Нетрадиционные формы физического воспитания детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по музыке на тему

Пичужкина Екатерина Сергеевна

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности - античной Греции и Древней Индии. Уже тогда ценились два ее компонента - гимнастика и ритмический танец.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                   

                                                      Составитель: Пичужкина Екатерина Сергеевна

                                                      Педагог дополнительного образования по хореографии

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладывается основы здоровья и физического развития ребенка.

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности - античной Греции и Древней Индии. Уже тогда ценились два ее компонента - гимнастика и ритмический танец.

В настоящее время существуют много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных - это танцевально - ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность ее в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнение танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

В танцевально-ритмическую гимнастику входят несколько разделов: ритмика, гимнастика, танец и т.д., а так же раздел нетрадиционных видов упражнений. Данный раздел представлен: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально- подвижными играми.

Все нетрадиционные виды упражнений объединяет игровой момент проведения занятий, который придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческий способностей ребенка.

ХАРАКТЕРИСТИКА НЕТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ УПРАЖНЕНИЙ

«Игропластика»

- Нетрадиционная методика развития мышечной силы и гибкости детей. Здесь используются элементы древних гимнастических движений выполняемые в игровой, сюжетной форме.

Болевые ощущения во время исполнения этих упражнений недопустимы. Наоборот, выполнение поз должно быть приятным, задавать радостный эмоциональный настрой.

Обязателен контроль за ровным дыханием во время исполнения упражнений. Таким образом, данные упражнения, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворенность и внутреннюю свободу.

«Пальчиковая гимнастика»

- Служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движения рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащающий внутренний мир ребенка, но и оказывает положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

«Игровой самомассаж»

- Является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Также упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

«Музыкально-подвижные игры»

- Этот раздел содержит упражнения, применяемые практически на всех уроках, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования - все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

ПРИМЕРЫ НЕТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ УПРАЖНЕНИЙ

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5лет)

Игропластика

  1. Укрепление мышц живота и спины:

«велосипед» - в положении упор лежа сзади на предплечьях;

«морская звезда» - в положении лежа на животе развести в стороны прямые руки и ноги, и в таком положении поднимать руки и ноги наверх;

«орешек» - из положения лежа на спине - группировка сидя;

«кобра» - лежа на животе подъем туловища с руками за голову.

  1. Упражнения для развития гибкости

Речитатив:

Я маг волшебник -  сидя «по-турецки»        

Вперед наклоняюсь – наклон вперед, с опорой руками о пол  

Меня не видно станет

А захочу я в льва – руки согнуть вперед

превращаюсь

Или в акробата – группировка садясь на пятки

Змеей прогнусь – упор лежа прогнувшись

Головой поверчу – поворот головой

А если нужно – группировка лежа на боку

Катенком свернусь, как здорово это однако!

  1. 'Упражнения для развития мышечной силы для мышц брюшного пресса-- лежа на животе - «велосипед» 

Речитатив:

Я сижу на велосипеде,

 Только вверх ногами.

И кручу педали Весело ногами.

 Эх, прокачу!

Вот и Мишка примостился

 Сзади на сиденье.

 И Матрешку посажу спереди на руль.

Эх, прокачу!

Едем, едем - не спешим,

А устанем, отдохнем, Вместе песенку споем!

(Поют любую детскую песенку)

Пальчиковая гимнастика

  1. Поочередное сгибание и разгибание пальцев рук: 

Речитатив:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

 Этот пальчик - мамочка,

 Этот пальчик - я,

 Вот и вся моя семья!

2. Выставление одного, двух и т.д. пальцев.

 Работа одним пальцем, другие в кулак.

Круговые движения кистями и пальцами рук в одну и другую стороны («оса»).

3. Соединение большого с другими пальцами,

касание пальцев одной и другой рук (пальчики «здороваются»). Сцепление пальцев («цепочка»)

  1. Работа пальцами по различным частям тела и поверхности стола («человечки», «игра на рояле», «встречи», «солдатики» и т.д.)

5. Упражнения на поочередное сгибание и разгибание пальцев в кулак:

Этот пальчик - хочет спать, Этот пальчик - прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора.

Игровой самомассаж

  1. Поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в образно - игровой форме. Для кистей и пальцев. 

Речитатив соответственно двигательному действию:

Разотру ладошки сильно,

 Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

 И вытягивать начну.

Затем руки я помою

 Пальчик в пальчик я вложу,

 На замочек их закрою

И тепло поберегу.

 Выпущу я пальчики

Пусть бегут как зайчики.

  1. Поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в образно-игровой форме. Для ступней и пальцев ног.

Пальчики на ножках

Как на ладошках.

Я их сильно покручу

И шагать начну.

Разведу вперед – назад

 И сожму руками.

Здравствуйте, пальчики!

 Гномики лесные,

Здравствуйте, пальчики!

Игрушки заводные.

  1. Поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в образно-игровой форме;

Я в ладошки хлопаю

 И ногами топаю.

Ручки разотру

Тепло сохраню.

 Ладошки, ладошки,

 Утюжки - недотрожки.

Вы погладьте ручки,

Чтоб играли лучше.

Вы погладьте ножки

Чтобы бегали по дорожке.

Музыкально подвижные игры

  1. Игра «Поезд»

Дети стоят в начерченных на полу кружочках (обручах), которых должно быть на один меньше, чем играющих. Один ребенок изображает паровоз: дробный шаг по кругу. Звучит текст:

Чух - чух, чух

Пыхчу, ворчу

Стоять на месте не хочу,

Колесами стучу, верчу,

Садись скорее, прокачу! Все, к кому приближается водящий, должны следовать за поездом. Когда поезд составлен, звучит музыка и поезд набирает ход. Как только музыка прекращается, все играющие занимают кружочки, кому не хватило круга, становится водящим. Игру можно продолжать, предложив детям выйти из вагончиков и погулять по лесу и т.д.

  1. Игра «Найди предмет»

(на воспроизведение динамики звука) Играющие сидят или стоят по кругу. Назначается водящий, который по музыке должен найти предмет. Водящий закрывает глаза, а предмет прячут у него у одного из играющих. Водящий открывает глаза и идет искать предмет. По мере приближения водящего к предмету сила звука возрастает, а при удалении - ослабевает.

  1. Игра «Воробушки»

Утром воробышки просыпаются - потягиваются, расправляют крылья, чистят клювики, выпрыгивают из гнездышек и летят (под музыку). Как только музыка прекращается, дети занимают свои места.

  1. Игра «Карлики и великаны» 

Играющие стоят лицом в круг. Под музыку дети выполняют танцевальные движения. В конце музыкального отрывка подается сигнал либо в высоком, либо в низком регистре. На аккорд в высоком регистре играющие становятся «карликами», а в низком регистре - «великанами». Выигрывает тот, кто не ошибается.

СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет)

Иропластика

  1. Специальные упражнения для развития мышечной силы в образных двигательных действиях и заданиях.

Чтоб красиво нам ходить,

Надо мышцы укрепить,

Живот и спину подкачаем,

Осанку гордую поставим.

  1. Специальные упражнения для развития гибкости образных и игровых двигательных действиях и заданиях.

Гибкий, как каучук,

Каждый мой сустав.

Сед на пятках держу,

А могу и так - между пяток сидеть,

 Головою вертеть.

 Ах, рыбка, золотая рыбка!

 В кольцо свернулась назад.

Барьерный шаг, барьерный шаг,

 Наклон вперед, наклон назад

Лечу как стрела, не видно меня.

 Барьерный шаг, барьерный шаг,

 Наклон вперед, наклон назад.

  1. Специальные упражнения для развития гибкости в образных и игровых двигательных действиях и заданиях с речитативом.

Буратино - мальчик смелый,

Гибкий, как гимнаст,

Он в шпагате наклонился,

Грудью к полу прислонился,

Держит позу, словно ас!

1. Сидя ноги врозь с наклоном вперед, руки вверх.

2. Из упора сидя сзади на пятках встать ,стоя согнувшись «жираф».

3. Из упора сидя на пятках встать в упор сзади прогнувшись на коленях.

4. Сидя с сомкнутыми ногами пружинистые наклоны вперед, руки вверх.

  1. Комплекс упражнений. «Винтик»

Исходное положение - стойка ноги врозь, руки на пояс. Семь пружинящих поворотов туловища направо, пауза, и все налево.

«Часики-ходики»

Семь пружинящих наклонов вправо, левую руку вверх, пауза, и все налево. «Журавль»

Семь пружинящих наклонов вперед прогнувшись, руки вверх. «Улитка»

Исходное положение - лежа на спине, коснуться носками пола за головой.

Пальчиковая гимнастика

  1. Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками

Сидит белка на тележке,

Продает свои орешки:

Лисичке – сестричке

Воробью

Синичке

Мишке толстопятому

Заиньке усатому

Вот как

Круговое движение кулаком вправо

Круговое движение кистью влево

Разогнуть большой палец

Разогнуть указательный палец

Разогнуть средний палец

Разогнуть безымянный палец

Разогнуть мизинец

Раскрыть кисть пальцы в стороны

2.

Вот помощники мои.

Как их хочешь поверни,

По дорожке белой, гладкой.

Скачут пальцы как лошадки

Чок, чок, чок

Чок, чок, чок -

Скачет ровный табунок

Показать пальцы

Поворачивать кисти ладонями кверху и книзу

Пальцами проводят по другой руке

Два пальца одной руки  скачут по другой

3«Флажок»

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу

Четыре  пальца вместе

Сгибание и разгибание 4-х пальцев

«Пароход»

Пароход плывет по речке

И пыхтит он словно печка:

«Ч-ч-ч, ч-ч-ч!»

Ладони вместе

Большие пальцы направлены вверх, «плывет» пароход

«Грабли»

Листья падают в саду

Я их граблями смету

Пальцы, кроме большого, в «замок», только с тыльной стороны. Выполнить несколько раз, в конце потряхивание пальцев рук.

 «Мышка»

Серенький комок сидит

И бумажкой все шуршит:

 Шу-шу-шу, шу-шу-шу!

Средний и безымянный палец упираются в большой

Указательный   и   мизинец   согнуты «ушки»

«Кошка»

У кошки ушки на макушке,

Чтоб   услышать   мышь   в норушке:

Мяу- мяу, мяу- мяу!

Средний и безымянный палец соприкасаются с большим.

Указательный и мизинец - прямые -подняты вверх.

«Зайка»

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат,

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат:

Ля-ля-ля, ля-ля-ля!

Пальчики в кулак. Выставить вверх указательный и средний

«Петушок»

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

 Не ходите далеко!

Указательный   палец   опирается   на большой, «клювик». Остальные   пальцы   растопырены   в стороны - кверху «гребешок»

 (повторить несколько раз)

 

 «Жук»

Жук летит, жужжит, жужжит,

И усами шевелит.

Пальцы в кулак.

Указательный и мизинец разведены в стороны «усы»

В конце потряхивание пальцами рук

 

Игровой самомассаж

  1. Поглаживание и растирание ладоней, предплечья и плеча в положении сидя в образно - игровой форме

  1. Поглаживание и растирание ступни, голени, бедра в положении сидя, в образно- игровой форме

Трем рукой – мочалкой

 Вверх-вниз, вверх-вниз,

Пятки и носочки

 Вверх-вниз, вверх-вниз,

Ножку до коленочки

 Вверх-вниз, вверх-вниз,

Мы помоем чистенько

Вверх-вниз, вверх-вниз,

А бедро разотрем

Вверх-вниз, вверх-вниз,

И гулять пойдем

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Музыкально - подвижные игры

1. Игра   на   определение   характера   музыкального   произведения   в движениях.

(веселый характер - прыжки, танец; грустный - ходьба опустив голову; героический - марш и т.д.)

  1. Игра «Волшебный веселый бубен»

Дети стоят по кругу. Руководитель ударяет в бубен и пускает его по кругу. Дети передают его друг другу, произнося слова:

Ты катись веселый бубен,

Быстро - быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот сейчас станцует нам. У кого бубен задержался на последних словах, тот выходит в круг и танцует.

  1. Игра на определение динамики музыкального произведения

На громкое звучание музыки дети идут с высоким подниманием бедра, на тихое - хлопают в ладоши; на громкое - ходьба вперед, на тихое - ходьба назад; на громкое - прыжки, на тихое - ходьба на носочках.

4. Игра    на    определение    характера    музыкального    произведения «Мальчики пляшут, девочки танцуют».

Под веселую, задорную пляшут мальчики, а под плавную, нежную девочки. Отметить лучших исполнителей.

  1. Игра «Музыкальные змейки»

Все дети образуют три группы, построенные в колонны в определенном месте зала. Каждая колонна выбирает себе определенную мелодию. Например: вальс, полька, марш (можно детские песни). Как только зазвучала только одна из мелодий, колонна, выбравшая ее, , должна двигаться по залу в любом направлении за своим ведущим. Но вдруг зазвучала другая мелодия, так же действует следующая колена, а первая останавливается и так далее. По команде «На свои места!» все бегут и строятся на свои первоначальные места. Какая колонна построится раньше и не ошибется при узнавании своей мелодии, та и выигрывает.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7 лет)

Иргопластика

«Турецкая поза» - сидя на полу со скрещенными ногами и прямым корпусом.

 «Турецкая поза с наклоном корпуса вперед» - медленно наклонить корпус как можно ниже

«Поза прямого угла» - из положения лежа на спине с прямыми сомкнутыми ногами исполнить плавный подъем одной или двух ног на 90°

«Сокращение, вытягивание подъема и круговращения стоп» - исполняется в положении сидя с прямым подтянутым корпусом, и прямыми ногами.

«Прогиб корпуса в положении лежа» - из положения, лежа на животе с

прямыми сомкнутыми ногами - соединить кисти за спиной выпрямляя

руки, поднять голову, прогнувшись в лопатках.

«Поза лука» - из положения, лежа на животе с вытянутыми сомкнутыми

ногами и лежащими вдоль туловища руками - согнуть ноги в коленях,

обхватить руками стопы, и прогнувшись, плавно поднять корпус.

«Лодочка» - из положения, лежа на животе, руки вытянуть вперед,

прогнуться, подняв прямые руки и ноги не касаясь, пола.

Пальчиковая гимнастика

  1. Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных и образных действиях по сказкам и рассказам Русская игра «Киселек»

Бабушка кисель варила

На горшочке,

В черепушке,

Для Андрюшечки

Летел, летел соколок

Через бабушкин порог

Вот он крыльями забил

Бабушкин кисель разлил,

У старушечки,

На горушечки

Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!»

«Не плачь, бабуля, не рыдай!»

Чтоб ты стала весела,

 Мы наварим киселя

Вот столько!

Правая рука помешивает «кисель»

Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом

Округленные     ладони,     смыкаясь,

Ладонь правой руки кладется на грудь

Ладони скрещиваются

Скрещенные ладони, помахивают

Руками   несколько   раз   ударить   по бокам

Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить

Руки вновь показывают горку

Утирать слезы

Указательный палец грозит

Правая рука снова «помешивает кисель»

Руки разводятся широко в стороны

 

Игровой самомассаж

  1. Поглаживание и растирание рук и ног в положении сидя, в образно-игровой форме

  1. поглаживание и растирание груди и спины в положении сидя в образно-игровой форме

Музыкально-подвижные игры

  1. Игра на различные силы (динамики) звука «Круг и кружочки»

 Все участники делятся на 4 команды. Команды строятся в углах зала плотными кружочками лицом к центру круга.

Звучит музыка, и все строятся в общий большой круг в середине зала, и продвигаясь по кругу выполняют танцевальные шаги, соответствующие музыкальному сопровождению. Вдруг мелодия зазвучала очень громко ( или очень тихо). Все дети должны разбежаться по своим местам в углах зала и построиться в кружочки. Выигрывает команда, построившаяся раньше других при правильном исходном положении.

  1. Игра на гимнастическое дирижирование - тактирование музыкальных размеров 2/4,3/4, 4/4 «Гонка мяча по кругу».

Все участники стоят по кругу и под музыку передают друг другу мяч. Вдруг музыка прекращается, и тот, у кого остался мяч в руках, выходит к центру круга и под музыку выполняет соответствующее дирижирование тактирование музыкального размера 2/4 (3/4 или 4/4). Поощряется тот, кто правильно выполнит дирижирование.

  1. Игра «День-ночь»

Две команды стоят на середине площадки спиной друг к другу на расстоянии 1,5-2 метра. Одна команда - день, другая - ночь. У каждой команды на своей стороне площадки - дом. Руководитель неожиданно произносит «День» или «Ночь». Соответствующая команда быстро убегает в свой дом, а другая ее догоняет. Затем все встают на прежние места, и подсчитывают пойманных игроков. Игра повторяется, команды убегают и догоняют не по очереди, а по вызову - всегда неожиданному. Выигрывает команда, которая поймает больше игроков другой команды.

Варианты: играющие стоят боком в колоннах, лицом; команды называются «вороны» и «воробьи».

Во время игры можно выполнять упражнения танцевального характера под музыку.

  1. Игра - эстафета «Гонка - мячей в колонах и шеренгах»

Участники стоят в колоннах - командах. Впереди капитан команды, в руках у него мяч. По сигналу дети передают мяч над головой. Как только он доходит до последнего, команда поворачивается направо и передача меча происходит на уровне груди. Капитан, получивший мяч, поднимает его вверх, и вся команда поворачивается налево в колонну.

При повторении игры повороты можно делать и в другую сторону. Во время гонки мяча можно включить веселую музыку.

  1. Игра «Дети и колдунья»

Звучит веселая музыка, все дети свободно двигаются по залу. Как только музыка прекращается, дети замирают. В это время выходит колдунья, всех, кто шевелится она забирает к себе в «дом», самые смелые могут шевелиться, но, чтобы этого не видела колдунья. Звучит музыка, колдунья уходит, дети снова двигаются.

Определяется самая ловкая колдунья и дети.

Во время игры дети могут не просто двигаться, но и танцевать под определенные музыкальные фрагменты. В конце игры можно выбрать самых «танцующих» детей.

  1. Игра «Нам не страшен серый волк»

Выбирается водящий - серый волк, ему отводится в зале место, где он прячется. Дети свободно перемещаются по залу, произнося слова -дразнилки.

Нам не страшен серый волк,

Серый волк, серый волк.

Где ты бродишь, серый волк,

Глупый волк, страшный волк?

После этих слов из укрытия выбегает волк и ловит ребят. Кого волк поймает, тот выбывает из игры, а волк бежит прятаться.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нетрадиционный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Использование технологии Н.Н. Ефименко "Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста" и применение нестандартного спортивного оборудования....

Презентация "Использование нетрадиционного оборудования в физическом воспитании детей дошкольного возраста"

Применение нестандартного оборудования и пособий вносит разнообразие в подвижные игры и физкультурные мероприятия, позволяет шире использовать различные упражнения, варьировать задания, вносить измене...

Педагогический совет: «Организация эффективных форм оздоровления и физического воспитания детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий и методик»

Презентация  к Педагогическому совету "Организация эффективных форм оздоровления и физического воспитания детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий и методик"...

Подвижная игра одна из форм физического воспитания детей раннего возраста

В данное пособие содержит информацию о физическом развитии детей раннего возраста. Перечислины различные виды подвижных игр с кратким описанием. Дополнительно прелагается информационный буклет подвижн...

Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра

Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...