Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Долотова Галина Владимировна

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных групп более пристальное внимание должно уделяться достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots_kom_razvitie.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

 Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста

Воспитатель Долотова Г.В., Летнева Л.М., ГБОУ "Школа № 842"

Социально-коммуникативное развития детей дошкольного возраста актуально на современном этапе, поскольку на данный момент  в социальном окружении детей наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры.

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных групп более пристальное внимание должно уделяться достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Основной целью данного направления является успешная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются:

        - присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

        - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

        - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

        - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

        - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

        - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

        - формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

        - формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

        Для решения поставленных задач необходимо соблюдать следующие условия:

        - использование в практике работы дошкольных групп здоровьесберегающих технологий;

        - создание эмоционально-благоприятной атмосферы в дошкольной группе;

        - обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

Требования ФГОС ДО определяют характер взаимодействия взрослых и детей как - личностно-развивающий и гуманистический. предполагающий уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности.

        Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.

Выделяются основные принципы дошкольного образования, направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму:

        - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

        - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

        - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

        - учёт этнокультурной ситуации развития детей;

        ФГОС ДО определяет  содержание и условия реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

        Содержание направлено:

        - на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

        - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

        - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

        - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

        - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

        - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

        - формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

К основным компетенциям педагога:

        - Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

        - Поддержка индивидуальности и инициативы детей;

        - Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных         ситуациях;

        - Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;

        - Организация сотрудничества с родителями воспитанников.

2. Рекомендуемые инновационные формы работы

        Младший дошкольный возраст

        - Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;

        - Организация сюжетных игр;

        - Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;

        - Простейшие поисковые и проблемные ситуации;

        - Игры с моделированием;

        - Литература и игра (чтение) ;

        Средний дошкольный возраст

        - Организация сюжетно-ролевых игр;

        - Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.

        - Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.

        - Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры

        Старший дошкольный возраст

        - Ситуационные задачи, их широкая вариативность.

        - Использование метода проектов.

        - Использование метода коллекционирования.

        - Использование театрализованной деятельности.

        - Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов)

        - Самостоятельная деятельность детей.

3. Инновационные формы работы с родителями:

        - Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;

        - Вечера вопросов и ответов;

        - Родительские гостиные;

        - Тренинги по запросам родителей;

        - Клубы по интересам;

        - Родительские конференции;

        - Совместное творчество родителей, детей и педагогов;

        - Творческие выставки и фотовыставки;

        - Тематические вечера и викторины;

        - Совместные досуги;

        - Видеоинтервью и мультимедийные презентации;

        - Выпуск семейных газет и книжек-малышек;

        - Совместное создание мини-музеев.

4. Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

        - Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

        - Обучение умению слушать и слышать другого;

        - Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

        - Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

        - Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

        - Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

        - Формирование чувства симпатии между участниками общения;

        - Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;

        - Обучение умению детей владеть собой;

        - Развитие умения анализировать ситуацию;

        - Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

Требования ФГОС ДО направлены в первую очередь на повышение качества и статуса дошкольного образования, что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...

План по самообразованию на тему: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творче...

Рабочая программа по развитию эмоциональной, личностной сферы и социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Я дарю тебе радость» для воспитанников от 6 до 7 лет

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития л...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр

В статье представлен опыт работы воспитателя на группе кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями социально-коммуникативного развития....

Лэпбук, как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и наибол...

Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Самообразование на тему «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста  с помощью игровых технологий»...

Презентация "Роль музыки в развитии социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Обобщение опыта по развитию социально-коммуникативных навыков дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности....