Сценарий родительского собрания в группе раннего развития №1 на тему: "Сенсорно-моторное развитие детей 2-3 лет"
методическая разработка (младшая группа)

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Форма проведения: диалог, игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Текст выступления на родительское собрание на тему: «Сенсорно-моторное развитие детей 2-3 лет».

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Форма проведения: диалог, игра.

Участники: родители, воспитатели.

Место проведения: музыкальный зал.

План проведения:

1. О программе, режиме дня и расписании занятий.

2. Адаптация детей к д/с.

- итоги анкетирования

3. Сенсорно-моторное развитие детей 2-3 лет.

- введение в проблему

- создание проблемной ситуации

- итоги анкетирования (игрушки и игры в домашних условиях)

- игры, рисование

- рекомендации для родителей (набор сенсорных  игр)

4. Выступление родительского комитета.

5. Рефлексия.

Подготовительный этап.

- Подборка рекомендаций по теме собрания.

- Изготовление «ящика ощущений» и подготовка для него объекта.

- Оформление выставки, посвященной сенсорному развитию (литература, игрушки, дидактические игры, пособия).

- Подготовка места проведения собрания и необходимого оборудования.

Ход собрания:

- Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

1. О программе, режиме дня и расписании занятий.

В нашем д/с мы работаем по программе воспитания и обучения в д/с «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Комаровой и Васильевой с учетом ФГОС ДО. Эта программа обеспечивает комплексный подход в воспитании, обучении и развитии детей.

Режим дня. (не опаздывать на режимные моменты, если опоздали ждать перерыва; учить детей дома самостоятельно одеваться, проситься в туалет и т.д., пижамы, носочки, обогреватель в группу).

Расписание занятий.

2. Адаптация детей к д/с.

Адаптация к детскому саду – это тяжелое время для каждого ребенка и их родителей. Ребенок не только привыкает к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выроботке новых умений и навыков.

Ведут себя дети в этот период по - разному: одни плачут, другие отказываются общаться с детьми и взрослыми, третьи реагируют спокойно.

Существует 3 стадии адаптации: легкая (в течении 15 дней и до 1 месяца), средней тяжести (от 30 до 40 дней) и тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев).

Адаптационный период считается законченным если:

- ребенок с аппетитом ест

- хорошо засыпает и вовремя просыпается

- играет

В нашей группе тяжелых форм адаптации нет. Трое детей еще проходят этот период (Лебедев Никита, Ясинский Никита и Коломейчук Доминика).

Остальные дети уже прошли этот период.

Легко адаптировались: Шевченко Богдан, Потеряев Павел, Попова Диана, Мыльникова Наташа и Грезина Юля.

У остальных детей средняя тяжесть адаптации.

Чтобы Ваш ребенок ходил в детский сад без слез и крика необходимо соблюдать некоторые правила (раздать рекомендации).

- Учитесь видеть в реб. другого человека, отдельного от себя и соответственно относиться к нему (избегать симбиоза, т.е. слияния мама+реб. «мы»).

- Тренируйте адаптационные способности у малыша, т.е. если к вам приходит интересный человек, то ненужно прогонять ребенка в свою комнату, а дать возможность ему понять как вести себя с новым взрослым.

- Соблюдайте режим д/с и дома.

- Не обсуждайте при ребенке вопросы связанные с д/с , тем более негативных высказываний о работниках.

- Научите ребенка навыкам самообслуживания (свободная одежда, обувь на липучках)

- Не пугайте реб. д/с, педагогами, находите положительные причины для посещения д/с.

-Фокусируйте внимание на том, что вы любите реб.

 3. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а, потому что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

А.С.Макаренко. писал: «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра» .

Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома. Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорно-моторное  развитие.

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств, предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения  позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в  разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

По результатам анкетирования мне стало ясно, что во всех семьях есть сенсорные игры и игрушки, но хочу отметить, что покупая игрушки необходимо ориентироваться не на пол ребенка,  а на расширение кругозора о мире вещей, природе. Например для девочек покупать  не только куклы, но и машинки и наоборот.

- Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений».

Воспитатель предлагает трём родителям определить на ощупь содержимое ящика. Родители запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет. Выслушиваются и принимаются все предложения.

- Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлён, возбуждён, напуган или встречается с неизвестным объектом. Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.

- Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.

- Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите?

Пальчиковая игра «Пальчики».

Этот пальчик мой танцует,
Этот вот кружок рисует.
Этот пальчик ловко скачет
Будто легкий, легкий мячик.
А шалунчик мой, малышка
Ноготком скребет как мышка.
А большой мой толстячок
Тот улегся на бочок.

Игра «Поручения».

Цель: Учить находить предмет определенного цвета и формы. Выполнять заданное действие с этим предметом.

Материалы: Небольшие предметы разных цветов;

Динамическая пауза

Мы со стульев тихо встали

И зарядку делать стали.

Руки – вверх, руки – вниз,

Вправо, влево повернись,

Руки в стороны пошире:

Раз, два, три, четыре.

Ты пониже наклонись

И тихонько распрямись.

Мы хлопаем руками, мы топаем ногами,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

И песенку поем:

Руки – вверх, в кулачок,

Разожмем – и на бочок,

Руки – вниз, в кулачок,

Разожмем – и на бочок.

