Родительское собрание по развитию мелкой моторики рук у детей
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Блинова Елена Анатольевна

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» (Н. Кант)

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.  К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. 

Через пальцы ребёнок познаёт  окружающую действительность: он исследует ими  предметы, их свойства и качества (форма, строение, величина, пропорции, положение в пространстве).

Сегодня мы поговорим о том, как обеспечить хорошую  подготовку руки ребёнка  к письму

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit._sobranie_blinova.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание  для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей

Цель:  показ родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Ход        
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Дальновидные родители начинают готовить ребёнка к школе с раннего возраста, с развития тактильных ощущений, мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Почему же мы уделяем этому такое большое внимание? Хочу вам процитировать двух знаменитых людей

«Источники способностей и дарований  детей -  на кончиках их пальцев» (В.А. Сухомлинский)

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» (Н. Кант)

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.  В старину наши предки пели детям песенки – потешки, играли в  «Ладушки», «Идёт коза», «Сорока», «Этот пальчик дедушка» и т.д., сопровождая речь движениями рук. Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. 
Через пальцы ребёнок познаёт  окружающую действительность: он исследует ими  предметы, их свойства и качества (форма, строение, величина, пропорции, положение в пространстве).

Сегодня мы поговорим о том, как обеспечить хорошую  подготовку руки ребёнка  к письму.

Работа над р.м.м. начинается с развития тактильных ощущений. Для этого можно использовать  «Волшебный мешочек». В мешочек помещаются различные предметы или геометрические фигуры (в зависимости от темы занятия), а ребёнок на ощупь должен определить, что там спряталось. Опустите руку в мешочек, и назови один признак предмета, спрятанного в мешочке.

Для развития м.м. я в своей работе очень широко использую пальчиковую гимнастику и игры.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковые игры и упражнения интересны тем, что с помощью них можно «рассказывать руками» маленькие истории, сказки, стихи.

Сначала все упражнения выполняются медленно, отрабатываются одной рукой, затем другой, после – двумя одновременно.

Очень полезны пальчиковые упражнения, которые выполняются не синхронно, а попеременно. Пример «Флажок», «Блины», «Кошечка».

Чтобы пальчиковые упражнения были эффективны надо ежедневно заниматься  п/г около 5 минут в утренние или вечерние часы (показать 2 комплекса п/г).

И сейчас я предлагаю рассказать вместе со мной стихотворение.

Зимой

Снег пушистый лег на ветки.

Изображаем руками деревья: сгибаем руки в  локтях и высоко поднимаем их.

Пальцы растопыриваем,  изображая ветви дерева

И гулять бегут все детки.  

Указательный и средний пальцы обеих рук  «бегут» по столу, как ножки

Лепят бабу под окном,    

Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим

Дружно катят снежный ком.

Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»

Лыжи,  

Скользить по столу ладонями вперед-назад

 Санки  

  Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать

  синхронные движения вперед-назад

  И коньки    

  Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе

  Мчатся наперегонки.

Чтобы сохранить интерес ребёнка к данному виду деятельности можно использовать разнообразный материал (счётные палочки, орехи, фасоль, всё, что окажется под рукой).

И сейчас я предлагаю вам рассказать стихотворение, используя ватные комочки, поочерёдно всеми пальцами.

Снежок

Раз, два, три, четыре,    

Загибаем пальчики по одному

Мы с тобой снежок лепили,  

«Лепим» двумя руками

Круглый, крепкий,      

Чертим руками круг 

Очень гладкий,    

Одной рукой гладим другую 

И совсем, совсем не сладкий.

Грозим пальчиком 

В своей работе по р.м.м. мы используем самые обычные предметы и вещи. В частности крупы и зерновые. И сегодня я предлагаю вам ряд игр с крупами, т.к. вы большую часть времени проводите на кухне, а ваш малыш крутится возле Вас.

Игры с крупой

Игра «Золушка». В то время, как вы заняты приготовлением ужина,  предложите ребёнку перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

«Накорми куколку» (поиграть) способствует развитию точности и скоординированности движений. Сначала можно использовать крупные зёрна – фасоль или семечки подсолнуха, а затем более мелкие – рис или гречку.

 «Сухой бассейн» - для развития тактильных ощущений. 

 Эту игру можно использовать в работе с детьми и для формирования элементарных математических представлений

  1.  При знакомстве с числами и цифрами:
  • Можно считать предметы и игрушки, находить нужное количество предметов в крупе, выкладывать в крупу столько игрушек, сколько слышишь звуков;  
  • рисовать пальчиком на манной крупе цифры, буквы, контуры предметов

2.   В игре «Найди цифру» ребёнок ищет и откапывает в крупе цифру, называет её, проверяет, нет ли зеркального отображения,  и определяет чётное или не чётное это число. Для этого рядом с цифрой ребёнок кладёт нужное количество предметов и делит их по двум сторонам.

Лепка. Одним из уникальных средств р.м.м. является лепка. Лепим мы в основном из пластилина. Сначала дети готовят пластилин к работе (мнут его пальчиками), потом раскатывают из него шарики, колбаски. Здесь бывает задействована вся ладонь, но основная нагрузка падает на пальчики. Эту работу вы можете проводить с детьми и в домашних условиях.

Игра  «Волшебные палочки» является  прекрасным средством для развития ловких пальчиков вашего малыша.

 Дайте малышу обычные счётные палочки. Их можно считать, а можно из них выкладывать простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. Существует несколько этапов работы со счётными палочками. Сначала взрослый садится рядом с ребёнком и выкладывает, какой то предмет или фигуру. А ребёнок смотрит и копирует изображение. Затем взрослый знакомит ребёнка со схемой и учит его работать по ней. А затем ребёнок уже самостоятельно работает со схемой. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения. Развить точность и скоординированность движений помогут такие задания – переложите палочек 2 одноимёнными пальчиками: указательными… мизинцами. Пара пальцев берёт одну палочку. Используйте большой палец и указательный, большой палец и средний и т.д.

Следующая игра, с которой я хотела бы вас познакомить – это «Игра с прищепками»

Прямое назначение бельевых прищепок – это приспособление для закрепления белья. При развешивании белья попросите ребёнка вам помочь. И вам помощь, и ребёнку польза. Очень часто мы используем обычные предметы – в частности прищепки не по назначению, а для развития детей. Так игра «День и ночь» - это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением. Чтобы заинтересовать ребёнка, нужно придумать что-то интересное для него. Предлагаю из картона вырезать круг. А потом сказать детям, что утром солнышко просыпается. Давайте сделаем солнышко. 

Задание состоит в том, чтобы на края круга нацепить обычные бельевые прищепки тремя пальцами. Получится солнышко. Затем надо попросить ребенка снять эти прищепки тремя пальцами (теми, которыми он потом будет писать) и положить обратно в корзину, сказав при этом, что солнышко устало, оно пошло спать. Вот и все упражнение. Оно кажется очень простым, но маленькому ребенку действительность открывается через ощупывание предметов и через механические действия с ними.

Если вы хотите усложнить задание, можно внести соревновательный элемент, предложив детям прикреплять прищепки на скорость: кто быстрее.

Если кончикам пальцев малыша дать хорошую работу, то в будущем это скажется на формировании навыка письма: ребенок гораздо быстрее и легче научится держать карандаш и владеть им, как орудием письма. Сейчас я предлагаю вам выбрать любую фигуру и превратить её с помощью прищепок в предмет (поиграть).

Чтобы обеспечить хорошую подготовку руки  ребёнка к письму нужно научить ребёнка - правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть.

К 5—6 годам у ребёнка уже складывается определенная поза при рисовании и письме, часто неправильная, и неправильный способ держания ручки.

