Инновационный проект «Современные здоровьесберегающие технологии как факторы укрепления здоровья детей на коррекционно-логопедических занятиях»
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Литвинович Елена Львовна

В проекте описаны нетрадиционные здоровьесберегающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_proek2.doc251.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Инновационный проект

«Современные здоровьесберегающие  технологии как факторы  укрепления здоровья детей на занятиях по логопедии»

         

                                                                          Автор:

                                                               Литвинович Е.Л.

                                                            Учитель-логопед

                                                              МБДОУ д/с №41                                                 г.Шахунья

                                                       Нижегородской  области

  Содержание.                                              

  • Краткая аннотация проекта
  • Проект « Современные здоровьесберегающие

 технологии как факторы  укрепления здоровья детей на логопедических занятиях»

             Введение.

             Содержание и структура проекта.

             1 блок. Условия.

             2 блок. Диагностика.

             3 блок. Здоровьесберегающих технологии, которые используются на логопедических занятиях.

             4 блок. Взаимодействие с родителями.

Заключение.

  • Список литературы.
  • Приложение.

 

                                                                                                               

                                                   

                                 

             

                                                                                                                             

 

                 

  Краткая аннотация проекта.

Актуальность. В современных условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер. Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу — до 60% от всех детей дошкольного возраста — сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.
Деятельность учреждения, в  котором я работаю, направлена на коррекцию  нарушений речи у детей.
У детей с речевой патологией имеются отклонения в состоянии общей и тонкой моторики, а также наблюдаются особенности её развития.  Поэтому необходимо проводить специальную работу по оздоровлению и коррекции нарушений двигательной сферы у детей с речевыми расстройствами. В нашем саду эта работа проводится параллельно с другими коррекционными мероприятиями, а иногда она бывает непосредственно включена в процесс логопедического и коррекционно-воспитательного воздействия на детей.

Научная основа проекта базируется на программах и методических пособиях по логопедии  Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Воспитание и обучение детей с ФФН» и программы «Детство».

Инновационная направленность.

Логопедические  занятия включают в себя здороьесберегающие  технологии. Логопедические занятия в нашем ДОУ параллельно решают задачи укрепления и сохранения здоровья детей.

Сущность. Этот проект состоит из  4 блоков: «Условия» (создание предметно-развивающей среды и условий для оздоровительной работы), «Диагностика» (показатели, на основе которых был создан проект), «Здоровьесберегающих технологии, которые используются на логопедических занятиях» (перечень технологий с кратким описанием),

 « Взаимодействие с родителями».

Степень распространенности: представление проекта в ДОУ, на районном конкурсе «Воспитатель года»                                                                                                            

                                                     

                                                                                                                       

« Современные здоровьесберегающие технологии как факторы  укрепления здоровья детей на логопедических занятиях»

Введение. Здоровье малышей – это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества. Чтобы помочь родителям сохранить здоровье своего ребенка, наше ДОУ выбрало физкультурно-оздоровительную   работу приоритетным направлением. Педагоги общими усилиями решают задачу психофизического развития ребенка, подготовки его к школе, широко используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии.

        Детской речью интересовались с древнейших времен. Еще в работах римского оратора и педагога Квинтилиана можно обнаружить замечания о своеобразии детской речи и выводы о том, что речь является фундаментом формирования личности ребенка.

          Мыслитель, гуманист Я. А. Коменский полагал, что ребенка следует обучать  трем важнейшим вещам: разуму, действию и речи.

             В 19 веке интерес к детской речи усиливается – её исследуют, изучают, описывают не только ученые, но и известные писатели.

            К. И. Чуковский – журналист, детский поэт и писатель, - еще  в конце 19 века начал собирать детские слова. Известная книга « От 2 до 5» вышла в 1928 году. Воспитателям очень близки слова автора «от 2 до 5»: «Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, т.к., исследуя её, мы тем самым отрываем причудливые закономерности детского мышления».

Итак, логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди учащихся с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.

Этот вывод и послужил стимулом для создания данного проекта и внедрение его на протяжении нескольких лет в нашем ДОУ.

Новизна проекта:

1. Использование  здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных логоритмических   занятиях, праздниках и развлечениях.                                                                                                                          

2. Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни  на логопедических  занятиях.

3. Новые формы взаимодействия  с семьей и приобщение детей к здоровому образу жизни.

4. Активное сотрудничество учителя-логопеда с воспитателями, медицинским работником ДОУ.

Цель проекта: разработать и проводить логопедические занятия, включая в их планирование здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление  психического и физического развития, формирования привычки к здоровому образу жизни.                                                                                        

Образовательные задачи:

- Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся  в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.

- С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

- Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Воспитательные задачи:

Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, самому себе, его оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов.

Гипотеза. Развитие речи дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематическом использовании на логопедических занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.    

                                            

                                                               

                                 Этапы реализации проекта:

Этапы

       Цель

Формы работы

Содержание

Сроки

1 этап

организационный

  • Изучение литературы по  данной теме
  • Накопление методического материала
  • Определение задач реализации проекта на учебный год
  • Самообразование
  • Самоанализ
  • Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения на логопедических занятиях.

Определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работы

2008-2009 уч. год

2 этап

диагностический

Выявление общего уровня детей, имеющие проблемы речевого развития  

Диагностирование детей  при участии старшего воспитателя, медсестры.

2010-2011 уч. год

3 этап

практический

  • Создание методичес-

ких разработок для реализации проекта

  • Логопедические занятия с использованием здоровьесберегающих технологий
  • Развлечения и досуги с использованием этих технологий для детей и их родителей
  • Самообразование.

Консультации,

дни открытых дверей

2009-2010 уч. год

4 этап

обобщающий

  • Исследование результатов практической деятельности
  • Перспективное планирование с учетом этих результатов
  • Определение уровня развития речи детей
  • Диагностические заболевания в ДОУ
  • Создание методических рекомендаций и пособий

Анализ и обобщение полученных результатов, подведение итогов.