Родители садятся за столы, на которых стоит оборудование для нетрадиционного рисования.

- Нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. И одна из главных задач такого рисования - способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей, развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой.

- Мы предлагаем Вам   порисовать. Согласны?

Появляется незаконченная «картина» нарисованная на ватмане, которую ладошками и пальчиками нарисовали дети.

- Это наши юные художники старались для своих родителей в нетрадиционной технике нарисовать красивую картину, но не успели.  Какие основные цвета использовались на этой картине? (основные: зеленый, синий, красный) А какого цвета не хватает? (желтого)

- Давайте поможем нашим детям завершить этот шедевр. Чего так не хватает на картине? (солнышка). Вот вам задание, используя нетрадиционную технику рисования и вашу фантазию, нарисуйте все вместе солнышко. Но как положено перед работой разомнём пальчики.

Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей. Кроме таких игр можно использовать игры с песком, водой, тестом. Я для вас разработала рекомендации по сенсорному развитию и сделала подборку игр, вы можете их почитать и использовать  дома.

Благодаря таким играм дети  учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

4. Выступление родительского комитета.

5. Рефлексия.

- Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии

- Просим оценить нашу встречу цветными фишками: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то положите в коробочку красный кружок, если частично-синий, а если не удовлетворены - зелёный. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

- Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.

Рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка в семье.

Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать  основные принципы  построения  общения с детьми.

  • Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе  с вашим ребенком.
  • Говорите  с ребенком - сначала называя окружающие  предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои  суждения.
  • Задавайте ребенку  как можно больше вопросов.
  • Всегда внимательно выслушивайте  рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
  • Отыскивайте  и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он  не все и не сразу  поймет: развивающее общение  - это всегда немного общение «навырост».
  • По возможности , много путешествуйте с ребенком.
  • Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
  • Ходите с ребенком в музеи.
  • Проводите совместные наблюдения и опыты.
  • Эмоционально  поддерживайте  исследовательскую  деятельность ребенка. Поощряйте  его инициативу и самостоятельность. Создавайте  условия для реализации его замыслов.
  • Сделайте  свои увлечения предметом общения с ребенком.

Рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье.

Для детей 1.5 – 2,5 года.

В этот период для познавательного развития  ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:

  • Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем  предпочтение  желательно  отдавать природным материалам  и объектам;
  • Большое значение в этом возрасте  имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;
  • Различные движущиеся игрушки;
  • Игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию : пирамидки,  матрешки и т.д.;
  • Игрушки , в которых используются  разные принципы извлечения звука;
  • Самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы.

    Это могут быть:

-  банки из-под кофе, чая, соков, наполненные  горохом, косточками,  фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т.д.

- шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги,  полиэтилена и т.п.

- погремушки  из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п.

- ожерелья из  ягод рябины, скатанных фантиков, пуговиц, косточек, орехов, желудей, каштанов и т.д.

- шуршащие при трении друг о друга еловые шишки , оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород.

- перевернутые детские формочки, ведра,

- свистки и дудочки из глины и дерева.

  • Конструкторы и мозаика;
  • Разнообразные изобразительные материалы: бумага разной  фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.
  • Игрушки контрастных размеров.  Игрушки различной формы (круглые, кубические),
  • Ёмкости, с которыми можно  производить  прямые и обратные действия : положить-достать, насыпать-высыпать и т.д.
  • Книги с большими предметными картинками,
  • Качели, прыгунки, мягкие модули.

Для детей 2,5 – 4 года.

  • Развивающую среду  разумно дополнить  следующими предметами:
  • Разрезные картинки, кубики с картинками;
  • Парные картинки;
  • Трехместные матрешки, пирамидки,  формы-вкладыши;
  • Несколько видов мозаики;
  • Разнообразные некомплектные конструкторы;
  • Игрушки с разным принципом звукоизвлечения (пианино, бубен, маракасы, гитара, трещотка и др.). Банки разного размера;
  • Шнуровки, застегивающиеся коврики.
  • Машинки крупные и средние,  куклы разной величины,  мебель;
  • Игрушечные животные;
  • Тканевые мячики;
  • Книги с реальными изображениями животных, окружающих предметов.

Сенсорные игры дома

Как играть с детьми

Малыш учится жить среди людей, но его собственные желания и намерения теперь могут и не совпадать с планами взрослых. И с этим приходится считаться. Здесь-то и должна проявляться мудрость родителей: когда настоять на своем, а когда и учесть желание ребенка, бережно относясь к детскому «я». Именно теперь настойчивое стремление быть самостоятельным тесно переплетается у ребенка с желанием быть похожим на взрослого, подражать ему. Если, не принимая во внимание эти естественные противоречия в поведении развивающейся личности, то можно столкнуться с глубоким негативизмом, упрямством малыша. Так называемый «кризис трех лет» может принести много огорчений и ребенку, и взрослым. Сердцем, чувствуя свое дитя, вооружившись знаниями о закономерностях его развития, вы сумеете вместе с ребенком преодолеть эти трудности.

Пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Моя семья»
Этот пальчик мой танцует,
Этот вот кружок рисует.
Этот пальчик ловко скачет
Будто легкий, легкий мячик.
А шалунчик мой, малышка
Ноготком скребет как мышка.
А большой мой толстячок
Тот улегся на бочок.

Игры-эксперименты с водой.
Выливаем, наливаем, сравниваем,

  • Сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку;
  • Наполнить бутылку до половины – она будет плавать.
  • налить до верха - она будет тонуть.
  • «фонтан» из бутылки.

Кидаем в воду все подряд (металл, дерево, резину, пластмассу, бумагу, губки).

  • тонет – не тонет;

      • вылавливаем игрушки;
     • «дождь» из губки.
Эксперименты с подкрашенной водой:

  • Прозрачная, не прозрачная;
  • Какого цвета

Лед.

  • Холодно – тепло – горячо
  • Растворяется – не растворяется
  • Тает – не тает

Создаем воронку:

  • дуем в воду через трубочку.

Упражнения с массажным шариком, грецким орехом, шестигранными карандашами
     • выполняется правой и левой рукой

  • двумя руками одновременно (После каждого упражнения расслабить пальцы рук – потрясти кистями).

 

Техника рисования пальцами

Игры с тестом.
• «Шлепаем ладошками»
Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп,
Ты, ладошечка!
Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп.
Моя крошечка.
• «Достаем предметы из теста» (спрятать в тесто несколько каштанов, шариков, кубиков, чтобы края были видны).
• «Оладушки»
Ой ладушки-ладушки.
Испечем оладушки (1-й способ – шлепнуть ладошкой по шарику. Был колобок – получился оладушек. 2-й способ более сложный: взять шарик теста – размять его пальцами – получился оладушек).
• «Оторвем кусок теста»

  • Скатать валик (колбаску) Оторвать кусок теста, скатать шарик, а из него 3 маленьких шарика и т.д.
  • «Дорожка» вдавливать в тесто пуговицы, горох, фасоль, ракушки и т.д.

Игры-упражнения

Формирование у малышей различных сенсорных навыков и умений – дело непростое. Поможет здесь игра. Для подарка кукле нужно сделать бусы, браслеты. Предложите ребёнку нанизывать на леску большие пуговицы, распиленные катушки, мелкие шарики, крупные бусы.

Из ремешка для часов получится отличный ошейник для собачки. Его поначалу трудновато расстёгивать и застёгивать, но постепенно малыш научится делать это. Ведь собачку нельзя выпускать гулять без ошейника!

Скоро праздник, и нужно одеть кукол в праздничные наряды. Приходится быть терпеливым, застёгивая пуговицы, крючки, молнии, кнопки, завязывая всем игрушкам ботинки. А мишке на лапы можно надеть пипетки, зашнуровать их. Взрослые или старшие дети могут вырезать из картона бабочку, рыбку, грибок. По краям их дыроколом наделать дырок. Пусть малыш шнурует, продевая в дырочки разноцветные шнурки.

Дайте ребенку вырезанные из картона фигурки животных: курицу с цыплятами, кошку с котятами и. т. п. Предложите малышу собрать в одном месте мам, в другом детей, подобрать к каждой маме ее детеныша. Более того, можно заменить реальное изображение предметов их условным изображением: длинная полоска серого картона - кошка-мама, короткие полоски - котята. Взрослый вырезает из бумаги фигуры различной конфигурации, малыш определяет, что это: розовые овальные фигурки - поросята, удлиненные салатные - кузнечики, ярко-зелёные - лягушата. Как интересно играть с ними.

Малыш с вашей помощью учится делать разноцветные коврики из цветных полосок бумаги или осенних листьев; чередовать бусинки и шарики, нанизывая их; собирать фигурные пирамидки, чередуя колечки с кубиками, шарики одного цвета втулочки другого. Если вы покажите нарисованную на картоне пирамидку, то ребенок соберет точно такую же.

Игра «Большие и маленькие».

Цель: Научить ребёнка чередовать предметы по величине.

Материал: Четыре большие бусины (приблизительно 2 см) и четыре маленьких (приблизительно 1 см). Бусинки одинаковой формы и цвета. Тонкие шнуры или толстые нити с навощенными или предварительно опущенными в клей концами. Кукла и корзиночка.

Ход игры: Взрослый показывает ребёнку красивую куклу, рассказывает, что она пришла к нему в гости и что-то принесла в корзиночке. Взрослый сажает куклу на стол, и вынимая из корзиночке коробочку, показывает ребёнку, что там лежат большие и маленькие бусинки и нитка. Сказав, что кукла просит сделать для неё красивые бусы, взрослый обращает внимание ребёнка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала взрослый берёт большую бусину и нанизывает её на нитку, затем маленькую, потом снова большую. Взрослый предлагает ребёнку собрать для куклы бусы, нанизывая поочередно большие и маленькие бусинки. Затем кукле показывают, какие получились бусы. Если чередовать бусы наоборот, то есть сначала брать маленькую, а затем большую, ребёнку труднее справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Взрослый следит за тем, как ребёнок нанизывает бусы, помогает ему продевать нитку в отверстие бусинки, если у того не получается, напоминает о чередовании разных бусин: «Сначала большая бусинка, потом маленькая, снова большая и маленькая. Не торопись, смотри внимательней!». Во время самостоятельной игры ребёнку дают различные шнуры и предметы для нанизывания (например, кольца от пирамидок). Можно использовать и катушки, а вместо шнуров скакалки со снятой с одной стороны рукояткой.

