«ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ХОМУСУ»
презентация по теме

Пестерева Лариса Александровна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_pedchtenie.pptx336.92 КБ
Файл doklad.docx67.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ ЦРР-Д/С №89 «ПАРУС» ГО «ГОРОД ЯКУТСК» ПЕСТЕРЕВА ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА, ЛЫТКИНА АВГУСТИНА ЕГОРОВНА «Технология поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к хомусу»

Слайд 2

актуальность Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования поликультурной личности подрастающего поколения, то есть осознания ими своей принадлежности к определенной культуре, выбор и осуществление культуросообразного образа жизни, способствующего самоопределению, доброжелательному отношению к другим людям вне зависимости от национальности, культур приобретает особую значимость.

Слайд 3

Объект исследования : процесс поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу. Предмет исследования : научно – теоретические основы и педагогические условия поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.

Слайд 4

приобретение детьми культурного наследия предков и поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к хомусу. Цель технологии:

Слайд 5

Задачи технологии: создать культурологическую предметно-пространственную среду развития ребенка; развивать эмпатию , дружеские толерантные отношения, развивать психические процессы, умение видеть прекрасное, исполнительские навыки, формировать эстетический вкус; подвести детей к пониманию искусства, мировой культуры через приобщение к музеям города, слушание игры хомусистов-виртуозов , собственную игру на хомусе и изобразительную деятельность; воспитывать в детях стремление к активному познанию жизни, художественно-речевые навыки, интерес к игре на хомусе .

Слайд 6

Этапы работы: 1). Поисково- теоретический этап. Изучение и анализ проблемы по теме исследования. 2).Опытно – экспериментальный этап. Проверка эффективности разработанного комплекса педагогических условий формирования поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу. 3).Обобщающий этап. Завершение эксперимента, коррекция, систематизация и обобщение результатов исследования.

Слайд 7

Принципы технологии: принцип культуросообразности . принцип расширения связей ребенка с окружающим миром. принцип приоритетности культурного регионального наследия. принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка.

Слайд 8

Цель занятий – формирование интереса к звукам музыки хомуса в прекрасном исполнении хомусистов- виртуозов Якутии С. Шишигина, П. Оготоева, А. Дегтяревой, Ф. Гоголевой. I этап – «чарующие звуки хомуса » Методы и методические приемы, испо льзуемые на занятиях I этапа – слуш ание, беседа, диалог, посиделки у камелька, графическ ая речь, обыгры в ание игровог о персонажа, создание игровой ситуации, а нализ и обс уждение рис унков эскизов.

Слайд 9

Цель занятий – формирование интереса к истории возникновения хомуса в мире и у нас в республике, подчеркиваем многонациональность хомуса . II этап – «история хомуса » Методы и методические приемы, используемые на занятиях II этапа – беседа, диалог, посиделки у камелька, посещение музея, метод проектов интегрированный метод, обыгрывание игрового персонажа, создание игровой ситуации, взаимодействие с родителями – формы работы: семинар, консультация, собрание.

Слайд 10

Цель занятий – приобщение к игре на хомусе по желанию и в зависимости от возраста ребенка. III этап «Мы играем на хомусе » Методы и методические приемы, используемые на III этапе – набор детей по желанию в кружок «Дружба», выполнения творческих работ по эскизам, совместная работа с педагогом дополнительного образования по якутскому языку и руководителем изостудии.

Слайд 11

Обобщающий этап, где проводится фестиваль в стенах детского сада « Этигэн Хомус ». Участники фестиваля – дети подготовительных групп, зрители – старшие и подготовительные группы детского сада, родители, педагоги. В рамках фестиваля – участие в городских и республиканских мероприятиях « Туой , тойук , дуорай , хомус !», «Полярная звезда», «Творческая мозаика», конкурсы рисунков. IV этап – « Этигэн Хомус » Методы и методические приемы, используемые на занятиях IV этапа – участие детей в фестивале, где дети смогут применить полученные умения в разных видах деятельности.

Слайд 12

Заключение Таким образом, данная технология хорошо вписалась в работу детского сада по формированию этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста, и дала хорошие результаты. Мы это судим, и, по отзывам детей и родителей, и по результатам участия в конкурсах: участие в телепроекте детской передачи «Кунчээн» на НВК «Саха» (2010 г.); на городском фестивале «Туой тойук, дуорай хомус» этно-ансамбль детского сада «Догордо h уу» отмечен сертификатом(2011г.); рисунки Белостоцкой Ани, Мавленбаевой Озоды, Фролова Вовы, Новогодиной Анжелы отмечены дипломами I и II и III степени республиканского конкурса рисунков детей «Чарующие звуки хомуса»(2011 г.); в научно – методическом журнале для работников дошкольного образования и родителей « Чемчуук саас» вышла статья « Технология формирования этно – культурной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к хомусу» (2012год).



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – Детский сад №89 «Парус» ГО « город Якутск»

Доклад

«ТЕХНОЛОГИЯ  ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ                                                ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ХОМУСУ»

Воспитатели: Лыткина Августина Егоровна

Пестерева Лариса Александровна

Якутск - 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………….…………………………….….. 3  

ГЛАВА 1. Психолого- педагогические основы поликультурного воспитания детей в ДОУ посредством приобщения к хомусу.

1.1. Сущность поликультурного воспитания дошкольников………..……. 7

1.2  Хомус - как средство единения народов…………………………….…14

Вывод………………………………………………………………………... 18

ГЛАВА 2. Педагогические условия поликультурного воспитания детей старшего дошкольного  возраста посредством приобщения к хомусу.

2.1 Особенности организации обучения детей старшего дошкольного возраста игре на хомусе………………………………………………….…. 19

2.2 Реализация технологии поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к хомусу…………………………………………………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………………………. 25

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА……….…………………………... 25

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Актуальность исследования.

Игра на хомусе как один из аккумуляторов и источников поликультурного воспитания личности играет особеннную роль в силу своего доступного интернационального языка – языка художественного образа, она не имеет коммуникативных национальных границ и может быть безпрепятственно использована как фактор вхождения человека в этническую и мировую культуру.

Оптимальным для поликультурного воспитания детей посредством хомуса является старший дошкольный возраст, сензитивный период ярких новообразований – физических, интеллектуальных, социальных, коммуникативных, межкультурных.

Культура как феномен изучалась представителями философии, культурологи, социологи, психологии, педагогики и других наук ( К.А. Абульханова- Славская, Б. Г. Ананьев, М.М. Бахтин, Н. А. Бердяев, В.П. Беспалько, В.С. Библер, Г.Н. Волков, М. С. Каган, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Д. С. Лихачев, С. Л. Рубинштейн, Н. Е. Щуркова и др.).

Немаловажное значение имеют труды теоретиков и практиков отечественной педагогики П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др.

Актуальность темы исследования обуславливается практической потребностью разрешения ряда сложившихся в системе образования противоречий между:

- потребностями общества в освоении культурного пространства многонационального государства и недостаточной разработанностью соответствующих возраста ребенка средств приобщения к народным традициям региона;

- осознанием необходимости определения педагогических условий формирования поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к хомусу.

Осмысление названных противоречий позволило сформулировать проблему исследования: поиск путей и способов поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к хомусу.

Вышеназванное определило тему исследования:

Обьект исследования: процесс поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.

Предмет исследования: научно – теоретические основы и педагогические условия поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть научно - теоретические основы поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.

Гипотеза исследования: процесс поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу будет эффективным, если:

- обосновать инновационные подходы к организации процесса поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу: принципы, идеи, технологии.

- реализовать педагогические условия, способствующие поликультурному воспитанию старших дошкольников посредством приобщения к хомусу (направленность педагогического процесса ДОУ на комплексное познание концептов этнокультуры: фольклора, народной философии, декоративно - прикладного искусства, игр, традиций; создание развивающей предметно - пространственной среды, в котором возможна активизация самовыражения детей в игре на хомусе; использование активных форм и методов обучения (игровых, эвристических, диалогово - игровых, проектных, интегрированных методов и др.); взаимодействие ДОУ и семьи;

- осуществлять педагогическую диагностику личностного продвижения в процессе поликультурного воспитания старших дошкольников.

В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи исследования:

  1. Обосновать совокупность исходных положений, образующих научно- теоретические основы формирования поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.
  2. Проверить эффективные формы и методы развития поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.
  3. Разработать технологию формирования поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.
  4. Определить уровни сформированности поликультурного воспитания старших дошкольников посредством пиобщения к хомусу.
  5. Разработать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.

Методы исследования: теоретический анализ культурологической, психологической, педагогической литературы; изучение реально складывающегося опыта через наблюдение, анкетирование, теоретическая и методическая итерпретация педагогического эксперимента, анализ  собственного опыта работы с детьми и научное обобщение материалов исследования.

Научная новизна исследования:

- раскрыты сущность и содержание  поликультурного воспитания детей в ДОУ посредством приобщения к хомусу;

- выявлены и проверены эффективные формы и методы развития поликультурного воспитания детей в ДОУ посредством приобщения к хомусу, основанные на принципах методической интерпретации потенциала народной педагогики, интеграции всех видов деятельности детей; культуросообразности, расширения связей ребенка с окружающим миром, диалога культур, опоры на эмоционально- чувственную сферу ребенка.

- сконструирована модель формирования поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу, построенная на основе системного, личностно- ориентированного, компетентностного, деятельностного, культурологического подходов;

- определены уровни сформированности поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу,

- разработан комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концептуальных основ, модели формирования поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу, в обосновании научных подходов к данному процессу.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для педагогов и воспитателей ДОУ.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций авторов, теоретическим анализом проблемы; организацией экспериментальной работы с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; воспроизводимостью результатов и репрезентативностью полученных данных, количественным и качественным их анализом; соответствием полученных результатов гипотезе исследования.

База исследования: МБДОУ ЦРР - детский сад № 89 « Парус».

Данная работа проводится с 2010 года.

Этапы работы:

1). Поисково - теоретический. Изучение и анализ  проблемы по теме исследования. Проведен поиск возможных педагогических условий формирования поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.

2).Опытно – экспериментальный. Проверка эффективности разработанного комплекса педагогических условий формирования поликультурного воспитания старших дошкольников посредством приобщения к хомусу.

3).Обобщающий. Завершение эксперимента, коррекция, систематизация и обобщение результатов исследования.

Структура доклада. Доклад состоит из введения, двух глав, заключения, приложения.

ГЛАВА 1. Психолого - педагогические основы поликультурного воспитания детей   в ДОУ посредством приобщения к хомусу.

1.1 Сущность поликультурного воспитания дошкольников.

