюк. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 464 с.
  15. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2012. – 206 с.
  16. Сивашинская Е.Ф. Педагогика. – Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009. – 234 с.
  17. Смагин Н. И. Рекомендации по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями // Молодой ученый. – 2014. – №6. – С. 39-41.
  18. Столяров В.И. Физическая культура и спорт как элементы культуры // Культурная среда и её освоение: Материалы сов. ученых к XVIII Всемирному филос. конгр. «Философское понимание человека». Великобритания, Брайтон, 21-27 авг. 1988 г. – М., 1988. – С. 126-142.
  19. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. С. О. Филипповой. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 304 с.
  20. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Э.Я.  Степаненковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 386 с.
  21. Теория и методики физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. –287 с.
  22. Фицула Н.Н. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие. – М.: Академвидав, 2011. – 352 с.
  23. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
  24. Якимович В.С., Зорина С.Д. Классификация форм внеурочного физического воспитания студентов // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: Мат.V междунар. науч.-практ. конф. (5 июля, 2008 ). – Ставрополь: СГУ, 2008. – С.88-92.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»

1. Введение2. Актуальность темы3. Развитие восприятия у детей  дошкольного возраста посредством    тренировки систем4. Виды восприятия и новообразования5. Восприятие формы, величин...

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»

СОДЕРЖАНИЕ. 1. Введение2. Актуальность темы3. Развитие восприятия у детей  дошкольного возраста посредством    тренировки систем4. Виды восприятия и новообразования5. Восприят...

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста» СОДЕРЖАНИЕ. 1. Введение2. Актуальность темы3. Развитие восприятия у детей  дошк...

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка "Логоритмика как форма коррекции речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта"

Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений...

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»

Методическая разработка «Восприятие цвета, формы, величины у детей дошкольного возраста»...