Опыты и наблюдения как средства формирования знаний о свойствах неживой природы у детей 6-7 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Осечкина Елена Вазыховна

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта. Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой родине, своему Отечеству.

Современные исследования, направленные на оптимизацию экологического образования, поиск эффективных путей формирования экологической культуры у детей, отмечают как достижения в этой области, так и причины, сдерживающие его развитие, обращают внимание на его несоответствие требованиям современного общества. 

Среди разнообразных методов экологического образования дошкольников важное место занимает наблюдение. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и др. Участие разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний [1, 186]

Вторым по значимости методом являются опыты. Элементарные опыты в настоящее время используются как средство активизации умственной деятельности дошкольников, решения задач их экологического образования. Детей, особенно старшего дошкольного возраста, интересуют многие явления природы, развитие растений и животных. Дети иногда пытаются сами найти ответ на возникшие вопросы. Это вызвано тем, что для ребенка, в силу ограниченности его опыта и особенностей развития мышления, не всегда понятны объяснения воспитателя. А при проведении опыта явление приближается к ребенку, раскрывается его суть. В разных методических пособиях используются разные термины: эксперимент и элементарный опыт как метод обучения дошкольников.

Детское экспериментирование — это преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты (Н. Н. Поддьяков).

          В настоящее время существует много пособий, в которых широко представлены разнообразные опыты, и педагогу важно перевести их содержание в технологию работы с детьми. Для этого необходимо продумать условия постановки проблемной задачи, сформулировать вопрос так, чтобы у детей возникли разные предположения, подготовить условия для проверки нескольких из них, обеспечить процесс самостоятельного поиска детьми верного решения. [2, 330] Данное обстоятельство послужило выбору темы проектной работы.

Цель: на основе педагогической и методической литературы разработать комплекс форм работы с детьми старшего дошкольного возраста, используя возможности экспериментальной деятельности (опыты и наблюдения) для формирования знаний о свойствах неживой природы у детей 6-7 лет.

Задачи:

• проанализировать педагогические и методические источники литературы по экологическому образованию в плане формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о неживой природе;

• разработать и апробировать конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста, используя методы опытов и наблюдений за неживой природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx19.25 КБ
Файл zanyatie_2.docx21.78 КБ
Файл zanyatie_3.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

Конспект-занятие в подготовительной группе  по экспериментальной деятельности: Опыты и наблюдения как средства формирования знаний о свойствах неживой природы у детей 6-7 лет.  

«Природные материалы глина и песок»

Воспитатель: Осечкина. Е.В.

Задачи.

Расширять представление детей о свойствах глины и песка.

Учить сравнивать свойства песка и глины:

  • песок хорошо пропускает воду, а глина плохо;
  • при намокании глина становится мягкой и пластичной, после высыхания шарик сохранит свою форму;
  • из песка шарик слепить трудно, но даже если это удается, то после высыхания песок ссыплется. Это значит, что глина обладает свойством вязкости, а песок нет.
  • песок сыпучий, он состоит из отдельных мелких песчинок разного цвета, одни песчинки непрозрачные, другие прозрачные и похожи на кусочки мутного стекла. Частички глины непрозрачные, неблестящие.

Формировать представление о том, что из глины можно лепить посуду и игрушки, а если смешать глину и песок, то можно сделать строительный материал – кирпич.

Знания и умения:

  • сможет отличать песок от глины
  • узнает, что лучше пропускает воду
  • поймет почему слепленые предметы из песка недолговечны
  • узнает, что песок и глина природные строительные материалы, из чего делают посуду и кирпич

Дидактический наглядный материал:

        Демонстрационный материал: 1 стакан с сухим песком, 1 чашка с глиной, колба с водой, 2 пустые тарелки, стека для резки глины, 2 лупы, 3 пластиковые подложки на стол.

        Раздаточный материал: одноразовый халат на каждого ребенка, 3 бруска глины (100 гр.), стека.

