Мастер - класс ««Использование экспериментально-опытной деятельности в ДОУ для изучения физических свойств объекта неживой природы (стекло)»
учебно-методический материал по окружающему миру

Тукачева Анастасия Леонидовна

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в ходе проведения экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста, как средство ознакомления ими с объектом неживой природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл steklo_master-klass.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №41 «Семицветик»

города Губкина Белгородской области

Мастер - класс

««Использование экспериментально-опытной деятельности в ДОУ для изучения физических свойств объекта неживой природы (стекло)»

Подготовила:

учитель-дефектолог

Тукачева А.Л.

Губкин 2024

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в ходе проведения экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста, как средство ознакомления ими с объектом неживой природы

Задачи:

Обучающие: формировать представления о физических свойствах неживой природы; знакомить с различными свойствами веществ; развивать представления об основных физических явлениях;

 

Развивающие: учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, проверять их и делать выводы; формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.  

Воспитывающие: Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию; создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований; воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи; воспитание усидчивости и аккуратности.

Материалы: ноутбук, паутина, колбы, пинцеты, лупа, палочки для суши, емкость с водой, стеклянная колба с уксусом, морозильная камера, спички, щипцы, нитки или атласные ленты.

Ход мероприятия:

Подготовительно-организационная часть

Наряду с игровой деятельностью не последнее место в развитии ребенка занимает познавательная деятельность, в которой ребенок учится наблюдать, делать выводы, умозаключения, делает первые шаги к начальным формам обобщения. Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации.

Именно поэтому экспериментальная деятельность – это один из лучших способов сделать процесс обучения более интересным и занимательным для ребенка. А самое главное – наиболее эффективным.  Так «истина», которую самостоятельно «откроет» ребенок во время проведения опытно-экспериментальной деятельности будет гораздо важнее и ценнее для него самого, чем просто рассказ педагога с констатацией фактов об окружающем мире.

Иначе говоря, целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение у детей представлений о живой природе путем самостоятельного познания, проводя опыты.

Главным аспектом в организации и проведении опытнической деятельности у дошкольников это создание условий для приобретения знаний об окружающем его мире, через собственные наблюдения и умозаключения. В ходе экспериментальной деятельности дети не только смогут получить новые знания, но и приобретут собственный опыт.

Ведущей педагогической идеей в разработке и организации опытнической деятельности у детей дошкольного возраста, является создание условий для более широкого внедрения данной деятельности в учебно-воспитательный процесс и обучения детей наблюдению за окружающим их миром, азам проведения опытов и теоретическим данным о физических свойствах исследуемых образцов, в конкретном случае – паутины.

В последнее время, родителям проще увлечь своего ребенка современным гаджетом, нежели обратить его внимание на красоту, окружающего его мира, заинтересовать ребенка всеми происходящими изменениями в живой природе, привлечь к исследовательской и экспериментальной деятельности. Зачастую перекладывая эту задачу на плечи педагогических работников, родители лишают себя главного – полноценного позитивного общения с ребенком, а самого ребенка – возможности развиваться и экспериментировать.

Все самое интересное находится вокруг нас! Современное общество разучилось видеть прекрасное и интересное вокруг себя. Как часто, во время прогулок по лесу вы аккуратно убираете тонкие паутинные ниточки, переливающиеся на солнце? А вы задумывались о том, для чего они вообще нужны паукам? Почему они такие тонкие, но порой их очень сложно порвать? Если мы, взрослые этого не замечаем и не задумываемся над этим, то наш дети тоже этого делать не будут. А ведь очень просто, увидев паутину во время уборки в углу своего дома, обратить на нее внимание ребенка и увлечь рассказом о ней, а затем и заинтересовать ее исследованием.

Именно на этом и построена экспериментальная деятельность. В основе всего – интерес ребенка. Наша задача не научить ребенка, а привить ему желание отыскать «истину», научиться самому. Как говорил Конфуций: «Что я слышу— забываю. Что я вижу — я помню. Что я делаю — я помню».  Это высказывание, пройдя сквозь тысячелетия, не теряет своей актуальности. И чтобы помочь ребенку «помнить», на помощь приходит опытническая деятельность.

Полученными данные ребенок может не только поделиться со сверстниками, родителями, но опираясь на них проводить новые исследования и изучать новые объекты живой и неживой природы, проявить стойкий интерес к экспериментальной деятельности в будущем.

Основная часть

Целью занятия является нахождение ответов на поставленные вопросы: «Что такое паутина? Зачем она нужна пауку? Какими свойствам она обладает?».

Для достижения цели были определены следующие задачи:

1.    Помочь детям лучше узнать окружающий их мир живой природы.

2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

3. Развивать мелкую моторику и тактильно-чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

4. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства паутины.

5. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам экспериментальной деятельности

6. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой

7. Учить любоваться красотой природы вокруг нас.

Онлайн экскурсия в инсектарий, для ответов на вопросы:  Что такое паутина? Зачем она нужна пауку?