Игра «Какой это формы?».

Цель: Научить ребёнка чередовать предметы по форме.

Материал: Четыре круглых и четыре квадратных глиняных бусины одинакового цвета, диаметр круглой бусины равен 2 см, сторона квадратной бусины 2 см. Тонкие шнуры или толстые нитки для нанизывания.

Ход игры: Кукла или другая игрушка «приходят в гости» к ребёнку и «приносят» с собой в корзиночке бусины и шнурок. Взрослый знакомит ребёнка с куклой и показывает, что у неё в корзиночке. Кукла просит ребёнка сделать из бусинок украшения. Взрослый показывает ребёнку бусины и говорит, что они разные по форме: похожи на шарики и кубики. Взяв пару бусин, взрослый рассказывает, как нужно их нанизывать: вначале шарик потом кубик. Затем взрослый предлагает ребёнку выбрать из корзиночки две бусинки (шарик и кубик) и нанизать их. Внимание ребёнка фиксируется на том, что оказалось, надето на нитке: шарик, кубик, шарик, кубик. Взрослый предлагает потрогать руками каждую бусинку на нитке, приговаривая: «Шарик, кубик…». Неправильно нанизанные бусины взрослый снимает и помогает малышу выполнить задание. В конце занятия ребёнок показывает кукле, какие красивые бусы он для неё сделал, и надевает их на неё.

Игры, уточняющие представления детей о предметах и их качествах
(цвет, форма, размер, количество, расположение в пространстве)

«Зажги фонарик!»
Дидактическая задача — упражнять детей в различении цвета предмета по названию; приучать к выполнению игрового действия в соответствии с содержанием и правилами игры.
В разных местах групповой комнаты разложены цветные фонарики (основные цвета). Их можно сделать со старшими дошкольниками по типу ёлочных фонариков. Воспитатель говорит детям о том, что они будут играть в игру «Зажги фонарик!». Показывая фонарик, предлагает поискать такие же и в комнате. Каждый должен найти один фонарик и, подойдя к воспитателю, сказать, какого он цвета. Это первое правило игры.
Когда фонарики собраны, воспитатель вводит новое правило. «Когда я попрошу зажечь фонарики красного цвета, те, у кого красные фонарики, высоко поднимут их, будто бы зажгут. А мы все будем смотреть на красные фонарики. Когда я попрошу зажечь синие фонарики, зажгут их те, у кого фонарики синего цвета. Так постепенно зажгутся фонарики всех цветов». Перед окончанием игры воспитатель задаёт вопрос: «А если я попрошу всех детей зажечь фонарики, что надо сделать?» Обычно все дети поднимают свои фонарики. «Вот сколько красивых цветных фонариков!», – говорит воспитатель, обобщая разные цвета одним словом — цветные.
«А где вы видели цветные фонарики?» — этот вопрос побуждает детей припомнить. Обычно они отвечают: «На ёлке». Так устанавливается связь с жизненными впечатлениями.
В данной игре одновременно могут участвовать все дети.
«Катание шаров к флажку»
Дидактическая задача — закрепление названия цвета на основе сравнения цвета флажка и шаров.
Педагог раздаёт детям цветные шары, ставит на ковёр флажок на подставке и предлагает подкатить» к нему шарики такого же цвета. Вводя всё новые флажки, воспитатель последовательно называет их цвет. «У кого синие шарики?» Дети подкатывают шарики, и на ковре образуются яркие цветовые группы. Педагог подходит с детьми к каждой группе шариков, спрашивает, какого они цвета, даёт им полюбоваться яркостью цвета, сочетаниями цветов.

«Кто скорее соберёт игрушки»
Игра сходна с предыдущей, но в игре «Катание шаров к флажку» были два предмета одинакового цвета — пары и флажки, и на основе цвета устанавливалось их сходство. В игре «Кто скорее соберёт игрушки» предметы разного содержания подбираются по одному признаку — цвету.
Педагог ставит на стол перед каждым ребёнком цветные подносики, корзиночки или расстилает цветные бумажные коврики красного, жёлтого, синего, зелёного, оранжевого цветов и предлагает собрать на них игрушки такого же цвета.

«Подбери кружочки похожего цвета»
Дидактическая задача — учить детей различать цветовые оттенки.
Детям даются кружки основных цветов: красного, синего, жёлтого, зелёного и четырёх-пяти оттенков каждого из них. Задача заключается в том, чтобы подобрать к основному цвету его оттенки.
После выполнения дети один раз меняются основными кружками и вновь подбирают к ним кружки, окрашенные в дополнительные цвета. Так игра повторяется несколько раз.
Для закрепления умения различать оттенки цвета воспитателю следует называть их. Например: красный, светлее, ещё светлее, самый светлый; или: синий, светлее, ещё светлее — голубой.
С помощью этой игры к концу года в словарь детей могут быть введены термины: светло-красный, тёмно-синий и т.д. Если своевременно и на основе конкретного восприятия не дать точное название, дети будут говорить «немножко красный», «немножко жёлтый» и т.п.

«Одень красиво кукол»
Дидактическая задача — упражнение детей в назывании предмета, его цвета; развитие речи и упражнение в употреблении разных грамматических формах.
Педагог развешивает или раскладывает одежду кукол (платья, переднички, платочки, шапочки, сумочки) так, чтобы хорошо было видно, и обращается к детям: «Вот сколько красивых платьев, передничков, платочков — всё это для наших кукол! Давайте оденем их, чтобы они были нарядные!»
Перед детьми на столике или на ковре 2—3 куклы.
Обращаясь к малышам, воспитатель спрашивает: «Какого цвета платье выберем для куклы Оли?»
После общего вопроса задаётся вопрос отдельным детям. «Наташа, ты какого цвета платье хочешь для куклы? А ты, Нина?» И т.д. При активном участии детей выбирается платье для каждой куклы.
Педагог сравнивает платья кукол и обращает внимание на то, какие они красивые.
Потом так же подбираются переднички. Но педагог ставит уже другой вопрос: «Какого цвета передничек подойдёт к синему платью Оли? К красному платью Тани?» Платья, переднички, туфли и т.д. надевают на кукол сами дети; воспитатель следит, чтобы каждый принял в этом какое-то участие: оказал помощь другому, принес вещь, застегнул пуговицы и т.д.

«Прокатывание шара в воротца»
Дидактическая задача — обратить внимание на форму шара, его движение, расположение в пространстве (далеко, близко, около, рядом), учить умению сочетать зрительный контроль с движением.
Педагог даёт детям воротца и по три шара каждому. Они устанавливают воротца с помощью воспитателя и по очереди начинают прокатывать шары. Если первый шар прошёл в воротца, ребёнок имеет право на второй ход, а в случае удачного второго попадания — и на третий. Если же шар не пройдёт в ворота, очередь переходит к следующему игроку.
Педагог обращает внимание детей на то, что одни шары прокатились далеко, другие — близко, около стульчика, и т.д.
Шар должен двигаться в определённом направлении, чтобы пройти в воротца. Воротца должны быть достаточно большими — 20—25 см шириной, 15—20 см высотой, ярко окрашенными, чтобы хорошо выделялись на тёмном фоне ковра, однако не следует их делать многоцветными, так как излишняя пестрота утомляет зрение, рассеивает внимание. Воротца должны быть достаточно устойчивы, чтобы от удара шара они не падали и ребёнку не приходилось поправлять их.
Очень хорошо на воротца повесить небольшой звоночек. Если ребёнок правильно прокатил шар, звоночек зазвенит. Таким образом он помогает контролировать правильность действия.
При участии в игре всей группы педагог устанавливает несколько воротцев и вместе с тем упражняет детей в умении подождать своей очереди, следить за действиями другого, радоваться успеху товарища.

«Передача мяча»
Дидактическая задача — упражнение в координации движений, согласовании их друг с другом. В этой игре дети имеют возможность не только зрительно, но и тактильно воспринять форму шара.
Дети стоят или садятся в кружок (малышей лучше усадить на стулья) и передают по кругу два шара — один навстречу другому. При их встрече говорят: «Встретились». Те, у кого очутились шары, ударяют ими один о другой и говорят: «Стукнулись». После этого они бегут с шарами по кругу в противоположном направлении под слова, которые произносят все дети: «Побежали, побежали, побежали...» — и, встретившись, останавливаются и говорят: «Встретились». Затем педагог передаёт шары другим детям по кругу.
Игра может проводиться в комнате или на участке (летом).

«Большой - маленький»
Педагог расставляет на столе вкладные яйца, коробочки, бочонки, мисочки, отличающиеся друг от друга не только цветом, но и размером.
По предложению педагога одни дети отбирают одинаковые по величине мисочки, другие — бочонки, третьи — яйца и т.д.
Затем педагог обращает их внимание на разную величину игрушек и предлагает поставить на середину стола самый большой бочонок, потом самый маленький. Дети сравнивают их и говорят: «Этот бочонок большой, а этот — маленький». В целях закрепления этих представлений к большому и маленькому бочонкам дети подбирают пары.

«Спрячь шарик в ладошках»
В этой игре дети убеждаются в том, что предметы имеют разную величину.
Педагог кладёт на стол два шара одинакового цвета, но разного размера. Затем подзывает кого-либо из детей, предлагает взять маленький шарик и спрятать в ладошках. Привлекая внимание остальных, воспитатель предлагает посмотреть, не виден ли шарик сквозь пальцы. Это и является завязкой игры. «Хорошо Миша спрятал шарик, совсем не видно. А теперь, Саша, спрячь этот шар», — говорит воспитатель, подавая большой шар. Мальчик раскрывает ладошки, пытается пальчиками охватить шар. Большой шар при всех усилиях не помещается в ладошках. Педагог просит других детей проверить, спрятался ли шар. Вес участники игры тщательно проверяют и весело отвечают: «А вот тут видно, видно!» «Это большой шар, — говорит воспитатель, — а это маленький».
Затем педагог предлагает кому-нибудь закрыть глаза, протянуть соединённые вместе ладони. В ладони он кладёт шар и просит ребёнка сказать, большой он или маленький. В последующем используются более сложные приёмы, например: протянуть руки за спину и угадать, какой шар лежит в ладонях.
Повторяя эту игру несколько раз, педагог фиксирует внимание детей на величине и учит «смотреть руками». Зрительно-тактильное восприятие закрепляется словами «шар большой», «шар маленький». Очень важно при этом дать не только обозначение качества, но и его степень: «Этот шар больше, этот меньше».
Педагог, оставив на столе два шара — большой и маленький, два других (таких же) по очереди кладёт в мешочек так, чтобы дети не видели, и предлагает, засунув руку в мешочек, сказать, какой шар лежит в мешочке — большой или маленький.

