Главные вкладки

    "Воспитываем здоровое поколение" или инновационные подходы в здоровьесберегающих технологиях ДОУ
    статья по теме

    Палаткина Анна Владимировна

     

     «В здоровом теле – здоровый дух!» - такое старое и такое верное утверждение. Здоровье ребенка, несомненно, самое ценное, что может быть у его родителей. Дошкольное образование со своей годами отработанной системой социализации детей, несомненно, ставит перед собой задачу поддержания и укрепления детского здоровья. Но это лишь в теории… А что же на практике?

    Статья адресована воспитателям, физкультурным организаторам, и всем неравнодушным в вопросах оздоровления подрастающего поколения и инновационной педагогической деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx18.98 КБ

    Предварительный просмотр:

     «В здоровом теле – здоровый дух!» - такое старое и такое верное утверждение. Здоровье ребенка, несомненно, самое ценное, что может быть у его родителей. Но, к сожалению, сейчас в наших детских садах встречается все больше малышей, часто болеющих или имеющих те или иные отклонения в развитии, например, опорно-двигательного аппарата. Статистика такова, что, например, по данным управления здравоохранения Кемеровской области за 2015год уже 42% первоклассников страдают теми или иными нарушениями опорно-двигательного аппарата, большую долю из них занимают, конечно же, искривления осанки и нарушения в развитии свода стопы.

     И на это уже нельзя не обращать внимание. Так уж сложилось, что родители  наших дошколят возлагают на дошкольные учреждения большую ответственность, связанную с физическим развитием их чад и укреплением их здоровья. Дошкольное образование со своей годами отработанной системой социализации детей, несомненно, ставит перед собой задачу поддержания и укрепления детского здоровья. Но это лишь в теории… А что же на практике?

    А на практике, мы – воспитатели,  к сожалению, сталкиваемся с тем, что наш образовательный процесс порой настолько загружен дополнительными занятиями, а физические занятия зачастую проводят люди, не имеющие специального физкультурного образования.  Разумеется, детские сады призваны создать для дошколят такие физкультурно-оздоровительные условия, которые позволили бы максимально снизить заболеваемость детей и снизить количество малышей с нарушениями осанки и свода стопы. Безусловно, таких форм и методов работы очень много: это и утренняя зарядка, и закаливающие процедуры, и физкультурные занятия, подвижные игры и др. И мы все это делаем и применяем. Но ведь наши детки продолжают болеть, а первоклашек с нарушениями осанки, увы, не становится меньше. Исходя из этого, я предположила, что будет целесообразно и разумно организовать поиск таких инновационных образовательных технологий и форм работы, которые позволят нам уменьшить количество болеющих детей и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для меня такой образовательной технологией стал игровой стретчинг.

    Стретчинг это растяжка, специальная поза, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц.

    Упражнения на растяжку играют большую роль на физкультурных занятиях. Следует обеспечить развитие гибкости в той мере, в  какой это необходимо для выполнения движений с полной амплитудой без ущерба для нормального состояния и функционирования опорно-двигательного аппарата. И, я думаю, никто не будет спорить, что малыши упражнения на растяжку как раз не любят. Детям обычные статические упражнения кажутся неинтересными, скучными и достаточно тяжелыми. Но в тоже время стретчинг - достаточно действенная методика профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.  

    Учитывая, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, а методика стретчинга достаточно интересна и практически не применялась в ДОУ,  я решила, что в связи с тенденциями повышения заболеваемости дошкольников 5-7 лет очень целесообразно использовать в педагогической практике такую инновационную технологию как «Стретчинг-сказка». Предлагаемая мною педагогическая технология базируется на основных движениях и упражнениях игрового стретчинга, и в то же время учитывает детскую потребность в игре, сказке, творческой деятельности.

    «Стретчинг-сказка» это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга. Причем все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. Подбирается инструментальная музыка с ярко выраженным ритмом. Педагог начинает рассказывать сказку, одновременно разыгрывая ее. Любая такая сказка состоит из нескольких фрагментов, в которые вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания, и длится 20 минут со старшими, а с малышами столько, сколько они сами захотят.

    На базе нашего дошкольного учреждения мы уже давно используем технологию «Стретчинг-сказок», включая ее элементы в стандартные физкультурные занятия, динамические паузы, и организуя для старших дошкольников кружковую деятельность по программе «Стретчинг-сказка» для здоровья и творчества».

    Что же дает нашим малышам такая методика? И так ли она инновационна? После таких «сказочных» занятий у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, многие малыши уже  самостоятельно разыгрывают сказку или придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая свои творческие способности. Занятия «стретчинг-сказками»  с детьми показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, становятся более открытыми для общения не только со взрослыми, но и между собой. А близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения. Упражнения направлены на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки, и стоит отметить, что в моей группе, в которой активно используется технология «Стретчинг-сказок», количество детей с отклонениями опорно-двигательного аппарата достаточно мало. Кроме того, «Стретчинг-сказки» развивают эластичность мышц, координацию движений, воспитывают в детях выносливость и старательность, и, в целом, являются достаточно интересной инновационной педагогической технологией, которая успешно сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития здорового и активного ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационный проект "Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по логопедии"

    Инновационная направленность. Логопедические  занятия включают в себя здороьесберегающие  технологии. Логопедические занятия в нашем ДОУ параллельно решают задачи укрепления и сохранения зд...

    Компетентностный подход в здоровьесберегающих технологиях на уровне дошкольного образования.

    Педагоги детского сада уделяют большое внимание укреплению психофизического здоровья дошкольников. В данной работе обобщён материал по внедрению здоровьесберегающих технологий в различные виды деятель...

    Реферат "Инновационные подходы в здоровьесберегающих технологиях в ДОУ"

    В реферате рассмотрены следующие вопросы: - актуальность здоровья для современных детей - определение здоровьесберегабщих технологий - виды ЗСТ - инновационные ЗСТ...

    Описание инновационного опыта работы здоровьесберегающих технологий

    Описание инновационного опыта работы инструктора по физической культуре,комплексный подход к оздоровлению детей через использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий....

    Использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

    Цель: физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.Задачи этой деятельности: - развитие физических качеств;- контроль двигательной активности и становление    физической куль...

    Инновационные подходы и новые технологии при организации физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ

    Совершенствование работы дощкольной организации в соответствии с ФГОС требует от педагогов принципиально новых подходов к осуществлению воспитательно образовательного процесса, в том числе и в области...