проект по теме: «Интеграция компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Интеграция компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы. Цель:повышение мотивации и активности ребенка и эффективности логопедической работы по коррекции нарушений речи и общего развития детей логопатов,создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии;повышение эффективности логопедической работы за счет включения в работу всех анализаторных систем, внедрение компьютерных технологий в разные аспекты работы логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:

г.Ртищево Саратовская область

Проект

учителя-логопеда  Стуенко Т.Г.

по теме:

«Интеграция компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы».

Проект учителя-логопеда  Стуенко Т.Г.на 2017-2018 уч.год

Время проведения

ответственный

Название проекта

вид

Цель проекта

Продукт проекта

Долгосрочный

Сентябрь-июнь

Учитель-логопед Стуенко .Г.

«Интеграция компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы».

Социально-значимый, информационно-познавательный

повышение мотивации и активности ребенка и эффективности логопедической работы по коррекции нарушений речи и общего развития детей логопатов,

создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии;

повышение эффективности логопедической работы за счет включения в работу всех анализаторных систем, внедрение компьютерных технологий в разные аспекты работы логопеда

Дети  с нормой  речевого и психического развития,

подготовленные  к миру, построенному на цифровых технологиях.

Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда.

План использования ИКТ в системе логопедической работы.

ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ


                         Мы живем в веке информации. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для работы с родителями, педагогами, для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии.

                      Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио и видеотехнику, компьютеры) для работы с информацией (Г.К. Селевко).

АКТУАЛЬНОСТЬ:

              У большинства современных детей, посещающих логопедические пункты, проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития, несформированность пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У этих ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность, повышенный тонус организма, у детей трех-, пятилетнего возраста участились случаи заикания логопедического и нелогопедического характера.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

Цели проекта:

  • повышение мотивации и активности ребенка и эффективности логопедической работы по коррекции нарушений речи и общего развития детей логопатов
  • создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии;
  • внедрение компьютерных технологий в разные аспекты работы логопеда

Задачи:

- расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;

- повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала);

- повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);

- активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;

- формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;

- подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

- внедрение  компьютерных технологий в разные аспекты работы логопеда

Расширенные возможности при использовании ИКТ

- создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;

- реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);

- возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);

- совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими  демонстрировать реальные объекты,  явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);

Участники проекта: дети-логопаты,  педагоги, родители.

Форма работы с детьми: индивидуальная и подгрупповая.

Форма работы с родителями и педагогами: информационно-консультативная

Сроки проведения проекта:  сентябрь-июнь 2017-2018 уч.год

Вид проекта: долгосрочный, социально-значимый, информационно-познавательный

Новизна проекта: использование современных образовательных информационно- коммуникативных технологий для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса

Планируемый результат: повышение заинтересованности  участия ребенка в коррекционно-образовательном процессе, расширение кругозора  ребенка;

 повышение владения техническими навыками обращения с компьютером;   воспитание личности, адаптированной  к жизни в современном обществе.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный (сбор информации по теме) 1сентября -30сентября

  1. Подготовка теоретического и практического материала по теме проекта. 
  2. Диагностика речевого и психического развития детей. Анализ результатов диагностики
  3. «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в данной области). 
  4. Составление плана реализации проекта логопедом

2.Основной этап - коррекционно-развивающий

            Проведение непосредственной коррекционно-развивающей работы по выбранному направлению с детьми, реализация планов работы с педагогами и родителями.

              Коррекционно-развивающая работа по речевому развитию с детьми.

Формы использования ИКТ  учителем-логопедом в работе с детьми:: 

1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:

электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);

DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука»  Маршака, «Уроки тетушки Совы»,  «Голоса птиц и зверей» и др.);

специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», игры – раскраски и др.).

2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:

игры, презентации  на сайтах МЕРСИБО (http://mersibo.ru), сайт http://romaschki.jimdo.com/, www.logozavr.ruviki.rdf.ru, («Доктор Айболит»).

3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов в  Microsoft Power Point.

Проведение работы с родителями

Фронтальная работа – родительские собрания с использованием презентаций

Индивидуальная работа  - подготовка памяток по речевому и психическому развитию ребенка для каждого родителя. Предоставление печатных индивидуальных заданий по речевому развитию  для закрепления дома с ребенком.

Информационно-консультативная – предоставление письменных консультаций в «Уголок логопеда» по всем группам ДОУ и индивидуальное консультирование

Работа с педагогами и родителями

1. Электронные консультации на интернет – сайте учреждения и личном сайте логопеда и в социальных сетях.

2. Использование мультимедийных презентаций, фотогалерей.

- размещение на сайтах необходимых информационных материалов;

- создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями;

- самостоятельное создание фотогалерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим  размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения; 

- консультирование родителей, педагогов,  используя возможности Интернета.

Формы использования ИКТ в своей  работе  учителем-логопедом

1. Работа в Microsoft Works  (Например, с таблицами в Office Excel, со списками, отчетами в Microsoft Word). 

2. Использование информационных интернет – ресурсов:

www.iteach.ruwww.logoped.ru, blogs.mail.ru/help,  www.blogger.com, narod.yandex.ru  и другие. 

ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ: 

- удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации:

оформление отчетной и  текущей документации; использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике); создание электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям;

- создание, копирование, редактирование, тиражирование стимульного материала для занятий, бланков заданий и пр.

- создание своего электронного адреса,  интернет-сайта.

Примерный пополняемый план использования в коррекционно-логопедическом процессе презентаций,  электронно-методических пособий, сайтов для логопедов.

Наименование электронных пособий

Цель

Использование

Сроки проведения

1.

Электронно-методическое пособие «Учимся говорить правильно»

Автоматизация звуков

индивидуальное

В течение года по мере постановки звуков

2.

Автоматизация звука «Р, Рь, Л, Ль, Ш, Ж, Ч, Щ, С,З» (альбомы Комаровой-электронный вариант)

Автоматизация звуков

индивидуальное

В течение года по мере постановки звуков

Презентация-игра «Фрукты и овощи»

Классификация и обобщение предметов, развитие словесно-логического мышления

Подгрупповое

К лексич.теме: Осенняя ярмарка. Сад-огород

4неделя сентября

Мультимедийная презентация «Речевые нарушения у детей.Логопедические игры для родителей и педагогов»

Познакомить родителей и педагогов с речевыми нарушениями и их причинами, предложить логопедические игры для развития речи у детей

Родительское собрание

Педсовет

Сентябрь

Февраль

Презентация.Автоматизация звука Ль

Звуки Р,Л.

Автоматизация звуков

и дифференциация звуков р-л

Индивидуальное

подгрупповое

В течение года по мере постановки звуков

Презентация.Дифференциация звуков С-Ш

Дифференциация звуков

Индивидуальное

подгрупповое

февраль

Презентация «Кто спрятался»,

Закрепление знаний о диких животных и образование  притяж.прилагат-х.,

Индивидуальное

подгрупповое

К лексич.теме «Дикие животные»

1 неделя февраля

Презентация «Животные и их детеныши»

Пополнение словаря, закрепление знаний о животных, закрепление правильного использования предлога С (тв.пад)

подгрупповое

К лексич.теме «Домашние животные»

2 нед.ноября

Презентация-Глазодвигательная гимнастика «Космос»

Подгрупповое

Подгрупповое

К лексич.теме «Космос»

2 неделя апреля

Говори правильно «Дифференциация Р, Рь, Л, ЛЬ»

Дифференциация звуков

Индивидуальное

В течение года по мере постановки звуков

Угадай кто это? (Электронное пособие-игра)

Закрепление знаний о животных Африки, образование притяж.прилаг.

Подгрупповое

К лексич.теме «Животные Африки»

Презентация. «Белочка и волчище».

Закрепление звуков Ч, Щ, обогащение словаря

Индивидуальное

Вторая половина  года по мере постановки и автоматизации звуков

учебные компьютерные игры: 

"Стираем, сушим, гладим". Закрепление произношения звука Л в словах и предложениях. 

"Игрушки". Развитие речи.  и др.

http://romaschki.jimdo.com/

Индивидуальное

подгрупповое

По мере необходимости и подбора материала в течение года

Логопедические Программы, логопедия

Описание:

Программы для логопедов и родителей в помощь логопедам и родителям детей с нарушениями речи.

http://www.logoprog.ru

Использование компьютерных технологий в работе логопеда.

Индивидуальное

подгрупповое

По мере необходимости и подбора материала в течение года

Логопедические Программы, логопедия

Детские развивающие игры онлайн. Бесплатные флэш-игры для детей.

Ссылка igraem.pro

Индивидуальное

подгрупповое

По мере необходимости и подбора материала в течение года

Логопедические Программы, логопедия

Читаем по слогам.На, Лу и гласные - Логоритмика

 Ссылка muzikalkairk6.ucoz.ru

Индивидуальное

подгрупповое

По мере необходимости и подбора материала в течение года

        

3. Этап - заключительный – июнь

Цель: диагностика  результативности  проектной деятельности, анализ результатов работы.

Продукт проекта: аналитическая справка по итогам проекта - июнь

ВЫВОД: информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Применение компьютерных технологий с целью оптимизации логопедической работы по коррекции ОНР"

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ОНР...

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ОНР

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужен ли компьютер специалистам, работающим с дошкольниками. Сама жизнь поставила учителя-логопеда перед внедрением компьютерных технологий в систему коррекционной...

Проект «Здоровячок-речевичок». Использование здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционной работы с детьми с ТНР.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развит...

проект «Интеграция компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы»

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию. Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательно...

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ТНР

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ТНР...