Поликультурная педагогика – сравнительно молодая отрасль научного знания. Идея поликультурности стала предметом научного исследования в начале 20 века. Л. Гурлитт, Ф. Гансберг, Г. Шанпельман в это понятие включали этническую и мировую культуры, способствующие развитию общечеловеческого сознания и утверждающие идею о едином мире, не допускающем унификации культур. Поликультурность по их убеждению, связана со свободой духовного развития личности народа: человек не может глубоко и осознанно овладеть культурой, если ему навязывают чуждые идеи и взгляды, если не обеспечивается развитие его природных сил и способностей. Понятие поликультурного воспитания, получившее широкое распространение в мировой педагогике с 1960-х годов,                     в связи с реакцией западной части европейского континента на наплыв черных и цветных эмигрантов ,определялось как «воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две и более культуры, отличающие по языковому, этническому, национальному или расовому признаку». При характеристике поликультурного воспитания используют и другие термины: «мультирасовое», «мультиэтническое», «мультикультурное», «интеркультурное» образование.

В отечественной педагогике это понятие вошло в научный оборот в 1990- х г.г. и наиболее близкие к нему по значению следует признать «межнациональные отношения», «межкультурные контакты». В какой- то степени поликультурное воспитание является отражением сущности и подходов интернационального воспитания. В то же время между поликультурным и интернациональным воспитанием есть определенные различия: учет национальных особенностей здесь является более важным, нежели в интернациональном воспитании. Будучи близким идеи гуманного межнационального сосуществования, поликультурное воспитание отвергает консолидацию на базе корпоративной враждебности, противостояния иным цивилизациям и духовным ценностям.

Поликультурное, с одной стороны, отрицает формирование человека вне национальной культуры, с другой стороны, содействует порождению мультиидентичной личности как средоточия и пересечения нескольких культур. Поликультурность образования предполагает отражение в его содержании специфических особенностей различных культур, их диалога и взаимодействие в историческом современном контекстах.

Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом.

Страны, где в той или иной степени предусмотрена политика поликультурного воспитания, можно разделить на несколько групп:

- исторически давними и глубокими национальными и культурными различиями (Россия, Испания);

- сделавшиеся поликультурными вследствие своего прошлого как колониальных метрополий (Великобритания, Франция, Голландия);

- ставшие поликультурными в результате массовой иммиграции (США, Канада, Австралия).

Основными направлениями, в русле которых развивается поликультурное воспитание в ведущих странах мира, являются:

- педагогическая поддержка представителей этнических меньшинств;

- билингвальное обучение;

- многокультурное воспитание, сопровождающееся мерами против этноцентризма.

Все эти направления отражаются в специальных учебных программах.  Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах:

- воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;

- воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов;

- воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.

Основной функцией поликультурного воспитания является, прежде всего, устранение противоречия между системами и нормами воспитания и обучения доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств – с другой. Предполагается взаимная адаптация этнических групп, отказ этнического большинства от культурного диктата.

К числу функций поликультурного воспитания можно отнести:

- формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи,

- осознание важности культурного многообразия для самореализации личности,

- воспитание позитивного отношения к культурным различиям,

- развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

Поликультурное воспитание преследует три группы целей:

- уважение и сохранение культурного многообразия,

- поддержка равных прав на образование и воспитание,

- формирование и развитие в духе общенациональных, политических, духовных ценностей.

Задачами поликультурного воспитания являются :

- полноценное приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры,

- формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире и в целом,

- воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества,

- создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными  достижениями,

- формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия                                       с представителями других культур,

- воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Поликультурное воспитание – это одновременно приобретение знаний и соответствующее воспитание. Ее надо рассматривать как часть педагогических усилий, обеспечивающих культурно - социальную идентификацию личности, открытую иным культурам, национальностям, расам, верованиям.

Содержание поликультурного воспитания строится, таким образом, вокруг четырех ориентиров: социокультурной идентификации личности, освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде: воспитания положительного отношения к культурному окружению; развития навыков социального общения.

Суммируя сказанное о функциях, целях, содержании поликультурного воспитания, можно утверждать, что оно предназначено для создания педагогически благоприятного взаимообогащения малой и доминирующей культур, в результате чего происходит становление и самоопределение личности. Оно означает учет культурных, воспитательных и образовательных интересов этнических меньшинств в условиях плюралистической культурно - национальной среды и ведущей роли культуры основного этноса. В ходе поликультурного воспитания идет обогащение больших и малых этносов без ущемления последних в духе идеалов демократического, гражданского общества.

Существенной является проблема организации поликультурного воспитания. Одним из главных способов такой организации является соответствующее изучение тех или иных учебных дисциплин. Идеологи поликультуризма полагают, что наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес детей к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир.

Поликультурное, гражданское, интернациональное воспитание. Поликультурная педагогика  перспективна для гражданского воспитания в сложных условиях многонационального государства.

 « Поликультурное воспитание – это не только сугубо этническое явление, но и процесс, направленный на подготовку активных граждан в тревожном и этнически поляризованном мире».

Поликультурное воспитание имеет немало общего с интернациональным воспитанием. Результатам поликультурного воспитания, как и интернационального, должны быть:

- понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта;

- осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами;

- способности общения;

- осознание не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп;

- понимание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества;

- готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса.

Подобно интернациональному,  поликультурное воспитание имеет в виду налаживание связей между сообществами людей, исходит из необходимости взаимообогащения культур различных наций. Выполняя связующие функции, поликультурное воспитание сходно с интернациональным. Как и интернациональное, поликультурное воспитание предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувства солидарности и взаимопонимания, противостоит дискриминации, национализму, расизму.

В то же время поликультурное воспитание отличается от интернационального, так как делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует, предусматривает прежде всего освоение культурно- образовательных ценностей, сосуществование различных культур в общем социальном пространстве, адаптацию с иными культурными ценностями.

