Консультация для воспитателей "Двигательная активность детей на музыкальных занятиях"
консультация по теме

Колкунова Евгения Владимировна

Данный материал будет полезен воспитателям имузыкальным руководителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc628.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Двигательная активность детей на музыкальных занятиях»

Двигательная активность детей на музыкальных занятиях – это музыкально-ритмическая деятельность, которая является одним из основных и ведущих видов музыкальной деятельности в детском саду. Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребёнка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе.

                    Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Полноценное развитие всех психических процессов у ребенка происходит в опоре на его телесный опыт. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия. Возможность движения, практических действий для ребенка – одно из самых эффективных средств поддержания его интереса к какому-либо роду занятий, а звучащие музыкальные образы вызывают у  детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения.

Движения под музыку издавна  применялись в воспитании детей. Но впервые рассмотрел ритмику  и  обосновал её в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. По его мнению, « с первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать воспитание в нём «мышечного чувства», что в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга». При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».

Музыкально-ритмическое  воспитание детей   в нашей стране было построено  на основе ведущих положений системы  Э. Жак-Далькроза.

В детском саду  вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке.

Вопрос о соотношении  музыки и движения в ритмике был решён однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению – второстепенная. Специалисты сделали важный вывод: только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей. Дети вначале слушают музыку, у них возникают определенные эмоциональные переживания, под влиянием которых движения приобретают необходимый характер. Контрастные построения, темповые и динамические изменения, ладовая окрашенность, повторность, несложные ритмы, акценты, чередования фраз – всё это может передаваться в движении. Музыка способствует выразительности движений.

На музыкальных занятиях используют следующие виды ритмики:

  1. музыкально-ритмические упражнения;
  2. танцы, пляски, хороводы;
  3. музыкальные игры.

В музыкально-ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, подскоков, а также  упражнения на разнообразные построения: движения по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», цепочками, парами, тройками и т.д.

Перечисленные упражнения относятся к разряду общеразвивающих и связаны с физическим воспитанием ребенка, развитием его ловкости, координации, умения владеть своим телом и ориентироваться в пространстве.

В контексте занятий ритмикой эти упражнения получают новую смысловую окраску. Движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т.п.), расцвечиваются фантазией детей, будят их творческое воображение. В этих упражнениях ребенок творчески познает возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения, учиться ориентироваться в осваиваемом им мире – мире вещей, живых существ, людей и их взаимоотношений. Звучащая музыка помогает ему в этом, ритмически организуя деятельность, делает познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.

Танцы, пляски и хороводы – также весьма привлекательный для детей раздел занятий ритмикой. Основу программ музыкально-ритмического воспитания в ДОУ составляют несложные танцы разных народов, характерные танцы.

         Музыкальная форма, структура народного танца, как правило, ясная, четкая, доступная детскому восприятию.

В характерных танцах плясовые элементы соответствуют манере движений различных персонажей (снежинок, куколок, клоунов, пингвинов и т.п.).

К свободным танцам относятся пляски и хороводы, которые  придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. Вначале  педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать  под ту или иную музыку в соответствии с её характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого  создают «свою» пляску.

Музыкальная игра (третий вид  ритмики) как разновидность игровой  деятельности в детском саду –  важный метод музыкального развития. Музыка усиливает эмоциональную  сторону игры, погружает ребёнка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – всё  это углубляет восприятие и понимание  музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические  и двигательные навыки.

Музыкальные игры делятся  на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под  пение (хороводы и инсценировки). В  сюжетных играх  нужно  выразительно передать образы музыки, а в несюжетных – выполнить задание, связанное  с общим настроением музыки, её выразительными средствами (темп, динамичные оттенки, метроритм, форма произведения). Например, в сюжетных музыкальных  играх «Зайцы и лиса», «Васька кот», дети должны образно выполнять движения, характерные для данных персонажей. В несюжетных играх «Игра с бубнами» , «Ищи игрушку» ребята меняют движения на малоконтрастные  части пьесы и динамические оттенки.

 В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов  музыки, текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных  хороводных построений (парами, шеренгами, кругами со сменой направления). Например, в игре «Ворон» (русская народная прибаутка) основная задача – передать сказочный образ ворона «в красных  сапогах, позолоченных серьгах» в пляску которого включены элементы русского народного танца: кружение дробным  шагом, выставление ноги на пятку. В  игре использовано также построение в круг, сужение и расширение круга дробным шагом.

Задача педагога – научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Точной, выразительной передачей посредством движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения.

Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально – теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятия музыки.

В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного.

Вместе с тем, ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода.

 Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребенка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств, занятия ритмикой оказывают разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонически развитой личности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная активность дошкольников на музыкальных занятиях

Консультация для воспитателей и педагогов ДОУ...

Использование двигательной активности детей на музыкальных занятиях для оздоровления детей

Использование новых педагогических технологий для оздоровления детей является важным аспектом работы всех педагогов в дошкольном учреждении.От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизн...

Музыкально - ритмические движения как средство повышения двигательной активности у детей на музыкальных занятиях

 Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и ...

Доклад на тему: «Эффективное применение педагогических технологий для развития речевой активности детей на музыкальных занятиях»

laquo;Эффективное применение педагогических технологий для развития речевой активности детей на музыкальных занятиях»В последние годы в нашей стране отмечается увеличение количества детей с отк...

Консультация "Совершенствование двигательной активности детей на музыкальных занятиях"

Данная консультация будет полезна для музыкальных руководителей, а также для родителей....

Консультация для педагогов на тему: «Развитие двигательной активности дошкольников на музыкальных занятиях»

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста Движение – это фундамент физического, психического и двигательного здоровья детей. Полноценное развитие всех психичес...

Консультация "Формирование двигательной активности через технологию музыкального воздействия"

Статья "Формирование двигательной активности через технологию музыкального воздействия" рассматривает влияние музыки на физическую ребенка человека. Исследование показало, что слушание опред...