Главные вкладки

    Растим малыша 5-6 лет
    статья (старшая группа) на тему

    Садовникова Елена Михайловна

    Родителям о возрастных особенностях детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vashemu_malyshu_ispolnilos_5_let.docx19.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                         

         Вашему малышу исполнилось 5 лет. Он окреп, подрос, многое узнал и многому научился. Ученые считают, что личность человека формируется до 7 лет. Поэтому так важно, чтобы в этот период рядом с ребёнком находились добрые, любящие, умные, воспитанные и внимательные люди.

         Сущность каждого человека – его творчество, это главная характеристика одаренности. Все мы хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми, добрыми и творческими людьми.

         Дошкольный возраст – творческий возраст, а творческий потенциал – познавательные, эмоционально-потребностные и волевые возможности ребёнка, обеспечивающие его деятельность – есть у каждого ребёнка, но у всех он разный. Возраст от 5 до 7 лет – золотая пора творчества.

         Дошкольный период ребёнка должен быть насыщен развивающей средой (сюда входят и прогулки, и чтение сказок, и заучивание стихов, и прослушивание музыки, и походы на музыкальные спектакли, всевозможные игры и занятия в игровой форме); дома у ребёнка должно быть много доступных книг и игрушек, возможность смотреть мультики и заниматься на компьютере.

         К пяти годам у ребёнка появляется социальная компетентность, которая характеризуется возросшим интересом и потребностью в обшении, осознанием своего положения среди сверстников и взрослых. Он лучше ориентируется в человеческих отношениях и способен заметить эмоциональное состояние близкого, проявить внимание, сочувствие.

         Этот возраст характеризуется также высокой мыслительной активностью. Пятилетние «почемучки» интересуются всем, поэтому «Детская энциклопедия» должна быть настольной книгой в вашей семье.

                                         Физическое развитие

         В пять лет наступает физиологическая гармония. В этом возрасте ребёнок уже ходит и бегает, согласуя движения рук и ног, сходит и поднимается по ступенькам, чередуя ноги, лазает по гимнастической стенке, прыгает в высоту и длину, ловит мяч кистями обеих рук и отбивает его о землю; сохраняет равновесие на бревне, умеет кататься на двухколесном велосипеде, лыжах, самокате.

                                            Речевое развитие

        Современный ребёнок к пяти годам должен овладеть всей системой родного языка: связно говорить; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; пересказывать рассказы и сказки; правильно произносить все звуки родного языка, легко воспроизводить многосложные слова.

         Его словарный запас составляет около 5000 слов. Малыш использует в речи существительные, обозначающие профессии, существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, обувь, животные, насекомые, деревья, цветы, ягоды, транспорт; согласовывает слова в роде, числе и падеже; пересказывает небольшие тексты, самостоятельно составляет рассказы по сюжетным картинкам и по воображению; знает наизусть много стихов.

         Возраст до пяти лет уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В это время можно начинать изучать иностранный язык.

         Если ваш ребёнок в пять лет искажает или пропускает какие-либо звуки родного языка или его речь наполнена аграммматизмами и беден словарный запас, или запинается, или заикается, необходимо срочно показать его логопеду.

         В пять лет малыш уверенно называет свои имя, фамилию, возраст; имена своих близких; умеет пользоваться предметами, окружающими его в повседневной жизни, интересуется новыми, задает много вопросов об их назначении и происхождении; оценивает возникающую ситуацию с точки зрения своих намерений и возможных последствий; проявляет заметный интерес к явлениям природы, растительному и животному миру, с большим интересом рассматривает рисунки в энциклопедии и слушает пояснения к ним; начинает мечтать о будущей профессии.

         Ребёнок уверенно выделяет части предметов, может сравнивать их по различным и общим признакам, усваивает свойства предметов, сделанных из различных материалов, называет их.

         В это же время он начинает употреблять слова, обозначающие отвлеченные понятия, связанные с эмоциональным настроем (грусть, веселье, радость, горе), нравственными ценностями (предательство, смелость, забота, защита).

                                              Обучение грамоте

        Главное место в обучении пятилетних детей отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка.

         У многих детей этого возраста есть дефекты произношения. Совершенствуя речевой аппарат, целесообразно начинать с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек, загадывание загадок и пр.

        Уважаемые родители! Помните: обучение грамоте – ответственный период в жизни ребёнка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности, ласки. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случае не допускайте грубого «нажима», бестактности и других негативных моментов в общении с будущим учеником. Дайте ребёнку поверить в собственные силы. Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество; старайтесь идти от желаний ребёнка и не подавляйте его своей ученостью!

    Познавательное развитие                                         (формирование математических представлений)

          Пять лет – возраст, когда ребёнок наиболее восприимчив к математике.

