Мастер - класс «Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей»
методическая разработка по физкультуре

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Жан Жак Руссо Одним из самых эффективных средств всестороннего развития ребёнка является театрализованная деятельность. Так как театр – это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения. Наиболее полно реализация физического развития дошкольников средствами театрализованной деятельности предлагается в методических разработках Н. Н. Ефименко, создавшего такое направление как «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста"». В программе выделено десять заповедей двигательного развития дошкольников. 1.«Следуй логике природы» (необходимо постепенное увеличение нагрузки от упражнений лежа к ходьбе, бегу, прыжкам). 2.«Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающейся спирали». 3.«Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях» (подбирай подготовительную часть в соответствии с «эволюционной гимнастикой»). 4.«Деление занятия на три части должно быть не формальным, а по физиологической сути». 5.«Театр физического воспитания дошкольников» (играя -- оздоравливать, воспитывать, развивать, обучать). 6.«Положительная светлая энергия радости и удовольствия»(физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями). 7.«Двигательный портрет дошкольника "рисует" методика игрового тестирования». 8.«Создай тренажеры сам». 9.«Здоровье требует профилактики и коррекции». 10.«Через движение и игру -- к воспитанию Человека будущего: комплексная педагогика жизни». Я хочу подробнее остановиться на 10 заповеди «Через движение и игру – к воспитанию Человека будущего: комплексная педагогика жизни». Изучив данное направление, в своей работе стала использовать элементы инновационных технологий со средствами театрализованной деятельности: Особое внимание привлекает эстетико-оздоровительная технология «Горизонтальный пластический балет» (или пластик-шоу). Упражнения в ней сочетают элементы физической культуры, хореографии, ритмики, пантомимы, художественной гимнастики, аэробики. И характерны относительно медленные, спокойные, плавные движения. -Приглашаю вас выполнить упражнения «Сказочные человечки». Представьте, что мы с вами жители сказочной страны, в которой люди не умеют разговаривать, а общаются с помощью языка движений и мимики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_na_rayon_.docx45.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад комбинированного вида № 1 «Ручеек»

Барабинского района Новосибирской области

Мастер - класс

«Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей»

                                             https://avatars.mds.yandex.net/i?id=881b9dcdc46e8df31684c5adffc73d3300459b49-5495922-images-thumbs&n=13

                                       Подготовила:

                                                                      воспитатель ВКК

    Первухина Л.В.

                                                                                      2025 г.

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»

                                                                                                                                    Жан Жак Руссо

      Одним из самых эффективных средств всестороннего развития ребёнка является театрализованная деятельность. Так как театр – это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения.

      Наиболее полно реализация физического развития дошкольников средствами театрализованной деятельности предлагается в методических разработках Н. Н. Ефименко, создавшего такое направление как «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста"». В программе выделено десять заповедей двигательного развития дошкольников.

1.«Следуй логике природы» (необходимо постепенное увеличение нагрузки от упражнений лежа к ходьбе, бегу, прыжкам).

2.«Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающейся спирали».

3.«Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях» (подбирай подготовительную часть в соответствии с «эволюционной гимнастикой»).

4.«Деление занятия на три части должно быть не формальным, а по физиологической сути».

5.«Театр физического воспитания дошкольников» (играя -- оздоравливать, воспитывать, развивать, обучать).

6.«Положительная светлая энергия радости и удовольствия»(физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями).

7.«Двигательный портрет дошкольника "рисует" методика игрового тестирования».

8.«Создай тренажеры сам».

9.«Здоровье требует профилактики и коррекции».

10.«Через движение и игру -- к воспитанию Человека будущего: комплексная педагогика жизни».

   Я хочу подробнее остановиться на 10 заповеди «Через движение и игру – к воспитанию Человека будущего: комплексная педагогика жизни».  Изучив данное направление, в своей работе стала использовать элементы  инновационных технологий со средствами театрализованной деятельности:

   Особое внимание привлекает эстетико-оздоровительная технология «Горизонтальный пластический балет» (или пластик-шоу). Упражнения в ней сочетают элементы физической культуры, хореографии, ритмики, пантомимы, художественной гимнастики, аэробики. И характерны относительно медленные, спокойные, плавные движения.

-Приглашаю вас выполнить упражнения «Сказочные человечки».

Представьте, что мы с вами жители сказочной страны, в которой люди не умеют разговаривать, а общаются с помощью языка движений и мимики.

Упражнение «Сказочные человечки»

Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая:

а)деревянных человечков, как Буратино двигают руками, ногами - на шарнирах;

б)человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;

в)веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

г)человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.

