Развитие социального интеллекта и инициативы детей дошкольного возраста.
статья на тему

Развитие социального интеллекта и инициативы

детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shcherbakova.docx38.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 «Гнёздышко» городского округа Тольятти

Развитие социального интеллекта и инициативы

детей дошкольного возраста.

Выполнила:

Воспитатель Щербакова Зинаида Михайловна

Тольятти, 2018

     Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, их легкая обучаемость создают благоприятные возможности для успешного социального развития личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Благополучие ребенка в дальнейшей жизни во многом зависит от того, насколько успешным оказался его ранний социальный опыт.

По мнению многих ученых (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин и др.), первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия.

Дошкольный возраст является активным периодом усвоения социальных норм. Высокий темп психического и личностного развития ребенка дошкольника, его открытость миру новому опыту создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь. Именно в дошкольном возрасте складываются первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль поведения человека, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Кроме того, он стремиться к самостоятельности. Таким образом, вопрос развития социального интеллекта и инициативы у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса.

Социальный интеллект, как часть социального познания, обеспечивает оптимальную адаптацию личности в обществе, а его результатом является целостное представление об окружающей действительности, ориентировка в сфере человеческих взаимоотношений.

Учитывая специфику дошкольного возраста, можно отметить высокую зависимость детей от значимых взрослых, доверие к ним. В связи с этим возрастает роль педагогической помощи в осознании и анализе возникающих социальных ситуаций, развитии умения понимать окружающих, строить с ними конструктивное взаимодействие. Педагогическое сопровождение позволяет оказывать педагогическую помощь ребенку, поддерживая его индивидуальность, сохраняя темп его развития, ориентируясь на его интересы, склонности и задатки.

Социальный интеллект ребёнка дошкольного возраста — это способность понимать состояние и мотивы поступков других людей, выделять существенные характеристики ситуации взаимодействия и намечать возможные пути осознанного опосредствованного влияния на намерения других людей с целью достижения общих предметных или коммуникативных целей.

Критериями социального интеллекта дошкольника являются:

  • эмоционально-мотивационные (самооценка, уровень развития эмпатии; мотивация коммуникации и взаимодействия);
  • когнитивные (общие умственные способности; понимание себя и партнера по общению; понимание сущности ситуации общения; прогнозирование развития ситуации коммуникации и взаимодействия, а также поведения в ней партнеров по общению);
  • поведенческие (владение навыками конструктивного взаимодействия, способами моделирования своего поведения и опосредованного либо прямого воздействия на партнера с целью изменить его поведение).

     Однако совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию также должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность. Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интереса, возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

Важная задача педагога - помогать ребёнку в активном приобретении собственного опыта, способствовать развитию инициативы и самостоятельности во всех видах деятельности детей (бытовой труд, конструктивно-игровая деятельность, художественная деятельность, игра).

В практике воспитания детей дошкольного возраста огромное значение придаётся обязанностям по самообслуживанию и близкому к нему бытовому труду. Это важно, потому что поручения повышают чувство ответственности, дают возможность детям, ощутить значение своего труда для окружающих, вырабатывают необходимую для обучения в школе, привычку к трудовому усилию.

Одна из форм по закреплению у детей проявления инициативы - это оказание сверстникам, окружающим и более младшим детям помощи. Овладение данными навыками является очень значимым для сближения детей, позволяет закрепить желание всё делать самим, а также инициативность, деловитость.

Важно отметить, что социально-личностное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.

Исходя из этого, воспитатель должен строить свою деятельность так, чтобы каждый ребёнок мог самореализоваться, развить свои умственные и творческие способности через познавательную активность, стал более общительным и доброжелательным. Поэтому необходимо создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

Личный опыт ребёнка организуется так, чтобы он естественным путём, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.

Воспитатель должен оказывать поддержку детской инициативы и самостоятельности,  используя сочетание различных форм обучения.

Для развития социального интеллекта и инициативы детей используются такие методические средства, как:

ролевые игры;

коммуникативные игры;

игры и задания, направленные на развитие произвольности;

игры, направленные на развитие воображения;

релаксационные методы;

эмоционально-символические методы (Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса. Как необходимый этап для обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. При этом на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения);

направленное рисование, т. е. рисование на определенные темы.

    Действующие эффективные методы обучения – интерактивные беседы, рассказы и сказки, работа с видеосюжетами, творческая индивидуальная и групповая деятельность (совместное пение, танец, рисование, работа с природными материалами, пантомима, декламация).

Систематическая работа по развитию социального интеллекта и инициативы в разных видах деятельности способствуют улучшению социального статуса ребенка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. В настоящее время обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими его людьми, конструктивно решающий возникающие социальные проблемы.

Список  литературы:

Акулова О.В., Гоберидзе Т.И., Гризик Т.И. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы. М. Просвещение. 2012.

Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие. М. Айрис-пресс. 2008.

Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. Дошкольное воспитание. 1991, № 6.

Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации. СПб. Детство-Пресс. 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние детско-родительских отношений на развитие социального интеллекта ребенка старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается  влияние детско-родительских отношений на развитие социального интеллекта ребенка. Подчеркивается важность развития социального интеллекта в старшем дошкольно...

Психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Представленная психолого-педагогическая программа предназначена для диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в рамках введения ФГОС. Программа структурирована в соотве...

Методическая разработка "Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности"

Проект будет полезен воспитателям и музыкальным руководителям детского сада. Цель: создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством музы...

«Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Социальный интелект - это интелект идивида, формирующийся в ходе его социлизации, под воздействием условий определенной социальной среды.Мехонизмом формирования личности выступает процесс социлизации....

"Условия развития социального интеллекта у детей дошкольного возраста"

В статье рассматривается значимость условий, способствующих становлению и развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста....