индивидуальный план по самообразованию
рабочая программа по теме

Мухаметова Рамзия Асгатовна

Индивидуальный план работы по теме:"Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_raboty.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Старо- Уруссинский детский сад “Карлыгач”

Индивидуальный план работы по самообразованию по теме:

«Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игр»

 

    Воспитателя I категории

младшей группы

Мухаметовой Рамзии Асгатовны

На 2018 – 2019 учебный год

Актуальность

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию выслушиванию и т. п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка младшего возраста является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.

Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

- повысить свою профессиональную компетентность путем изучения методической литературы по данной теме;

- разработать перспективный план работы с детьми;

- Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

- провести консультации с педагогами и родителями по данной проблеме, поделиться опытом;

- подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

   Направления моей работы:

- формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)

- обучение способам обследования предметов

- развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).

- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом (центр сенсорного развития).

       Каждая дидактическая  игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей

       Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

       В своей работе использовала следующие технологии: информационно коммуникативные, здоровье сберегающие, игровые, личностно — ориентированные, исследовательские.

      Дидактический материал подбирала с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.

      Особый акцент я делаю на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаю к миру вещей. Обучаю новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму.

      С родителями воспитанников были проведены консультации, беседы, родительское собрание «Что такое сенсорное развитие≤», анкетирование по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании, практикум по созданию игр по сенсорному развитию из бросового материала.

Ожидаемые результаты:

- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 3-4 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 3 – 4лет.

- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

Перспективный план самообразования

«Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игр»

Месяц

Формы работы

С детьми

С родителями

Сентябрь

Организацион- но – ознакоми-тельный

Изучение научно – методической литературы.

Создание предметно – развивающей среды для сенсорного развития детей.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала

Октябрь

Д/игры

Рисование

Закреплять знание основных цветов; (красный, желтый);

учить классифицировать предметы по цвету;

Закреплять понятия «большой-маленький»;

учить классифицировать предметы по размеру;

Знакомить с геометрической фигурой- «круг»;

 учить соотносить круг с предметами круглой формы;

Учить различать звуки по громкости; учить употреблять в речи слова «громко-тихо»;

Знакомить с качествами предметов «теплый-холодный»; формировать навыки безопасного поведения (не трогать руками горячие предметы);

«Собери листочки»

«Геометрическая мозаика»

«Громко-тихо»

 

«Листопад»

Информация на стенд

Сенсорное развитие детей 3-4 лет

Ноябрь

Д/игры

Рисование

Закреплять знание цветов («зеленый-синий»);

учить классифицировать предметы по цвету;

Знакомить с понятиями «длинный-короткий»;

учить сравнивать предметы по длине способом наложения;

Знакомить с геометрической формой-«квадрат»;

учить находить в ближайшем окружении предметы квадратной формы;

Знакомить с музыкальным инструментом-«ложки»;

учить повторять ритм музыки; формировать умение определять на слух характер музыки – «грустная-веселая»; Знакомить с качествами предметов «мягкий-твердый» ;

учить употреблять в речи слова «мягкий-твердый»;

«Цветные рукавички»

«Назови квадратные предметы»

«Сравни предметы»

«Угадай, что звучит»

«Мягкий-твердый»

Подводный мир (зеленый, синий цвета)

Консульттация Сенсорное развитие в домашних условиях

Декабрь

Д/ игры и упражнения

Рисование

Закреплять знание цветов «белый-черный»;

учить находить в ближайшем окружении предметы данного цвета;

Познакомить с понятиями «высокий-низкий»;

учить использовать в речи эти понятия; сравнивать с помощью способа «приложения»;

Познакомить с геометрической фигурой -треугольник;

учить соотносить предметы с данной геометрической формой;

Учить различать на слух разные звуки; знакомить с музыкальным инструментом «бубен»;

«Назови предметы этого цвета»

«Назови предметы треугольной формы»

«Высокий-низкий»

«Быстро-медленно»

«Мешочек с секретом»

Белые снежинки в темном окне

Консультация:

Дидактические игры для развития сенсорных способностей

Январь

Эксперименти-рование

Д/игра

Речевая игра

Знакомить со смешанным цветом-оранжевым;

учить экспериментировать с красками, получать оранжевый цвет из двух основных;

Знакомить с понятиями-«широкий-узкий»; учить употреблять в речи ;

Познакомить с геометрической фигурой-овал; учить находить в ближайшем окружении предметы овальной формы;

Упражнять в умении повторять заданный ритм с помощью хлопков в ладоши; 

Развивать умение называть предмет, исходя из тактильных ощущений (по форме, поверхности, размеру);

знакомить с понятиями «тяжелый-легкий»;

учить сравнивать предметы по весу, употреблять в речи слова «легче», «тяжелее»;

«Волшебные краски» (смешение 2-х цветов)

«Что бывает оранжевого цвета»

«Что похоже на овал»

 

«Скажи наоборот»

«Рисуем вместе с мамами и папами»

Февраль

Эксперименти-рование

Д/игра

Д/игра на ориентирова-ние в пространстве

Эксперименти-рование

Продолжать знакомить со смешанными цветами (голубой, розовый, серый);

учить получать данные цвета с помощью смешения с белой краской;

Учить сравнивать предметы по размеру на глаз и с помощью условной меры;

Учить классифицировать предметы по одному заданному признаку;

упражнять в определении формы предмета с помощью осязания;

Продолжать знакомить с музыкальными инструментами- металлофон;

учить определять высокие и низкие звуки

Знакомить со свойствами бумаги (мнется, рвется, мокнет в воде, шелестит и т. д.)

«Волшебные краски»

(получение цвета: серый, голубой, розовый)

«Геометрическая мозаика»

«Иди, куда скажу»

«Свойства бумаги»

Оформление папки-передвижки по сенсорике

Март

Д/игры

Знакомить с оттенками одного цвета; учить употреблять в речи слова: темный, светлый, яркий, тусклый, темнее, светлее и т. д.

Учить раскладывать предметы по возрастанию или убыванию; Познакомить с геометрической фигурой-шар, его свойствами; учить различать круг и шар;

Упражнять в регулировании силы голоса (тише-громче); учить согласовывать движения с силой голоса; Познакомить с материалами: дерево, пластмасса, их свойствами;

«Разложи от светлого к темному» (наоборот)

«Разложи игрушки по росту»

«Громко - тихо»

«Шарики и кружки»

«Поставь игрушку, куда скажу»

Апрель

Д/игра

Эксперименти-рование

Учить составлять узор из геометрических фигур на полосе, учитывая цвет элементов узора;

Закреплять умение сравнивать предметы по размеру, высоте, ширине; употреблять в речи слова: шире-уже, выше-ниже, короче-длиннее, больше- меньше; Познакомить с геометрической фигурой-куб, его свойствами; учить различать куб и квадрат;

Учить распознавать звуки на слух, называть их источник;

Закреплять умение различать материалы с помощью тактильных ощущений;

«Кубики и квадраты»

«Составь узор по образцу»

«Деревянные и пластмассовые игрушки»

Май

Закреплять знание основных и смешанных цветов; учить сочетать 2-3 цвета в узоре;

Закреплять умение раскладывать предметы по убыванию и возрастанию; классифицировать предметы по размеру, употреблять в речи слова, обозначающие размер;

Закреплять знание геометрических фигур и их свойств; 

Развивать умение давать характеристику звукам;

Закреплять умение определять на ощупь качество поверхности, употреблять в речи слова называющие данное качество;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию «Использование компетентностного подхода в художественно- эстетическом развитии детей через музыкальное воспитание» 2017-2018г..

Повышение профессиональной компетентности педагога через обогащение эстетической, музыкальной культуры как часть всей духовной культуры....

Индивидуальный план по самообразованию на 2011-2015 год. Воспитатель: Салахова Ляйсан Галиахметовна.

Индивидуальный план по самообразованию на 2011-2015 год.Воспитатель: Салахова Ляйсан Галиахметовна....

Индивидуальный план по самообразованию педагога

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога на 2013-2018г....

Индивидуальный план по самообразованию

План работы на 2013-2018 уч.годы...

Индивидуальный план по самообразованию на 1 квалификационную категорию

Индивидуальный план по самообразованию на 1 квалификационную категорию...

Индивидуальный план по самообразованию на тему:« Совершенствование работы в обучении дошкольников игре на духовых музыкальных инструментах»

Обучая игре на музыкальных инструментах, для детей открывается мир музыкальных звуков. Они различают красоту звучания инструмента, развивают качество слуха, ритма....