        К концу пятого года ребёнок должен уже знать порядковый счёт до 10, сложение числа 10 из двух меньших (состав числа 10), решать логические задачи на анализ и синтез предметов сложной формы и математические задачи на сложение и вычитание; устанавливать равенства и неравенства в пределах 10; ориентироваться в пространстве (правая рука, левая рука, вверх, вниз, перед, за и пр.), работать в тетради в крупную клетку; знать, называть, выделять геометрические формы – треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал; соотносить цифры с количеством предметов, ориентироваться во времени (утро, день, вечер, ночь), иметь представления о днях недели, называть приметы времен года.

    Художественно-эстетическое развитие

         В пять лет – ребёнок очень восприимчив к музыке, поэтому можно начинать заниматься с ним ритмикой, хореографией, пением, чаще давать прослушивать музыкальные произведения.

         К пяти годам малыш воспринимает более крупные литературные произведения, отвечает на вопросы по содержанию, пересказывает хорошо знакомые сказки, начинает фантазировать на основе литературных образов и использовать их в игре.

         Он имеет уже небольшой опыт восприятия произведений изобразительного искусства (по альбомам, картинам, иллюстрациям в книгах, при посещении музеев); в собственных работах создает индивидуальные эмоциональные образы в цвете, объеме, композициях (рисунок, лепка, аппликация, конструирование); достаточно внимательно и эмоционально слушает музыку, может определить настроение мелодии и ее жанр (песня, марш, танец); спеть, интонируя общее направление мелодии и с аккомпанементом; знает название и звучание некоторых музыкальных инструментов; воспроизводит общий характер произведения; с большим желанием участвует в музыкальных играх и спектаклях, беря на себя роль персонажа, действуя в этом образе, раскрывая его по-своему, внося элементы творчества; достаточно музыкально двигается, танцует в соответствии с образом и характером музыки.

                          Культурно – гигиенические навыки

        К пяти годам ребёнок сознательно и самостоятельно умывается перед едой, после возвращения с прогулки, моет руки после туалета и пр.; правильно пользуется полотенцем, самостоятельно одевается и раздевается, складывая одежду; следит за своим внешним видом( одеждой, прической), применяет расческу, культурно ведет себя за столом и вне дома; аккуратно ест, пользуясь ложкой и вилкой, салфеткой; самостоятельно чистит зубы утром и вечером, а после еды полощет рот; правильно по назначению использует носовой платок; здоровается и прощается, благодарит, старается выразить свою просьбу словами, а не криком.

           В жизни пятилетнего малыша появляется все больше элементов учебной деятельности.

        Для сохранения психического здоровья нужно соблюдать следующие требования и ограничения:

    - предоставляйте ребёнку максимальную свободу для проявления его творческой инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство;

    - у ребёнка не должно быть недостатка в цветных карандашах, красках, бумаге, игрушках, книгах;

    - давайте ребёнку возможность экспериментировать;

    - ограничивайте длительность занятия 20 – 25 мин, обязательна активная пауза – физкультминутка, и лишь затем следующее занятие;

    - чередуйте занятия со зрительной нагрузкой, гиподинамичные – с занятиями, включающими двигательную активность;

    - не допускайте длительного пребывания в малоподвижной (статичной) позе;

    - повышайте работоспособность ребёнка включением приёмов, активизирующих внимание;

    - меняйте содержание и форму учебной работы на протяжении одного занятия;

    - не проводите занятий на фоне утомления или болезненного состояния, а также сразу после сна;

    - не перегружайте малыша избыточной информацией;

    - строго соотносите дополнительные нагрузки (спортивные секции, музыку, изучение иностранного языка и др.) с возможностями ребёнка, не допускайте как физических, так и психических перегрузок, не нарушайте режима дня;

    - за одно занятие не следует давать более 2 – 3 упражнений; к последующим заданиям нужно переходить, лишь усвоив предыдущие;

    - приучайте ребёнка самостоятельно готовить рабочее место, работать аккуратно и после занятия убирать все на свои места;

    - соблюдайте принцип «выхода чувств» у малыша, давайте ему высказаться;

    - постоянные нотации и окрики вызывают у ребёнка «смысловой барьер»;

    - при контакте с ребёнком контролируйте его эмоциональное спокойствие;

    - беседа должна проводиться на одном уровне глаз. Ребёнок и взрослый – в одной связке, не противопоставляя его себе. Удивляйтесь, радуйтесь, переживайте вместе с ребёнком!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Растите малышей здоровыми"

    Раскажите родителям как вырастить их кроху здоровым...

    «Растим малышей здоровыми»

    Данное занятие помогает при подготовке воспитателя к физкультурному занятию....

    Расти, малыш, здоровым!

    Памятка для родителей. Расти, малыш, здоровым!...

    расти, малыш, здоровым

    среднесрочный проект...

    Растите малышей здоровыми...

    С каждым годом растете количество детей, страдающие тем или иным недугом. Дошкольники часто болеют, растут слабыми, физически плохо развитыми. И не каждая мама задумается над тем, что ключ к здоровью ...

    Растим малыша здоровым

    Информация  для родителей...

    Консультация для родителей "Растите малышей здоровыми"

    Эта консультация для родителей рассказывает, о том, что нужно делать, чтобы их ребенок рос здоровым....