Консультация для воспитателей "Двигательная активность детей на музыкальных занятиях"
консультация по теме

Колкунова Евгения Владимировна

Данный материал будет полезен воспитателям имузыкальным руководителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc628.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Двигательная активность детей на музыкальных занятиях»

Двигательная активность детей на музыкальных занятиях – это музыкально-ритмическая деятельность, которая является одним из основных и ведущих видов музыкальной деятельности в детском саду. Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребёнка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе.

                    Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Полноценное развитие всех психических процессов у ребенка происходит в опоре на его телесный опыт. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия. Возможность движения, практических действий для ребенка – одно из самых эффективных средств поддержания его интереса к какому-либо роду занятий, а звучащие музыкальные образы вызывают у  детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения.

Движения под музыку издавна  применялись в воспитании детей. Но впервые рассмотрел ритмику  и  обосновал её в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. По его мнению, « с первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать воспитание в нём «мышечного чувства», что в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга». При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».

Музыкально-ритмическое  воспитание детей   в нашей стране было построено  на основе ведущих положений системы  Э. Жак-Далькроза.

В детском саду  вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке.

Вопрос о соотношении  музыки и движения в ритмике был решён однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению – второстепенная. Специалисты сделали важный вывод: только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей. Дети вначале слушают музыку, у них возникают определенные эмоциональные переживания, под влиянием которых движения приобретают необходимый характер. Контрастные построения, темповые и динамические изменения, ладовая окрашенность, повторность, несложные ритмы, акценты, чередования фраз – всё это может передаваться в движении. Музыка способствует выразительности движений.

На музыкальных занятиях используют следующие виды ритмики:

  1. музыкально-ритмические упражнения;
  2. танцы, пляски, хороводы;
  3. музыкальные игры.

В музыкально-ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, подскоков, а также  упражнения на разнообразные построения: движения по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», цепочками, парами, тройками и т.д.

Перечисленные упражнения относятся к разряду общеразвивающих и связаны с физическим воспитанием ребенка, развитием его ловкости, координации, умения владеть своим телом и ориентироваться в пространстве.

В контексте занятий ритмикой эти упражнения получают новую смысловую окраску. Движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т.п.), расцвечиваются фантазией детей, будят их творческое воображение. В этих упражнениях ребенок творчески познает возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения, учиться ориентироваться в осваиваемом им мире – мире вещей, живых существ, людей и их взаимоотношений. Звучащая музыка помогает ему в этом, ритмически организуя деятельность, делает познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.

Танцы, пляски и хороводы – также весьма привлекательный для детей раздел занятий ритмикой. Основу программ музыкально-ритмического воспитания в ДОУ составляют несложные танцы разных народов, характерные танцы.

         Музыкальная форма, структура народного танца, как правило, ясная, четкая, доступная детскому восприятию.

В характерных танцах плясовые элементы соответствуют манере движений различных персонажей (снежинок, куколок, клоунов, пингвинов и т.п.).

К свободным танцам относятся пляски и хороводы, которые  придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. Вначале  педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать  под ту или иную музыку в соответствии с её характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого  создают «свою» пляску.

Музыкальная игра (третий вид  ритмики) как разновидность игровой  деятельности в детском саду –  важный метод музыкального развития. Музыка усиливает эмоциональную  сторону игры, погружает ребёнка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – всё  это углубляет восприятие и понимание  музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические  и двигательные навыки.

Музыкальные игры делятся  на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под  пение (хороводы и инсценировки). В  сюжетных играх  нужно  выразительно передать образы музыки, а в несюжетных – выполнить задание, связанное  с общим настроением музыки, её выразительными средствами (темп, динамичные оттенки, метроритм, форма произведения). Например, в сюжетных музыкальных  играх «Зайцы и лиса», «Васька кот», дети должны образно выполнять движения, характерные для данных персонажей. В несюжетных играх «Игра с бубнами» , «Ищи игрушку» ребята меняют движения на малоконтрастные  части пьесы и динамические оттенки.

 В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов  музыки, текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных  хороводных построений (парами, шеренгами, кругами со сменой направления). Например, в игре «Ворон» (русская народная прибаутка) основная задача – передать сказочный образ ворона «в красных  сапогах, позолоченных серьгах» в пляску которого включены элементы русского народного танца: кружение дробным  шагом, выставление ноги на пятку. В  игре использовано также построение в круг, сужение и расширение круга дробным шагом.

Задача педагога – научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Точной, выразительной передачей посредством движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения.

Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально – теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятия музыки.

В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного.

Вместе с тем, ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода.

 Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребенка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств, занятия ритмикой оказывают разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонически развитой личности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная активность дошкольников на музыкальных занятиях

Консультация для воспитателей и педагогов ДОУ...

Использование двигательной активности детей на музыкальных занятиях для оздоровления детей

Использование новых педагогических технологий для оздоровления детей является важным аспектом работы всех педагогов в дошкольном учреждении.От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизн...

Музыкально - ритмические движения как средство повышения двигательной активности у детей на музыкальных занятиях

 Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и ...

«ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

laquo;Чтобы сделать ребенка умным и рассуди-тельным, сделайте его крепким и здоровым:пусть он работает, действует, бегает, кричит,пусть он находится в постоянном движении».Жан Жак Руссо...

Доклад на тему: «Эффективное применение педагогических технологий для развития речевой активности детей на музыкальных занятиях»

laquo;Эффективное применение педагогических технологий для развития речевой активности детей на музыкальных занятиях»В последние годы в нашей стране отмечается увеличение количества детей с отк...

Консультация "Совершенствование двигательной активности детей на музыкальных занятиях"

Данная консультация будет полезна для музыкальных руководителей, а также для родителей....

Консультация для педагогов на тему: «Развитие двигательной активности дошкольников на музыкальных занятиях»

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста Движение – это фундамент физического, психического и двигательного здоровья детей. Полноценное развитие всех психичес...