«Что больше?»
Расставив на столике бочонки по убывающей или возрастающей величине, педагог учит детей сравнивать их и отмечать убывающую или возрастающую величину: «Большой бочонок, поменьше, ещё меньше, маленький» и т.д. «Маленький грибок, побольше грибок, большой гриб» и т.д.

«Соберём из колец башенку»
Педагог раздаёт детям башенки и говорит: «Покажите мне, у кого какая башенка». Интерес педагога к игрушке удерживает детей от того, чтобы сразу же начать снимать кольца. Такой приём позволяет задержать внимание, сосредоточить его на цвете и форме башенки. «У Наташи красная башенка, и какая правильная!» — говорит воспитатель и проводит руками по башенке сверху вниз. Это побуждает каждого ребёнка показать свою башенку. «А у тебя, Миша, какого цвета башенка? Потрогай руками, она ровная, как у Наташи?»
Так, непринужденно беседуя с детьми, педагог учит их видеть форму башенки. Затем предлагает разобрать её, давая им возможность действовать и несколько ослабить произвольное внимание. После того как дети разберут башенку, педагог вновь привлекает их внимание: «Как много колечек у Саши и у Серёжи».
«А теперь возьмите самое большое колечко и наденьте на палочку. Посмотрите внимательно, поищите самое большое колечко», — продолжает педагог, повторяя указания и давая детям возможность проверять свои намерения. Так, напоминая детям, что надо выбирать всегда самое большое колечко из оставшихся, воспитатель учит их собирать башенку по порядку. По окончании им предлагается исправить ошибки, помочь друг другу.

«Сделаем столбики»
Дидактическая задача данной игры та же, что и предыдущей, но внимание детей направляется на усвоение слов «толстый», «тонкий», которые обозначают новое качество предмета.
Педагог раздаёт детям по одному стержню и по одному колечку от башенки. Потом ставит перед ними корзиночки с предварительно снятыми колечками и предлагает отобрать и надеть на стержень кольца одного размера.
Подбирая кольца, дети сравнивают их по величине, помогают друг другу, меняются ими.
Надев на стержень кольца одинаковой величины, каждый неожиданно получает цветной столбик, т.е. фигуру, не похожую на башенку. Педагог располагает столбики последовательно — от тонкого до самого толстого. «Это толстый столбик, это тоньше, а этот ещё тоньше и, наконец, самый тонкий», Смешав их, педагог предлагает кому-либо из детей вновь поставить столбики по порядку убывающей или возрастающей толщины.

«Собери игрушки»
В корзиночке или на подносе даются части разборных игрушек (бочонки, яйца, матрёшки). Детям предлагается собрать их, т.е. составить их из половинок, и вложить одна в другую.
Педагог обращает внимание на размер половинок, учит сравнивать, предлагает примерить одну половинку к другой и помогает закрыть.

«Что ты достал?»
Дидактическая задача — научить ребёнка видеть предмет и его качества; развивать словарь и связную речь.
Педагог приносит мешочек с игрушками, высыпает его содержимое на стол, предлагает посмотреть и складывает обратно в мешочек. «Я буду приглашать вас по очереди, — говорит педагог, — и каждый будет доставать игрушку и рассказывать о ней: как она называется, какого цвета, как с ней можно играть». Затем рассказывает о какой-нибудь игрушке, например: «Это мячик, красного цвета, его можно покатать, бросить и поймать, ударить мячом о пол».
Педагог задаёт детям вопросы и вовлекает их в разговор. Ребёнок, вынувший петушка, показывает его детям, а воспитатель просит их всех громко и весело сказать «ку-ка-ре-ку!». Кукле дети подбирают имя. Каждый ребёнок, вынув игрушку из мешочка и поговорив о ней, берёт её себе, но не выходит из игры, а участвует в ней, наблюдая, какие игрушки вынут другие, прислушивается к разговору, принимает в нем участие. Нужно обеспечить такое количество игрушек, чтобы досталось каждому ребёнку. Игру следует вести в живом, весёлом темпе. Вопросы педагога не должны носить характер выспрашивания, утомительный для детей.

«Узнай, что в мешочке»
Игра по
дидактической задаче аналогична предыдущей.
Дети сидят полукругом перед столом. Педагог просит кого-либо из них отвернуться или закрыть глаза и кладёт в мешочек игрушку или знакомый предмет. Играющие видят, что положил педагог, но должны молчать. Они «загадывают загадку» товарищу. Педагог, обращаясь к водящему, говорит: «Узнай, что в мешочке, и расскажи нам». Ребёнок опускает руку в мешочек и, ощупав игрушку, называет её. Если игрушка названа правильно, берёт её себе. Другим детям по очереди загадываются аналогичные загадки.

«Найди в мешочке одинаковое»
Дидактическая задача — развитие осязания и тактильно-мышечного чувства.
В мешочек кладутся мелкие парные предметы или игрушки (шарики, уточки, куколки, мисочки, катушки, ключи и т.д.). Педагог предлагает ребёнку опустить обе ручки в мешочек, ощупать игрушки и найти одинаковые.
Обычно детей затрудняет выбор первой игрушки, что может вызвать утомительное ожидание у других детей. Педагог, чтобы избежать этого, сразу же советует взять в одну руку игрушку и держать её, а другой искать ей пару. После того, как игрушки вынуты, воспитатель предлагает посчитать их: «Одна собачка, ещё одна — сколько всего собачек?» И т.д.

«Покажи, о чем я скажу»
Дидактическая задача — научить детей слово соотносить с предметом, по названию находить предмет.
На столе раскладываются игрушки и предметы с ясно выраженными признаками: красная чашечка с цветочком, белая кошка с чёрными пятнами и т.д. Педагог говорит: «Принеси красную чашку». Ребёнок приносит предмет и показывает его, а все играющие следят, правильно ли он выполнил поручение. Затем педагог спрашивает: «Что это? Какого цвета?» Ребёнок отвечает, подражая образцу описания, данному воспитателем.

«Найди такую игрушку, какую я попрошу»
Дидактическая задача — приучение детей находить предмет по слову педагога, запомнив поручение, уметь отвлечься от других игрушек, удержаться от желания взять их.
Педагог показывает детям парные игрушки, отличающиеся лишь отдельными признаками.
Например: собачка белая и собачка чёрная; мишка большой и мишка маленький и т.д. Педагог спрашивает название игрушек, предлагает хорошенько рассмотреть их и запомнить. «А теперь, — говорит он, — попрошу всех отвернуться или спрятаться за ширмочку». Тем временем педагог раскладывает игрушки в разных местах и каждому из детей даёт поручение: одному найти и принести собачку белую, другому — куклу с бантом, третьему — маленького мишку и т.д.
Каждый ребёнок выполняет своё поручение, руководствуясь не образцом, а словесными указаниями воспитателя. Когда дети приносят игрушки, педагог просит сказать, кто какую принёс игрушку: чёрную собачку, куклу с красным бантиком и т.д.
В игре слово связывается с действием, а выполнение поручения сопровождается словесным отчётом, что упражняет детей в связной речи.

«Где шарик?»
В данной игре педагог учит детей видеть разное положение предметов в пространстве.
Между двумя половинками шара зажимается лента, он подвешивается на крючок (перекладину) выше роста детей. Педагог предлагает качнуть шарик и незаметно для них поднимает его выше. Дети тянутся руками и недоумевают, почему нельзя его достать. «Теперь шар высоко, его не достать, а сейчас будет низко и его можно качнуть», — весело говорит педагог. Но как только дети начинают качать, взрослый вновь поднимает его и спрашивает: «Где же шарик, почему вы с ним не играете?»
«Его не достать, он там», — обычно отвечают дети. И воспитатель уточняет ответ: «Шар вверху, высоко, а сейчас будет внизу, низко».

«Что изменилось?»
Эта игра также служит развитию у детей ориентировки в пространстве и овладению словами, обозначающими пространственное расположение предметов. На столике расставляются в известном порядке башенки, матрёшки, раскладываются кольца и т.д.
Например: башенки жёлтого цвета располагаются по углам стола, а зелёного — в центре. Педагог предлагает детям запомнить расположение предметов. Один из играющих выходит, в это время расположение башенок изменяется: например, в углах стола ставятся зелёные башенки, а в центре —жёлтые и т.д.
Педагог зовёт водящего, предлагает внимательно посмотреть на игрушки и спрашивает: «Что изменилось?» Ребёнок показывает, где стояла игрушка раньше, а воспитатель определяет словами перемещение башенок, подчеркивая: «Жёлтая башенка стояла в уголке, а теперь она в центре стола».
Постепенно отдельные дети учатся обозначать словами местоположение предметов. Эта игра развивает умение на практике различать середину, стороны, верхний и нижний углы (определение по слову правой и левой сторон им трудно).

«Узнай, кто в домике живёт»
Учить детей иметь представления о голосах животных.
Педагог делит детей на группы, каждая группа изображает какое-либо знакомое животное. Дети садятся на стульчики, из которых составлен кружок — «домик». Один ребёнок подходит к домику, стучит палочкой и спрашивает: «Кто в домике живёт?» Дети, сидящие в домике, отвечают звуками, характерными для того или иного животного: квакают, как лягушки, гогочут, как гуси, и т.д. Спрашивающий должен угадать, кто живёт в домике.

«Что и где слышно?»
Дети образуют кружок или стоят спиной к педагогу. Педагог звонит в колокольчик и спрашивает: «Где звенит колокольчик?»
Дети указывают направление. Педагог называет его словами: «Колокольчик звенит справа». Затем меняет источник и направление звука и снова спрашивает: «В какой стороне играл рожок? В какой стороне били в барабан?» и т.д.

«Магазин игрушек»
Педагог вместе с детьми устраивает «магазин». На верхнюю доступную детям полку этажерки, шкафа ставят игрушки — матрёшки, бочонки и др., на среднюю — куклы и мишки, на столик в корзиночку кладут мячи. Воспитатель размещает «товар», а дети, подавая, называют его. Затем выбирается продавец. Дети-покупатели приходят в магазин. Первым делает покупку воспитатель.
«Дайте мне, пожалуйста, маленькую куклу в красном платье». Продавец находит названную игрушку и подаёт её покупателю. По этому образцу дальше играют дети.

«У кого такая же?»
Педагог раздаёт детям по три предметные картинки, другой комплект картинок оставляет у себя. Показывая детям картинку, спрашивает: «У кого такая же?» Дети подбирают парные картинки.
Вариант этой игры заключается в том, что педагог не показывает картинку, а лишь называет то, что на ней изображено, проверяя у детей связь образа со словом.

«Разбери перепутанные варежки»
В данной игре дети учатся внимательно рассматривать предметы и находить в них сходство и различие.
Дети садятся за стол. Им дают 2—3 картинки, на которых нарисованы варежки с разными узорами. Нужно подобрать пары по узорам или другим украшениям (полосочки, цветочки, мишки, кружочки и т.д.).
Каждый ребёнок просит у своего соседа справа карточку и сравнивает её с теми, которые лежат перед ним. Если у него оказывается пара, он её откладывает. Если пары нет, картинки остаются у него. Следующий ход делает тот, кто сидит с левой стороны. И так по кругу. Заканчивает тот, у кого не останется ни одной непарной картинки.
Педагог проверяет правильность подбора пар.

«Как облегчить адаптацию ребенка в детском саду»

Если вы хотите, чтобы ваш малыш не только ходил в детский садик без истерик, «воплей и соплей», но и потом – в школе и во взрослой жизни – не испытывал особых проблем с социальной адаптацией, постарайтесь:

  • Изначально, когда он ещё совсем кроха, видеть в нём другого человека, отдельного от себя. Во многом непохожего на себя,  и именно так к нему относиться.
  • Тренируйте буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов у ребёнка и приучайте его к ситуациям, в которых требуется менять форму поведения.
  • Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в ДОУ и введите их в распорядок дня дома.
  • Избегайте обсуждения при ребёнке волнующих вас проблем, связанных с детским садом.
  • Планируйте своё время так, что бы в первый месяц посещения ребёнком детского сада у вас была возможность не оставлять его там на целый день.
  • Как можно раньше познакомьте ребёнка с детьми и педагогами группы, в которую он в скором времени придёт.
  • Обучайте ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
  • Никогда не пугайте ребёнка садиком, высказывайтесь о нём при малыше только положительно, а главное – постарайтесь сами найти в том, что ваш малыш будет ходить в садик, положительные моменты, которые всегда  есть.
  • Не упускайте из виду главное: каким бы ни был садик, воспитатели, как бы часто не болел ребёнок первое время в садике, он получил возможность искать себя в коллективе сверстников, строить с ними отношения, дружить и общаться, - а это самое главное, что дает любому малышу абсолютно любой детский сад.
  • Подчёркивайте, что ваш ребёнок, как и прежде дорог вам и любим.

Анкета

Уважаемые родители!

В рамках подготовки к родительскому собранию предлагаем Вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. Ф.И.,возраст ребенка.

____________________________________________________________________________________

2. Играет ли Ваш ребенок дома?

а) нет времени для игр

б) нет игрушек, соответствующих интересам ребенка

в) не любит играть

г) другие варианты ответов

____________________________________________________________________________________

2. Какие игрушки нравятся Вашему ребенку больше других?

а) готовые (куклы, машины и т. п)

б) конструкторы

в) настольно-печатные игры, головоломки

г) другие варианты ответов

3. Чем Вы руководствуетесь, покупая игрушки ребенку?

а) просьбой ребенка

б) модой на определенные игрушки

в) полом ребенка (мальчик, девочка)

г) желание расширить кругозор ребенка о мире вещей, природе и т.д.

д) другие варианты ответов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания в группе раннего возраста «Скоро Новый год»

Цели:1. Способствовать знакомству родителей друг с другом, возникновения положительных взаимоотношений между ними.2. Познакомить с основными линиями развития детей раннего возраста, особенностями орга...

Родительское собрание в группе раннего развития детей «Воспитание здорового образа жизни с ранних лет»

Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к здоровому образу жизни. Ранний возраст – один из наиболее ответственных периодов в...

Проект проведения родительского собрания в группе раннего возраста. Родительская гостинная "Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста"

Сегодня, следуя принципаи ФГОС, общние педагогов и родителей происходит на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказе от критики и оценке партнера по общению. Данное общение рассматрива...

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет»

Цель родительского собрания: Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей раннего возраста....

Методическая разработка конспекта родительского собрания в группе раннего развития "Кризис детей 3 лет"

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста. Тема: «Кризис детей 3 лет»Цель: повысить уровень педагогической компетентности родителей.Задачи:привлечь внимание родителей к тем...

Родительское собрание в группе раннего возраста. Тема "Развитие речи детей в домашних условиях."

Формирование педагогической компетентности родителей  по речевому развитию детей раннего возраста....

Протокол родительского собрания в группе раннего развития "Адаптация детей к детскому саду"

                                            Протокол Родительского собрания группы ...