        Ход занятия:

(Воспитатель на отдельном столе заранее готовит все необходимое для занятия и опыта (приложение 1). В этом занятии необходимо участие одного из родителей в качестве помощника)

Воспитатель: Дети сегодня я Вас хочу познакомить с природными материалами песком и глиной. Кто скажет, где можно встретить песок? (на улице в песочнице, на море)

(Воспитатель показывает детям картинки с уличной песочницей и пляж (приложение 3))

Ребята есть песок, который добывают из земли. Для этого выкапывают большую яму, которая называются карьерами и с помощью экскаваторов выкапывать песок, а ещё таким способом добывают глину. Песок и глину используют для производства различных предметов. Из глины делают посуду, горшки для цветов, вазы, игрушки. Песок применяют для производства стекла, песочниц, строительных материалов. Если смешать песок и глину, то получится кирпич.

(Воспитатель демонстрирует карточки с картинками стройки (приложение 4) и частично сами предметы: глиняный цветочный горшок, чашка, ваза, свистулька, кирпич, стеклянная бутылка).

Воспитатель: Ребята хотите узнать какие свойства песка и глины позволяют так их применять? Для этого нам нужно нашу группу превратить в научную лабораторию. Нам необходим стол для экспериментов и защитные костюмы.

(Воспитатель раздаёт детям одноразовые халаты. После того как дети переоделись воспитатель просит детей занять свои места за стол).

Воспитатель: Уважаемые коллеги-исследователи представляю Вашему вниманию передвижную лабораторию для экспериментов! (Воспитатель с помощником демонстрирует заранее подготовленный стол и перечисляет что на нём находится). Первый эксперимент. Для этого мне нужны двое ребят. (Воспитатель выбирает двоих ребят). Коллеги вот Вам два стакана и две тарелки. (Воспитатель рассказывает детям что находится в стаканах). Ребята мы сейчас будем по очереди высыпать содержимое стакана в тарелку, а ваша задача внимательно наблюдать! (Воспитатель просит одного из ребенка взять стакан с песком и медленно его высыпать в тарелку). Ребята легко ли сыплется песок? (легко) А теперь попробуем высыпать из стакана глину.  Ребята что легче высыпать — песок или глину? (песок) Песок — сыпучий, а глину нельзя так легко высыпать из стакана. В отличие от глины песок — рыхлый.

Воспитатель: Коллеги предлагаю продолжить. Эксперимент второй. Здесь так же нужны помощники.  (Из желающих воспитатель выбирает 2 ребят). Ребята перед Вами две тарелки, одна с песком другая с глиной. Предлагаю рассмотреть внимательно наши природные материалы под увеличительным стеклом.

(Из двоих желающих воспитатель предлагает одному ребенку рассмотреть песок. Ребёнок совместно с воспитателем начинает описывать песок. Вывод, которые делают дети:  песок состоит из мелких частиц. Они очень круглые, полупрозрачные. Цвет серый. После того как рассмотрели песок воспитатель предлагает второму ребенку так же рассмотреть глину. Ребенок так же совместно с воспитателем начинает описывать глину. Вывод: В глине — слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин. Вязкая)

Воспитатель: Мы делаем вывод, что песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина — из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу. Ребята каждый по очереди подходит к нам и вместе рассмотрим песок и глину под увеличительным стеклом.  (Воспитатель с помощником помогают детям рассмотреть песок и глину. Предлагают детям потрогать песок и глину. После обязательно проконтролировать чтобы дети вытерли руки влажными салфетками).

Отлично коллеги, эксперимент третий. Кто будет нашими помощниками?  (Из желающих воспитатель выбирает троих ребят). Коллеги перед Вами три тарелки с песком и глиной. Сейчас мы посмотрим, что пропускает воду. Для этого сделаем три шарика. Один будет из сухова песка, второй из влажного песка, а третий из глины. (Воспитатель перед первым ребёнком ставит тарелку с сухим песком, перед вторым ребёнком тарелку с влажным и перед третьим ребёнком тарелку с глиной. Каждому делает шарик. После того как дети сделают шарики в них необходимо сделать углубление).

А теперь, коллеги Вам необходимо сделать небольшое углубление и налить в него воды.  (Воспитатель с помощником каждому ребенку помогает делать углубление, далее раздаёт стаканы с водой. Каждый ребёнок потихоньку наливает воду по просьбе воспитателя).

Воспитатель: Ребята сперва нальём воды в шарик из сухого песка. Что мы видим, что сухой песок пропускает воду. И к тому же фигура из этого песка развалилась. Давайте посмотрим, что будет с влажным песком. Ребята что у нас произошло с песком?  Влажный песок так же пропускает воду и не держит форму. Настало время глины. Ребята мы видим, глина не пропускает воду, форма сохранилась. Коллеги из этого эксперимента мы делаем вывод, что песок пропускает воду, а глина нет.

Ребята — вот какие свойства у глины и песка. Теперь понятно Вам почему из глины делают посуду! Давайте, попробуем и мы сделать для наших близких кто для мамы, кто для папы, а кто для бабушки или дедушки чайную чашку из глины. После того как она высохнет мы её разукрасим красками.

 (Воспитатель раздаёт каждому подготовленный раздаточный материал: кусок глины, стека. Ребята совместно с воспитателем делают чашку, аналогично как из пластилина). Ну вот ребята мы сегодня с вами узнали про свойства песка и глины. Теперь я хочу, чтобы Вы мне ответили

  • что пропускает воду? (песок)
  • чем отличается песок от глины? (песок рыхлый и пропускает воду, глина вязкая и не пропускает воду)
  • какой строительный материал делают из песка с глиной? (кирпич)  



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

Конспект-занятие в подготовительной группе  по экспериментальной деятельности: Опыты и наблюдения как средства формирования знаний о свойствах неживой природы у детей 6-7 лет.  

 «Природный материал - соль».

Воспитатель: Осечкина. Е.В.

Задача:

  1. Знакомить детей с солью, как с природным материалом, и её разновидностями (морская, розовая, каменная и черная), свойствами соли отсутствие запаха, растворимость в воде и вода, ее взаимодействии с другими природными веществами.
  2. Формировать представление о том, что можно сделать из соли (соляные лампы, конфеты для лошадей).

Знания и умения:

  • ребёнок узнает, что соль не полностью растворяется в воде;
  • ребёнок узнает, что соль бывает разного вида, размера и цвета (морская, каменная, белая, розовая, черная, крупного и мелкого помола);
  • ребёнок узнает, что соль не меняет цвет воды, а делает её менее прозрачной – мутной;
  • ребёнок узнает, что вода меняет свой вкус если в ней растворить соль;
  • ребёнок узнает, что соль растворяет лёд;
  • ребёнок узнает, что из соли можно делать лампу, использовать при приготовлении еды.

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал:1 тарелка с розовой солью, 1тарелка с белой морской солью, 1 тарелка с каменой солью, 1 тарелка с черной солью, 1 соляная лампа, 3 колбы, 3 чайные ложки, 1 кувшин с водой, 3 глубоких тарелки, 1 емкость с кубиками льда.

        Раздаточный материал: одноразовый халат на каждого ребенка.

Ход занятия:

(Воспитатель на отдельном столе заранее готовит все необходимое для занятия и опыта. В этом занятии необходимо участие одного из родителей в качестве помощника. (приложение 2)).

Воспитатель: Дети сегодня я Вас хочу познакомить с природным материалом - солью. Ребята соль бывает - морская и каменная.  Морскую соль добывают из морской воды, а каменную из соляных пещер глубоко под землёй. А каким цветом соль? (белая)

Воспитатель: Соль по цвету бывает розовой, белой, черной. (Воспитатель ставит на стол тарелки с разными видами соли). Соль бывает разных размеров в виде больших камней и маленьких или совсем мелкая как мука. Соль богата различными полезными добавками (ставит на стол соляную лампу). Ребята, а как вы думаете соль растворяется в воде?

Воспитатель: Хорошо. Ребята розовая и белая соль отличается по вкусу? (Возможно, ответят да). Ребята соль имеет запах? (Могут ответить нет).

Воспитатель: Ребята, а давайте проверим так ли это и заодно узнать какими еще свойствами обладает соль. Предлагаю провести эксперименты. Для этого нам нужно нашу группу превратить в научную лабораторию. Нам необходим стол для экспериментов и защитные костюмы. (Воспитатель раздаёт детям одноразовые халаты. После того как дети переоделись воспитатель просит детей занять свои места за стол).

Уважаемые коллеги-исследователи представляю Вашему вниманию передвижную лабораторию для экспериментов! (Воспитатель с помощником демонстрирует заранее подготовленный стол и перечисляет что на нём находится).

Первый эксперимент «Имеет ли соль запах?» Для этого мне нужны двое ребят. (Воспитатель выбирает двоих ребят).

Коллеги вот Вам две тарелки, одна тарелка с розовой солью, а другая с белой морской. Ребята понюхайте. Есть ли запах? (нет) Из чего мы делаем вывод что соль не имеет запаха.

Коллеги, предлагаю продолжить, эксперимент второй «Растворяется ли соль в воде?» Здесь то же нужны помощники. (Воспитатель выбирает 3 ребят)

Ребята перед Вами три тарелки, одна с белой морской солью крупной, белой солью каменой мелкой и   розовой мелкой солью. Предлагаю растворить каждый вид соли в воде. Для этого каждый из Вас насыпать в прозрачную колбу по одной чайной ложке соли и нальёт в колбу воды. (Воспитатель совместно с помощником помогает детям насыпать в колбы соль. Далее каждый ребенок по просьбе воспитателя наливает воды в колбу с солью. После чего воспитатель предлагает ребятам размешать соль в колбах. Далее воспитатель просит одного ребенка посмотреть на первую колбу).

Посмотри в твоей колбе соль растворилась. Напоминаю мы засыпали белую морскую соль. Что ты видишь? (На дне колбы есть немного кристалликов).

(Воспитатель просит второго ребенка посмотреть на следующую колбу).

Воспитатель: Мы с тобой засыпали розовую соль.  Посмотри она растворилась в воде? (Соль не до конца растворилась. На дне есть кристаллики).

(Воспитатель просит третьего ребенка посмотреть на последнюю колбу).

Воспитатель: Мы растворяли белую каменную соль. Она растворилась? (Соль не до конца растворилась. На дне есть кристаллики).

Воспитатель: Ребята из данного эксперимента следует вывод, что соль не до конца растворяется в воде. Отлично коллеги, эксперимент третий «Окрасится ли вода если в неё добавить соль?» Кто будет нашими помощниками? (Воспитатель выбирает троих ребят).

         Воспитатель: Коллеги перед вами три колбы с водой. Предлагаю растворить в воде черную, розовую и белую морскую соль и посмотреть.

(Воспитатель совместно с помощником помогает каждому ребенку насыпать соль в колбу с водой).

Воспитатель спрашивает у одного из детей: Какую соль ты насыпал? (Ребенок называет цвет). Вода поменяла цвет? (Скорее всего скажет да, так как в воде появятся много мелких черных крупинок и внешне будет казаться, что вода поменяла цвет). Коллеги, а что видите Вы? Вода поменяла цвет? (Скорее всего большинство скажет, что вода поменяла цвет).

Воспитатель: Ребята вода в колбе с черной солью стала мутной с черными не растворёнными частичками. Из-за чего кажется, что вода поменяла цвет.  Воспитатель спрашивает следующего ребенка: а ты какую соль добавляла в воду? (Ребенок называет цвет соли).

Воспитатель: Вода поменяла цвет? (Нет). Коллеги, а что видите Вы? Вода поменяла цвет? (Нет, но возможно, что кто-то из ребят ответит, что вода стала мутная).