2010-2011 уч. год

                 

                                                                                                                                     

                                                           

                                                                                                                                 

Участники проекта: дети и квалифицированные воспитатели группы, медицинский работник, старший воспитатель ДОУ, заведующая ДОУ, родители.

Основная часть. Содержание и структура проекта.

Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм организации логопедических занятий и  оздоровительной работы всего педагогического коллектива ДОУ.

                       1 блок. Условия.

      В детском саду созданы все условия для эффективности оздоровительной работы. Физкультурно-оздоровительные и музыкальные занятия  проводятся в  совмещенном зале территории ДОУ.

      В нем проходят все виды музыкальных занятий, развлечения, досуги, праздничные утренники, занятия кружков «Юный эколог» и «Забавушка».

Музыкальный зал хорошо освещен, имеется два выхода, регулярно убирается и проветривается.

      Физкультурный зал оснащен различным спортивным инвентарем.

      Минимузей  «Русская горница»  встречает детей обилием интересных экспонатов – это предметы быта русского народа, посуда, музыкальные инструменты, рукоделие, детали костюмов. Здесь проходят занятия по развитию речи, кружок «Забавушка», досуги.  Уютная атмосфера горницы вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, поднимает их настроения, воспитывает любовь к своей родине, своему народу.                                      

       В групповых комнатах детского сада есть физкультурные, музыкальные, театральные уголки. Здесь дети могут самостоятельно или  вместе с воспитателем развивать свои творческие способности.

        На территории ДОУ расположены: спортивная площадка, яма с песком для прыжков в длину, различные безопасные спортивные снаряды. Здесь проходят утренние гимнастики в теплое время года, физкультурные занятия, соревнования, спортивные развлечения с участием родителей.

         На участках дети всегда могут поиграть в «классики», построить замок из песка. Хорошая традиция нашего сада – проводить весенние и зимние развлечения на свежем воздухе. Для этого участки украшают разноцветными флажками, воздушными шарами.

   2 блок. Диагностика.

Вся работа по оздоровлению детей  на логопедических занятиях  строится с учетом их возраста, индивидуальных особенностей. Основой являются результаты диагностик.

Обследование детей в детском саду показало, что в старшей и 2 младшей группах отклонения в речевом развитии по педагогической классификации (фонетическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи) имеют от 59 -70% дошкольников (диаграмма 1).

                   

3 блок. «Здоровьесберегающих технологии, которые используются на логопедических занятиях»

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

Основная форма логопедической деятельности в ДОУ – это логопедические занятия,  в ходе которых проводится коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющие важное значение для формирования коммуникативной функции речи.

 В процессе обучения проводятся три типа занятий:

Индивидуальные. Основная цель – подбор комплекта артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи.

Подгрупповые. Основная цель -  первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 3-4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи

Фронтальные фонетические занятия предусматривают усвоение (автоматизацию) произношения раннее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различной форме самостоятельной речи

 В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:

1. Дыхательная гимнастика (комплекс упражнений по методике Стрельниковой). На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.

Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У учащихся с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным, Предложенные ниже упражнения способствуют выработке длительного выдоха. Тренировка правильного речевого дыхания продолжается в течение всего курса логопедических занятий.

Упражнение «Футбол».
Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.                                                                                                            

 Упражнение «Снегопад». 

Сделать снежинки из ваты. Предложите ребенку устроить снегопад. Положите снежинку на ладошку ребенку. Пусть сдует ее.

 Снег, снег кружится, белая вся улица!

 Собрались мы в кружок, завертелись, как снежок.
А. Барто

Упражнение «Бабочка». 
Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ним русскую народную
поговорку:
Бабочка - коробочка, полети на облачко, Там твои детки — на березовой ветке! Затем подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».

Упражнение «Шторм в стакане». 
Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Упражнение «Задуй свечу».
Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью.
   Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

  • Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной  ткани;                              
  • Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
  • Улучшает дренажную функцию бронхов;
  • Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  •  Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки  и позвоночника;

Гимнастикой можно заниматься как  индивидуально, так и со всей группой, в любое время дня (исключая 20 минут до еды и 1 час после еды). Комната для занятий должна быть хорошо проветрена, но лучше проводить гимнастику на свежем воздухе при температуре выше 10-12 градусов тепла без резких порывов ветра.

    Принцип гимнастики А. Н. Стрельниковой – в коротком и резком вдохе носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила:

  • Вдох – громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгнуть носом)
  • Выдох – абсолютно пассивный, уходит через нос или рот.  О выдохе думать запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха.
  • В стрельниковской  дыхательной гимнастике короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями – хватаем-нюхаем, кланяемся – нюхаем,  поворачиваемся – нюхаем.

2. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.                                                                                                          

Адаптированные упражнения подобраны на основе разработок НИИ глазных болезней им. Гельмгольца. Проводятся в течение 1 минуты в середине занятия в сопровождении релаксационной музыки.

Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.

Упражнения выполняются сидя на стуле, спина прямая, руки лежат на коленях. Каждый раз по мере выполнения отдельных упражнений фокусируется взгляд на каком-нибудь предмете. Это способствует концентрации зрения.

1. Несколько раз посмотреть вверх, вниз, вверх, вниз. Закрыть глаза.

2. Глаза вверх, прямо перед собой, вниз, прямо, вверх и т.д. Закрыть глаза.

3. Несколько раз посмотреть поочередно налево, направо. Закрыть глаза.

4. Посмотреть прямо, направо, прямо, и т.д. Закрыть глаза.

5.Посмотреть вверх, в правый угол, вниз, в левый угол. Затем сменить направления.

6. Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза; влево, закрыть глаза.

7. Попеременно посмотреть на кончик своего носа, затем на предмет вдали.

8. Попеременно посмотреть на кончик своего пальца, расположенного на расстоянии 30-35 см, затем на предмет вдали.

9. Попеременно сосредоточить взгляд на каком-нибудь предмете (видеть его четкое изображение)                                                                                        

10. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.


Упражнение «Филин».
Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1 - 6. Выполнять 4-5 раз.
Упражнение «Метелки». 
Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10 -15 раз. Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:
Вы, метелки, усталость сметите,
Глазки нам хорошо освежите. (Выполнять 4-5 раз.)

В нашем саду в кабинете логопункта имеется на стене траектория. Каждая траектория  изображена своим цветом. По этим траекториям движется глаз ребенка во время выполнения  физкультурных минуток. Проводятся гимнастика для глаз, предложенная профессором Э. С. Аветисовым и упражнения, рекомендованные московским центром «Школа и здоровье»

3. Развитие общей моторики.

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятии  включаем физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки  является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья  детей.


Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.

 Прочь, усталость, лень и скука,

 Будем мышцы разминать!

 А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем.

Как упрямые все дети, скажем: «Нет!» - на все на свете.

 А теперь мы приседаем и колени разгибаем.                                                                                

 Ноги до конца сгибать!

 Раз — два - три - четыре - пять.

 Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем!

Мы размяться были рады, но пора опять за парты.

Комплексы физминуток подобраны согласно лексической теме недели в старшей и подготовительной группах. Проводятся в игровой форме в середине занятия.

                             Приступаем.

Приступаем. Для начала

Только корпусом вращаем.

Повторяем упражненье,

Все знакомые движенья.

(Вращение туловищем вправо и влево)                                                             

Разминаем наши плечи,                                                                                    

Руки двигаем навстречу:

Вверх летит одна рука, а другая вниз пока.

(Одна рука вверх, а другая вниз, рывками руки меняются)

Раз, два, три,

Корпус влево поверни.

И руками помогай, поясницу разминай.

(Повороты туловища в стороны)

А теперь прыжки у нас.

Дружно скачет целый класс.                                                                      

За прыжком – ещё прыжок,

Прыг да скос, прыг да скок.

(Прыжки)

4. Су Джок терапия.

Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Эту работу провожу на занятиях перед выполнением  заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты. В Японии массаж пальцев проводят во всех дошкольных учреждениях, начиная с 2 лет.

5. Система работы по развитию мелкой моторики рук.

«Кончики пальцев – есть второй головной мозг». В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

     В трудах исследователей М. Кольцова, Е. Есенина, А. Антакова – Фомина было доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук сильно влияет на становление детской речи. Проговаривание детьми несложного стихотворного текста одновременно с движением пальцев рук очень полезно:

  • Речь ритмизируется  движениями;
  • Она становится более громкой, четкой, эмоциональной;
  • Рифма положительно для слухового восприятия.

  Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на уроке игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.

  • календарно-тематическое планирование пальчиковых игр в старшей и подготовительной группах согласно лексическим темам. Игры проводятся на всех видах занятий;
  • планирование графических диктантов по лексическим темам в подготовительной группе;                                                                        
  • обводка шаблонов и штриховка изображений согласно лексическим темам на индивидуальных и подгрупповых занятиях;
  • различные задания в "сухом бассейне", с раздаточным материалом и т.д.

Упражнения выполняются фронтально, сидя за партой и  даются в порядке возрастающей сложности. Во время физкультурной минуты дети выполняют 4-5 упражнений и заканчивают обязательно расслаблением кистей  рук. Каждое упражнение выполняется в течение музыкальной фразы или 5-6 раз под счет воспитателя.

1. И.п. – руки согнуты в локтях на весу.                                              

Пальцы рук с силой сжать в кулак и разжать.

2. И. П. – то же. Вращение каждым пальцем. Пальцы левой руки вращаются влево, пальцы правой вправо.

3. И. П. – пальцы рук в «замке». Прижать руки к груди, развернуть ладонями вперед, потянуться руками вперед.

4. И. П. – пальцы рук сцеплены в «замок». Свободное движение пальцев в «замке».

5. Расслабить кисти рук. Встряхнуть ими.

Упражнение «Бабочка».
Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средние пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения - «трепетание пальцев». Выполнять 10-15 секунд.

Упражнение «Рыбка».
Установить кисть ладонью к себе. Совершать волнообразные движения всей кистью. Перемещать кисть во всех направлениях (вправо - влево, вперед - назад, вверх - вниз) на длину вытянутой руки. Выполнять 15 - 20 секунд.  

Упражнение « Аплодисменты».
Сложить кисти рук ладонями внутрь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой и так далее. Выполнять 15 - 20 секунд.

Упражнение «Считалочка».
Указательным пальцем правой руки, затем левой дотрагиваться до каждого пальчика.
Раз, два, три, четыре, пять,

 Будем пальчики считать.

 Крепкие и дружные,

 Все такие нужные,

На другой руке опять:

 Раз, два, три, четыре, пять.

                                                                                                                                             

6. Комплекс упражнений на релаксацию.

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у учащихся, их успокоения после учебного дня проводится мышечная релаксация.
Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.  Такая работа проводится подгруппами под руководством психолога. Но на логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку.

Например,

Упражнение «Кулачки»:

 Руки на коленях, кулачки сжаты,

 / Крепко, с напряженьем, /

Пальчики прижаты./

Пальчики сильней сжимаем –

 Отпускаем, разжимаем./

 Знайте, девочки и мальчики:/

Отдыхают ваши пальчики!

Упражнение «Олени».

Представим себе, что мы олени. Поднимаем над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами. Вот такие рога у оленя! Напрягите руки. Руки стали твердыми, как рога у оленя. Напряженье неприятно! Быстро опустите руки.
Посмотрите: мы - олени, рвется ветер нам на встречу! Ветер стих, расправим плечи, руки снова на колени, А теперь немного лени... Руки не напряжены и расслабленны. Знайте, девочки и мальчики: Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко... Ровно... Глубоко.

Упражнение «Штанга».

 Штангу с пола поднимаем... Крепко держим... И бросаем! Наши мышцы не устали и еще послушней стали! Нам становится понятно: расслабление - приятно!

                   Порхание бабочки.                                                                        

Закройте лаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе,  что вы находитесь на лугу. Приятный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением её крыльев. Они легки и грациозны.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он бабочка, что у него яркие красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья плавно и медленно двигаются вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.

А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на пахучую серединку цветка. Вдохните ещё раз его аромат…. И откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.

   Все в нашем организму подчинено ритму:  работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихи. Поэтому  в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.

    Логопедическая ритмика -   одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной.                          

Цель логоритмики:  коррекция и  профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребенка посредством сочетания слова и движения.

Задачи:

  • закрепить двигательные навыки и умения;
  • развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков,  темпа и ритма речи;
  • развивать способность ориентироваться в пространстве;
  • работа над четкими координированными движениями во взаимосвязи с речью;
  • развивать фонематический  слух и слуховое внимание.

Логоритмическое занятие направлено на всестороннее развитие ребенка, совершенствовании его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий. Кроме того, логоритмика оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной, познавательной и др.

Занятия по логоритмике включает следующие виды упражнений:

  • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивает умение расслабляться  и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Динамические паузы, которые проводятся в течение всего дня,  выполняют следующие функции:

  1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
  2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
  3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
  4. Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества
  5. Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их
  6. Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы
  7. Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.
  8. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний
  9. Лечебную – способствовать выздоровлению.

Новоселье (к, г)

 

Динь-дон, динь-дон -

Наклоны из стороны в сторону, руки на поясе.

 Гномы строят новый дом.

 Кулак на кулак.

 Красят стены, крышу, пол,

 Руками, словно кистями, «красим» сбоку, вверху,внизу.

 Прибирают все кругом.

 «Метем» метлой.

 Мы к ним в гости придем

 Шаги на месте.

 И подарки принесем.

 Вытянуть руки вперед, ладонями вверх.

 На пол - мягкую дорожку,

 Наклон вперед, руками «стелем» дорожку.

 Расстелив ее к порожку.

 Попятиться назад.

 Две подушки на диван,

 Руки сложить ладонями вместе - сначала под одну щеку, затем под другую.

 Меду липового жбан.

 Руки округлить, вытянуть перед собой.

Зайцы (с, з)

 

Скачут, скачут во лесочке

 Прыжки на месте на двух ногах.

 Зайцы - серые клубочки.

 Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки.

 Прыг-скок, прыг-скок -

 Прыжки вперед - назад, вперед - назад.

 Встал зайчонок на пенек.

 Встать прямо, руки опустить.

 Всех построил по порядку,

 

 Стал показывать зарядку.

 

 Раз! Шагают все на месте.

 Шаги на месте.

 Два! Руками машут вместе.

 Руками перед собой выполняют движение «ножницы».

 Три! Присели, дружно встали.

 Присесть, встать.

 Все за ушком почесали.

 Почесать за ухом.

 На «четыре» потянулись.

 Выпрямиться.

 Пять! Прогнулись и нагнулись.

 Прогнуться, наклониться вперед.

 Шесть! Все встали снова в ряд,

 Построиться в ряд.

 Зашагали как отряд.

 Шаги на месте.

  • Артикуляционные  упражнения полезны в любом возрасте, т.к. четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей  с нарушениями  звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы полости глотки.

 Гимнастика проводится перед зеркалом для зрительного контроля. Артикуляционные упражнения проводят для губ, языка и челюстей. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. Чем тяжелее дефект, тем более продолжительной должна быть артикуляционная гимнастика.
Статические упражнения: «Лопаточка», «Иголочка», «Чашечка», «Горка», «Трубочка»; динамические упражнения: «Часики», «Вкусное варенье», «Грибок», «Лошадка», «Качели», «Змейка», «Маляр», «Катушка».

Артикуляционные упражнения  способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентирования в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повысились показатели уровня развития речи детей.

Упражнения для постановки  звука (Р):

  • «Грибок» - язык присосать к небу, продержать 10 счетов, растягивая подъязычную уздечку
  • «Лошадка» - цоканье языком, щелкать, медленно тянуть подъязычную уздечку.

  • «Пароход гудит» - губы растянуты в улыбке («лягушка»), зубы зажимают кончик языка, ребенок произносит звук «Ы».

«Качели» - Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

«Маляр» - Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться

«Чистим верхние зубки» - Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

«Посчитаем верхние зубки» - Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть остается неподвижной.

«Гармошка» - Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.


«Барабан» - Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук «д-д-д». Язык при этом упирается в верхние зубы, рот не закрывается.

«Комарик» - Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук «з».

Диагностика усвоения детьми старшей группы программы по развитию речи.

Фамилия, имя ребенка

Звуковая культура речи

Грамматический строй речи

Связная речь

Развивающая речевая среда

Сентябрь, 2009

Апрель, 2010

Сентябрь, 2009

Апрель, 2010

Сентябрь, 2009

Апрель, 2010

Сентябрь, 2009

Апрель, 2010    

1

Иванова Люба

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Разумова Дарина

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Лободин Кирилл

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Климов Максим  

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Федоров Никита

+

+

+

+

+

+

+

+

6

Ситникова  Диана

+

+

+

+

+

+

+

+

7

Альжанова Айжана

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Матаев  Руслан

+

+

+

+

+

+

+

+

9

Рычкова Кристина

+

+

+

+

+

+

+

+

10

Ушакова Маша  

+

+

+

+

+

+

+

+

Всего:

70%

30%

50 %

50%

40 %

60 %

20 %

80 %

70 %

30 %

20 %

80 %

60 %

40 %

40 %

60 %

+  - усвоили программу                                          + - частично усвоили

  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речи дыхания,  помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность силу и правильное распределение выдоха;
  • Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывать четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. Кроме того, у детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Усядемся на пригорке и расскажем скороговорки.

Валин валенок провалился в прогалинок.

Две девицы брали водицу из криницы поливать пшеницу.

  • Пальчиковые игры и сказки.  Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием.  Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.
  • Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительна мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут  быть вялыми и скованными. Мимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе.
  • Различные виды игрового массажа:

- классический ручной иногда с применением зубной щетки;

- точечный (воздействие на биологически активные точки);

- самомассаж  языка (с помощью зубов)

       По данным современных исследователей,  игровой самомассаж  кистей рук способствует прочищению энергетических каналов, освобождению их от застоявшейся негативной энергии и насыщению позитивной.

        В своей работе игровой массаж я провожу в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятиях.

        Детям очень нравится выполнять  самомассаж лицевых мышц и  рук.

Поглаживание.

Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками выпрямленных 2-5 пальцев – это «лучи солнца»

Солнышко лучами

Гладит нас, ласкает.

Солнце, как и мама,

Лишь одно бывает.

               Г. Виеру

Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трех пальцев.

Сорока, сорока,

Где была? Далеко.

Дрова рубила,

Печку топила,

Воду носила,

Кашу варила, деток кормила.

Смотрят дети из окна:                   поглаживающие движения

По дорожке ледяной                    от середины лба к  верхней части ушей

В гости к нам  идет зима             от носа к средней части ушей,

В белой шубке меховой.    от середины подбородка к нижней части ушей

Белая метелица                            спиралевидные движения

По дорогам стелется,

Закружилась над землей,

Затянула небо мглой.

За снежинками снежинки                легкие постукивающие движения

Тихо кружатся, летят.

Укрывает все тропинки

Покрывалом снегопад.

На ветвях развесил иней                    пощипывающие движения

Ночью Дедушка Мороз.

Он сегодня очень сильный-

Щиплет щеки, лоб и нос.

Побежим домой скорей.                    Растирающие движения

Не догонит нас Мороз!

Рукавичкой посильней

Разотрем мы щёки, нос.

Завтра снова будем мчаться                 поглаживающие движения

На коньках и на санях

И на лыжах с гор кататься-

Ведь зима у нас в гостях!

В нашем детском саду занятие логоритмикой проводится 1 раз в неделю. Перспективное планирование составляется с учетом лексико-грамматических тем ( см. приложение)

4 блок. Взаимодействие с родителями.

 Работа с родителями -  одно из важнейших  направлений  в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда. Такую работу я провожу с начала учебного года.

После обследования  детей индивидуально беседую с родителями, объясняю необходимость участия родителей  в формировании  мотивационного отношения ребенка к обучению у логопеда.

На родительских собраниях обосновываю необходимость логопедической работы, обращаюсь с просьбой о помощи, которая может  способствовать значительному процессу в исправлении дефектов речи. Провожу обучающий семинар – практикум (показываю артикуляционную гимнастику для постановки различных групп звуков).

Использую и наглядные папки-пердвижки.

Темы консультаций для родителей.

  1. Почему ребенок говорит неправильно?
  2. Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения?
  3. Развитие связной речи детей в семье.
  4.  Играем пальчиками и развиваем речь.
  5. Речевая подготовка детей к школе  в семье.

Работа с родителями детей, имеющих нарушения в произношении, должна рассматриваться как неотъемлемая часть коррекционной педагогики.

Заключение. Сохранение здоровья детей, создание соответствующих условий – важнейшая задача всех ДОУ.  Наш  детский сад успешно внедряет здоровьесберегающие технологии в педагогический процесс всего  коллектива.

Литература:

  1. Галанов А. С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб, 2007;
  2. Ковалько  В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2005;
  3. Куликовская Т. А, Массаж лицевых мышц. М., 2004;
  4. Ткаченко Т. А.Физкультминутка для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. М., 2001;
  5.  Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей с ФФН;
  6. Малюкова  И.  Игровой самомассаж ак средство подготовки руки к письму. Дошкольное воспитание, 2008, №2
  7.  Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно. Дошкольное воспитание, 2006, №11;
  8.  Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей. Дошкольное воспитание, 1998, №11;
  9. Любина Г.  Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития.Ребенок в детском саду, 2004, №3;
  10. Яблинская Т. Сенсорно-моторная зона в логопедическом кабинете.  Ребенок  в детском саду, 2008, №6;
  11.  Манапова Е. Логопедическое занятие.   Ребенок в детском саду, 2009, №3;
  12.  Пивнюк Е., Бердникова Е. Занятие по логоритмике. Ребенок в детском саду, 2004, №2
  13.   Борисова Л. Е.  Здоровый ребенок – хороший ученик. Начальная школа, 2009 №10;
  14.   Михайдарова Д. М. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики. Дошкольное воспитание, 1998, №11;
  15.  Щелчкова Л. А.  Наша программа «Здоровье»Начальная школа, 1996, №2;
  16.  Елизарова Л. Н., Чирихин С. Н.  Оздоровительная работа в начальной школе.Начальная школа, 2000, №9;
  17.    Астапова Т. В. Дифференциация звуков (с), (з). Логопед, 2007, №5;
  18.   Соловьева  Н. В. Новые варианты традиционной методики. Логопед, 2008, №8.

                 Приложение.

Конспект подгруппового занятия.

                         Тема: Зима.

Задачи: 

  • активизировать словарь по теме "Зима", закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, подбирать слова - признаки и действия к словам, распространять предложения, подбирать слова к слоговой схеме;
  • развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
  • способствовать укреплению физического здоровья детей;
  • воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: ноутбук, компьютерная игра "4 лишний", пейзаж "Зимний лес", слоговая схема из двух частей, индивидуальные пособия для воздушной струи "Снежинка",  жёлтые треугольники, индивидуальные наборы разноцветных стеклянных камешков.

1. Орг. момент.

Электронная игра "4 лишний". (На мониторе ноутбука появляются 3 картинки с изображением осени и 1 картинка с изображением зимы. С помощью компьютерной мыши один из детей выбирает "лишнюю" картинку, объясняя свой выбор. Правильность выбора подтверждается появлением улыбающегося смайлика на экране монитора).

2. Сообщение темы занятия.

-Правильно, ребята. Лишняя картинка с изображением зимы. Сегодня мы поговорим об этом замечательном времени года.

3. Работа по теме.

1. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

-Скажите ласковые слова о Зиме. (Зимушка, зимка, зимонька.)

2. Согласование прилагательных с существительными.

