Мастер - класс "Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей"
учебно-методический материал

Шарипова Ирина Валерьевна

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения«Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. А педагогические технологии способствуют этому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей»

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл… К. Е. Тимирязев

Цель:

1. Дать участникам мастер-класса практические знания, об опытно-экспериментальной деятельности и возможности применения их на практике.

2. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области, с целью развития творческого потенциала.

3. Распространение педагогического опыта.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения«Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. А педагогические технологии способствуют этому.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

 
К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  1. здоровьесберегающие технологии;
  2. технологии проектной деятельности;
  3. технология исследовательской деятельности;
  4. информационно-коммуникационные технологии;
  5. личностно-ориентированные технологии;
  6. технология портфолио дошкольника и воспитателя;

игровая технология;

  1. технология «ТРИЗ» и др.

Сегодня мы рассмотрим и попробуем применить технологию исследовательской деятельности.

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

 Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

1.эвристические беседы;

2.постановка и решение вопросов проблемного характера;

3.наблюдения;

4.моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

5.опыты;

6.фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

7.«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

8.подражание голосам и звукам природы;

9.использование художественного слова;

10.дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

11.ситуации;

12.трудовые поручения, действия.

 Содержание познавательно-исследовательской деятельности:

1.Опыты (экспериментирование)

Состояние и превращение вещества.

Движение воздуха, воды.

Свойства почвы и минералов.

Условия жизни растений.

2. Коллекционирование (классификационная работа)

Виды растений.

Виды животных.

Виды строительных сооружений.

Виды транспорта.

Виды профессий.

3. Путешествие по карте

Стороны света.

Рельефы местности.

Природные ландшафты и их обитатели.

Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

4. Путешествие по «реке времени»

Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).

История жилища и благоустройства.

Малыш — природный исследователь окружающего мира.

Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - игра. Экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

 Экспериментирование:

1.УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ДЕТСКОЙ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

2.УМЕНИЕ РАССУЖДАТЬ, ДЕЛАТЬ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ.

С РЕАЛЬНЫМИ ОБЪЕКТАМИ:

Живая природа, Неживая природа, Рукотворный мир.

С АБСТРАКТНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

Слово, Представления, Отношения.

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.

Вам представлены слова:

- выдвижение гипотезы,

- проверка предположения,

- целеполагание,

- проблемная ситуация,

- формулировка вывода,

- новая гипотеза

Правильный ответ:

1. Проблемная ситуация.

2. Целеполагание.

3. Выдвижение гипотез.

4. Проверка предположения.

5. Если предположение подтвердилось: формулировка вывода.

6. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация её в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода.

Сегодня я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.

Для этого я приглашаю вас в мою школу Волшебства, где вы сами станете немного волшебниками.

«Топ, топ, хлоп, хлоп,

Вокруг себя повернись,

 В маленького волшебника превратись»

Урок волшебства №1. «Вода из снега».

Состояние воды зависит от окружающей температуры. Тепло – капельки из тучки спускаются к нам в виде дождика. Холодно – капельки превращаются в снежинки. Но и то и другое – вода.

В ладошки положим снег и скажем такие слова:

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Я зиму и снег и снежинки люблю,

Но где же снежинки? В ладошке вода!

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки-лучи…

Как видно ладошки мои горячи.

(Снег под действием тепла превращается в воду.)

Урок волшебства №2. «Волшебные краски» (Смешивание цветов)

Давайте смешаем краски разного цвета.

При смешивании получаются новые цвета.

Если к синей добавить желтой, получится зеленая вода; если в красную воду добавить синей краски, получится фиолетовая, если к желтой красную, получится оранжевая.

Урок волшебства №3. «Плавающий апельсин»

Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удаться. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

Урок волшебства №4. «Мыльные пузыри»

Давайте немножко поиграем. Предлагаю всем попускать мыльные пузыри. Сначала одни волшебники их будут надувать, а другие ловить, а потом наоборот.

Если дунуть посильней,

Будет много пузырей!

Раз, два, три, четыре, пять,

Не за что их не поймать.

Что находится внутри мыльных пузырей, как вы думаете?

Урок волшебства №5. «Зарядись»

Смешаем перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

 Урок волшебства №6. «Соленая радуга»

Скажите мне, пожалуйста,

Какая нота и продукт называются одинаково?

Правильно!

- Сегодня с вами мы будем преобразовывать самую обыкновенную соль.

- Как вы думаете можно ли окрашивать соль?

Можно, а как это можно сделать?

Хочу открыть вам маленький секрет и поделиться с вами самым, легким и самым быстрым способом окрашивания соли.

Предлагаю сделать вот такие цветные баночки. И подарить их самому близкому человеку.

1. Вам нужно взять чистый лист бумаги и насыпать на него 2-3 лож. соли.

2. А теперь возьмите мел любого цвета и раскатайте его по соли. Немного нажимайте на мелок, что бы он отдал свой цвет соли. Цвет должен получиться насыщенным.

3. У кого получилось окрасить соль в нужный цвет, аккуратно пересыпьте ее в стеклянную баночку. Чтобы поделка смотрелась интересней, пересыпайте соль в емкость под углом, поворачивая банку. Только делайте это очень аккуратно, чтобы слои соли не перемешать.

4. Далее, опять насыпаем соль и повторяем эту процедуру с мелом другого цвета. Поочередность цветов выбирайте сами.

5. Получается, Заполнили полностью слоями соли разного цвета.

Немного постучите об стол. Самое главное не трясите банку во время работы.

Сделали, покажите свои баночки, как красиво получилось.

Молодцы, А вот представьте, что эту разноцветную баночку вам нужно подарить, кому вы подарите? Представили? Скажите Какие же ощущения он будет испытывать?

Ой, коллеги-волшебники, мы с вами так увлеклись, что и не заметили, как пришло время возвращаться опять в детский сад. Вы сегодня отлично потрудились и многому научились. А скажите мне, уроки волшебства в моей школе вам понравились? А что больше всего вам запомнилось?

Ну, а теперь прошу всех закрыть глаза, мы возвращаемся…

«Топ, топ, хлоп, хлоп,

Вокруг себя повернись,

 В воспитателя превратись»

Спасибо за внимание!

Народная китайская мудрость!!!

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для коллег «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста»

Цель: повышение уровня познавательно-исследовательской компетентности воспитателей МАДОУ.Задачи: создать атмосферу творческого поиска; систематизировать знания педагогических работников по р...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности на прогулке" (практическая часть).

На сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов, искать наиболее эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.Уважа...

Мастер-класс "Использование лэпбука в речевом и познавательном развитии детей"

В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог. Результатом такого поиска может стать тематическая папка или лэпбук....

Мастер-класс для воспитателей «Проектная деятельность в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

Создание системы работы по внедрению технологии – «метод проектов» в процесс познавательного развития детей дошкольного возраста....