Воспитатель: Коллеги, какие Вы внимательные. Большинство ответило правильно – вода цвет не поменяла, но стала немного мутная.

Воспитатель спрашивает у третьего ребенка: Ты какую соль добавлял в воду? (Ребенок называет цвет соли). Вода поменяла цвет? (Скорее всего скажет да, так как в воде появится розовые нерастворённые частички вода стала более мутная и внешне цвет похож на грязно-розовый. Воспитатель опять обращается к остальным детям). Коллеги, а что видите Вы? Вода поменяла цвет? (Скорее всего большинство скажет, что вода поменяла цвет).

Воспитатель: Ребята вода в колбе с розовой солью стала более мутной с розовыми нерастворёнными частичками. Из-за чего кажется, что вода поменяла цвет.

Воспитатель: Коллеги, эксперимент четвертый «Изменился ли вкус воды если в неё добавить соль?» В этом эксперименте участвуют все желающие. Мы сейчас подойдем к каждому из Вас и дадим попробовать Вам воду, а Вы ответите у какой воды какой вкус.

(Воспитатель наливает в один стакан обычную питьевую воду, а помощник переставляет несколько колбочек с соляным раствором, которые были использованы в предыдущих 2-х опытах, на поднос. Далее воспитатель каждому ребенку даёт попробовать обычную воду, а потом воду с подноса помощника. Воду для пробы будет наливаться в индивидуальную ложечку - чайную).

Воспитатель: Коллега каково ваше мнение, вода поменяла вкус? (Да, но, возможно, кто-то скажет, что нет, или вода стала невкусная).

(Воспитатель спрашивает мнение у каждого ребенка).

Воспитатель: Коллеги из данного эксперимента мы делаем вывод, что вода поменяла вкус! Вы согласны?

Воспитатель: Коллеги, эксперимент пятый «Соль растворяет лёд?» Для этого мне понадобится три желающих.  (Воспитатель выбирает 3 детей).

Перед вами 4 тарелки с кубиками льда и три тарелки с солью. В каждой тарелке по одному кубику. Теперь каждый из Вас берет только одну тарелку с солью и одну тарелку с кубиком льда. Четвертая тарелка нам нужна для сравнения таянья льда. (Дети выбирают себе каждый по соли).

С помощью чайной ложки ребята высыпайте на кубик льда соль. Вот наши замечательные песочные часы, засекаем время. Я думаю, что минуты две нам хватит для того, чтобы началась реакция таянья кубика льда. Желающие могут подойти поближе и посмотреть. (Воспитатель с помощником помогает детям рассматривать как идёт реакция таяния и не толкаться).

Ребята, обратите внимание, что кубик льда без соли таит медленнее, чем кубики, обработанные солью. Из чего мы можем сделать вывод, что соль действительно растворяет лёд.

Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами узнали про свойства соли. Теперь я хочу, чтобы Вы мне ответили:

  • соль имеет запах? (нет)
  • меняется ли вкус у воды если в ней растворить соль? (да)
  • растворяется ли соль в воде? (не до конца, частично)
  • меняется ли цвет воды, если в ней растворить соль (нет)

Воспитатель: Из всего этого мы делаем вывод, что соль -  это природное вещество, которое может быть разного размера и цвета, не имеет запаха и поэтому из него делают соляные лампы. А ещё соль меняет вкус воды, её можно использовать как приправу для еды.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

Конспект-занятие в подготовительной группе  по экспериментальной деятельности: Опыты и наблюдения как средства формирования знаний о свойствах неживой природы у детей 6-7 лет.  

 «Воздух»

Воспитатель: Осечкина. Е.В.

Задачи.

1.        Расширять знания детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость, вкус, запах.

Формировать представление как взрослый применяет воздух в хозяйственной деятельности.

2.        Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией.