Поликультурное воспитание – демократический педагогический ответ многокультурных и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизаций, решение которой является существенным условием демократизации воспитания и обучения, общественной жизни в целом.

В концепции государственной национальной политики РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 15 июля 1996г. № 909, отмечается необходимым « обеспечить разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомления детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России и их в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров».

Массовая культура внушает людям мысль о первостепенной значимости индивидуальных  нужд, личных интересов по сравнению общественными. В провозглашаемом новом жизненном порядке фактически отрицается сила добра и справедливости, утверждается победа сильнейшего, слабому и беззащитному отводится последнее место в обществе. Молодежь заряжается завистью, корыстью, жаждой легкой наживы. Он уродует и вытесняет национальные культуры. Иммунитета против разлагающего воздействия на человека массовой культуры вырабатывает только национальная, подлинная народная культура, которую получают учащиеся через образование и воспитание. На основе взаимодействия и взаимопроникновения национальных культур происходит обогащение и развитие общечеловеческой культуры. Состояние современной культуры обуславливает особую значимость интегрированного подхода в воспитательно - образовательном процессе. Ориентация на освоение, сохранение и приобщение к этнической культуре молодого поколения предполагает адекватные  этой культуре междисциплинарного освоения материала. Для приобщения детей к культуре народа педагогу самому необходимо обладать знаниями:

- углубление и совершенствование знаний по истории, религии, традиций, обычаев, особенностей жизнедеятельности народа;

- знание культуры, речи, литературы, музыки, изобразительного искусства, этикета.

- умение соотносить знания культуры другого народа со знанием о своей культуре,

- умение вести себя в соответствии с этикетом страны.

В ДОУ необходима организация поликультурной образовательной среды, которая создает благоприятные условия для полной личностной самореализации представителя любой культуры и национальности. Социально- педагогическая среда предстает как совокупность отношений между всеми субъектами, обеспечивающими и реализующими функцию образования в соответствии с социально значимым целями и оказывающими непосредственное или опосредованное воздействие на формирование личности детей. Вопрос о создании социально- педагогической  поликультурной среды в ДОУ находит четкое отражение в государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Поликультурная среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности. В дошкольном образовательном процессе можно выделить примерные требования к поликультурной среде ребенка, формирующие у детей представление о человеке в истории и культуре:

- подборки книг и открыток, игры и игрушки знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов,

- уголки краеведения( комната быта, якутский балаган, русская изба и др.

- образцы национальных костюмов ( для кукол, детей и взрослых),

- художественная литература ( сказки, легенды народов Республики Саха( Якутия).

Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Среда, которая окружает ребенка с детства, это не только социальная, но также среда этническая. Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной поликультурной среды, в том числе при создании предметно- пространственной среды жизни в дошкольном учреждении. Очень важным представляется стимулирование связей между двумя возрастными полюсами – миром взрослого и ребенка. Доброжелательная атмосфера дошкольного учреждения должна побуждать взрослых задержаться в детском саду, пообщаться между собой, воспитателями, другими детьми.

Поликультурная среда – это часть педагогической среды, которая окружает личность, позитивно или негативно влияя на ее развитие, и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах. Любая образовательная среда России является педагогической средой полиэтнической средой. Но отношения этносов, проживающих рядом или вместе друг с другом, имеют свою специфику; наряду с культивацией доброго соседства эти народы имеют взаимной предвзятости. Понимание этой проблемы актуально и в наши дни.

Целенаправленное использование полиэтнической среды в работе с родителями поможет обеспечить ребенку адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей, развить межкультурную компетентность. Из определения поликультурной среды выводятся ее функции, затрагивающие формирование:

- личности человека как носителя своей национальной культуры,

- человека как субъекта и носителя межнациональной культуры, способного усваивать традиционную культуру, язык других наций.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно  ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно.

1.2 Хомус - как средство единения народов

Хомус - широко распространенный по всему миру инструмент, он удивительный и необыкновенный. Сотни названий, и одни древние истоки. Символ гармонии и жизни у многих народностей. Голос Вселенной. « Подарок богов», который может вместить все звуки мира.

У якутского народа, наряду с другими видами музыкальных инструментов, с глубокой древности сохранился Хомус. Он – символ духовной культуры земли Олонхо, распространен более чем в 100 странах мира и имеет 162 разновидности. Появился варган, по мнению ученых,5000 лет назад, и является ровесником египетских пирамид. Мы же допускаем мысль, что прообраз варгана появился еще в каменном веке. Однажды древний человек обратил внимание, что кость во рту может при определенном положении издавать интересный звук и попытался воспроизвести его еще раз. Так же он мог бы открыть звучание еще и в травах, деревьях, бамбуке. Интересно и другое мнение, что разновидность хомуса могла существовать еще во времена Атлантиды. Варган всегда сопровождал человека. В средние века этот инструмент был спутником кочевников в Азии. В странах Западной Европы варганной музыкой объяснялись в любви и лечили болезни. В Германии музыкотерапией занимались еще в 17- 19 веках. Известный поэт, варганист, медик В.Л. Шмидт исследовал строение варгана, акустику и обосновал музыкотерапию. Музыкотерапия (хомусотерапия) не оставила равнодушным и якутский народ, хотя ученые свидетельствуют о том, что в архивных документах и исторических работах сведения по народному врачеванию уходят к 17 веку.  Врачевание  в Якутии несомненно было и в давние времена – в случае болезни якуты обращались к шаману. Методы шаманского лечения, такие как имитация голоса разных животных и птиц музыкой бубна и хомуса отгоняли злых духов. Люди глубоко верили в чудодейственное воздействие этих звуков. В Руси он считался ратным инструментом – специальные варганные группы настраивали ратников на боевые действия. Есть даже космическая версия происхождения варгана.

В Якутии хомус считается музыкальным инструментом №1. Его история происхождения трактуется по- разному. Самая главная версия говорит о тюркоязычных корнях хомуса из стран Азии, другие же предполагают, что коренные народности имели костяные и деревянные разновидности хомуса, или, что варганы могли прийти вместе с русскими казаками.

Хомус всегда был рядом. В старину хомусная музыка помогала нашему народу пережить долгие зимы, воспевая красоты пробуждающей природы, солнечных дней и унося в далекий мир сказочных богатырей Олонхо. Шаманы с помощью хомуса входили в транс, лечили больных. Использовалась музыка хомуса и во время рыбалок, охоты.

Варган сохранился до сих пор у многих народностей, просто выглядит и называется он по-разному.  Это самый мировой музыкальный инструмент. Он задевает в душах людей самую тонкую, но самую древнюю струну- наше изначальное единство. Музыка у хомуса самая разная, от этно до рока. В ней живут картины природы, животного мира…. Композиции на хомусе привлекают своей красочностью, неповторимым колоритом, богатством звука и смысла, « эксклюзивностью», и однажды, погрузившись в этот мир, вы уже никогда его не покинете. Кому- то нравится лишь одно музыкальное направление определенного народа, а кто-то занимается « эклектикой» - смешивая всевозможные стили и направления, получает волшебный микс культур.

Этот инструмент обладает каким-то сверхъестественным свойством развевать негативные эмоции. Он помогает людям научиться отдыхать и расслабляться, обрести то спокойствие и силу, что идут от природы.

Президент РС (Якутия), Егор Афанасьевич Борисов, признавая мировое значение хомуса, в целях сохранения древних культурных традиций, изучения и развития варганной музыки объявил 30 ноября, День основания музея хомуса мира - Днем хомуса в Якутии.

Музей хомуса народов мира  создан по инициативе выдающегося якутского  хомусиста Ивана Егоровича Алексеева – Хомус Уйбаан, доктор филологических наук, профессор СВФУ им. М.К. Аммосова, неутомимого пропагандиста хомусной музыки с мировым именем. Первыми экспонатами должны были стать инструменты из его личной коллекции- двух десятков хомусов. Власти республики Саха восприняли его идею с энтузиазмом, и 30 ноября 1990 года открыли Музей и центр хомуса народов мира. Первым директором был назначен К.Д. Уткин, известный ученый, философ и общественный деятель. С 1993 года Музей является членом Международного Совета Музеев и имеет № 1984- РУ в каталоге уникальных музеев мира. Среди музыкальных музеев России по количеству музыкальных инструментов занимает 6 место, а в мире входит в число 100 музеев, обладающих уникальными коллекциями. Стандартная посещаемость в музее в год примерно составляет 3000 человек.

         Основной деятельностью музея является сбор, экспонирование музейных единиц, организация оптимальной трансляции, обеспечение сохранности экспонатов, научно- методическая, учебно- воспитательная, концертно- пропагандистская работа. За годы работы Музея и Центра собрана уникальная коллекция, состоящая из 1342 музыкальных инструментов, хомусов, варганов из 45 стран мира. Фонд музея составляет 8115 единиц хранения. В 2009 году  музей получил королевский подарок от основателя современного варгановедения, видного ученого – варгановеда, американского профессора Фредерика Крейна - более пяти сотен хомусов, собранных со всего мира. В результате плановой собирательской работы за последние 3 года музейная коллекция разновидностей хомуса увеличилась в два раза. С 1992 года были организованы национальные Центры хомуса, варгана в Америке, Киргизии, Казахстане, Австрии, Японии, Германии, Швейцарии, Норвегии, Венгрии, Англии, Аргентине. Созданы филиалы в Башкирии, Алтае, Тыве и в Москве. Планомерно проводятся конгрессы, конференции и фестивали. Интенсивно ведется научное      обследование сферы музыки хомуса ( варгана), издается специальный журнал «VIM» ( история и бытования варгана) и публикуются  альманахи, монографии, статьи, буклеты, учебные пособия. В редактировании и рекомендации к печати постоянно участвуют сотрудники « Центра с Музеем» и его филиалов.

Одним из важнейших направлений хомусного (варганного) искусства у нас является педагогическая работа, истоки которой берут свое начало, по данным этномузыкологов, с 14 века. Учебный процесс имеет свои традиции, благодаря которым сохранились самобытные приемы и стили исполнительства у каждого этноса.  Сохранились школы хомусной музыки у разных народов и у якутов. Не забыты имена Петра Оготоева, Федоры Гоголевой - наших виртуозов мира, чьи приемы игры повторяют молодые дарования мира.

Во многих учреждениях образования ведется учебный процесс, где сохраняются национальные традиции исполнительства. Появились серии учебников, пособий по школе хомусистов- варганистов. Только в Якутии насчитывается более 20 изданных работ (авторы: И. Алексеев, Л. Готовцева, Н. Берестов, С. Шишигин и многие др.). «Центр с музеем» постоянно координирует работу мастеров хомуса (варгана), благодаря которой улучшается музыкальное качество инструмента. Обмен опытом работы мастеров проводятся в Австрии, Швейцарии, Норвегии, Франции, Японии. По оценке экспертов лучшие инструменты изготавливаются в Якутии. В настоящее время якутская школа мастеров занимает лидирующее положение. Якутские мастера помогают творческому росту европейских, американских, японских мастеров. В республике более 50 мастеров изготовителей хомуса с удостоверением «народный мастер- умелец». Из них  10 человек признаны лучшими мастерами- изготовителями древнейшего музыкального инструмента.  

В Якутии насчитывается не менее 7000 хомусистов, имеющих постоянный сценический опыт, из них 150 имеют удостоверение хомусиста- импровизатора. В нашей республике 70 ансамблей хомусистов. Из них половину представляют детские и молодежные ансамбли. 24 июня 2011 году в Якутске прошел Седьмой международный конгресс варганной музыки « Хомус в культурном пространстве мира». В рамках этого фестиваля был установлен рекорд Гиннесса как « Самый многочисленный ансамбль хомусистов в мире». Состоялось это рекордное событие в здании Сахацирка. 1344 хомусиста сыграли в едином ритме и с первого раза вошли в историю книги самых интересных рекордов мир.

На следующий день, на якутском празднике Ысыах, ту же мелодию сыграли еще раз, и музыкантов было вдвое больше. Не для рекорда – для души.  

В настоящее время принята Концепция развития музея и центра хомуса народов мира на период до 2016 года.

Вывод

Поликультурное воспитание предлагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и предусматривает:

- адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными традициями;

- ориентацию на диалог культур;

- отказ на культурно – образовательную монополию в отношении других наций народов.

Поликультурное воспитание культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов.

Таким образом, поликультурное воспитание – одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией. Поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующей гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур.

ГЛАВА 2. Педагогические условия поликультурного воспитания  детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к хомусу.

2.1. Особенности организации обучения детей старшего дошкольного                                 возраста игре на хомусе.

Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования поликультурной личности, то есть осознания ими своей принадлежности к определенной культуре, выбор и осуществление культуросообразного образа жизни, способствующего самоопределению, доброжелательному отношению к другим людям вне зависимости от национальности, вероисповедания, готовности к диалогу культур приобретает особую значимость.

Мы не зря обратились к хомусу, этому удивительному и необыкновенному инструменту. Хомус – символ духовной культуры земли Олонхо распространен более чем в 100 странах мира, и имеет 162 разновидности, Сотни названий, и одни древние истоки. По мнению ученых, появился варган, 5000 лет назад, и является ровесником египетских пирамид. У нас  в Республике Саха (Якутия) хомус – музыкальный инструмент №1. Его история происхождения в Якутии трактуется по – разному. Самая главная версия говорит о тюркскоязычных корнях хомуса из стран Азии, другие предполагают, что коренные народности имели костяные и деревянные разновидности хомуса. Есть даже космическая версия происхождения варгана.

Хомус всегда был рядом. В старину музыка хомуса помогала нашему народу пережить долгие зимы, воспевая красоты пробуждающей природы, солнечных дней и унося в далекий мир сказочных богатырей Олонхо. Шаманы с помощью хомуса входили в транс, так удаганка Дьэрэлийэр вместе с группой молодых людей ездила по улусам и лечила больных. Использовалась музыка хомуса и во время рыбалок и охоты.

Мы считаем, что хомус соединяет нас со своими корнями, сближает людей разных национальностей и поддерживает связь между поколениями.

Стремление показать ребенку, что уникальность родной культуры можно познать и почувствовать в сравнении с общественными ценностями, через «диалог культур», побудило нас, создать технологию формирования поликультурной личности посредством приобщения детей старшего дошкольного возраста к хомусу.

Цель технологии: приобретение детьми культурного наследия предков и формирование поликультурной личности детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к хомусу.

В соответствии с этой целью нами выделены следующие задачи:

- создать культурологическую предметно- пространственную среду развития ребенка и оказать ему помощь в самоопределении, национальной самоидентификации, национальном самосознании на базе своей культуры;

- развивать эмпатию, доброту, дружеские толерантные отношения, умение тактично предложить свою помощь или обратиться за помощью, такие качества личности, как умение одухотворять окружающую природу, способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком;

- воспитывать в детях стремление к активному познанию жизни, художественно- речевые навыки, интерес к игре на хомусе;

- развивать внимание, память, творческое мышление, воображение, умение видеть прекрасное, исполнительские навыки, формировать эстетический вкус;

- подвести детей к пониманию искусства, мировой культуры через приобщение к музеям города, слушание игры хомусистов- виртуозов, собственную игру на хомусе и изобразительную деятельность;

- проводить воспитательно-образовательную работу в игровой форме, используя различные виды развивающих игр и традиционные и активные методы, приемы и формы обучения и воспитания детей.

При реализации поставленных задач мы остановились на следующих основополагающих принципах воспитания, соответствующих цели:

- принцип культуросообразности, т.е. опора в воспитательном процессе на этнокультурные традиции народов, национально-этническую обрядность, привычки;

- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, предполагающей преодоление имеющей в дошкольных учреждениях замкнутой системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, приобщение к культуре родного края;

- принцип приоритетности культурного регионального  наследия, означающий воспитание патриотизма на родном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, художественным народным промыслам, этнокультурным традициям, произведениям местных писателей, художников, поэтов и композиторов;

- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, требующей создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, эмпатии, что представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у него культуры межличностных отношений.

2.2.  Реализация технологии поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к хомусу.

Технология формирования поликультурной личности  посредством приобщения детей старшего дошкольного возраста к хомусу реализуется поэтапно через систему занятий. Нами разработан календарно – тематический план и система занятий. Эту работу можно включить и в обязательные занятия по ФЦКМ ( ознакомление с окружающим миром), или проводить в свободное от занятий время.

Технология реализации:

- вовлечение  детей в разнообразные виды деятельности в ходе приобщения к хомусу;

- интеграция различных видов деятельности: игры, музыкального, изобразительного, театрального, познавательного;

- создание предметно- пространственной развивающей среды с учетом этнокультурных особенностей детей.

1 этап технологии проводится в два месяца (сентябрь, октябрь).Занятия обьединяются общей темой « Чарующие звуки хомуса».Цель занятий- формирование интереса к звукам музыки хомуса в прекрасном исполнении хомусистов- виртуозов Якутии С. Шишигина, П. Оготоева, А. Дегтяревой, Ф. Гоголевой. Аудиозаписи должны быть хорошего качества. На этом этапе дети, слушая хомусиста- виртуоза, всегда удивляются красоте звучания хомуса, очень естественно улавливают связь музыки с природно- эмоциональным началом. После слушания музыки - диалог и беседа с детьми, рисование по впечатлению: здесь дети делятся с впечатлениями, рассказывают, рисуют. Воспитателю необходимо развивать в детях внимание, воображение, фантазию. Методы и методические приемы, используемые на занятиях 1этапа – слушание, беседа, диалог, посиделки у камелька, графическая речь, обыгрывание игрового персонажа, создание игровой ситуации, анализ и обсуждение рисунков – эскизов.

2 этап технологии. На данном этапе (ноябрь, декабрь) занятия объединяются темой «История хомуса». Здесь детей знакомим с историей возникновения хомуса в мире и у нас в республике, подчеркиваем многонациональность хомуса, говорим о том, что 30 ноября провозглашен у нас в республике днем хомуса, так как в этот день в 1990 году был открыт в Якутске Музей хомусов народов мира. Здесь широко используется воспитателями информация из разных источников, в том числе из Интернета, занятия проводятся с использованием ТСО. Наш сад традиционно каждый год совершает экскурсии в Музей хомусов народов мира. Сотрудники музея проводят для наших детей беседы и экскурсию, это взаимодействие с музеем очень полезен.

На данном этапе широко используется метод проектов и интегрированный метод. Детям предлагается сделать проект истории хомуса, нарисовать модель хомуса, историю хомуса, о создателях хомуса- кузнецах. Здесь необходимо отметить, что при выполнении проектов взаимодействие с родителями обязательно. Для этого проводятся родительские собрания, консультации и семинары для родителей.

3 этап технологии ( январь, февраль). « Мы играем на хомусе» - это приобщение к игре на хомусе по желанию и в зависимости от возраста ребенка. Нам часто задают вопрос, могут ли дети дошкольного возраста на играть на хомусе? Не вредит ли это неокрепшие зубы и десны? В своей книге « Игра на хомусе», адресованной руководителям кружка хомусистов, С. Шишигин советует учить детей играть на детском, мягком хомусе, до 6 лет достаточно научить умению фиксировать хомус между зубами, правильно ударять по язычку, вдыхать и выдыхать, извлекать основной звук, выполнять простейшие приемы игры.

На данном этапе мы набираем детей по желанию в кружок « До5ордоьуу-Дружба», где дети учатся играть не только на хомусе, но и на других национальных якутских инструментах. Эта работа ведется совместно с педагогом дополнительного образования по якутскому языку.

Также ведется совместная работа воспитателя с руководителем изостудии детского сада по выполнению творческих работ по эскизам, выполненным на предыдущих этапах, Из эскизов, выполненных в группе, руководитель изостудии выбирает наиболее удачные и интересные. С этими детьми проводится работа по выполнению картины в условиях изостудии. Темы «Чарующие звуки хомуса», «Мы в музее», «Хомус в эпосе олонхо», «Хомусы и народы мира» и др.

4 этап – обобщающий (март, апрель). На обобщающем этапе в детском саду устраивается фестиваль « Этигэн хомус». Участники фестиваля – дети подготовительных групп, зрители – старшие и подготовительные группы детского сада, родители и педагоги. В рамках фестиваля – участие в городских и республиканских мероприятиях «Туой тойук, дуорай хомус», «Полярная звезда», «Творческая мозаика», конкурсы рисунков.

В марте проводится конференция участников проекта, где дети в празднично убранном музыкальном зале, представляют свои проекты, выполненные на втором этапе, по итогам участников выдаются сертификаты и дипломы, благодарности родителям.

Таким образом, данная технология хорошо вписалась в опытно – экспериментальную работу детского сада по формированию этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста, дала хорошие результаты. Мы это судим, и, по отзывам детей и родителей, и по результатам участия в различных конкурсах.

Так, участие в детской телепередаче «Кунчээн» на НВК «Саха»  (2010год),  на городском конкурсе « Туой хомус, дуорай тойук» этно – ансамбль детского сада « До5ордоьуу» отмечен сертификатом (2011год), рисунки Белостоцкой Ани, Мавленбаевой Озоды, Фролова Вовы, Новогодиной Анжелы отмечены дипломами 1 и 2 и 3 степени республиканского конкурса рисунков детей «Чарующие звуки хомуса» (2011год), в научно – методическом журнале для работников дошкольного образования и родителей «Чемчуук саас» вышла статья «Технология формирования этно – культурной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к хомусу» (2012год), на городском фестивале якутского фольклора «Туой хомус, дуорай тойук» и в 1 детском конкурсе хомусистов « Куланик» среди воспитанников ДОУ Республики Саха ( Якутия) этно- ансамбль « До5ордоьуу» отмечен сертификатами.(2013год).