Использование таких упражнений позволяет воспитать богатое образное мышление, развивает навыки управления жестами, движением и мимикой. 

Особый интерес вызывает «Ландшафтная физкультурная сказка» – так как проводится на улице. Преимуществом данной формы является воздействие на детейестественных сил природы, что содействует их закаливанию и повышению иммунитета.

Игры-тренинги Главная мысль этого определения заключается в том, что тренинг — это тренировка, наработка навыков и умений.

Игра в тренинге –второстепенный метод; первоочередной метод здесь все-таки тренинг. Поэтому, игра в тренинге коротка и всегда направлена на решение конкретных задач. В ней всегда есть результат.  Поэтому, если вы хотите добиваться максимальных результатов от тренинга в не напряженной, свободной, энергичной, творческой атмосфере, то игра – это его метод работы.

Физическая рекреация (отдых, развлечение) – это часть физической культуры, совокупность свободной, нерегламентированной двигательной деятельности. К основным особенностям данной формы физического воспитания относятся: повышенная эмоциональность, состязательный азарт, командные двигательные действия, повышенные меры безопасности при проведении эстафет, особенно с применением оборудования, присутствие на празднике зрителей, родителей.

Двигательная сказка – это система физических упражнений, объединенных одной сюжетной линией, направленных на совершенствование двигательных умений и навыков, развитие мимики и пантомимики.

Само понятие – «двигательная сказка» содержит в себе два ключевых слова: движение и сказка, которые являются основой театрального искусства.  Предлагаю вам побывать в сказке, представить образы героев и передать характер, действия и поступки при помощи соответствующих поз, жестов и движений. 

-Приглашаю вас на сказочную прогулку.

Я вас в сказку поведу

Побываем мы в лесу

Становитесь все за мной

Отправляемся гурьбой.

(Канат)

В путь идем мы спозаранку

Не забудьте про осанку

На носочки дружно встали

По тропинке зашагали.

(Брёвна)

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимаем ноги выше:

Через кустики и кочки,

Через бревнышки - пенечки.

Дружно мы шагаем - ноги поднимаем!

(Божья коровка)

По дорожке очень ловко

Идут божии коровки.

По дорожке топ-топ-топ

Мы шагаем дружно

Каждый знает это нам

Для здоровья нужно. (Шевелит всеми пальчиками).

Полетаем с Божьей коровкой

«Прыжки по кочкам» и «Лягушачья разминка»:

Мы считали и летали,

И нисколько не устали.

На болото прилетели,

И с лягушками запели

«На болоте мы лягушки» - (раскачивание ручек из стороны в сторону)

«Мы зеленые подружки»- (раскачивание лапки- ножки с пятки на носок)

«Утром рано умываемся»- (имитация умывания)

«Полотенцем вытираемся»- (рывки руками)

«Лапками мы топаем»- (топают, ручки перед собой)

«Лапками мы хлопаем»- (хлопаем)

«Вправо, влево наклоняемся»- (наклоны)

«Комарами и мошками наедаемся»- (прыжки с хлопками над головой)

«Вот здоровья в чем секрет,

«Лягушачий шлем привет! (рукой машут привет).

«Следы»

Вот скала впереди, только как ее пройти?

По следам приставным шагом пройдем.

И вниз не упадем.

«Классики»

Раз, два, три, четыре, пять — будем в «Классики» играть!

На одной ноге скакать,

А теперь ещё немножко

на другой поскачем ножке!

Концовка

Путешествие наше завершилось, но я хочу сказать, что:

Сказка — чудная копилка,
Что накопишь, то возьмешь,
А без сказки в этой жизни -
Непременно пропадешь. 

-Спасибо за участие!

На таких занятиях дети не замечают, что это занятие по физической культуре, и являются полноправными участниками сказочного театрального действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование игрового ландшафтного стола для речевого развитие детей младшего дошкольного возраста».

Цель мастер-класса – трансляция педагогического опыта использования игрового ландшафтного стола для речевого развития детей младшего дошкольного возраста....

Мастер-класс "Использование лэпбука в речевом и познавательном развитии детей"

В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог. Результатом такого поиска может стать тематическая папка или лэпбук....

Мастер класс "Использование элементов технологии ТРИЗ в познавательном развитии детей дошкольного возраста"

Мастер класс направлен на формирование представлений  педагогов ДОУ о технологии ТРИЗ, на оказание практической помощи воспитателям в использовании методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельност...

Мастер - класс "Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей"

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической...