МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ИГРАМИ
статья на тему


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАБОТЕ С ИГРАМИ

Наших детей окружает множество игр и игрушек. Какие наиболее полезны для них? Когда их давать ребенку? Как играть, чтобы игры принесли наибольшую пользу? Прежде чем начать играть, несколько пожеланий взрослым:

  • Заинтересуйте Ребенка игрой, не навязывая ни себя, ни игру.
  • Играйте с Ребенком на равных.
  • Обойдитесь без "не" (не получится, неумеха, не старайся, все равно ничего не выйдет).
  • Поощряйте Ребенка добрым словом, похвалой.
  • Не сравнивайте своего Ребенка с другими детьми.
  • Не обращайте внимания на временные неудачи. У него все получится.
  • Старайтесь выслушать Ребенка до конца. Не перебивайте его.
  • Постарайтесь понять:  каждый ответ Ребенка правильный, даже если он расходится с Вашим представлением о чем-либо.
  • Учитывайте настроение Ребенка.
  • Старайтесь не критиковать своего Ребенка, тем более, когда рядом чужие люди.
  • Пусть Ваши занятия с Ребенком будут искренними, доступными и доброжелательными.

ИСКУССТВО ИГРАТЬ

Каждый родитель, наверно, хочет, чтобы ребенок умел и любил играть. И не просил без конца одно и то же, а играл бы в самые разнообразные игры.

Играйте с ребенком! Если вы с ребенком играете, он получает сообщение, что “играть интересно”, что “маме (папе) со мной интересно”, и соответственно повышается его самооценка и развивается любовь к игре. Самый главный принцип в играх с ребенком: играющий с ним должен играть с удовольствием.

Второй принцип: не надо быть занудой. Если ребенку построит нечто и говорит, что это кран, и этот кран не очень похож на кран, не поправляйте его, не говорите, что он не похож, что надо добавить еще какую-то деталь и это будет кран. Постройте тоже кран и восхищенно говорите, что теперь у вас 2 крана, и ребенок так яснее будет представлять какой он кран должен быть.

Третий принцип: фантазируйте. Если чувствуете, что ребенок теряет к чему-то интерес, лучше попробовать немного этот интерес оживить, а не перескакивать с одной игры на другую.

Четвертый принцип: хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Ребенку очень радостно сознавать, что то, что он делает, нравится маме или папе.

Пятый принцип: учите ребенка фантазировать. Ребенку нравятся простые игрушки, и самые лучшие игрушки – это кубики, мячики, куклы. Очень много творчества кроется и в простой лепке и рисовании.

Шестой принцип: нет игр только для девочек или только для мальчиков. Всякие игры должны быть у ребенка вне зависимости от пола: и куклы, и машинки, и конструкторы, и т.д..

Седьмой принцип: дайте ребенку то, что его интересует больше всего.

Восьмой принцип: игрушки надо аккуратно хранить.

Девятый принцип: почаще проводите ревизию.

Десятый принцип: разнообразие игр.

ИГРЫ И ИГРУШКИ

Игрушки и детская игра тесно связаны между собой. Игрушка способствует появлению того или иного вида игры, и сама игра, в свою очередь, развиваясь, требует все новых игрушек. Игрушка должна быть эстетичной и гуманистичной, безопасной и экологичной, должна соответствовать возрастным особенностям и различным типам игры.

Как известно, в младенческом возрасте игра носит предметно-манипулятивный характер и является способом познания окружающего мира и установления эмоционального контакта со взрослым.

В период раннего детства (с 1-3 лет) игра становится сюжетно-отобразительной — в ней ребенок воспроизводит хорошо знакомые действия и сюжеты из собственного опыта (кормление, купание, сон и т. п.).

Дошкольное детство (3-7 лет)— время расцвета игры. Основной ее вид — сюжетно-ролевой. Благодаря игре ребенок осваивает взрослый мир социальных отношений, жизненных ситуаций и профессиональных занятий. Помимо сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка лет с пяти-шести возникают новые игры на ловкость, сообразительность, скорость, игры с правилами, в которых он учится новому поведению, сдерживанию непосредственных порывов и желаний. В этих играх требуются элементарные знания счета, письма, чтения. В них присутствует соревновательный момент, они активизируют творческие способности, формируют практические навыки, словом, все то, что потребуется ребенку в школе.

НАСТОЯЩАЯ ДЕТСКАЯ КОМНАТА. ГДЕ И КАК ХРАНИТЬ ИГРУШКИ

(В. Лански, из книги "Настольная книга для родителей")

Хранение игрушек. Складывать игрушки по горизонтали лучше, чем по вертикали. Навесьте полки, но не столь высокие, чтобы они могли опрокинуться. Пространство внизу можно использовать как гараж, куда можно закатывать автомобили, а на полках сверху – разместить книги и игрушки. Поставьте деревянный или металлический раздвижной шест-«елочку» от пола до потолка, на котором можно развесить мягкие игрушки, – это и красиво и удобно. Пришейте к уху каждой мягкой игрушки маленькие пластмассовые кольца. Теперь их можно повесить на домашнюю «елочку», но в пределах досягаемости для малыша. Или прикрепите полоску липучки к стене на уровне рук ребенка и к спине каждой игрушки пришейте или наклейте липучку. Теперь ребенок может прикрепить игрушку к стене. В углу детской комнаты повесьте гамак. В него можно складывать игрушки, которые будет легко достать. Или сделайте импровизированный гамак: сложите детское одеяло в треугольник, прикрепите его одним углом в угол, а двумя другими – к стенкам.

Где держать игрушки. Небольшие чемоданчики. Большой почтовый ящик. Старая картонная коробка, обклеенная оракалом или цветной бумагой, хороша для хранения строительных блоков, автомашин и платьев для кукол. Можно воспользоваться портативной коробкой для аптечки, чтобы сложить их в вашем автомобиле. Старая коляска. Мешок для грязного белья, повешенный на крючке, прикрепленном к стене. Коробка для свитера или другой одежды с пленочным верхом, чтобы ребенок видел, что в ней лежит, не открывая. Сетки для грязного белья. Они обычно имеют завязки или замок-«молнию».

Пластмассовый надувной бассейн для малыша может вместить очень многое. Ребенку будет легко и интересно в нем копаться, разыскивая нужную игрушку. Корзины, прикрепленные к стене. Ящики для рыболовных принадлежностей. Проволочная тележка на колесиках или пластмассовые корзинки, которые можно укладывать штабелем (тоже на колесиках). Овощные ящики, укладывающиеся штабелем. Пластмассовый поддон для сушки посуды после мытья (для книг и дисков; в отделение для столовых приборов можно положить карандаши и маркеры). Пластмассовый поддон для сушки посуды идеален для книг; ребенок может их быстро перебирать.

Три, пять или семь жестяных квадратных банок или пластмассовых контейнеров для мороженого можно склеить вместе таким образом, чтобы отверстием они смотрели в одну сторону, и окрасить. Поставить конструкцию боком, как этажерку для винных бутылок в баре, и хранить в ячейках маленькие игрушки или материал для поделок. Большой бак для мусора с откидывающейся крышкой. Большие картонные коробки из-под мороженого. Большие тяжелые коробки, обрезанные для удобства ребенка и оклеенные обоями или декоративной бумагой. Коробки из-под памперсов. Нарисуйте вещь, которая должна храниться в этом месте, или вырежьте ее изображение из журнала. Приклейте к коробке, чтобы ребенок сразу видел, что в ней содержится или должно быть в нее убрано.

Манипулирование игрушками. Повесьте настенную сумку с ячейками для обуви с внутренней стороны стенки манежа для хранения маленьких игрушек. Для ребенка будет развлечением процесс укладывания игрушки в ячейку и извлечения ее оттуда. Купите ребенку недорогую коробку, чтобы он складывал туда игрушки, играя «в склад». Задвигайте ее под кровать.

Прикрепите к пластиковому пакету для грязного белья веревочные ручки и сложите в него несколько игрушек. Даже очень маленький ребенок сможет таскать этот пакет за собой из комнаты в комнату, чтобы держать при себе игрушки. (А когда вашему ребенку это надоест, вы найдете пакету другое применение в хозяйстве). Обычно ребенок начинает с того, что вытаскивает этот пакет из-под кровати. Посоветуйте родителям, которые собрались к вам в гости с ребенком, прихватить с собой пару игрушек, чтобы дети могли ими поменяться. Уложите на пол большой кусок ткани, чтобы было легче собрать мелкие игрушки или строительные блоки. Когда игра закончится, возьмите ткань за углы и ссыпьте все вместе в нужную коробку. Если у вашего ребенка игрушек больше, чем он может использовать одновременно, спрячьте часть из них на несколько месяцев. Когда вы их достанете, спрячьте несколько других. Каждый раз для ребенка они будут выступать в роли новых. Можно рассортировать игрушки по комплектам в несколько пластиковых сумок и каждый день давать ребенку очередную.

Превратить вечернюю уборку игрушек в игру типа «Аукцион» (вы выкликаете название игрушки, а ребенок ее кладет на место). Или игру в «цвета»: «Я вижу в комнате что-то синее». Ребенок догадывается, о чем идет речь, и прячет игрушку на место. Или организуйте соревнование «Кто быстрее»: папа с мамой помоют посуду или ребенок разложит игрушки по местам. Дайте ребенку возможность принять решение о необходимости расстаться с той или иной игрушкой. Если ребенок склонен к накопительству, такое решение скорее всего вам придется принять самой. Наклейте на семь коробок ярлычки по дням недели. Разложите игрушки по коробкам и сложите коробки в шкафу или другом подходящем месте. Пусть ребенок играет с игрушками из коробки соответствующего дня. Вам придется собирать меньшее количество игрушек, а у ребенка каждый день будут как бы новые.

Заведите на кухне красивую корзинку для маленьких игрушечных мелочей, которые попадутся вам в том или ином месте дома во время ежедневной уборки. В конце дня их можно рассортировать, а ваш ребенок будет знать, где искать недостающие детали. Пометьте любимые игрушечные автомобили ребенка лаком для ногтей снизу, когда берете их с собой на прогулку. В таком случае на детской площадке не будет споров о том, кому принадлежит та или иная игрушка.

Что почитать по теме?         

Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. - М.: "Сфера", 2000. - 112 с.

Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. - М.: "Лист Нью", 2001. - 184 с.

КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ ВАШЕМУ МАЛЫШУ

Возраст ребенка

Развивающее значение игрушки

Наименование игрушек и комплектов

Значимые свойства и характеристики

От 1 года

до 3 лет

 

 

 

 

 

 

Развитие действий с предметами

Пирамидки, матрешки, бочонки
Кубики– вкладыши (миски, бочонки)

Пластмассовые, деревянные, резиновые, различной формы, образов, цветов

 

 

Развитие сенсорного опыта ребенка

Кубики с картинками, конструктор, пазлы, мозаики среднего размера,
игры со шнуровками,
наборы для игр с водой, песком. Игрушки на распознавание величин, объема, форм, цветов.

Познавательное развитие

Игрушки в образе животных (наборы: рыбки, птицы; домашние, дикие животные и т.п.)
Детское лото, домино (животные, растения, предметы).

Социальное развитие ребенка

Кукла, набор мебели, посуды и других предметов быта.

 

Развитие движений

Транспортные игрушки, соразмерные им наборы фигурок людей и животных
Мячи, кегли, каталки, качалки, велосипеды

Спортивный комплекс

Крупногабаритные, образные, с игровыми свойствами. Большой и маленькие.

Развитие слуховых восприятий

Игрушки с музыкальными эффектами и в образе музыкальных инструментов.

 

Развитие положительных эмоций

Игрушки-забавы (клюющие курочки, медведи-лесорубы и т.п.)

Народные игрушки из дерева

От 3 до 5 лет

 

 

Интеллектуально – познавательное развитие

Различные настольные игры,
пазлы, мозаики, конструкторы.
Строительные наборы.
Наборы фигурок и предметов, отражающие жизнь людей в разных ситуациях, профессий, историю, по мотивам детской литературы.

Из различных материалов.
Различные способы соединения деталей.
Из различных материалов, объемные и плоскостные.

Социальное развитие

Тематические комплекты для театрализованных игр. Комплекты для игр с транспортной игрушкой (железная дорога, автомобили, самолеты, корабли). Предметы для игры с куклой.
Набор для игр типа «Маленький доктор», парикмахер, водитель, летчик и т.п. Мини–футбол, баскетбол и т.п.

Готовые и самодельные.
Постепенно усложняющиеся по видам, роли человека в их использовании.
Среднего и мелкого размера, соразмерные кукле и между собой. Игра со взрослыми, друзьями.

Физическое развитие

Трехколесный велосипед, самокат, прыгалки, мяч, кольцеброс, балансир, качели. Наборы для игр с водой и песком.

 

От 5 до 7 лет

Интеллектуально-познавательное развитие

Конструкторы различных свойств, проблематики.
Настольно-печатные игры (маленький профессор, математик, ботаник и т.п.). Головоломки, мозаики. Шашки, шахматы. Компьютерные игры с дидактическим содержанием. Электронные игрушки. Книги. Пособия по обучению письму, чтению, счету.

Физическое развитие

Мяч, кольцеброс, мишень, самокат, прыгалки, двухколесный велосипед.

Эстетическое развитие

Наборы для творчества и театрализованных игр, игрушки-атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Игрушки по выбору детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по работе с бумагой

Методические рекомендации педагогам по работе с бумагой в технике оригами...

Методические рекомендации для родителей «Дидактические игры для индивидуальной работы с детьми подготовительной группы»

Упражнять в подборе слов на определенные звуки.Детям предлагаются цепочки звуков. Они определяют названный в стихотворении звук. Педагог называет как гласные, так и согласные (мягкие, твердые) звуки.И...

"Методические рекомендации для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Режиссерская игра как развитие познавательной деятельности".

Одной из наиболее острых психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться специалистам, работающим в детских садах, является "вымирание" режиссерской игры как выражении способност...

Методические рекомендации для работы с родителями на тему «Пальчиковые игры»

Родители  всё реже уделяют внимание играм с детьми, с радостью оставляя их за компьютером или перед телевизором. К тому же родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению: их ...

Методические рекомендации по использованию музыкальной игры-сказки в работе с дошкольниками.

Методические рекомендации по использованию музыкальной игры-сказки в работе с дошкольниками.                           ...

Методические рекомендации для родителей «Дидактические игры для индивидуальной работы с детьми подготовительной к школе группы.

Упражнять в подборе слов на определенные звуки.Детям предлагаются цепочки звуков. Они определяют названный в стихотворении звук.Педагог называет как гласные, так и согласные (мягкие, твердые) звуки....