-Зимушка-зима предлагает нам погулять по зимнему лесу. В какой лес мы пойдем? (В зимний лес.) Какую одежду наденем? (Зимнюю одежду.) Какие сапоги? (Зимние сапоги.) Какую шапку? (Зимнюю шапку). В путь! По какой дороге мы поедем? (По зимней дороге.)

3. Дыхательные упражнения.

-Давайте вдохнём свежий морозный воздух. (Поочерёдное втягивание воздуха то через правую, то через левую ноздрю. Выдох через рот.)

-Сдуем снежинку с ладоней. Что получится? (снегопад).

(Вдох через нос, плавный длительный выдох через рот.)

4. Подбор глаголов и прилагательных к существительным.

Выставляется картина "Зимний лес". Что Зима сделала с лесом? (Заколдовала, запорошила, заморозила.) Какой лес? (Заколдованный, сказочный, заснеженный, задумчивый, красивый, молчаливый).

5. Су Джок- терапия.

-Согреем наши руки при помощи "волшебных" мячиков (прокатывание колючих массажных мячиков между ладонями и по пальцам).

-Поиграем пальчиками на "пианино" .

6. Физминутка "Хлопья белые"

Хлопья белые летят.
(Лёгкий бег на месте.)
Холоднее стало,
(Приседания.)
Только, зимушка, ребят
(Наклоны туловища влево-вправо.)
Ты не испугала.
(Прыжки на месте.)
Нет! Нет! Ты не испугала.

7. Подбор родственных слов.

-Как вы назовете птиц, оставшихся зимовать? (Зимующие птицы.) Посмотрите, из- под снега выходит пар. Почему? (Здесь зимует медведь.) А здесь зимовье барсука, а рядом - ежа. Повторите похожие слова. (Зимовье, зимовать, зимний, зимующий, зима.) Это похожие, родственные слова.

8. Распространение предложений словами-признаками. (Дети называют определения и выкладывают треугольники).

Наступила : зима. Деревья оделись в : наряды. На окнах домов появились : узоры. Прилетели : птицы. Люди надели : одежду. Дети любят играть в : игры.

9. Подбор слов к слоговой схеме.

Слова: пурга, метель, буран, мороз, вьюга.

10. Выкладывание "ледяных" узоров из разноцветных стеклянных камешков.

4. Итог занятия.

-О каком времени года сегодня разговаривали?

Тема: Звук «Э».
Цели:

учить правильно произносить звук э в звукоподражаниях, словах и фразах.
- Вырабатывать отчетливое произношение всех звуков в словах.
- согласовывать ответы с вопросами, употребляя существительные с предлогами в нужных падежах.
Материал:
1. Медвежонок, издающий звук [э], корзиночка, картинки с изображениями козы и барана.
2. фланелеграф и картинки для него.


                Ход занятия.

1.Орг. момент.
2. Артикуляционная гимнастика: выполняются знакомые упражнения.
3. Работа по теме:
Логопед показывает детям медвежонка (желательно такого, который может издавать звук, наподобие звука [э]).
- Это медвежонок, он рычит. (Извлекает из игрушки звук, произносит этот звук протяжно: «Э-эээ...» Дети повторяют хором и индивидуально.)
- Медвежонок добрый. Когда рычит, улыбается. И дети у нас тоже улыбаются. Скажите мне еще раз, как рычит добрый, веселый медвежонок. (Два-три ребенка отвечают хором и индивидуально.) Далее проводится дидактическое упражнение «Медвежонок».
– Мишка принес в красивой корзиночке картинки для нас. ( достает картинку, на которой нарисована коза.) Кто знает, как кричит коза? (Мэээ-мэээ.)
Затем показывает картинку, на которой нарисован баран.
– Как кричит баран? (Бэээ-бэээ.)
Логопед делит детей на группы. Одни изображают козочек,другие барашков.
– А вот здесь у нас лужок! По нему будут гулять козлята и барашки. Сначала на лужок пойдут козлята. Они ходят и кричат: «Мэээ, мэээ...», а затем возвращаются на место. Потом выходят барашки, кричат; «Бэээ, бэээ...»

Логопед следит, чтобы дети произносили звук [э] длительно. Дети садятся на стульчики.
– У Мишки еще есть картинки. (Игра «Отгадай и назови» [б]). Логопед выкладывает картинки на фланелеграфе, называет их и активизирует речь детей.
– Это шапка, это лейка, это кастрюля, это машина, это кошка, это лягушка.
Закрепив картинки в произвольной последовательности на фланелеграфе, воспитатель начинает задавать вопросы. Отвечая на них, дети должны найти на фланелеграфе нужную картинку и назвать изображенный предмет.
– На чем можно ездить? (На машине.)
– Кто прыгает по дорожке и квакает? (Лягушка.)
– От кого убегает мышка? (От кошки.)
– В чем мы варим суп? (В кастрюле.)
– Из чего мы поливаем растения? (Из лейки.)

Разминка (э)

Все движения разминки повторяем без запинки!

 Эй! Попрыгали на месте.

 Прыжки.

 ЭХ! Руками машем вместе.

 Движение «ножницы» руками.

 ЭХЕ-ХЕ! Прогнули спинки,

 Наклон вперед, руки на поясе, спину прогнуть.

 Посмотрели на картинки.

 Нагнувшись, голову поднять как можно выше.

 ЭГЕ-ГЕ! Нагнулись ниже.

 Глубокий наклон вперед, руки на поясе.

 Наклонились к полу ближе.

 Дотронуться руками до пола.

 Э-э-э! Какой же ты лентяй!

 Выпрямиться, погрозить друг другу пальцем.

 Потянись, но не зевай!

Руками тянуться вверх, поднявшись на носки.

 Повертись на месте ловко.

 Покружиться.

 В этом нам нужна сноровка.

 

 Что, понравилось, дружок?

 

 Завтра будет вновь урок!


Игра «Одуванчик».
Цель. Отрабатывать с детьми длительный речевой выдох.


