Анализ схем изучения моторного развития
учебно-методический материал на тему

Елена Юрьевна Русакова

Сравнение методик:- Н.А. Рычковой,
-Г.В.Бабиной, Т.В.Волосовец

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_motornogo_razvitiapowerpoint.pptx148.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ схем изучения моторного развития Авторы методик: 1.Н.А. Рычкова 2.Г.В.Бабина, Т.В.Волосовец Подготовила: Горбовская Елена Юрьевна

Слайд 2

Общая моторика Г.В.Бабина, Т.В.Волосовец Движения и серии движений для рук: бросить мяч логопеду и поймать его в обратном броске; руки вперед, вверх, в стороны, на пояс; правая рука на поясе, левая — к плечу, левая рука вверх, правая — к плечу и т.д.; держа руки над головой, переложить из одной кисти в дру­гую три ленты по очереди; поднять руку с каким-либо предметом вверх, затем, под­няв другую руку вверх, переложить предмет из руки в руку. Другие движения: · прыгать на двух ногах и на каждой; · впрыгнуть двумя ногами в лежащий на полу обруч и вы­прыгнуть из него; · катить обруч, двигаясь рядом с ним. Произвольное управление движениями: остановиться по сигналу во время ходьбы, пробежки, прыж­ков; изменить вид движения, согласуясь с сигналом (ходьба на носочках под тихие удары в бубен, переход на ходьбу на пол­ной ступне с увеличением громкости ударов, при прекраще­нии звучания бубна — остановка движения). Статическая координация: стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед; стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами; стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами на од­ной, затем на другой ноге, руки вытянуты вперед. Н.А. Рычкова 1.Ребенку предлагают встать на пальцы ног («на цыпочки») и удерживать эту позу с открытыми глазами в течение 10 с. Руки вытянуты по швам, ноги плотно сдвинуты, пятки и носки сомкнуты. Задание считается невыполненным, если обследуемый сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитывается шатание, балансирование, приподнимание и опускание на пальцах ног. Допускается повторение пробы до 3 раз. 2.Ребенок с открытыми глазами продвигается прыжками попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м. Нога, не участвующая активно в движении, согнута под прямым углом в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу испытуемый начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного ему места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Испытуемому дается квадратный листок (размером 5 х 5 см) папиросной бумаги и предлагается как можно быстрее при помощи пальцев правой руки скатать шарик; помогать во время работы другой рукой не разрешается. Задание проделывается в положении руки на весу. После перерыва в 15 с предлагают скатать шарик другой рукой. Время выполнения — не более 15 с для правой руки, 20 с для левой (для левшей цифры обратные). Тест считается невыполненным, если будет потрачено более указанного времени и если шарики не будут достаточно компактно свернуты. Тест оценивается плюсом, если задание выполнено для обеих рук; при выполнении задания для одной руки ставится 1/2 плюса;

Слайд 3

Мелкая моторика Г.В.Бабина, Т.В.Волосовец Задания выполняются отдельно каждой рукой, затем обеими руками, уточняется ведущая рука). 1. Статическая координация движения: распрямить ладонь правой руки, сблизить пальцы и удержать кисть в этом положении под счет до 10—15; распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать кисть в этом положении под счет 10—15; выставить первый и пятый пальцы и удержать эту позу под счет до 15; выставить второй и пятый пальцы и удержать под счет до 5—8; положить вторые пальцы обеих рук на третьи и удержать это положение под счет до 5 — 8; положить третьи пальцы на вторые и удержать под счет до 5—8. 2. Динамическая координация движений: пальцы сжать в кулак, разжать (5 — 8 раз); выполнить пробу: кулак—ребро—ладонь (5 — 8 раз); положить ладони на стол, разъединить пальцы, соединить (5 — 8 раз); одновременно менять положение обеих рук: одна кисть сжата в кулак, другая разжата (5 — 8 раз); по очереди выставить второй и третий пальцы, затем вто­рой и пятый (5 — 8 раз); по очереди соединять все пальцы правой руки с большим пальцем правой руки, все пальцы левой руки с большим паль­цем левой руки, затем выполнять эти движения обеими руками одновременно; по очереди касаться каждым пальцем стола; по очереди перекатывать карандаш каждым пальцем, начиная со второго. Н.А. Рычкова Справа и слева от спичечной коробки (на расстоянии, равном длине спички) расположены в ряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. По сигналу обследуемый начинает укладывать спички в коробку, для чего он должен большим и указательным пальцами обеих рук брать одновременно с каждой стороны по спичке и одновременно же класть их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20 с должно быть уложено не менее, чем по 5 спичек, взятых с каждой стороны. Задание считается невыполненным, если ребенок производил движения разновременно или уложил менее 5 спичек за 20 с. Допускается повторение задания. Ребенку дается квадратный листок (размером 5 х 5 см) папиросной бумаги и предлагается как можно быстрее при помощи пальцев правой руки скатать шарик; помогать во время работы другой рукой не разрешается. Задание проделывается в положении руки на весу. После перерыва в 15 с предлагают скатать шарик другой рукой. Время выполнения — не более 15 с для правой руки, 20 с для левой (для левшей цифры обратные). Тест считается невыполненным, если будет потрачено более указанного времени и если шарики не будут достаточно компактно свернуты. Тест оценивается плюсом, если задание выполнено для обеих рук; при выполнении задания для одной руки ставится 1/2 плюса;

Слайд 4

Мимика Г.В.Бабина, Т.В.Волосовец Мышцы лба: поднять брови, нахмурить брови; наморщить лоб. Мышцы глаз: · легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки; · закрыть правый глаз, затем левый; · подмигнуть. Мышцы щек: надуть левую, затем правую щеку; надуть обе щеки одновременно; перекатывать воздух из одной щеки в другую. Мимика лицевых мышц: изобразить различные эмоциональные состояния: удивление, радость, испуг, грусть, недовольство. Праксис лицевой мускулатуры: символический свист, символический поцелуй, улыбка, оскал, цоканье. Н.А. Рычкова Предлагаются следующие задания (желательно в игровой форме). 1.Поднять брови («Удивление»). 2.Слегка сомкнуть веки. 3.Прищурить глаза («Яркое солнце»). 4.Плотно сомкнуть веки («Стало темно»). 5.Сжать губы. 6. Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте. 7.Вытянуть губы, как для произнесения звука о. 8.Надуть щеки. 9. Оскалить зубы («Забор»). 10. Вытянуть губы, как для свиста. Дается общая характеристика мимики по результатам наблюдения за ребенком (живая, вялая, напряженная, спокойная, дифференцированная или недифференцированная мимика, амимия, гримасничанье).

Слайд 5

Артикуляционный аппарат Г.В.Бабина, Т.В.Волосовец 1. Двигательная функция губ: сомкнуть губы; округлить губы, как при произнесении звука о, удержать до 10; вытянуть губы в трубочку, как при произнесении звука у, удержать позу до 10; вытянуть губы, сомкнуть их «хоботком», удержать позу под счет до 10; растянуть губы в улыбке, удержать их в таком положении под счет до 5; максимально растянуть губы в улыбке, удержать под счет до 10; поднять верхнюю губу, видны верхние зубы; опустить нижнюю губу, видны нижние зубы; многократно произносить губные звуки (б-б-б, п-п-п ). Двигательная функция челюсти: · широко раскрыть рот, как при произнесении звука а, и закрыть; · сделать движение нижней челюстью вправо, влево, впе­ред. Двигательные функции языка: положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет до 5; положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет до 5; переводить кончик языка из правого угла рта в левый, не касаясь губ; высунуть язык (лопаточкой, иголочкой); приблизить кончик языка по очереди к верхним и нижним зубам с внутренней стороны (рот приоткрыт); упереть язык в правую, затем в левую щеку; закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу; произвести движение языком вперед-назад при открытом рте. Двигательная функция мягкого нёба: широко открыть рот и четко произнести звук а (на твердой атаке); логопеду провести шпателем или зондом по мягкому нёбу; при зажатом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи. Н.А. Рычкова Задания преподносятся в игровой форме. Оцениваются сила, точность, объем и переключаемость движений. Отмечаются наличие синкинезий , девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы. 1.Открыть и закрыть рот. 2.Рот полуоткрыть , широко открыть, закрыть. 3.Имитировать жевательные движения. 4.Попеременно надувать щеки. 5.Втянуть щеки внутрь. 6.Оттянуть углы рта, как для произнесения звука и; губы сделать круглыми — о; вытянуть губы — у. 7.Высунуть «широкий» и «узкий» язык, удержать заданную позу на счет до 5 8. Покусывать кончик языка. 9. Касаться кончиком языка поочередно правого и левого углов рта, верхней и нижней губы («Часы»). 10. Упереть кончик языка в нижние зубы с одновременным выгибанием спинки языка («Кошка сердится»). 11. Пощелкать языком («Поехали на лошадке»). 12. Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу («Вкусное варенье»). 13.Приблизить кончик языка к нёбу и пощелкать (« Поцокаем »). 14.Произнести гласные звуки на твердой и мягкой атаке.

Слайд 6

Выводы Г.В.Бабина, Т.В.Волосовец Обследование состоит из 4 разделов, каждый из них разделен на категории для пояснения, какая сфера обследуется в данном задании, что очень удобно. Не хватает в данной методике : учитывания времени работы, количества попыток, оценки качества выполнения заданий. Обследование моторной сферы детей необходимо для выработки принципов построения и проведения логоритмических занятий. Развитие основных двигательных функций, координации движений, точности их и быстроты реакции служит опорой для совершенствования движений органов артикуляционного аппарата. Н.А. Рычкова Методы обследования моторных функций Н.А. Рычковой Обследование состоит из 4 разделов, каждый из которых содержит от 5 до 14 тестовых заданий. I. Обследование состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики. С этой целью используются тесты мотометрической шкалы Н. И. Озерецкого . Обследуется статическая и динамическая координация, одновременность и отчетливость выполнения движений. Методика Рычковой рассчитана на детей старшей, подготовительной группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Особенностью предлагаемой методики является игровое описание приемов с целью лучшего понимания и более точного исполнения предлагаемых упражнений. Для определения уровня развития моторики учитываются: время выполнения пробы, количество выполненных движений, качество выполнения и одновременность движений. Обследование произвольной мимической моторики имеет целью выявление определение и качества нарушений отдельных групп мимических мышц и их сложных сочетаний. Мимические пробы позволяют определить уровень развития мышц лица: круговой мышцы губ, мышц щек, глаз, лба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Двигательная активность, как оптимальное условие всестороннего моторного развития ребенка».

Соблюдение рационального двигательного режима помогает обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, предусматривает рациональное содержание двигательной активно...

СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по знакомству дошкольников с природой и воспитания интереса к ней необходимо разработать комплекс занятий, ...

Индивидуальный план профессионального развития «Использование современного сенсорного и мелко-моторного развития у детей младшего дошкольного возраста»

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя Пигасовой Анны Александровны  межаттестационный период на пять лет (с 2013 по 2018 гг.)...

Сценарий родительского собрания в группе раннего развития №1 на тему: "Сенсорно-моторное развитие детей 2-3 лет"

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, ак...

Анализ методик изучения навыков связной речи у детей.

Проанализировав методики предложенных авторов, можно сделать вывод, что при исследовании связной речи необходимо учитывать: лексико-грамматическое оформление рассказа, уровень овладения...

«Анализ результатов изучения творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через анкетирования»

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомы...

СЕНСОРНО-МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

Сенсорно-моторное развитие детей раннего возраста является важным средством развития исследовательской деятельности.Ребёнок познаёт окружающую действительность через ощущения и восприятия, используя з...