Заключение

Изучение нашего опыта служит формированию открытого педагогического мышления, при котором осваиваются целесообразные и перспективные идеи и взгляды на проблемы воспитания. Поликультурное воспитание отражает актуальные и глобальные педагогические подходы, что позволяет приобщать дошкольников к тем ценностям воспитания и образования, которые лежат вне корпоративных, социальных и национальных интересов. Развитие воспитания в современном мире - многосторонний процесс, результаты которого весьма значительны. Произошли решительные изменения, вызванные меняющимися потребностями человеческой цивилизации, необходимостью перевести на педагогический язык эти новые потребности. Важнейшей тенденцией можно считать прогресс дошкольного воспитания, которые остаются опорой духовности, очагом приобретения национальных и общечеловеческих культурных ценностей.

В современной педагогической мысли различных народов России наблюдается стремление к поиску выхода из духовного кризиса, обращение к опыту традиционного воспитания детей. Лучшие черты менталитета нации развиваются во многом благодаря сохранению традиционной народной культуры. Забвение ее традиций приводит к утрате национальной самобытности, развитию этнически нивелированного сознания. Профессор Г.Н. Волков, решающий путь возрождения народов видит в возрождении традиционной, демократической культуры воспитания.

Современная система образования требует возрождения национальных традиций, что возможно только на базе народной педагогики, традиционной педагогической культуры.

Применение народной педагогики это целостный процесс приобщения к традициям и обычаям народа, к фольклору, развитие и понимание у детей интереса к духовным сокровищам народов.

Освоение этой области – часть всестороннего развития личности маленького человека. Воспитание патриотизма, нравственных качеств, всестороннее развитие ребенка начинается с привития любви к малой родине, ознакомлению с культурным наследием и современным искусством края, в котором он живет, формированию у детей чувство причастности к духовному наследию предков, к культуре прошлого.

Проводя технологию поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к хомусу, мы обратили внимание, что планируемая работа способствовала развитию у детей представлений о творчестве народов Саха, развивались не только музыкальные способности детей, но у детей появилось чувство удовлетворения, радости, создались определенные условия для развития эмоциональности детей. Чувствовалось, что дети получают эмоционально – положительное подкрепление в виде успешного осуществления деятельности, испытывая от этого чувство уверенности и связанного с ним удовольствия.

Подобная работа несла терапевтический эффект. Именно народное творчество своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывали у детей хорошее настроение. Обращение к своему внутреннему миру создало первую ступеньку к положительному отношению к окружающим. Подводя итог работе, можно констатировать, что развитие нравственных чувств дошкольников средствами фольклора и традиций народов Саха возможно в том случае, если педагогическая организация работы в ДОУ будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимодействие в системе « педагог- ребенок- родитель», что позволит создавать образовательно – воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детско саду.

Таким образом, результаты проведенной работы показали, что приобщение детей к хомусу, к национальной культуре позволило познакомиться с окружающим миром, осознания своего места в нем, развития интеллекта, возможности развития в ребенке творческие способности, элементы самостоятельности, сформирования наглядно – образного мышления, навыков взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Использованная литература

  1. Кларина Л. М. Детская проектная деятельность / Л. М. Кларина // Игра и дети. - № 4.- С. 2-3.
  2. Косарева, В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / В.Н. Косарева // - Волгоград: 2013.- 166с.
  3. Макаев В. В, Малькова З. А, Сурпунова Л.Л. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы // Педагогика.- 2008.- № 4.
  4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова.- 3-е изд.,испр. И доп. – М: АРКТИ, 2005.- 96с.
  5. Семенова, А.Д. Современное функционирование этнопедагогики в технологии обучения и воспитания саморазвивающейся гармоничной личности: монография / А. Д. Семенова. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 2005.- 117 с.
  6. Ситникова, Н.В. Ключевые компетентности: подходы к оцениванию / Н.В. Ситникова// Народное образование Якутии. – 2003. - № 2. – С. 23-27.
  7. О. Н. Степанова, П. И. Филиппова. Формирование этнокультурной компетентности в поликультурной среде ДОУ: методическое пособие. – Я.: Институт повышения квалификации работников образования им. С. Н. Донского – 2006.- 65с.
  8. Платонова Т. В, Хохолова Е. Е. Люби и знай родной край: программа ознакомления детей ст. дошк. Возраста с родным краем и метод. Рекомендации к программе / ГОУ ВПО Моск. Гос. Ун-т им. М. А. Шолохова, ГОУ СПО Якут. Пед. Колледж № 2, МДОУ Центр развития ребенка № 105 « Умка»; / авт. Т.В. Платонова, Е.Е. Хохолова/.- Якутск, 2009. – 84с.
  9. Супрунова Л.Н. Поликультурное образование в современной России // Madister. – 2007. - № 3.- С. 79-81.
  10. Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. – 2008. № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ХОМУСУ

Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования полик...

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ОЛОНХО

Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования этнокультур...

Статья «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ НАРОДОВ ЧУКОТКИ»

До сих пор жизнь, обычaи и культура чукчей, представителей коренных северных нaродов населяющих Чукотку, остаётся загaдкой, потому что прошлое и нaстоящее этого малочисленного народа овеяно таким коли...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

ВЫСТУПЛЕНИЕ  ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».

laquo;Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....

План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...