Игра «Кто в домике живёт?» .
Цель. Укреплять артикуляционный аппарат, вырабатывать произвольную регуляцию силы голоса.
Содержание. Логопед расставляет стульчики на некотором расстоянии друг от друга и предлагает детям сесть - «спрятаться в домики». Затем воспитатель подходит к «домикам», Спрашивает: «Кто в домике живет?» Дети отвечают голосами Животных.


Игра «Кто внимательней?»
Цель. Учить детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее воспроизводят.
Содержание. Дети сидят в три ряда напротив логопеда.. Первый ряд на расстоянии двух-трех метров. На столе лежат разные игрушки.
– Сейчас я буду давать задания тем, кто сидит в первом ряду. Говорить я буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы всем было слышно. Я вызову каждого по имени  дам задание, а вы проверяйте, правильно ли оно выполнено. Будьте внимательны. Вова, возьми мишку и посади его в машину.
Задания по очереди выполняют все дети, сидящие в первом ряду. Затем они меняются местами: второй занимает место первого, третий – второго, первый – третьего.


Игра .«Разрезные картинки»
Цель. Закрепить правильное произношение звука [э] в словах, развивать воссоздающее воображение, умение внимательно всматриваться в рисунок, по половине изображения догадываться о названии предмета, находить его вторую половину, учить отвечать предложениями из двух-трех слов.
Материал. Картинки с изображениями предметов, – целые и разрезанные на две части.
Логопед рассматривает с детьми целые картинки, закрепленные на доске, затем раздает разрезанные картинки – каждому по половинке – и показывает на целую картинку, предлагая детям из частей составить такую же.


4. Итог занятия.

Конспект логоритмического занятия по мотивам русской народной сказки «Зимовье зверей»

Оборудование :

Фонограмма лирической народной мелодии в исполнении оркестра русских народных инструментов, картинки к сказке «Зимовье зверей», колокольчик.

Дети входят в зал под звучание народной мелодии.

Логопед

                  Зачинается рассказ от ребятишкиных присказ.

Надумали бык, баран, свинья, гусь и петух в лесу зимовье строить.

Бык стал бревна носить,        

                                            Идут медленным шагом на всей стопе,  

                                            положив ладони на плечо.

На доски пилить.              

                                           Скользящие движения ладонями.

Баран щепу дерет.            Стукают кулачками друг о друга.

Гусь щели затыкает.         Поворот корпуса вправо и влево.

Петух крышу настилает.  Делают руками крышу над головой.          

                     

Логопед

                  Вот готов зимний дом, места хватит всем в нем.

                  Хорошо звери живут, вместе пляшут и поют.

                                 Танец по выбору.

Логопед

                  Пришла лютая зима, затрещал мороз.

   

                          Пахнет сеном и теплом.

                       Кто там ходит, Кто там дышит?

                       Вьюга пляшет за селом.

                      Ветер веет снег на крыше.

Песня о зиме по выбору.

Логопед

                   Друзья в зимовье живут, не горюют, в печке ватрушек напекут, угощаются.

Пальчиковая игра «Ватрушки».

      Тюшки-тютюшки!                Хлопают в ладоши.

      Будем печь ватрушки!          

      Тесто замесили мы,              Посыпают сахар пальчиками рук.

      Сахар положили мы,

      Ягоды, творог –                    

      Лепим пирожок.                  Лепят руками пирожок.

      Тюшки-тютюшки!              Хлопают в ладоши.

      Кушайте ватрушки!

Логопед

                  Вместе с малыми детками друзья забавляются.

                      (Звонит в колокольчик).

Музыкальная игра «Колокольчик».

Логопед  

                  Узнали про такое хорошее житье Волк и Медведь. Пойдем, говорят, в избушку, всех поедим, сами станем там жить. Пришли. Зарычали, завыли, стали всех пугать.

Артикуляционная гимнастика.

«Рычание» - дети приподнимают верхнюю губу,  произносят звук р.

«Вой» - губы трубочкой и на продолжительном выдохе дети произносят звук «у».

Логопед

                 Зашел Волк в зимовье, прямо на барана угодил. Заблеял баран страшным голосом.

Дети – бэ-э!

Логопед

                 Петух крыльями захлопал.

Дети        Кукареку!

Логопед

             Бык рогами волка в бок ткнул.

Дети   Му!

Логопед

              А свинья захрюкала!  

 Дети    Хрю-хрю!

Логопед

              Испугались волк с медведем и убежали в лес. А животные так вместе и живут.      

Логопед

                   Сказку нам пора кончать,

                   Надо всем домой шагать,

                   Наденем валенки на ножки

                   И пойдем мы по дорожке.

                           Логопедическое занятие.

 «Звук (С). Буква С.»

Цель:  учить анализировать артикуляцию звука (с). Упражнять в подборе слов, начинающихся со звука( с). Знакомить с буквой С. Учить печатать эту букву. Формировать активный словарь  в соответствии с лексической темой «Человек. Части тела». Развивать общую и мелкую моторику рук. Закреплять умение отгадывать загадки.

Материал. Карточка с буквой С, разрезная азбука, рабочая тетрадь, индивидуальные зеркала.

                           Ход занятия.

Отгадайте загадки.

Два Егорки живут возле горки,

Живут дружно, а друг на друга не глядят.

                   (глаза)

Он бывает самым разным:

Добрым, верным,

Гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым.      

      (Нос)

На горе много травы,

Да скот эту траву не ест.

(волосы)

Живет мой братец за горой,

Не может встретиться со мной.

(глаза)

Между двух светил в середине я один.

(нос)

Когда мы едим – они работают,

Когда не едим – они отдыхают.

Не будем их чистить – они заболят.

(зубы)

Один говорит, двое глядят

Да двое слушают.

(язык, глаза, уши)

-Уши, глаза, нос, волосы, зубы, язык – это части головы человека. Сейчас вы будете показывать на себе части тела, о которых говорится в стихотворении.

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти.

Есть и плечи, есть и грудь.

И живот не позабудь.

Бедра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и щечки две.

Брови, скулы, и виски,

И глаза, что так близки.

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

- Проведем пальчиковую гимнастику.

(дети сжимают пальцы правой руки в кулак и в соответствии с текстом поочередно их разгибают, начиная с мизинца)

Мизинчик идти на прогулку решил,

Но безымянный не разрешил,

А средний об этом услышал –

Едва из терпенья не вышел.

И печально сказал указательный:

- Огорчится большой обязательно.

Досталось мизинцу от всех по «гостинцу».

- Проведем мимическую гимнастику. Любуемся собой, глядя в зеркало: мы возмутились, нахмурились, улыбнулись, обрадовались, удивились.

(дети работают с индивидуальными зеркалами)

- Проведем артикуляционную гимнастику.

«Хоботок», «Улыбочка», «Трубочка», «Покусываем кончик языка».

- Поработаем над дыханием.

Дружно мы идем гулять,

Будем воздухом дышать,

Выдох : «П-ф-ф-ф»

Пауза. Вдох.

Выдох : «П-ф-ф-ф»

Пауза. Вдох.

Выдох : «С-с-с-с»

Пауза. Вдох.

Выдох : «С-с-с-с»

Пауза. Вдох.

Выдох : «П-ф-ф-ф»

Пауза. Вдох.

- Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке. О каком? Его вы позже назовете сами.

- Сейчас мальчики должны изобразить, как накачивают колесо с помощью насоса, а девочки – как спускается колесо у машины.

- Приложите палец к губам, как будто призываете соблюдать тишину: произнесите «с-с-с-« тихо, затем совсем тихо. Теперь улыбнитесь, не смыкая зубы, упритесь кончиком языка в нижние зубы и четко произнесите «с-с-с-с».

- Вы поняли, о каком звуке будете говорить на занятии? (С)

Что делают зубы, язык, губы, когда мы произносим звук (С)?

-Звук (с) обозначается буквой С. на что похожа эта буква?

Села мышка в уголок съела бублика кусок.,

Шёл конь, подковами звеня. Как  буква С, следы коня.

(дети находят букву в разрезных азбуках, печатают её в рабочих тетрадях)

-Я произнесу ряд звуков. Если вы услышите звук (с), хлопните в ладоши.

- Продолжите цепочку – вспомните слова, начинающиеся на СА-, СО-, СУ-, СЫ-.

- Послушайте сказку и запомните как можно больше слов со звуком (с).

- Послушайте скороговорки и попробуйте придумать свои.

СА-са-са – у Маши  длинная коса.

Со-со-со – надуваем колесо.

                Физминутка.

- «Назовите ласково»

Голова , нога, спина.

-«Еще больше»

Глаза – глазищи, ногти…., волосы…, губы….

-«Сосчитай»

Одно ухо, два уха и т.д.

Один нос….

Одна бровь…

-«Один – много»

Глаз, ухо, нос, язык.

   Итог  занятия.

- О каком звуке мы говорили сегодня на занятии? Какой буквой этот звук обозначается?

Перспективный план логоритмических занятий на 1 квартал 2010-2011 года.

месяц

неделя

Лексико-грамматическая тема

Название занятия

Программное содержание

1

Осень. Осенняя одежда

Путешествие в осенний лес

закрепить знания, умения и навыки по лексической теме;

развивать мелкую моторику пальцев рук;

2

Родина.

Наша страна

Развивать грамматический строй речи, обогащать словарный запас;

Учить образовывать им. сущ.в форме Р. п. ед. ч.;

Развивать фонематический слух, слуховое внимание;

Воспитывать нравственно-патриотические чувства;

Учить детей выполнять игровой самомассаж.

3

Овощи, фрукты.

У бабушки в деревне.

Закреплять знания об овощах и фруктах;

Развивать мелкую моторику.

сентябрь

4

Хлеб

Хлеб – всему голова.

Совершенствовать умения образовывать сущ. ед. и мн. числа;

Воспитывать у детей чувство любви к своей родине;

5

Детский сад. Игры, игрушки.

Магазин игрушек.

Развивать мимику детей; вырабатывать навыки правильного речевого  дыхания;

Развивать мелкую моторику.

октябрь

1

Осенний лес, грибы.

Прогулка в осенний лес.

Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах;

2

Домашние животные

Поездка в Простоквашино.

Закреплять знания детей   о  домашних животных и их детенышах.

3

Почта. Профессии.

А что у вас?

Закреплять знания детей о профессиях.

4

Перелетные птицы

Наши пернатые друзья

Закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах

ноябрь

1

Ателье. Одежда.

Сказка о Маше – растеряше.

Упражнять детей в классификации одежды по сезону

2

Дикие животные.

Дикие животные наших лесов.

Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве;

Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах;

Развивать мелкую моторику;

Формировать у детей правильную артикуляцию.

3

Посуда

Встреча с Федорой.

Закрепить знания детей о классификации посуды;

Развивать правильное дыхание, артикуляцию.

4

Животные Севера и Юга.

Прогулка в зоопарк.

Закрепить у детей представление о животных разных стран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт "Сохранение и укрепление здоровья детей с нарушениями речи средствами специальных игр и упражнений"

Инновационный педагогический опыт работы учителя-логопеда.Цель работы:          §  Сохранение и укрепление  здоровья детей, повышение  их  готовности...

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»

Для современного общества все более характерно преобладание инновационного способа развития, в основе которого лежит способность к нововведениям. Источниками инновационного процесса общества являются ...

проект по теме: «Интеграция компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы».

Интеграция компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы. Цель:повышение мотивации и активности ребенка и эффективности логопедической работы по коррекции нарушений речи и...

Валиева Регина. Анализ инновационного проекта (программы) "Детский сад-территория здоровья и спорта" МБДОУ № 15 "Страна чудес".

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – в любых социально-экономических и политических условиях является одной из наиболее актуальных проблем жизни и развития общества. ...

КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА-ЗАНЯТИЕ ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «РУКАВИЧКА» (старший дошкольный возраст)

Игра-занятие по мотивам русской народной сказки «Рукавичка», обеспечит  коррекционно-развивающую образовательную деятельность, стимулирующую речевое, познавательное и личностное...