Игра «Сплети из ниток паутину»

Чтобы узнать о физических свойствах паутины, проведем опыты. Обязательно перед их проведением познакомить детей с правилами безопасности при проведении экспериментальной деятельности.

ОПЫТ № 1

Цель: определить действительно ли паутина при растяжении не деформируется.

Приборы и материалы: ветки, паутина.

Ход опыта: раздвигаем ветки, на которых закреплена паутина в стороны. Паутина растянулась. Когда ветки отпускаем, паутина возвращается в прежнее положение. Она осталась тем же размером и не деформировалась.

Вывод: паутина эластична, не деформируется и не рвется при растяжении.

ОПЫТ № 2

Цель: определить липкость паутины.

Приборы и материалы: рука, паутина

Ход опыта: поднесли пальцы руки к кусочку паутины, паутина прилипла к пальцам и отцепить ее очень трудно, т.к. она прилипает ко всему, чем пытаешься ее отцепить.

Вывод: паутина очень липкая.

ОПЫТ № 3

Цель: определить тонет ли паутина в воде.

Приборы и материалы: емкость с водой, паутина.

Ход опыта: небольшой кусочек паутины поместили в воду. Паутина не растворилась. Паутина намокла, но не утонула, она как будто сжалась.

Вывод: паутина очень легкая, даже при намокании не тонет в воде.

ОПЫТ № 4

Цель: определить натурального ли происхождения паутина.

Приборы и материалы: спички, щипцы, паутина.

Ход опыта: берем паутину щипчиками, поджигаем ее. Она горит.

Вывод: паутина горит, а не плавится. Значит это полностью натурального происхождения продукт. При горении паутина издает неприятный запах, похожий на запах горелого волоса.

ОПЫТ № 5

Цель: определить растворяется ли паутина в 70%-й уксусной кислоте.

Приборы и материалы: стеклянная чашка, 70%-я уксусная кислота, паутина.

Ход опыта: паутину положили в стеклянную чашку, капнули 70% уксусной кислоты. Паутина не растворилась. Прошло 15 минут, паутина не растворилась, через 30 минут паутина тоже не растворилась. После 6 часов опыта паутина не растворилась. Прошло еще 18 часов – паутина не растворилась.

Вывод: паутина в 70%-й уксусной кислоте не растворяется, но сворачивается в клубок.

ОПЫТ № 6

Цель: определить влияет ли на качество и внешний вид паутины перепад температуры.

Приборы и материалы: полиэтиленовый пакет, морозильная камера, градусник, паутина.

Ход опыта: поместили в полиэтиленовый пакет паутину и положили в морозильную камеру, где температура воздуха минус 10 С, на 24 часа. По внешнему виду и качеству (осталась клейкой) паутина не изменилась.

Вывод: на внешний вид паутины и ее качество (клейкость) не влияет резкий перепад температуры воздуха.

        При проведении онлайн экскурсии мы соблюдаем временной режим (5-7 мин.). После работы с компьютером делаем гимнастику для глаз. В ходе проведения опытнической деятельности делаем динамическую паузу.

 Рефлексия

        Подводя итоги занятия хотелось бы с вами принять участие в «Забеге паучков».

- Если вам было интересно, и вы узнали много нового, то прикрепите своего паучка на отметку «Финиш».

- Если вам было интересно, но возникли некоторые вопросы или недопонимания, то прикрепите паучка ниже финишной линии ближе к центру дистанции, этому паучку нужно еще немного подучиться.

- Если вам сегодня было совершенно неинтересно, то оставьте своего паучка на линии «Старт», на следующей занятии у паучка обязательно все получится.

        Подводя итоги проделанной работы можно сделать выводы, что экспериментальная деятельность по изучению объектов живой природы посредством проведения опытов дала положительные результаты. Дети не только с удовольствием изучали свойства паутины, но и живо интересовались вопросами окружающего мира в целом, находя темы для будущих исследований. А главное, что все полученные знания, ребенок получил самостоятельно под ненавязчивой супервизией педагога и благодаря собственным умозаключениям и наблюдениям.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Роль исследовательской деятельности в познании детьми старшего дошкольного возраста объектов неживой природы

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них - ознакомление с природой. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Природа – важнейшее средство во...

Мастер-класс «Использование поисково – исследовательской деятельности в интеграции областей » для детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс «Использование поисково – исследовательской деятельности в интеграции областей »для детей старшего дошкольного возраста. Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов...

мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с объектами неживой природы»

Участники мастер-класса познакомятся с одной из современных педагогических технологий ознакомления детей с объектами неживой природы, это опытно-исследовательская деятельность....

Мастер - класс "Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей"

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической...

Мастер - класс : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ «ФИТНЕС - РЕЗИНКА» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

История происхождения фитнес-резинки. Классификация по цвету и жесткости. Преимущества резинки для фитнеса. Виды резинок. Правила тренировки. Цель и задачи использования фитнес- ленты на занятиях. Пре...

Мастер - класс «Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей»

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» ...