Знания и умения:

  • ребёнок понимает для чего нам воздух;
  • знает, что человек, растение и животное, не сможет прожить без воздуха;
  • знает свойства воздуха: невидимость, легкость, запах;
  • научится рисовать техникой «кляксографией».

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал: надувной шарик и мячик, картинка с кислородным баллоном; одноразовые стаканчики и коктейльные трубочки (по количеству детей), кувшин с водой, средний мячик с клапаном, вакуумный мешок, тазик с водой, кусочек резины, резиновая игрушка, апельсин; краски, бумага А4 (по количеству детей).

        Раздаточный материал: одноразовый халат на каждого ребенка.

Ход занятия:

Воспитатель здоровается с детьми. Читает стихотворение:

 Доброе утро! -

Скажешь кому-то,

И будет ему

Очень доброе утро,

И день будет добрый,

И добрые встречи,

И добрый, конечно,

Опустится вечер.

Как важно и нужно,

Чтоб сразу с утра

Тебе пожелали добра!

Воспитатель: Ребята я вам принесла несколько предметов. Посмотрите на них внимательно и скажите, что это. (Воспитатель на стол выкладывает надувной шарик и мячик, картинку с кислородный баллоном). Ребята как Вы думаете, что у них общее? (Ответы детей могут быть связаны с темой игрушки или еды, возможно кто-то знает назначение кислородного баллона).

Воспитатель: Ребята предлагаю отправится в путешествие в мир знаний и узнать, что у этих предметов общее и для чего их использует человек. Согласны. (Помощник воспитателя включает интригующую музыку). Ребята посмотрите, что нас окружает? (Дети могут перечислять всё что есть в комнате). А ещё в нашей комнате есть воздух – кислород. Ребята как вы думаете зачем нам воздух? (Чтобы дышать или кто-то из детей ответит не знаю, чтобы жить, чтобы расти и т.п.).

Воспитатель: Воздух нужен нам для того, чтобы дышать. Сделайте вдох, выдох. Ребята, а кто ещё дышит воздухом? (Животные, растения, насекомые или некоторые будут конкретно называть виды животных и растения).

Воспитатель: Ребята Вы знаете, сколько человек может прожить без воздуха? (до 5 минут). Ребята работники некоторых профессий в своей работе используют воздух. Например, водолаз, когда спускается под воду для того чтобы очищать дно рек и озёр от мусора, он использует емкость с воздухом чтобы дышать под водой. Он называется акваланг. Врач, когда делает больному операцию и пожарный, когда тушит пожар используют ёмкость с воздухом. Она называется кислородный баллон. Мы сейчас с Вами посмотрим небольшой фильм про них.

(Воспитатель показывает презентацию с видео: водолаз под водой, пожарный при тушении пожара (приложение 5)).

Воспитатель: Ребята если воздух тёплый, то он занимает много места, а если холодный сжимается. Посмотрите, как теплый воздух надувает воздушный шар. (Воспитатель показывает видео – надувание воздушного шара). Дети вы знаете, как можно увидеть воздух?  А имеет ли воздух вес и запах? Ответы нам смогут дать эксперименты! Для этого нам необходимо подготовится. (Воспитатель раздаёт детям одноразовые халаты. После того как дети переоделись воспитатель просит детей занять свои места за стол и напоминает правила безопасного поведения).

Уважаемые коллеги-исследователи представляю Вашему вниманию передвижную лабораторию для экспериментов! (Воспитатель с помощником демонстрирует заранее подготовленный стол и перечисляет что на нём находится).

Первый эксперимент. «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой». Участвуют все. Ребята сейчас каждый из Вас получит стаканчик с трубочкой. После чего мы с помощник подойдёт к каждому и нальём в стакан воды. Ваша задача взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха). Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? Почему? Эксперимент показал, что когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Продолжаем. Эксперимент второй, «Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать»? В этом эксперименте нам нужны два помощника. (Воспитатель выбирает двоих ребят). Для этого эксперимента нам понадобится мячик и вакуумной мешок.  (Воспитательница обращается к одному ребенку). Чем можно надуть мячик? (Воздухом). Теперь у мячика я открываю клапан. Что ты слышишь? (шипение, свист). А Вы коллеги что слышите? (Воспитатель обращается к остальным детям). Следующий будет вакуумный мешок, в котором мы запечатаем воздух. (Воспитатель помогает следующему ребенку набрать в мешок воздух и закрыть его). На пакете есть специальный клапан, который мы сейчас откроем. Что ты слышишь? (шипение). А Вы коллеги что слышите? (Воспитатель обращается к остальным детям). Коллеги данный эксперимент показал, что мы слышим звук шипения. Из чего можно сделать вывод что когда воздух сдувается, то он издаёт шипящий или свистящий звук.

Коллеги продолжаем наши эксперименты. Эксперимент тритий «Имеет ли воздух вес и запах?» Для этого нам понадобится два помощника. (Воспитатель выбирает двоих желающих). Ребята перед вами предметы: резиновая игрушка, кусок резины и тазик с водой. Каждый из вас берет только один из предметов: резиновую игрушку и кусочек резины. Теперь опустим в воду кусочек резины. (Воспитатель обращается к одному ребенку). Что с ним стало? (Он утонул). А теперь опустим в воду резиновую игрушку. (Воспитатель обращается к второму ребенку). Что с ней стало? (Она не тонет). Почему? (Воспитатель с ребятами сравнивает резиновую игрушку и кусочек резины по весу). Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (воздух).

Воспитатель: Коллеги эксперимент показал, что воздух имеет вес, но он легче, чем вода. Ребята, а как Вы думаете имеет ли воздух запах? Об этом нам поможет узнать четвертый эксперимент. Участвуют все. Каждому из вас предлагаю закрыть глаза. Чем пахнет? (Ничем, нет запаха).

(Воспитатель с помощником начинают чистить апельсин). А теперь? (Апельсином). Эксперимент показал, что сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. Вывод: воздух переносит запахи. Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Берем трубочку, аккуратно погружаем кончик трубочки в краску, и набираем на его кончик немного краски. Теперь эту капельку раздуваем осторожно, не торопясь на бумаге. У каждого получится свой неповторимый образ. Присмотритесь у кого-то будет похоже на цветок, а у кого-то на морскую медузу или облако.

Ребята мы сегодня с вами узнали про воздух и его свойства. В начале занятия я Вам показывал предметы: шарик, мячик и картинку с кислородным баллоном и задала вопрос что у них общего. Кто теперь ответит на этот вопрос? (воздух). Воздух повсюду и без него мы не можем прожить и 5 минут. Ребята я хочу, что вы мне ответили на несколько вопросов: Воздух имеет запах? (нет). Чем можно надуть шарик и мяч? (воздухом). Почему игрушка не тонет в воде? (из-за воздуха). Как можно увидеть воздух? (подуть через трубочку в стакан с водой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологии: «Формирование знаний об объектах живой природы у детей 3-4 лет и воспитания бережного отношения к ним»

 [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14584682","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"270"}}]]   [[{"type":"media","view_mode":"media...

« Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста » Исследовательская деятельность в природе с детьми старшего дошкольного возраста. 12 апреля - День Космонавтики

laquo; Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного   возраста »Исследовательская деятельность в природе с детьми старшег...

Методическая разработка.Презентация "Экспериментирование как средство формирования знаний о неживой природе у детей 5 года жизни"

В презентации представлена эффективность использования неживой природы,как формирование знаний о неживой природе у детей 5 года жизни....

Элементарные опыты, как метод формирования знаний о явлениях неживой природы у детей старшего дошкольного возраста

Теоретические основы детского экспериментирования как научно-методической проблемы.Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о предметах и явлениях природы.Детское эксперименти...

Методическая разработка Психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений о неживой природе у детей шестого года жизни

Психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений о неживой природе у детей шестого года жизни...