СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по знакомству дошкольников с природой и воспитания интереса к ней необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, "уточнение" чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности. Особое значение имеет такой метод ознакомления с природой как чтение художественной литературы, в частности - стихи о природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skhema_izucheniya_znaniy_detey_o_nezhivoy_prirode.docx | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Схема изучения знаний детей о неживой природе
Воздух
- Знают ли дети. Что такое воздух?
- Можно ли увидеть воздух, его свойства и роль в жизни человека? (воздух прозрачный, невидимый, воздух везде, воздух вокруг нас, когда воздух дрожит, возникают звуки, его можно услышать.)
- Знают ли дети предметы, внутри которых есть воздух? ( колеса велосипеда, мячи, матрацы для плавания, пористый шоколад, лужи и т.п.)
- Знают ли дети, что такое ветер? ( это движение воздуха)
- Что умеет делать ветер? (шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, развевать флаги, свистеть, поднимать пыль и т.д.)
- Знают ли дети, чем мы его слышим?
- Знают ли дети, что ветер может навредить человеку? (иногда разрушает дома, ломает деревья в саду, переворачивает автомобили, срывает шляпы и т.д.)
- Знают ли дети, как ветер помогает нам? (надувает паруса, вертит крылья мельницы и.т.)
- Знают ли дети, как человек использует ветер? ( пылесос, вентилятор, веер, надувной круг, мельница.)
- Умеют ли дети отличать зимний ветер от весеннего ( летнего, осеннего)?
- Умеют ли дети обнаруживать ветер?
- Знают ли дети, что такое ураган, буря, смерч? ( Сильный ветер)
- Выяснить роль ветра в жизни растений.
Методика диагностики.
Беседа по рисункам, дети рассматривают рисунок дома-природы и обычного дома. (Программа Н.Рыжовой «наш дом – природа», блок «Я и природа».)
Что в них есть? ( дети перечисляют, сравнивают). Обратить внимание на обоих рисунках много незакрашенного, пустого места. Почему? И в нашем обычном доме, и в доме-природе есть воздух, мы им дышим. Знания детьми свойств воздуха определяются с помощью опытнической работы ( опыт с пустым стаканом, воздушным шариком – программа Н. Рыжовой, блок «Воздух»).
Организовать игру «Раздувайся пузырь». Чтобы узнать, как дети понимают, что такое ветер, можно к теплой батарее прикрепить бумажные полоски и открыть форточку; видно движение воздуха – это ветер. Дать задание ребенку приложить лист тонкой бумаги к губам и подуть так, чтобы получился звук, - значит мы можем «услышать» воздух.
А чем мы слышим? Воспитатель дает задание – закрыть глаза. Есть ли звуки вокруг? Закроем уши. Что изменилось? Рассмотреть фотографии животных с разными ушами. Заяц легко поворачивает уши в разные стороны, звери с большими ушами ловят больше звуков, для них это важно, их так и называют – ушастый еж, ушастая лисица. Уши нам очень нужны, они помогают нам узнать, что есть в окружающем нас мире. Предложить детям рассмотреть карточки «Листья деревьев с летающими семенами» (береза, липа, клен, ветка сосны, тополь, ясень) для выяснения роли ветра в жизни растений. Предложить иллюстрации с летающими животными. Почему не летают пингвины, страусы?
Организовать игру «Угадай, кто я!» или игру-превращения. Что загрязняет воздух? Картинки с деревьями. Как деревья помогают очищать воздух.
Вода.
- Знают ли дети, что такое вода? (Жидкость)
- Знают ли дети, где встречается вода? ( в ручейке, реке, озере, океане, море, кране)
- Знают ли дети, для чего мы ее используем?
- Всегда ли вода одинаковая? ( Вода бывает разная. Это дождь, ливень роса, туман, снегопад, пурга, лед, половодье, лужи. Иней, сосульки)
- Сформировано ли у детей понятие , что вода не исчезает, она «превращается» из одного состояния в другое ( путешествует по кругу)
- Знают ли дети свойства воды? ( Прозрачная, без вкуса, нет запаха, жидкая, без формы и т.д.)
- Знают ли дети, что растет в воде?
- Знают ли дети , кто живет в воде?
- Кому нужна вода?
- Знают ли дети, почему воду надо беречь?
Методика диагностики.
Беседы с детьми по картинкам, рассматривание на глобусе голубых и белых пятен (голубые – вода, белые – льды, снега); стаканчики с водой и молоком, ложечка (прозрачность), соломинки для коктейлей (вкус); кусочки льда, термос с горячей водой (пар).
Предложить рассмотреть рисунки, фотографии водоемов и водных растений – что растет в воде.
Предложить иллюстрации кита, рыб, лягушек и других животных, обитающих в водной среде.
Организовать подвижные игры «Мы - большие киты, мы – лягушки, мы – рыбки, мы – раки, мы – улитки, мы – чайки» (Н.Рыжова, блок «Волшебница – вода»).
Роль воды в жизни растений и животных можно наглядно показать на растениях и животных уголка природы. Что должны сделать люди, чтобы сберечь воду, почему? (Чем меньше мы будем тратить воду, тем больше ее останется в реках и озерах.) прочитать детям стихотворение Б.Заходера «Течет река…» (Н.Рыжова, блок «Волшебница – вода»).
Солнце
- Знают ли дети. что такое солнце? (Это большая, очень горячая звезда)
- Знают ли планеты Солнечной системы?
- Знают ли дети, что солнце – источник света? (Свет и тень. Смена дня и ночи).
- Знают ли особенности радуги?
- Знают ли светолюбивые и теневыносливые растения?
- Какие животные обитают в местах отсутствия или недостатка света? (ночные, подземные)
- Знают ли дети, что солнце – источник тепла?
- Знают ли животных, растения, которые обитают в условиях холода и жары?
- Сформировано ли у детей понятие о сезонных изменениях в природе и в жизни человека?
- Знают ли о роли солнца в жизни человека?
Методика диагностики
Беседа по картинкам , рассматривание макета Солнечной системы, календаря ( Земля проходит свой круг за год). Предложите поиграть в игру «День- ночь», «Животные в темноте». Роль света можно показать на примере комнатных растений, животных уголка природы. Рассмотреть термометр, иллюстрации с животными и растениями, обитающими в условиях холода и жары.
Почва.
- Знают ли дети, что такое почва? ( Верхний слой земли, «живая земля»).
- Знают ли обитателей почвы (на примере дождевого червя)?
- Какова их роль в формировании почвы?
- Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком.
- Сформировано ли понятие о необходимости охраны почвы?
- Выработаны ли навыки ухода за растениями ( копка, рыхление, внесение удобрений, уход за комнатными растениями)?
- Сформулированы ли основы понимания необходимости бережного отношения к почве и ее жителям?
Методика диагностики
Беседа с использованием пособия Н.Рыжовой «невидимые ниточки природы»; комплект «Одуванчик»; картины о природе; чтение и беседа по экологическим сказкам; наблюдения в живом уголке, на огороде, в парке; работа с наглядными пособиями.
Литература :
- Т.М. Бондаренко «Экологические занятия в детском саду»
- Н.А.Рыжова «Я и природа». М., 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей с неживой природой
В данных работах показано закрепление представлений детей о неживой природе. Дети учились фантазировать, проявляли любознательность к исследовательской деятельности....
Занятие по ознакомлению детей с неживой природой
Ознакомление детей с неживой природой...
Занятие по ознакомлению детей с неживой природой
Ознакомление детей с неживой природой...
»ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ ПО ПРОГРАММЕ«НАШ ДОМ ПРИРОДА»
ДЕТИ ЗНАКОМЯТСЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ...
Конспект знакомства детей с неживой природой на тему "Вода" для детей среднего дошкольного возраста.
Цель: знакомство с водойЗадачи:- познакомить детей с некоторыми свойствами воды- развивать интерес к экспериментальной деятельности, самостоятельность.-воспитывать у детей лю...
Элементарные опыты, как метод формирования знаний о явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста
Теоретические основы детского экспериментирования как научно-методической проблемы.Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о предметах и явлениях природы.Детское эксперименти...
Опыты и наблюдения как средства формирования знаний о свойствах неживой природы у детей 6-7 лет
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования ...