Методическая разработка. Роль исследовательской деятельности в познании детьми старшего дошкольного возраста объектов неживой природы
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Карачун Ирина Валерьевна
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них - ознакомление с природой. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), которыми дети любят играть. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, трудовой и художественной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Роль исследовательской деятельности в познании

детьми старшего дошкольного возраста объектов

неживой природы.

                                                                                                                         Автор: Карачун Ирина Валерьевна

- старший воспитатель

МАДОУ "Детский сад №74

общеразвивающего вида"

г.Сыктывкара

                                                                                               

   

                                         

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «к рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них - ознакомление с природой. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.  Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), которыми дети любят играть.  Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, трудовой и художественной деятельности. Таким образом, ребенок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки и т.д. У него формируются первые конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.  Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать интересную и полезную деятельность детей.  В процессе наблюдений, игр и труда  в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.

Но далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется  правильное отношение к растениям и животным.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, взаимосвязей внутри природных сообществ.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критериями оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать их в различной деятельности. Общая педагогическая цель взрослого при этом заключается в том, чтобы пробудить интерес, познавательную активность детей, развить их наблюдательность, желание и умение смотреть на окружающий мир.

     Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочную исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Потребность ребенка в новых  впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской(поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

                    Задачи экологического воспитания:

 Ознакомление с природой и природными явлениями.

 Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений.

Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Учитывая принцип интеграции, все перечисленные задачи необходимо решать в комплексе.

В программе экологического воспитания дошкольников представлено несколько разделов. Один  из них – формирование элементарных сведений о вселенной, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ. У детей формируются знания о смене дня и ночи, о типичных погодных явлениях; представления об агрегатном состоянии воды и его зависимости от температуры воздуха. В детском саду дошкольников знакомят с такими объектами неживой природы как песок, глина, камни. С этими природными материалами дети любят играть. Однако для развития игровой деятельности важно иметь четкие представления об их свойствах. Дети знакомятся с почвой, с ее обработкой, подготовкой к выращиванию растений. У ребят формируют элементарные представления о Солнечной системе.

Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах:

  • занятия – ведущая форма организации работы по ознакомлению детей с природой. Занятия позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.
  •  экскурсии в природу – особая форма организации ознакомления детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Преимущество в том, что дети могут в естественной обстановке познакомиться с объектами и явлениями природы.
  •  ознакомление с природой в повседневной жизни (прогулки, труд в природе, труд в уголке природы) – в основном используется для проведения индивидуальной работы, для того, чтобы пробудить самостоятельную мысль детей, воспитать трудолюбие, самостоятельности и взаимопомощи.
  • исследовательская (элементарная поисковая) деятельность детей – предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. Под исследовательской деятельностью понимается совместная работа  педагога и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре, в труде, в процессе познания окружающего мира. Такая деятельность   предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. Она позволяет сформировать у детей представления о явлениях природы, выявить их причины и взаимосвязи.

   Н.Н.Поддьяков выделяет два вида поисковой деятельности дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и.т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования  удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

    Второй вид ориентировочно - исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Т.о. ребенок получает те результаты которые были заранее определены взрослым 

Исследовательская деятельность начинается с постановки педагогом и принятия детьми познавательной задачи. Затем  осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения (о возможном течении явления природы и его причинах), отбираются способы проверки предположений, вы двинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается исследовательская деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.

Доказано, что процесс обучения, сочетающий усвоение готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием, имеет большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста.

У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Дети этого возраста не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений.

С учетом этого элементарная поисковая деятельность как форма организации используется именно в старшем дошкольном возрасте. Но использование ее отдельных элементов – поисковых действий – можно начинать с младшего дошкольного возраста. Например, для установления влияния влаги на пластичность песка и глины в играх детей младшего дошкольного возраста педагог предлагает вылепить пирожок сначала из сухого песка, затем из влажного и спрашивает: «Почему пирожок сначала не получился? Из какого песка надо вылепить его?». В соответствии с программой обучения педагог разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставит пред детьми. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций на занятиях по экологическому воспитанию или в разнообразной деятельности, связанной с природой : труд, наблюдения, игры. Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности детей; самостоятельный или совместный с воспитателем труд позволяет детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой; наблюдение же лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы. Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу решить ее дети не могут. Необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. При постановке перед детьми познавательных задач следует учитывать их жизненную значимость,  интерес к ним. Познавательная задача всегда содержит вопрос: «Что происходит и почему так происходит?» Она включает некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении. Часть данных дети должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования уже известных знаний и способов действия.

Незнание должно быть частичным, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического рассуждения.

Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: от простого – к сложному.Например: почему на дорогах лужи? Почему снег бывает липким? Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает? После принятия детьми познавательной задачи под руководством педагога осуществляется анализ: выявление известного и неизвестного. Дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Предположения могут быть правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Педагог сталкивает противоречивые суждения, предлагает проверить, чье правильнее. Ни одно высказывание не должно остаться без внимания, все предположения должны быть обсуждены.

Возникший у детей в ходе анализа ситуаций и выдвижения предположений интерес к решению задачи следует использовать для отбора способов проверки предположений. Различные способы предлагает педагог, но могут их предложить и дети.  Ими могут быть кратковременные распознающие наблюдения, длительные сравнительные наблюдения, элементарные опыты, демонстрация моделей, эвристические беседы. Например, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать, можно использовать эвристическую беседу: на прогулке дети обратили внимание на то, что сосульки с разных сторон крыши неодинаковой длины. «как ты думаешь, почему так? – спросил один из детей. «Здесь капает с сосулек, а там- нет. Поэтому они здесь меньше становяться.» - ответил другой. «А почему же там не капает с другой стороны? – и сам догадался: - А, знаю! Здесь солнышко греет, а на той стороне – нет. Поэтому сосульки медленно тают».

Заключительным этапом исследовательской деятельности является формулирование выводов. К формулированию выводов детей необходимо побуждать. Случается дети делают неправильные выводы. В этом случае необходимо организовать дополнительные опыты или наблюдения, чтобы каждый пришел к правильным выводам.

В процессе организации исследовательской деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений природы, устанавливать анологии, понимание все более общих закономерностей. Осуществляя руководство исследовательской деятельностью детей, важно создавать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе.

Ознакомление детей с природой в процессе исследовательской деятельности имеет большое развивающее значение. Систематическое использование исследовательской деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной познавательной деятельности детей.

Исследовательская деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющие эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в исследовательскую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Под руководством взрослого, а затем и самостоятельно дети начинают выделять познавательные задачи  в любой деятельности, связанной с природой. Активно высказывают предположения, используют для их проверки ранее усвоенные способы (наблюдения, опыты, эвристические рассуждения), формулируют выводы. Под влиянием исследовательской деятельности у детей развиваются элементы творческого самостоятельного мышления. Радость самостоятельных открытий развивает и укрепляет интерес к природе.

Учитывая значение исследовательской деятельности для развития детей, необходимо постоянно создавать условия для ее организации.

                 

Примерный тематический план:

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с объектами неживой природы».

Тема

Цель

Оборудование

Ход занятия

Сентябрь.

«Воздух».

- развивать личность ребенка, психические качества, мыслительные операции, творческое воображение, познавательные интересы;

-расширить знания об окружающем мире: свойства воздуха, земли, воды, огня, взаимодействие между ними;

- формирование общенаучных умений и навыков;

- воспитание усидчивости, умения слушать, управлять своим поведением, работать в коллективе.

Целлофановый пакет, мяч, кубики, пустой стакан, таз для воды, лодочка с флажком, мыльные пузыри, банки стеклянные.

- Опыт «Есть воздух». - Этюд «Камень и почва».

- Опыт «Воздух упругий».

- Опыт «Воздух нужен для жизни». - Наблюдение «Дуем – играем».

«Простые и ценные камни в природе».

- познакомить детей со свойствами песка и камней;

 -  развивать интерес к камням, сенсорные ощущения, умения обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности;

 - дать детям представление о сходстве и различиях песка и камней, речных и морских камней;

дать представление о ценных камнях.

Песок, белая и черная бумага, банка с водой, набор морских и речных камней (раздаточный материал), куски мрамора и гранита, иллюстрации с изображением архитектурных сооружений из мрамора и гранита, несколько сувениров или женских украшений, кусок дерева, гвозди, молоток.

- Наблюдение «Песок».

-  Сравнение песка и речных камней.

-  Опыт с камнями

-Рассматривание иллюстраций с изображением архитектурных сооружений из мрамора и гранита.

- Беседа о специальной обработке камней, рассматривание сувениров, украшений.

Октябрь

Воздух, вода и свет

- дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для жизни на земле;

- научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода – бесценный дар природы;

- подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений.

стеклянный кувшин с водой, стакан с молоком, кусочки льда, термос с кипятком, марля, бумажные салфетки, воздушные шарики по количеству детей (по 2 шт.), зеркальце, два ящика с проросшим овсом, стакан с молоком, силуэт человека с изображением органов дыхания, весы.

- Беседа.

- Опыт с воздушными шарами

- Чтение стихотворения И.А.Бунина «Родник».

- Игра «Ручеек».

- Игры «У воды нет вкуса и запаха»

«Вода прозрачная»

- Обсуждение свойств воды и воздуха

- Беседа «Роль света в жизни человека и растений».

- Рисование свечой.

Ноябрь.

«Сравнение песка, глины и камней».

- уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней;

- учить сравнивать материалы, правильно называть их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках;

- познакомить детей с песочными часами,;

- развивать творчество в лепке, умение правильно называть разные явления, объяснять их.

Камни и глина на каждого ребенка, сухой песок в миске, часы песочные (на 1 и 10 мин.), большая банка с водой, 2-3 гвоздя, молоток, доски для лепки, фанера или поднос для коллективной лепки, фишки для награждения.

- Соревнование между детьми по сравнению материалов.

- Опыт «Что тяжелее» (см. прилож. 3,3).

- Подведение итогов соревнования.

- Знакомство с песочными часами.

- Лепка игрушек из глины.

Январь

Снег и его свойства

- уточнить и расширить представления детей о снеге;

- помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства;

- учить детей анализировать, делать выводы;

- развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы;

- учить грамотно формулировать свой ответ.

изображение различных состояний воды, карточки с «маленькими человечками», иллюстрации с изображением снежинок.

- Загадки о снеге, снежинках.

-Наблюдение  «Морозные узоры»

-Дид. игра «Где снежинки?»

- Игры в «снежки» без снега (из бумаги).

- Беседа «Пришла зима- снег и радость принесла».

Апрель

«Солнце, Земля и другие планеты»

- дать детям элементарные представления о строении Солнечной системы;

- помочь детям понять, почему происходит смена дня и ночи.

Карта Солнечной системы, глобус и лампа, две пластилиновые фигурки людей, шапочки с изображением планет, мел, веревка, игрушечные бинокли

- Беседа о строении Солнечной системы.

- Подвижная игра «Солнце и планеты».

- Опыт «День и ночь»

БИБЛИОГРАФИЯ.

  • Градобоева Т. Экологическое воспитание детей. – «Дошкольное воспитание, 1998, №7.
  • Методика ознакомления детей с природой в дет. саду: Учеб. пособие для пед. уч-щ по спец. «Дошк. воспитание»/Л.А.Каменева, Н.Н.Кондратьева и др.; Под ред. П.Г.Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
  • Наблюдения и труд детей в природе. Пособие для воспитателей дет. сада. Изд. 3-е, перераб. и испр. М., «Просвещение», 1976. – 206 с. с ил.
  • Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С.Н.Николаева. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.: ил.
  • Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 112 с.
  • Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома - М.: Мозаика – Синтез, 2013. – 120 с
  • ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примернаяобщеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  • Рыжова Н.А. Волшебница-вода. Учебно-методич. комплект по экол. образ. дошк. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. – 72 с., илл. (Серия «Наш дом – природа»).
  • Рыжова Н.А. Что у нас под ногами (Блок «Песок. Глина. Камни»). М.: Карапуз-Дидактика, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка бинарной совместной деятельности педагога с детьми младшего дошкольного возраста

Методическая разработка совместной деятельности педагогов с детьми младшего возраста для проведения итогового мероприятия...

Методическая разработка сценария музыкально-спортивного досуга с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Мультипультию»

сценарий музыкально-спортивного досуга на тему отечественных мультфильмовЦель -  Совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать творческие способности дошкольниковЗадачи: Укреплени...

Методическая разработка «Использование пластилинографии в работе с детьми старшего дошкольного возраста».

Рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Каждый ребёнок знает такой мягкий и податливый материал...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР...

Методическая разработка использования технологии "Игровой стретчинг" с детьми старшего дошкольного возраста.

Материал подходит к применению физинструкторам и воспитателям дошкольных организаций. Содержит методику обучения, упражнения из разных исходных положений, подвижные игры и двигательные сказки....

Методическая разработка по художественно - эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Цвета Вальса"

Методическая разработка направлена на формирование представления о конкретном, единичном в жизни искусстве, на обучение различать звуки и цвет в пространстве, в среде, на развитие наблюдательности....