Ребёнок сосредотачивает своё внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, ручки, кисточки, что скажется на качестве навыков рисования, а в последующем – и письма. При этом особенно заметен мышечный тонус руки. У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведёт к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребёнка быстро устаёт, он не может закончить работу без дополнительного отдыха. Если у вашего ребёнка неправильный захват карандаша, то ему может помочь специальная насадка. Показать.

Слишком твердый стержень, толщина “не по руке”, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.

 - Необходимо соблюдать правильную позу при рисовании и письме;

Почему это так важно? Главное потому, что правильная поза позволяет сформировать правильную технику письма, а значит, сделать письмо удобным, четким, быстрым.

Когда пишем, соблюдаем следующие правила:

Сидим прямо.

Ноги вместе.

Между грудью и столом расстояние 1,5 - 2 см.

Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову.

Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди.

Оба локтя лежат на столе.

              Для развития мелкой моторики руки вы можете использовать в домашних условиях следующие игры и упражнения.

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

-  раскрашивание, штриховка, обведение предметов по контуру, по трафаретам.

Самыми эффективными среди этих упражнений, по мнению психологов и педагогов, считаются штриховка и обведение по контуру. В процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой. Помимо того, что этот вид работы готовит руку к письму, он так же развивает внимание, глазомер, зрительную память, усидчивость, аккуратность, фантазию, образное мышление. Штриховка и закрашивание - это две совершенно разные вещи. Штриховка – это линии, проведённые в одном направлении (либо по форме предмета, который вы штрихуете). Линии проводятся на небольшом расстоянии друг от друга. При штриховке нужно соблюдать следующие правила: штриховать надо от руки, карандаш должен быть хорошо заточен, расстояние между линиями должно быть одинаковым, использование ластика не желательно.

Существуют также золотые правила раскраски: раскрашиваем предмет в одном направлении, без пробелов, не выезжая за контуры рисунка.

- Работа с бумагой: вырезание, оригами, аппликация, работа с салфетками (приготовить каждому по листочку бумаги)

Как можно использовать бумагу для развития мелкой моторики? Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше), а из маленьких кусочков   цветной бумаги по нарисованному контуру выполнить аппликацию.

 - Бумагу можно мять (правой рукой, левой), разглаживать скомканный комочек, используя все пальчики, только большие, указательные и т.д.

 - Складывать пополам, по диагонали, из листа бумаги можно скатать рулончик, делая его при помощи ладоней все тоньше.

- Обрывание из бумажных заготовок по контуру разных предметов. (Раздать  образцы с трафаретами)

- Разрезать ножницами (Рассказать правила использования ножниц, последовательность обучения).

Познакомьте детей с тем, как обычная бумага превращается в красивые забавные объемные игрушки. Это техника  «Оригами» (определение)  Показать альбом оригами.

Обыгрывайте сделанные работы, придумайте совместно сказку и поиграйте в неё вместе с ребёнком.

Я предлагаю вам использовать эти игры и упражнения дома. Надеюсь, они принесут вашим детям радость и позволят развить мелкую моторику пальцев рук ваших детей.

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Принимайте непосредственное участие в этом увлекательном процессе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: "Развитие мелкой моторики рук."

Родительское собрание. Тема: «Развитие мелкой моторики рук». Цель: •    показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;•    обозначить взаимосвязь ме...

Родительское собрание о развитии мелкой моторики

О значении развития мелкой моторики ( руки) у детей раннего возраста...

Родительское собрание Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования»

Родительское собраниеТема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования»...

Родительское собрание Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования»

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием стандартного и нестандартного оборудования...

Родительское собрание Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в игровой деятельности»

Главная цель разработки – вооружить воспитателей идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая нетрадиционная методика и тема разработана в соответствии с наи...

Родительское собрание-практикум "Развитие мелкой моторики рук детей 2-4 лет

Родительское собрание проводилось для родителей детей 2-4 лет.Цель собрания:обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребенка как неотъемлемой части его жизни....

Родительское собрание по развитию мелкой моторики у детей «Умные пальчики»

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной ...